Данная статья является своего рода взглядом со стороны не искушенного пользователя на Турбо-страницы от Яндекс, до которого наконец-то дошли некоторые особенности работы этой технологии, а так же не совсем очевидные последствия от её использования.

Что такое Турбо-страницы Яндекс официально?

Турбо-страницы — лёгкие версии страниц вашего сайта
Исследования показывают, что люди не готовы ждать загрузки более 2 секунд.
Мы предлагаем вам подключить Турбо-страницы, которые очень быстро открываются из сервисов Яндекса и эффективно монетизируются.
В принципе описано все четко, для чего это нужно. И хотя понимаешь, что технология привязывается к Яндексу, ну да ладно. Тем более, если это повышает удобство пользователей и тем самым увеличивает пользовательский трафик, то почему бы и нет?

Но как всегда, есть нюанс.



Технические подробности


Ссылки на хабро-статьи с подробным описанием технологии:


Если кратко, то технология позволяет увеличить скорости загрузки web страниц на мобильные устройства пользователя за счет их предварительной обработки и кеширования на отдельных серверах.

В настройках страниц тоже нет ничего сложного (по крайне мере для разработчика). Я настроил их генерацию у себя на сайте в конце прошлого года и если судить по отчетам, то получилось несколько сотен Турбо-страниц, так что полет нормальный.

Сравнение страниц


А сегодня вчера обратил внимание на поисковую выдачу. И не на мобильном устройстве, а на десктопе. Вот скриншоты результатов поиска в Яндекс по запросу «цветы Кавказа».

Скриншоты поисковой выдачи:




А это страницы, которые открываются по ссылкам из поисковой выдачи:




Какое же было мое удивление, когда стало понятно, что я не перехожу на целевой сайт, а продолжаю оставаться на Яндексе! Ссылки в поисковой выдаче отображаются как обычно, но открывается URL, который начинается на _https://yandex.ru/turbo?text=[URL]



Еще раз акцентирую внимание на том, что эта поисковая выдача на обычном десктопном компьютере, а не на мобильном телефоне, ради увеличения скорости загрузки страниц на котором все и затевалось!

Вот оригинальные страницы сайтов




И только после прочтения технических подробностей про данную технология до меня дошло! В статьях особо не заостряется внимание на том, что при открытии Турбо-страницы пользователь не переходит на целевой сайт, а все время продолжает остается на сервере поисковика!

Тонкости пользовательского соглашения


А что написано в пользовательском соглашении? Можно не обращать внимание на детали, в которых компания ни за что не несет ответственности. Такие оговорки являются обычными для подобных сервисов.

Но меня очень заинтересовали два пункта, которые были внесены при двух последних изменениях пользовательского соглашения.

Пункт 2.6.3. в версии от 29.12.2018 г. в котором
«Пользователю может предоставляться техническая возможность автоматической расстановки Рекламы в составе Пользовательской информации...»
Весь пункт 2.6.3.
2.6.3. В отдельных случаях Пользователю может предоставляться техническая возможность автоматической расстановки Рекламы в составе Пользовательской информации в соответствии со следующим алгоритмом: рекламные блоки расставляются в количестве, не превышающем соотношение один рекламный блок на каждые два экрана (под экраном понимается часть Пользовательской информации, соответствующая одному пролистыванию Пользовательской информации на экране мобильного устройства пользователя сети Интернет). Место расположения рекламных блоков определяется по усмотрению Яндекса. Более подробная информация о работе указанного функционала предоставляется Пользователю по его запросу. При этом Пользователь обязуется утвердить результаты автоматической расстановки рекламных блоков в составе Пользовательской информации через предоставляемый Пользователю веб-интерфейс, либо направить Яндексу возражения относительно результатов автоматической расстановки рекламных блоков. Пользователь также подтверждает в отношении использования описанного в настоящем пункте функционала все гарантии и ответственность, предусмотренные настоящими Условиями, включая, но не ограничиваясь, п.2.5.

Другими словами, в страницу пользователя на усмотрение Яндекса может внедрятся реклама. Залез в исходный код одной из страниц, о точно! В оригинале на сайте установлен AdWords, а на Турбо-страницах транслируется реклама от Яндекса. Хотя, может быть я тут зря нагнетаю и рекламная система была заменена в шаблоне Турбо-страниц самим владельцем сайта или он согласовал подобную замену, т.к. какая-то галочка про рекламу есть в настройках?

Но это еще не все. В изменениях от 19.07.2019 г. появился новый пункт:
«2.14. Пользователь дает согласие на передачу Пользовательской информации, данных о сайте, а также технических, статистических и аналитических данных, третьим лицам для обработки на условиях и для целей, определённых в Политике конфиденциальности, доступной для ознакомления по адресу …»
No comment.

Предыстория


Некоторое время назад я делился своими наблюдениями о связи органического трафика из поисковой выдачи Яндекса и наличием платной рекламной компании в Я.Директ (Когда рекламная компания в Я.Директ повышает органическую выдачу, а прекращение рекламной компании уменьшает и органический трафик с поисковой системы habr.com/ru/post/459462).

