«Время жизни» технологий сократилось — смартфоны можно менять хоть каждый год. Но пока еще есть оборудование, которое работает на протяжении десятилетий и, вероятно, проработает еще долгие годы. Одна из таких систем — японский FACOM 128B, введенный в эксплуатацию в 1958 году.


Фото — Daderot — PD / На фото: последователь FACOM 128B — FACOM 201A

Как появился FACOM


В начале 1950-х ЭВМ строили на электронных лампах — их использовали в первом коммерческом компьютере IBM Model 701. Эти элементы были сложны в обслуживании и часто выходили из строя. Поэтому некоторые компании выбрали иной путь и занялись разработкой электромеханических компьютеров на базе реле и переключателей. Среди них была японская корпорация Fujitsu. Она планировала составить конкуренцию американскому «голубому гиганту».

В 1954 году Тосио Икэда (Toshio Ikeda), глава отдела компьютерных технологий Fujitsu, инициировал разработку новой вычислительной системы. В ней роль логических элементов играли коммутационные реле, использовавшиеся на телефонных станциях. Инженеры компании использовали 4500 таких реле и собрали из них компьютер FACOM 100. Спустя два года свет увидела улучшенная версия системы — FACOM 128A, а в 1959-м — FACOM 128B.

Особенности компьютера


Производительность Fujitsu была значительно ниже, чем у машин на электронных лампах. Например, IBM 701 тратил на операцию сложения около 60 миллисекунд. FACOM 128B аналогичную задачу выполнял за 100–200 миллисекунд. На умножение двух чисел у него уходило до 350 миллисекунд, и куда больше на сложные логарифмические операции.

Недостаток в производительности FACOM 128B восполнял надежностью и простотой обслуживания. Все арифметические операции выполнялись в десятичной системе счисления, а числа кодировались двоично-пятеричным кодом (bi-quinary). Для обозначения числа в памяти выделяли семь бит — 0 5 и 0 1 2 3 4, что позволяло закодировать любую цифру от нуля до девяти, «зажигая» два бита в последовательности.


Такой подход значительно упростил поиск залипших реле. Если количество активных битов не равно двум, то становилось очевидно, что произошел сбой. Найти неисправный компонент после этого было тоже несложно.

Компьютер FACOM 128B использовали вплоть до 1970-х годов. С его помощью проектировали специальные линзы для фотокамер и NAMC YS-11 — первый пассажирский авиалайнер, построенный японцами после окончания Второй мировой войны.

Как дела у FACOM сегодня


FACOM 128B уже не применяют для каких-либо серьезных расчетов и вычислений. Машина превратилась в полнофункциональный музейный экспонат, установленный в «зале славы» фабрики Fujitsu Numazu Plant в городе Нумадзу.

За работоспособностью компьютера следит единственный инженер — Тадао Хамада (Tadao Hamada). По его словам, он «останется на посту» до конца своей жизни, так как хочет сохранить технологическое наследие Японии для потомков. Он отмечает, что ремонт системы не требует значительных усилий. FACOM 128B настолько надежен, что в нем нужно заменять всего одно реле в год, несмотря на ежедневные демонстрационные запуски.


Скорее всего, компьютер проработает еще много лет, даже после ухода Тадао Хамады. Уверенность вселяет тот факт, что в прошлом году Национальный музей природы и науки Токио включил FACOM 128B в список технологий, имеющих важное историческое значение.

Другие «долгожители»


Еще один компьютер, который продолжает работать с 50-х годов прошлого века установлен в американской компании Sparkler Filters (поставляет устройства фильтрации). Эта машина — IBM 402, которая представляет собой электромеханический вычислитель, считывающий информацию с 80-колонных перфокарт. Считается, что это последний полностью функционирующий IBM 402 на планете.

В отличие от FACOM 128B, который представляет собой выставочный экспонат, машину используют для ведения бухгалтерии и составления финансовых отчетов. Соответствующие программы для компьютера хранят в виде коммутационных панелей, на которых технологические гнезда соединены проводами, определяющими алгоритм работы.


Фото — Simon Claessen — CC BY-SA

Пока что в компании не планируют переходить на современные вычислительные системы и отказываться от уникального компьютера. Но есть вероятность, что в будущем IBM 402 попадает в Музей компьютерной истории. Его представители в прошлом уже связывались со Sparkler Filters, но тогда переговоры ни к чему не привели.

Другой пример компьютера-долгожителя — DEC MicroVAX 3100, который с 1987 года используют в компании Hecla Mining, добывающей серебро и другие драгоценные металлы. Компьютер установлен на станции на Аляске, где с его помощью оценивают параметры руды и печатают этикетки для образцов. Кстати, за последние отвечает такой же старый принтер. Что интересно, семь лет назад, один из инженеров Hecla Mining в тематическом посте на Reddit отметил, что «ему нет нужды играть в серию Fallout, так как он уже работает на «постапокалиптическом» ПК. Доля истины в этом есть — монитор с оранжевыми символами определенно добавляет антуража.


Мы в 1cloud.ru предлагаем услугу «Облачное хранилище». Оно подойдёт для хранения бэкапов и архивов, а также обмена корпоративными документами.

Система хранения данных построена на дисках трех типов: HDD SATA, HDD SAS и SSD SAS суммарным объемом в несколько тысяч Тбайт.

Все оборудование стоит в дата-центрах DataSpace (Москва), Xelent/SDN (Санкт-Петербург) и Ahost (Алма-Ата).


Что еще есть в нашем блоге на Хабре: