В 2016 году я создал сабреддит /r/cyberDeck. Отчасти потому, что меня вдохновила статья о создании кибердеки, а отчасти из-за нескольких обсуждений в IRC, в которых я принимал участие, и поскольку мне кажется, что эта идея – нечто большее, чем просто красивый киберпанковский проект.
Что такое дека
Дека, или кибердека – это мобильный компьютер, придуманный Уильямом Гибсоном в «Нейроманте», а позже эту идею немного расширили и изменили в ролевых играх Shadowrun, Cyberpunk 2020, GURPS Cyberpunk, карточной игре Netrunner и художественных произведениях.
А там, на чердаке, его ждала дека — «Оно–Сендаи–Киберспейс–7». Пол усеивали куски белого упаковочного пенопласта, мятые обрывки клеящей ленты и сотни крошечных пенопластовых бусин. «Оно–Сендаи», а также самый дорогой в будущем году компьютер фирмы «Хосака», монитор «Сони», дюжина дисков со льдом корпоративной выделки и кофеварка «Браун». Армитидж, нетерпеливо дожидавшийся, пока Кейс не одобрит каждую из покупок, сразу же ушел.
Уильям Гибсон, Нейромант (пер. Михаил Алексеевич Пчелинцев, Ефим Летов)
Уильям Гибсон, Нейромант: графическая новелла, т.1. (New York, N.Y.: Epic Comics, 1989, 1 v… ISBN 0871355744.)
Он запихнул штекер из хирургической стали в разъём на своём виске, и его пальцы залетали над клавиатурой кибердеки Фучи, отправляя его в Матрицу. Его взгляд сместился на ослепительный электронный мир аналогового пространства, где кибернетические функции казались почти осязаемой реальностью. Он протягивал электронные пути киберпространства до спутника связи и обратно, в Телекоммуникационную региональную сеть Сиэтла. Всего за несколько секунд он уже был далеко, направляясь на встречу с компаньонами в аркологии Ренраку.
Роберт Шаррет, «Никогда не договаривайтесь с драконом»
Хотя и в «Нейроманте» и в произведениях по миру Shadowrun (к примеру, «Никогда не договаривайтесь с драконом»), деки оборудованы нейроинтерфейсом, их часто изображают, как устройство с клавиатурой.
Сэм сдвинул защитную панель и вытащил коннектор для связи. После быстрого переключения штекеров кибердека Эльфа заняла место компьютера Кастильяно. Он потянулся к шнуру данных, позволявшему соединить его разъём с декой. Он почти передумал, но собрался с духом, вспомнив невинные души из аркологии, пострадающие, если никто не придёт к ним на помощь. Он вставил штекер, решительно подготавливаясь к ожидающему ощущению боли.
И оно пришло, пронзив его мозг быстрее, чем бывало раньше, оставив после себя лёгкое недомогание. Сэм сконцентрировался на текущей задаче. Повернув невидящий глаз к светящимся башням и пульсирующим путям данных, окружавшим его в киберпространстве, он бросился вперёд, к массивному сооружению Ренраку. Используя полученные в компании пароли, он открыл портал в главную базу данных.
Его окружали мерцающие ряды звёздочек, упорядоченные в строки и столбцы. Каждая точка света представляла собой файл с данными, а её оттенок обозначал категорию файла. Сэм скормил кибердеке ключевые слова и запустил функцию поиска. Его поле зрения перемещалось вдоль рядов с ослепительной быстротой. Он кратко останавливался на каждом файле, который предлагала ему дека, и отбрасывал ненужную информацию в процессе поиска.
Казалось, прошло всего несколько минут, и он уже нашёл искомое. Он скопировал файл и сбежал назад, к точке входа в Матрицу.
«Противоядие существует», — объявил он кругу встревоженных лиц, вынимая шнур данных из виска.
Роберт Шаррет, «Никогда не договаривайтесь с драконом»
Вдохновение
Очевидно, что тему кибредек вдохновляли 8-битные компьютеры той эпохи:
Amstrad CPC 464 от DeNeMa. Не хватает только нейроинтерфейса.
