Будучи директором академических программ Parallels, мне довольно часто приходится общаться с вузами, студентами, абитуриентами. В приведенной статье, хотелось бы поделиться своим мнением о том, что происходит с системой современного образования в России.

Российское образование принято ругать. Тем не менее уровень грамотности в нашей стране — 98% (выше, чем в большинстве стран Западной Европы). Да и школы одни из лучших в мире. К примеру, в рейтинге PISA (крупнейшая международная программа оценки учебных достижений 15-летних подростков) московские ученики по уровню читательской грамотности занимают третье место, по математической — пятое, а по естественно-научной — шестое. Яркий показатель — победы наших школьников и студентов во всевозможных предметных олимпиадах по всему миру.



Безусловно, по одной только столице нельзя судить обо всей России. Но я ездил в Чувашию, Башкирию — там есть лицеи, которые ничуть не уступают московским. Причем не только в Чебоксарах и Уфе. Да, это не совсем системно. По факту: чем крупнее город, тем выше уровень образования. Но все же в регионах есть много продвинутых школ и учебных центров, которые обеспечивают высокое качество подготовки абитуриентов. К тому же стало доступно образование через удаленное обучение с использованием возможностей интернета.

Именно по этой причине примерно две трети мест в московских университетах занимают приезжие. Так что, если говорить о школьном образовании, то в целом по стране оно хорошее, хотя и с нюансами по регионам и городам. Увы, о высшем сказать того же нельзя. Его качество в регионах сильно страдает — все силы брошены на ведущие вузы России.

Международные рейтинги и конкурентоспособность


Глобально систему высшего образования начали менять семь лет назад. В 2013 году Минобрнауки запустило программу «5-100», направленную на вывод российских вузов в топ мировых рейтингов. Крупнейшие университеты включились в конкурентную борьбу за дополнительное государственное финансирование: стали наращивать свой исследовательский потенциал, повышать качество преподавательского состава, разрабатывать новые образовательные программы, отвечающие высоким международным стандартам, совершенствовать политику управления, инвестировать в интернационализацию.



По дороге к светлому будущему не все идет гладко — из-за отчетности по публикациям теряются иногда лучшие кадры, которым некогда публиковаться, они прекрасно учили студентов. Но в целом, чтобы соответствовать критериям, начали уделять внимание комплексному развитию, а также создавать более комфортную среду для получения образования.

Сейчас более-менее регулярно в престижные мировые рейтинги попадают 48 вузов. Лучшие результаты при этом показывает МГУ имени М. В. Ломоносова. В 2019 году он, в частности, вошел в топ-100 двух рейтингов: Academic Ranking of World Universities (87-ое место) и QS World University Rankings (84-ое место). И в других рейтингах он занимает достойные места.

Среди лидеров, демонстрирующих аналогичные устойчивые высокие позиции, также НГУ, МИФИ, ИТМО, МФТИ, МИСиС и ВШЭ. Они уже традиционно занимают не последние места в топ-500 и выше, попадают в первую сотню по отдельным предметам и, как правило, улучшают свои позиции на несколько пунктов каждый год.

Учитывая, что в России около 1400 высших учебных заведений, это капля в море. Приходится делить образование в нашей стране на обучение в передовых университетах (куда поступает примерно 9% от общего числа студентов) и во всех остальных.

Что отличает передовые вузы страны?


Компетентность преподавателей. Чем выше вуз в рейтинге, тем выше зарплаты и качество его преподавателей. Сегодняшние выпускники выходят на совершенно новый рынок труда и им необходимы не пустые знания, а совмещенные с практическими навыками. К счастью, в вузах это понимают. Ведущие университеты активно сотрудничают с промышленностью и бизнесом, чтобы вовлечь специалистов-практиков в учебный процесс, с их помощью динамично менять содержание обучения, модернизировать образовательные программы.

К примеру, в МФТИ действуют 113 базовых кафедр различных организаций. Студенты в течение двух лет получают базовые академические знания, после чего выбирают наиболее интересное для себя направление и далее за их обучение отвечают компании, которые в полной мере несут ответственность за деятельность своих кафедр. Такой подход дает рынку труда готовых специалистов востребованного качественного уровня подготовки.

