Здравствуйте! Нас зовут Армен и Надия, мы бывшие студенты, а теперь преподаватели СПбГМТУ. Мы обучаем студентов и консультируем инженеров судостроительной и автомобилестроительной отраслей по основам и тонкостям работы в CATIA V5 в рамках базового и продвинутого курсов.
Наше знакомство с продуктами Dassault Systemes началось порядка десяти лет назад, когда мы начали работать в Институте информационных технологий СПбГМТУ.
Со временем нас стали привлекать к консультированию пользователей, позже – к написанию методических рекомендаций и инструкций по решению тех или иных задач. Параллельно мы постоянно старались расширять свои знания о системе, по максимуму используя возможности учебно-методических материалов, доступных партнерам Dassault Systemes. Так, Армен углубился в работу со сборками, параметрами и каталогами, а мне удалось изучить нюансы прокладки трубопроводов и расстановки оборудования средствами CATIA V5.
В какой-то момент нам предложили работать со студентами, попросив читать им курс по CATIA. Мы подумали – а почему бы и нет. Работа со студентами была мне не в новинку – до этого я много лет преподавала высшую математику для 1-2 курса, а Армен, будучи аспирантом, имел опыт преподавания на кафедре судовых ДВС.
В основном наши студенты – это магистры, в крайнем случае – бакалавры старших курсов кораблестроительных специальностей, бывают группы вечерне-заочного факультета. Работать с такими взрослыми людьми намного легче, чем с первокурсниками, поэтому никаких трудностей во взаимоотношениях или взаимопонимании не возникает.
Те, кого мы сейчас обучаем, уже прекрасно понимают, зачем они учатся и что им нужно от обучения в университете. Зачастую студенты уже работают в конструкторских бюро и/или на производстве, и в таких случаях наше общение с ними становится интересным. Ребята рассказывают нам, какие аспекты работы в CATIA им наиболее полезны, а в случае использования на рабочем месте другой САПР, мы можем получить достаточно подробный сравнительный анализ функционала CATIA и стороннего САПР.
При этом хочется отметить, что студенты очень метко и точно подмечают достоинства и недостатки использования различных систем.
Обучение мы строим следующим образом. На первой встрече мы рассказываем об информационной среде Dassault Systemes, жизненном цикле изделия и предупреждаем, что познакомимся только с маленькой его частью – 3D-моделированием. Затем в течение пяти встреч мы рассказываем базовый курс CATIA, начиная с работы в скетчере и заканчивая созданием чертежа на основе трехмерной модели. На протяжении всего курса студенты выполняют практические задания по текущей теме, а финальным аккордом обучения становится индивидуальный курсовой проект, смысл которого – смоделировать объект (деталь или сборку) и рассказать об этом на страницах своей работы, действуя по одному из следующих сценариев.
Тем, у кого уже есть тема диплома, мы предлагаем помочь с визуальной частью или подготовить 3D модель для последующего анализа (например, модель обводов корпуса для анализа ходкости проектируемого судна).
Студентам, еще не определившимся с дипломным проектом, мы советуем подумать о хобби и визуализировать что-нибудь из него – на наш взгляд, удачный способ замотивировать студента на применение всех приобретенных за семестр знаний и навыков.
Тех же, кому так ничего и не удается придумать, мы отправляем на известные всем видеохостинги искать интересные пошаговые инструкции и пытаться повторить понравившиеся. При таком подходе к выбору тем курсовых работ на сессии зачастую уже не столько мы экзаменуем студентов, сколько сами ребята делятся впечатлениями, закидывают нас разными вопросами о всевозможных нюансах работы в CATIA, заводят дискуссии о наилучшем варианте исполнения той или иной модели.
В результате получаем с потока порядка сотни шикарных и достаточно разноплановых работ, посвященных самым разным и порой даже неожиданным темам. Вот только некоторые наиболее запомнившиеся из них.
Кричман Михаил проектировал корпус судна в SOLIDWORKS. Решил повторить в CATIA.
Мистахову Ильдану удалось самостоятельно добиться довольно-таки гладких обводов корпуса.
Шилкина Марина поставила задачу построить теоретический чертеж корпуса судна, имея в качестве исходных данных таблицу координат.
Павловский Михаил изобразил свою версию космического корабля.
Кучеренко Ирина выбрала классическую работу – проект двигателя внутреннего сгорания:
Данил Альбаев воспроизвел шахматную доску с расставленными на ней фигурами:
Елизавета Овсянникова разработала художественное оформление этикетки и рендеринга модели пластиковой бутылки.
Илья Струков спроектировал сборку изделия, снимая живые размеры с реальных деталей.
Любой учебный процесс предполагает наличие методических материалов. Однако, мы столкнулись с практически полным отсутствием информации по работе в CATIA V5 на русском языке. Вместе с этим у нас накопились некоторые собственные заметки и зарисовки об основах работы с продуктами Dassault Systemes.