По мнению некоторых специалистов, такая связь логична, т.к. это объясняется поведенческими факторами пользователей на сайте. Другими слова, пользователь переходит по оплаченной рекламной ссылке на сайт, проводит там какое-то время и может даже покликать по другим ссылкам. Яндекс видит, что пользователям на сайте интересно и повышает его рейтинг в выдаче. И хотя реальная формула связи между ранжированием и поведенческими факторами пользователей никому неизвестна, но большинство сошлось во мнении, что корреляция между ними безусловно существует.

И ведь поведенческие факторы пользователей играют для ранжирования сайта большую роль не только в Яндекс, но и для всех остальных поисковых систем! В том числе и за счет анализа статистики о поведения пользователей на сайте (Я.Метрика, Google Analytics и т.д.). Вот только в случае с Турбо-страницами, пользователь не переходит на целевой сайт, а остается на сайте поисковой системы.

Посмотрел на статистику переходов с других поисковых систем (в первую очередь Google) и что-то мне кажется, что их стало меньше. Но ведь с Я.Турбо это же никак не связано? Подумал, подумал, да и выключил Турбо-страницы. Посмотрю, какие изменения будут с трафиком после их отключения.

Дисклеймер


К сайтам, приведенным в статье как пример, я не имею никакого отношения, а что бы размещать ссылку на свой в соответствующем хабе, мне не хватает кармы.

Также, не уверен до конца в негативном влиянии Я.Турбо на ухудшение поведенческих метрик на сайте. Я не SEO специалист и не ставил для себя задачи по изучению конкретных цифр с целью их последующего использования. Но буду признателен всем читателям, кто поделится наблюдениями, сделанными после подключения Турбо-страниц в своих проектах!

Комментарии (31)


  1. ElvenSailor
    21.11.2019 16:36
    +2

    Ну да, для этого и затевалось, а вы думали?


  1. onyxmaster
    21.11.2019 16:38
    +2

    Ну это тот же AMP только в профиль. Поисковики хотят чтобы контент потребляли непосредственно через них, чтобы отбирать себе прибыль от рекламы, а с производителями контента делиться по остаточному принципу =)


    1. rsashka Автор
      21.11.2019 16:48

      Насколько я понял, AMP это все же реальная страница сайта, которая может открываться автономно (это и позволяет её кешировать). И на ней разрешается использовать некоторые JS библиотеки.
      А вот Я.Тубро, это xml файл с определенной разметкой, который в браузере не открывается.


      1. Denai
        21.11.2019 17:00

        Пример AMP (не сочтите за рекламу, первый попавшийся).
        670КБ на главной, из которых основное — «некоторые JS библиотеки». 32/100 Pagespeed


        1. rsashka Автор
          21.11.2019 18:09

          А причем тут размер «некоторых» библиотек и AMP?
          Турбо-страницы тоже грузят много чего:
          (кликабельно)


          1. Denai
            21.11.2019 18:19

            К тому что часто говорят что всё строго и легковесно, потому что богопротивный js нельзя, в этом прелесть. А потом оказывается что большая часть резмера — этот самый js, от которого уходили. И процессор кушает в основном он же


            1. rsashka Автор
              21.11.2019 18:25
              +1

              Если в таком разрезе смотреть, то наверно да, но ведь никто конкретно про JS не говорит.
              Говорят про возможность кеширования, а кешировать можно в том числе и js.


            1. OloloFine
              22.11.2019 08:11
              +1

              Тут прикол немного в другом. JS то есть, но только «одобренный» партией — и поэтому 99% он уже закэширован на устройстве. Что-бы небыло одного и того-же JQuery только с разных CDN + своего хостина + немного разных минорных версий. А то шо он процессор есть, так гугл же вам его и продаст )


              1. Denai
                22.11.2019 12:11

                Всего более сотни js «от партии», кроме того у них ещё и версии есть. Поверх этого можно ещё и своего немного добахать с определёнными условиями. С определёнными оговорками это хороший подход, но оговорок всё больше и больше становится.


    1. Nikelandjelo
      22.11.2019 09:04

      В AMPе автор страницы может какую хочет рекламу использовать, не обязательно гугловую. И AMP поддерживает много разных рекламных компаний. Так что отбирание прибыли от рекламы не сильно уместно. AMP CDN не заменяет текущую и не вставляет гугловую рекламу.


      1. rsashka Автор
        22.11.2019 09:37

        Ничего себе «много». Да там их больше двух сотен штук!


  1. aol-nnov
    21.11.2019 16:42
    +1

    > Нет, не настроил и не планирую

    узнал о яндекс турбо из этой статьи. смайл


  1. Sabubu
    21.11.2019 17:18
    +1

    Этот как гугловский AMP, только еще сомнительнее. Гугл хотя бы пытается делать вид, что это открытая технология (но набор сторонних виджетов, которые можно ставить на сайт, единолично определяет Гугл).