Представьте, что вы в 80-х годах проходите мимо компьютерного магазина, и видите в витринах эти прекрасные компьютеры. Практически никто не знает, что с ними делать, но они клёвые, яркие, с невиданными возможностями. Говорящие головы по ТВ рассказывают про хакеров и информационных супершоссе, всем интересна эта тема, всё кажется возможным. Реально возбуждает фантазию.
Легко представить, что именно оттуда взялись декеры (киберпанковские хакеры) и нетраннеры, держащие деку и летающие в трёхмерном пространстве, сражаясь с программами.
Сегодня многих людей привлекают деки своим крутым внешним видом. И с распространением мелких одноплатных компьютеров типа Raspberry PI можно видеть различные попытки и обсуждения создания дек:
- Making a cyberspace deck
- Revisting an old idea — building a classic cyberdeck using current tech
- Finally peicing together my Pi Cyberdeck (Work in Progress)
- How to create a gibson/shadowrun inspired cyberdeck
Почему именно дека?
Почему кому-то захочется использовать деку, а не ноутбук?
Идея полезности деки пришла ко мне с совершенно противоположного направления, чем, возможно, для большинства людей. Я много думал над термином «цифровой кочевник» и тем, что требуется для истинной независимости, не отказывающейся от комфорта двух дисплеев, один из который – большой ЖК-экран на 27". Я работаю программистом, и монитор напрямую влияет на мою продуктивность. Мне нужно много места для редактора, терминалов и всего остального, с чем я работаю.
Рассмотрим такой пример:
Это только один из 16 виртуальных десктопов, которые я использую. Остальные заполнены документациями, подключениями к серверу, консолями баз данных и прочим подобным. Если попытаться впихнуть всё это на экран ноутбука, ничего не выйдет, и постоянно переключение контекста очень быстро надоест:
И я решил: есть ли возможность испытывать комфорт большого экрана и при этом жить жизнью кочевника, находясь в дороге? Вскоре стало очевидно, что у вас либо должен быть большой караван (или верблюд с подставкой для ЖК), или шлем-дисплей (HMD).
Хороший год [статья 2016 года / прим. перев.] для HMD: HTC Vive, Oculus Rift, Sony project Morpheus, Razer OSVR, Rapture HMD и Avegant Glyph.
Но у большинства ноутбуков возникнет проблема с подключением HMD из-за требований к GPU, что также означает высокое энергопотребление (это же верно и для дек, однако там вы не ограничены размером экрана и ограничениями размера ноутбуков). Также иметь одновременно дисплей и шлем бессмысленно. Дисплея не видно при надетом шлеме, и он просто будет жрать энергию. Вот так и родилась идея деки.
Думаю, что в ближайшем будущем на рынке откроется относительно большая ниша для дек, поскольку шлемы будут становиться всё более популярными, но не думаю, что мы будем часто встречаться с ними в ближайшие лет 10.
Какую деку я хотел бы собрать
Имея неограниченный бюджет и доступ к хорошей мастерской, я бы собрал особенную рабочую станцию с особенным ПО. Вот выдержки из нашей переписки с Павлом Криванеком, которую я не могу выбросить из головы:
> Думаю, что когда-нибудь я попробую написать простейший интерпретатор Smalltalk. Это лучший способ выучить новый язык.
Советую попробовать интерпретатор Self. Нюансы гениальности подробностей его работы с лексическими пространствами, объектами активации и прочим просто сносят крышу.
> Также недавно меня очень заинтересовал Squeak, с которым я немного поигрался, и думаю, что в нём есть много интересного, такого, что стоит изучить. Мне кажется что он сильно полагается на синергию человек-софт (в духе Энгельбарта) за счёт стандартных схем разработки ПО. Возможно, мне нужно будет присмотреться к Self – разработка на основе прототипов, кажется, лучше подходит в данной ситуации.
По-моему, Self – это нечто ценное. Особенно то, как там решено множество проблем Smalltalk через упрощения, делает его особым случаем в мире языков программирования.
С другой стороны, сейчас Smalltalk лучше соблюдает баланс между академической напыщенностью и практичностью. Даже авторы Self признают, что в нём иногда сложно сохранять концентрацию на текущей ситуации, что в Smalltalk не является большой проблемой благодаря системе классов. Это также касается облегчения создания вспомогательных инструментов. Однако возможность работать в трёхмерном пространстве, заполненном летающими аутлайнерами, была бы очень крутой.