Лаборатории и современное оборудование. Переход на практико-ориентированное обучение потребовал совершенствования технической базы. Современные компьютеры, интерактивные доски, исследовательская техника, мультимедийное и проекционное оборудование стали неотъемлемой частью учебы. Крупнейшие вузы открывают многочисленные научные лаборатории, чтобы студенты могли заниматься высокотехнологическими разработками, проводить практические опыты и всячески экспериментировать. В МФТИ, например, за последние пять лет появилось 50 таких центров, а в МИСис — 30.

Уровень зарплат


Кто бы что ни говорил, но качество обучения и зарплата преподавателя в целом тесно связаны. Когда профессор получает 14 тысяч рублей в месяц, у него отсутствует желание развивать способности студентов, он занят своим собственным выживанием. В ведущих московских вузах средний уровень оплаты труда — 40-90 тысяч рублей в месяц. При этом если у сотрудника есть серьезные научные достижения и публикации в зарубежных журналах, он не только читает лекции, но и вовлечен в административную работу, ему платят заметно больше.

К примеру, в НИУ ВШЭ, благодаря различным надбавкам, которые преподаватели могут получить упорным и, подчеркну, отнимающим жизненные силы, трудом, — до 250 тысяч рублей. В других передовых университетах чуть меньше, но до 200 тысяч рублей при должном старании и также очень и очень большой активности профессора вполне могут заработать.

А что происходит в остальных вузах России?


По идее (согласно указу президента от 2012 года), с 2018-го года зарплата преподавателей высших учебных заведений должна в два раза превышать средний доход по региону. Но многие вузы этот приказ выполнили только на бумаге — нарисовали статистику. Где-то перевели сотрудников в разряд вспомогательного персонала, на частичную занятость, где-то-то поиграли с количеством ставок и допсоглашений, где-то зарплату проректоров посчитали как стандартную преподавательскую. Это не какие-то единичные случаи, так поступили во всех регионах страны, сославшись на то, что Минобрнауки не выделило необходимой суммы для исполнения президентского приказа.

Что касается системы обучения, за последние семь лет в ней глобально ничего не изменилось. Из-за скудного государственного финансирования у большинства вузов России нет возможности ни открывать современные лаборатории, ни закупать новое оборудование, ни привлекать высококвалифицированных преподавателей, способных дать хорошую теоретическую базу студентам. Трудно замотивировать профессоров работать за копеечную оплату.

Бизнес тоже к ним не идет. В небольших городах попросту нет рядом крупных компаний, готовых инвестировать. А в больших — организации и предприятия не видят выгоды от сотрудничества. И их можно понять. Нецелесообразно или иногда невозможно обучать практическим вещам и конкретным навыкам студентов, не получивших качественного фундаментального образования на первых курсах. Это выбрасывание денег на ветер. У бизнеса нет ресурсов организовывать за свой счет обучение с нуля до высококлассного специалиста. Все же развитие системы образования — это обязанность государства.

Таким образом, можно сказать, что профессиональное образование развивается в целом в правильном направлении. Оно в значительной мере зависит от денежных вливаний, которых недостаточно в регионах. Да и не только в регионах. Однако, в столице и крупных российских городах, уже появились действительно сильные флагманские вузы, на которые стоит равняться. Их успех можно и нужно мультиплицировать, переносить в другие высшие учебные заведения.

Хотелось бы, чтобы даже в современной непростой экономической ситуации все уровни государственной власти находили возможность не только удерживать нынешний уровень финансирования образования, но и постоянно его наращивать. В сильные вузы и бизнес также понесет свои деньги, понимая, что они не будут выброшены на ветер.

В результате выиграют все: и система образования, и работодатели, которые получат качественных специалистов, и общество, так как эти специалисты помогут быстрее поднимать общий уровень развития экономики и, как следствие, уровень благосостояния людей.