    Я, впрочем, сомневаюсь, что у них есть будущее. Либо Яндекс и Гугл разрешат завешивать AMP-страницы рекламой и попапами, и смысла в их использовании не будет, либо запретят, тогда владельцы сайтов не захотят, чтобы пользователи смотрели контент, а не рекламу и попапы.


    1. rsashka Автор
      21.11.2019 17:43

      Насколько я понимаю, в Турбо-страницах вообще нет возможности подключить JS.


  1. suffix_ixbt
    21.11.2019 17:39

    В отличии от amp в турбо-страницах "вертикальное" видео отображается настолько отвратительно что даже поддержка Яндекс этот факт признаёт, но уже больше года (!) решить проблему не могут.


    1. rsashka Автор
      21.11.2019 17:47

      Это вроде проблемы не конкретно Турбо-страниц, а «вертикального» видео в принципе.


      1. suffix_ixbt
        21.11.2019 18:00
        +1

        На amp же нет таких проблем с вертикальным видео в принципе !


  1. talik
    21.11.2019 17:57
    -2

    Предполагаю, что автор не вдавался в тему достаточно глубоко.

    Так как реклама на турбо страницах разрешается владельцем сайта в яндекс вебмастере.

    А в рекламной сети яндекс уже настраивается тмп рекламных блоков.

    И в отличии от Google amp яндекс турбо это обычный rss фид. Куда уж более открытый формат.


  1. Sartorio
    21.11.2019 18:20
    +1

    Не настроил и не планирую. Как только вижу какую-либо «новую» технологию настоятельно «втираемую» вебмастеру поисковиками, что яндексом, что гуглом. Желание пользоваться этим стремится к пределу, «минус бесконечность». Ибо как говаривал Винни-Пух,- «это „вжжж“ не спроста!»


    1. rsashka Автор
      21.11.2019 21:27

      Согласен.
      «Никогда такого не было, и вот опять» ;-)


  1. S-trace
    21.11.2019 21:12
    +3

    На какие только извращения люди не идут, лишь бы собственный сайт не оптимизировать и до ума не доводить...


    1. rsashka Автор
      21.11.2019 21:26

      Что означает «оптимизированный и доведенный до ума» сайт?
      Есть для этого четкие критерии Definition of Done?


      1. qant
        22.11.2019 08:38
        +1

        Конечно, главное вовремя остановиться. Сервисы gtmetrix и google page speed в помощь.


        1. rsashka Автор
          22.11.2019 08:45

          Спасибо! На самом деле я не ожидал подобного ответа и предполагал, что «оптимизированный и доведенный до ума» будет относиться к рейтингам в поисковой выдаче, результатам SEO и т.д.

          А что касается скорости загрузки страниц и общей производительности работы сайта, то тут не должно быть больших проблем с определением критериев для оптимизации.


  1. ua30
    22.11.2019 11:33
    +1

    Висел я в конце 90-х на 14.4 кбит/c диал-апе, еще и с диким пингом небось, и не жаловался на жизнь. Тут подходят 2к20-е, честные 30 мбит/с в обе стороны по 1 гб каналу. Гугл пингуется за 15 мс, Хабр — за 21. Все наши локальные UA-IX ресурсы уже «сто лет» имеют пинг <= 1 мс.

    Куда теперь без турбо страниц…

    Одним развитием технологий все дыры не заткнешь. Нужно вводить элементарную культуру разработки. И «полицию тормозов», штрафующую за криворукость.


  1. namikiri
    22.11.2019 13:26

    Пишите лёгкие сайты и не будет нужен никакой трубо.


  1. KinsleR
    22.11.2019 13:51

    Турбостраницы не нужны всем не новостным сайтам.


  1. Methos
    22.11.2019 16:26
    +1

    Как юзер ненавижу эти турбо страницы, ибо не всегда важен только контент.


    1. rsashka Автор
      22.11.2019 17:12

      Собственно, и эта статья появилась как раз после того, как я «пользователем» увидел, во что превращается сайт с Турбо-страницами.


  1. rsashka Автор
    22.11.2019 17:21

    Интересные результаты опроса «Ты уже настроил Турбо-страницы Яндекса?»
    Из 184 проголосовавших и 42 воздержавшихся пользователей нет ни одного, кто бы сказал, что после настройки Турбо-страниц был бы замечен положительный эффект.
    А половина ответила, что Турбо-страницы не настраивала и не собирается этого делать в дальнейшем.


  1. khabirov_pro
    22.11.2019 19:27
    +1

    Гугл амп тоже не открывает целевую страницу, а показывает контент как и ятурбо. Гуглу, как и яндекс, "нужно больше золота", так что ничего удивительного нет в их "технологиях". Ещё есть предположение, что на ранжирование влияет наличие или отсутствие рекламы от того или иного поисковика. Предположение на простой логике: есть реклама, значит есть интерес привести туда трафик, который будет кликать в тч по рекламе. Может это и не большой фактор в ранжировании, но версии быть. Всё-таки капитализм ёпта.