Self не похож на обычную IDE. Места для структурного редактора всегда мало.
Self – это очень интересный язык, забытое сокровище, которое почти никто не использует, поскольку он работает не так, как большинство современных ЯП. Вся его IDE очень сильно завязана на пространство и визуальное представление. Поигравшись с ним немного, могу сказать, что он (или Smalltalk) прекрасно смогли бы организовать среду разработки для трёхмерной системы.
Конечно, это было бы неудобно для пользователя, и поэтому бесполезно для большинства людей. Однако и моя идея деки не приживётся. У таких проектов должно быть специальное, самостоятельно изготовленное железо для реальных энтузиастов. Было бы куда интереснее, если бы ПО тоже можно было сильно настроить специально для программистов, игнорируя нормальных пользователей и их принципы работы. Как написано на одном кадре из комикса по «Нейроманту», «Мясо осталось дома, пристёгнутым к специальной деке».
Наткнувшись на эту идею, я уже не мог остановиться. Когда вы понимаете, что можете не ограничиваться стандартными параметрами ноутбука, можно представить совершенно новое устройство, с большим количеством совершенно иных возможностей, имеющих смысл только в рамках концепции деки. Довольно быстро я набросал нечто совершенно отличное от стандартных потребительских ноутбуков:
3D-модель, созданная мною специально для этой статьи.
К примеру, у обычного ноутбука есть одна сраненькая веб-камера для видеозвонков. От деки можно потребовать четыре или шесть веб-камер высокого разрешения, чтобы вы оставались в курсе окружающей вас действительности, когда работаете в шлеме. Представьте, что в виртуальности вокруг вас есть большая сфера. Между вами и сферой подвешено много окошек, а на сфере даётся картинка с камер, показывающих окружающий мир. В теории, камеры можно использовать для отслеживания вас и ваших рук, отображая ваши движения в виртуальную среду.
Клавиатуру можно сделать съёмной, и дека будет отслеживать её положение и положение вашего шлема при помощи того же фокуса со светодиодами, который использует Oculus, поэтому система сможет показывать вам виртуальную клавиатуру.
У системы могут быть встроены датчики по типу Leapmotion / Kinect, чувствующие движения рук, чтобы не нужно было использовать перчатки. Также было бы неплохо встроить небольшой дисплей на электронных чернилах в виде системной консоли для отладки и вывода информации о системе.
Безумные штуки
Вместо дешёвой WiFi-карточки там может стоять USRP (программное радио) вместе с FPGA, чтобы можно было брать деку с собой в поле, и она была полезна для взлома, отслеживания и записи сигналов. Также она может эмулировать устройства WiFi / Bluetooth / Zigbee.
Поскольку это будет не стандартное потребительское железо, сделанное для мультимедиа и игр, можно будет использовать альтернативные компьютерные платформы, типа этой вкусной 18-ядерной платы Parallella с низким энергопотреблением.
Что там обязательно должно быть, так это очень быстрый GPU, возможно мобильный. Этого никак не избежать, если придётся поддерживать плавно работающее трёхмерное окружение в шлеме. Это одна из причин того, что сегодня нет подобных дек, и не предвидится в ближайшем будущем. GPU слишком жадный до энергии.
Портативный Pele-Rift. Так выглядит дека на потребительском оборудовании, если запихнуть в неё скоростной GPU.
Так что на примере моей 3D-модельки это будет выглядеть как-то так:
Мысли?
Что думаете? Есть ли шанс у идеи дек? Захотели бы вы себе такую? По эстетическим или профессиональным причинам, или просто так? Считаете ли вы, что она сможет быть полезной рабочей станцией?
Комментарии (26)
Dioxin
19.12.2019 10:47Ух по залипал и по ностальгировал заодно, пасиб.
Насчет самой идеи — все примерно сводится к банальному ноутбуку/планшету.
NightSkyST
19.12.2019 10:47Кажется мне что от деки не отказался бы никто кто кодит, сисадминит, толпа девопсов и безопасников…
Не дека определённо зашла бы многим, если не всем, ИТшникам.
Neikist
19.12.2019 12:03Очень крутая штука конечно и конечно хотелось бы, но больше для пофаниться. Таскать с собой допустим по городу железку за бешеные деньги вместе со шлемом за бешеные деньги чтобы случайно угробить — сложновато.