Так возникла идея создать сообщество в социальной сети VK, как площадку, на которой мы могли бы делиться нашим опытом и знаниями. А затем оказалось удобным на очередной вопрос студента отвечать «посмотри в группе, там есть пост на эту тему». В идеальной перспективе нам бы хотелось, чтобы группа стала местом общения студентов и уже состоявшихся профессионалов технических отраслей. Тогда одни могли бы получать качественные комментарии и ответы на свои вопросы, примеры решения реальных задач. А другие в свою очередь присматривали будущих потенциальных стажеров и/или сотрудников.
Кроме того, ежегодно сталкиваясь с необходимостью проходить партнерскую сертификацию Dassault Systemes, мы задумались о возможности чего-то подобного для наших студентов. Так мы вышли на программу сертификации Dassault Systemes и поделились этой информацией со студентами. Заинтересовавшимся мы помогли пройти первый уровень Sample, для которого достаточно просто зарегистрироваться в системе. Остальные уровни необходимо сдавать в сертификационных центрах, которым университет пока не является. Но мы очень надеемся, что станет в ближайшее время.
Прохождение такой сертификации предоставляет студентам сразу несколько преимуществ. Во-первых, каждый сдавший экзамен получает не просто оценку в ведомости и в зачетке, а документ от разработчика САПР, который подтверждает только что полученные знания. Во-вторых, этот документ представляет собой цифровой сертификат с официальной подписью Dassault Systemes и его можно размещать в виде ссылки в резюме на соответствующих сайтах России и мира.
На наш взгляд, базовый курс работы в системе проектирования такого уровня, как CATIA V5 – это прекрасная возможность для студентов технических специальностей получить представление о современных средствах инженерной работы и анализа.
Мы всегда говорим ребятам, что даже если они в дальнейшем не будут работать именно в CATIA V5, знания и навыки, полученные у нас, помогут им лучше понимать принципы современного проектирования и управления жизненным циклом изделия, позволят шире смотреть на ставящиеся перед ними задачи, а в глобальном смысле – стать более ценным инженерным кадром, так как они будут лучше подготовлены к реалиям индустрии 4.0.
Планов у нас много. Надеемся реализовать идею с сертификацией студентов в стенах «Корабелки».
Кроме того, уже с нового учебного года рассчитываем обучать в среде 3DEXPERIENCE, а это совершенно иные концепции и идеология.
Уверены, будет непросто, но интересно. Конечно же, не забываем о своей группе в VK, планируем продолжать развивать ее, наполнять контентом, посвященным как CATIA V5, так и 3DEXPERIENCE.
Будем рады поделиться с вами новостями о наших успехах в следующей статье!
Авторы: Армен и Надия
Наше знакомство с продуктами Dassault Systemes началось порядка десяти лет назад, когда мы начали работать в Институте информационных технологий СПбГМТУ.
Со временем нас стали привлекать к консультированию пользователей, позже – к написанию методических рекомендаций и инструкций по решению тех или иных задач. Параллельно мы постоянно старались расширять свои знания о системе, по максимуму используя возможности учебно-методических материалов, доступных партнерам Dassault Systemes. Так, Армен углубился в работу со сборками, параметрами и каталогами, а мне удалось изучить нюансы прокладки трубопроводов и расстановки оборудования средствами CATIA V5.
В какой-то момент нам предложили работать со студентами, попросив читать им курс по CATIA. Мы подумали – а почему бы и нет. Работа со студентами была мне не в новинку – до этого я много лет преподавала высшую математику для 1-2 курса, а Армен, будучи аспирантом, имел опыт преподавания на кафедре судовых ДВС.
В основном наши студенты – это магистры, в крайнем случае – бакалавры старших курсов кораблестроительных специальностей, бывают группы вечерне-заочного факультета. Работать с такими взрослыми людьми намного легче, чем с первокурсниками, поэтому никаких трудностей во взаимоотношениях или взаимопонимании не возникает.
Те, кого мы сейчас обучаем, уже прекрасно понимают, зачем они учатся и что им нужно от обучения в университете. Зачастую студенты уже работают в конструкторских бюро и/или на производстве, и в таких случаях наше общение с ними становится интересным. Ребята рассказывают нам, какие аспекты работы в CATIA им наиболее полезны, а в случае использования на рабочем месте другой САПР, мы можем получить достаточно подробный сравнительный анализ функционала CATIA и стороннего САПР.
При этом хочется отметить, что студенты очень метко и точно подмечают достоинства и недостатки использования различных систем.
Обучение мы строим следующим образом. На первой встрече мы рассказываем об информационной среде Dassault Systemes, жизненном цикле изделия и предупреждаем, что познакомимся только с маленькой его частью – 3D-моделированием. Затем в течение пяти встреч мы рассказываем базовый курс CATIA, начиная с работы в скетчере и заканчивая созданием чертежа на основе трехмерной модели. На протяжении всего курса студенты выполняют практические задания по текущей теме, а финальным аккордом обучения становится индивидуальный курсовой проект, смысл которого – смоделировать объект (деталь или сборку) и рассказать об этом на страницах своей работы, действуя по одному из следующих сценариев.