NightSkyST
19.12.2019 12:21На самом деле, если смотреть не с точки эдакого ретрофутуризма, то дека разработанная в наше время явно не будет выглядит так как представлена в условном шедоуране, такой вид будет для каких-нибудь типа хипстеров и им подобным. А тем кому внешка не важна будет, а важна будет исключительно практичность дека скорей всего будет иметь вид условного КПК или что в этом роде. А для декеров(в каком-то смысле мне это слово нравится даже больше чем слово хакер) незаметность декы вообще будет первоочерёдной необходимостью, а то неловко как-то — пытаешься беспалевно что-то ломануть — БЕСПАЛЕВНО достаёшь из широких штанин громадную клаву и такой тип — «А я чё? А я ни чё — я так в ворде текстики пишу, а вы что подумали?»
С другой стороны — важность полноценной клавы и я бы мог назвать это проблемой если бы не нное кол-во клав которые и складываются хитрым способом и в трубочку сворачиваются(кажись я такие видел, хотя могу и ошибаться). И, опять же, если есть нейроинтерфейс для подключения — зачем вообще нужна клава(хотя, вспоминая Шедоурана прямое подключение грозит сжиганием мозгов и вот для избежания таких последствий клава таки нужна, хотя скорость обработки, по сути, не та).
Эх… Мечты, мечты.Neikist
19.12.2019 12:30Угу, кпк в котором достаточно производительности для VR и сложных вычислений, имеется возможность подключения периферии и прочего. Сами то в такую мечту верите?
А еще нормальную клавиатуру в кпк не запихнуть.
Ну и я рассматриваю не с т.з. незаконного использования, а именно как замену ноутбуку. А раскладные клавы всякие по большому счету то еще дно.Andrusha
19.12.2019 12:48Производительности для VR в современных смартфонах вполне хватает — у меня ещё в 2016 году был Nexus 6P и шлем с линзами, в который он вставлялся. Только с контентом было негусто. Всё как обычно упрётся в первую очередь в батарею :)
NightSkyST
19.12.2019 13:19Мечты на то и мечты что не всегда реальны.
С другой стороны — я же не говорю что такое будет уже завтра, а за, условные, 5-10 лет фиг его знает чё там с технологиями будет, может и придумают что-то что впихнёт невпихуемое в удобный формат.
Да и, опять же, я не говорил про ВР, я говорил про нейроинтерфейс который не требует шлема ВР и соотвествующей обработке данных. А ВР ИРЛ это уже АР, а с АР всё куда как проще.
Вопрос в глубине взаимодействиях и способе.
А если совсем точно то глубина взаимодействиях приводит к способу взаимодействия.
Grey83
19.12.2019 13:24Если нейроинтерфейс будет работать только в одну сторону (только как устройства ввода, как он сейчас и используется) то необходимость в клавиатуре будет минимальной, а риск для мозга вообще не должен возникать.
NightSkyST
19.12.2019 13:30Я, в данном случае, воспринимаю его именно в том виде в котором он представлен в Шедоуране, а там это способ полноценного взаимодействия с Матрицей, то есть буквально физическое подключение к надстройки над реальным миром, много чего позволяет, но и отдача соответствует. Проще говоря, если нейроинтерфейс именно как в Шедоуране, то смерть в матрице = смерти ИРЛ.
И да, я понимаю что такого сейчас нет и чёрт его зна когда будет)Grey83
19.12.2019 13:50Значит ещё нужно будет интегрировать «гальваническую развязку» для двунаправленных нейроинтерфейсов, которые будут фильтровать опасные сигналы.
Хотя для начала нужно научиться хотя бы полезные в мозг нормально передавать (пока это только начинают делать: где-то была новость про электронное зрение для ослепших).NightSkyST
19.12.2019 14:07Как я уже писал выше — мечты, мечты…
Когда-нибудь они нас приведу внуарноесветлое будущее киберпанка в представление прошлого)
Anrock
19.12.2019 12:10+1Камеры для отслеживания реальности логичнее иметь на самом HMD, а не на деке. Посмотрите на HMD с inside-out трекингом, вроде vive cosmos или rift s. И сейчас туда по-тихоньку завозят трекинг рук с помощью этих же камер.