Тем, у кого уже есть тема диплома, мы предлагаем помочь с визуальной частью или подготовить 3D модель для последующего анализа (например, модель обводов корпуса для анализа ходкости проектируемого судна).
Студентам, еще не определившимся с дипломным проектом, мы советуем подумать о хобби и визуализировать что-нибудь из него – на наш взгляд, удачный способ замотивировать студента на применение всех приобретенных за семестр знаний и навыков.
Тех же, кому так ничего и не удается придумать, мы отправляем на известные всем видеохостинги искать интересные пошаговые инструкции и пытаться повторить понравившиеся. При таком подходе к выбору тем курсовых работ на сессии зачастую уже не столько мы экзаменуем студентов, сколько сами ребята делятся впечатлениями, закидывают нас разными вопросами о всевозможных нюансах работы в CATIA, заводят дискуссии о наилучшем варианте исполнения той или иной модели.
В результате получаем с потока порядка сотни шикарных и достаточно разноплановых работ, посвященных самым разным и порой даже неожиданным темам. Вот только некоторые наиболее запомнившиеся из них.
Кричман Михаил проектировал корпус судна в SOLIDWORKS. Решил повторить в CATIA.
Мистахову Ильдану удалось самостоятельно добиться довольно-таки гладких обводов корпуса.
Шилкина Марина поставила задачу построить теоретический чертеж корпуса судна, имея в качестве исходных данных таблицу координат.
Павловский Михаил изобразил свою версию космического корабля.
Кучеренко Ирина выбрала классическую работу – проект двигателя внутреннего сгорания:
Данил Альбаев воспроизвел шахматную доску с расставленными на ней фигурами:
Елизавета Овсянникова разработала художественное оформление этикетки и рендеринга модели пластиковой бутылки.
Илья Струков спроектировал сборку изделия, снимая живые размеры с реальных деталей.
Любой учебный процесс предполагает наличие методических материалов. Однако, мы столкнулись с практически полным отсутствием информации по работе в CATIA V5 на русском языке. Вместе с этим у нас накопились некоторые собственные заметки и зарисовки об основах работы с продуктами Dassault Systemes.
Так возникла идея создать сообщество в социальной сети VK, как площадку, на которой мы могли бы делиться нашим опытом и знаниями. А затем оказалось удобным на очередной вопрос студента отвечать «посмотри в группе, там есть пост на эту тему». В идеальной перспективе нам бы хотелось, чтобы группа стала местом общения студентов и уже состоявшихся профессионалов технических отраслей. Тогда одни могли бы получать качественные комментарии и ответы на свои вопросы, примеры решения реальных задач. А другие в свою очередь присматривали будущих потенциальных стажеров и/или сотрудников.
Кроме того, ежегодно сталкиваясь с необходимостью проходить партнерскую сертификацию Dassault Systemes, мы задумались о возможности чего-то подобного для наших студентов. Так мы вышли на программу сертификации Dassault Systemes и поделились этой информацией со студентами. Заинтересовавшимся мы помогли пройти первый уровень Sample, для которого достаточно просто зарегистрироваться в системе. Остальные уровни необходимо сдавать в сертификационных центрах, которым университет пока не является. Но мы очень надеемся, что станет в ближайшее время.
Прохождение такой сертификации предоставляет студентам сразу несколько преимуществ. Во-первых, каждый сдавший экзамен получает не просто оценку в ведомости и в зачетке, а документ от разработчика САПР, который подтверждает только что полученные знания. Во-вторых, этот документ представляет собой цифровой сертификат с официальной подписью Dassault Systemes и его можно размещать в виде ссылки в резюме на соответствующих сайтах России и мира.
На наш взгляд, базовый курс работы в системе проектирования такого уровня, как CATIA V5 – это прекрасная возможность для студентов технических специальностей получить представление о современных средствах инженерной работы и анализа.
Мы всегда говорим ребятам, что даже если они в дальнейшем не будут работать именно в CATIA V5, знания и навыки, полученные у нас, помогут им лучше понимать принципы современного проектирования и управления жизненным циклом изделия, позволят шире смотреть на ставящиеся перед ними задачи, а в глобальном смысле – стать более ценным инженерным кадром, так как они будут лучше подготовлены к реалиям индустрии 4.0.
Планов у нас много. Надеемся реализовать идею с сертификацией студентов в стенах «Корабелки».
Кроме того, уже с нового учебного года рассчитываем обучать в среде 3DEXPERIENCE, а это совершенно иные концепции и идеология.
Уверены, будет непросто, но интересно. Конечно же, не забываем о своей группе в VK, планируем продолжать развивать ее, наполнять контентом, посвященным как CATIA V5, так и 3DEXPERIENCE.
Будем рады поделиться с вами новостями о наших успехах в следующей статье!
Авторы: Армен и Надия
PTM
http://www.plm-forum.ru/forum/ тут достаточно много по кате) это один из старых и полных. Вопрос в другом, чтобы было сообщество надо чтобы было достаточно пользователей. А катя это не может пока у нас )))