Snooper
19.12.2019 12:18Концепция интересная, но по нескольку часов работать в шлеме, такое себе удовольствие. Очки дополненной реальности, возможно, будут удобнее?
Doctor5772
19.12.2019 15:50Что там обязательно должно быть, так это очень быстрый GPU, возможно мобильный. Этого никак не избежать, если придётся поддерживать плавно работающее трёхмерное окружение в шлеме. Это одна из причин того, что сегодня нет подобных дек, и не предвидится в ближайшем будущем. GPU слишком жадный до энергии.
Однако последние и будущие поколения встроенной графики для ноутбуков уже подают надежды. И не забудем про Ryzen'ы на 7 нм. Разумеется, у Intel тоже есть достойные модели
Dreamkeeper5
19.12.2019 18:05Есть же Oculus Quest, в котором встроенный мобильный процессор вполне тянет VR с неплохим качеством. И камер там уже 4 штуки.
Вот к нему клавиатуру с дополнительным аккумулятором подключить — и будет самое то.
alexmuk
19.12.2019 18:05Все это замечательно. Сам огромный фанат Гибсона с его Нейромантом. Так же являюсь владельцем HTC Vive. Для игр неплохо, для фильмов терпимо, для работы с редактором текстов… ну что тут сказать — резолюция не позволяет работать или просто читать по долгу. Я программер и сижу за компом по 12 часов надень. Желаете окосеть пожалуста одевайте VR и поседите пару часиков за дебагом. :). А до вменяемых резолюций на VR еще ой как далеко.
RingoAl
19.12.2019 18:05Так уже вроде пробовали и не взлетело:
ASUS Eee Keyboard
habr.com/ru/company/asus/blog/92857
WoLandN
19.12.2019 18:05Очень интересная идея. И даже гипотетически сейчас вполне реализуемая за условно небольшие деньги. Если хардварно построить всё на единственной MPSoC FPGA с внушительным набором, то можно даже VR поднять. Правда будет достаточно примитивно и без разных красивых визуализаций. Но энергопотребление… Это вечная проблема. Хотя вохможно сделать многозадачную клавиатуру-хаб (с большим количеством дополнительных кнопок для, к примеру, быстрого переключения между виртуальными мониторами — ведь человек может смотреть только в одну точку одновременно) и пользоваться отображением на чём попадёт под руку (для мобильности) или через время появятся цветные мониторы на e-ink с вменяемой скоростью переключения — будет прикольно. Елинственное что очень нужно — это поменять интерфейс, который будет способствовать многофункциональности/многозадачности.
LibrarianOok
20.12.2019 03:45Несколько замечаний по поводу деки:
1) Количество кнопок нужно радикально уменьшить. Клавиатура должна понимать аккорды и слои.
2) В виртуальном интерфейсе должна быть такая «простыня» с прокруткой, в которой находятся виджеты со сниппетами кода, макросами и прочим таким.
3) Менеджер рабочих пространств должен представлять собой трубу, составленную из колец рабочих пространств, в которых, в свою очередь, расположены по кругу экраны приложений. Труба вертикальная, кольца — горизонтальные.
bat654321
21.12.2019 13:54Человек имеет узкий сектор обзора, а если фокусировать взгляд на чём-то конкретном, то он сужается ещё больше. Пример: мобильником вполне удобно пользоваться, хотя площадь его экрана ничтожна по сравнению с охватом периферического зрения.
Таким образом, приходим к одному дисплею со скролингом по сколь угодно большому виртуальному рабочему полю, и/или переключением рабочих столов. Да, это не так прозрачно, как верчение головой в vr очках, но зато намного проще реализуемо, и уж точно лучше для зрения
Grey83
Отличная штука была бы.
Но стоить будет на первых порах (как минимум с пяток лет после появления в продаже для всех) как крыло от боинга.
HiMem-74
Ну точно не дороже макбук про. И ведь покупают, на минуточку, за 232 990.00 pyб.
Если эта тема станет ультрамодной, то начнется конечно с Мак Деск Про, а за ними и
китайцыостальные производители подтянутся.vr_17
Ссылка на магазин — это плюс к аргументу «продают», а не «покупают». Покупают макбук про не только те кому это реально необходимо как профессиональный инструмент, а еще и те, для кого это статусная вещь. О доле тех и других судить не берусь.