Две недели назад мы узнали, как Парижские музеи сделали 60 тысяч исторических фото общественным достоянием. А что же в России? Как российские музеи застраховались от такого убытка? Сейчас расскажу.
Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1759 год.
Эта история началась давным-давно. Ещё в XVIII веке англичанин Томас Гейнсборо написал картину «Дама в голубом», изобразив на ней прекрасную герцогиню де Бофор. В 1912 году богач и коллекционер Алексей Хитрово завещал эту картину в Государственный Эрмитаж, и в 1916 году она попала в музей. Как все музейные предметы, теперь она государственное имущество и входит в Музейный фонд РФ.
Пропустим сто лет и перейдём в наши дни. В Санкт-Петербурге живёт Ия Йоц — модельер и хозяйка модной фирмы. Она поручила художнику нарисовать саму себя в стиле картины Гейнсборо, чтобы получилась эмблема для модных коллекций. Художник точно и мягко вписал портрет заказчицы в костюм с картины Гейнсборо.
Томас Гейнсборо. Дама в голубом. Около 1780 года. Вот по этой картине и был сделан карандашный рисунок с портретом заказчицы.
Почему бы нет, рассуждали они? Ведь Гейнсборо умер в 1788 году, и его авторские права давно закончились? Значит, если срисовать платье с картины, это не будет пиратством, всё-таки двести лет прошло? И вот рисунок появился на сайте модельера, на двери в её магазине и на декорациях для модного показа.
В 2010 году Эрмитаж узнал, что Ия Йоц сделала эмблему из музейной картины, и сразу подал в суд. По мысли музея, для коммерческого использования надо получать разрешение от музея, где находится срисованный предмет. А без разрешения ничего делать нельзя.
Поэтому Эрмитаж просил «запретить ИП Йоц Ие Викторовне… использовать в своей предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения Государственного Эрмитажа воспроизведение картины Томаса Гейнсборо». В частности, музей потребовал убрать рисунок из фотогалереи на её сайте. В своих требованиях музей опирался на 36 статью Закона о музейном фонде:
Чтобы доказать свою правоту, Эрмитаж пригласил эксперта из Российской академии художеств. Эксперт Вероника-Ирина Трояновна Богдан указала, что в рисунке есть большое сходство с картиной. По её мнению, рисунок воспроизводит картину «Дама в голубом» с незначительными отличиями. У него нет «самостоятельного художественного замысла и сюжета», ведь повторяются жесты, поза и костюм, взятые с картины Гейнсборо.
Изумлённый ответчик объяснил, что рисунок — не воспроизведение, а стилизация, переработка картины. И сделан он не маслом, не акварелью, а карандашом. Но судья Арбитражного суда Ставропольского края не поверила ответчику. Зато поверила она тому, что Закон о Музейном фонде и Основы законодательства о культуре вводят особые права на экспонаты Музейного фонда.
Поэтому судья решила, что надо запретить всякое использование рисунка. Придётся удалить с сайта все фотографии, где виден рисунок, и больше нельзя использовать воспроизведение картины Гейнсборо «Дама в голубом» без разрешения Эрмитажа. То же самое повторил апелляционный суд.
Очень интересно комментировала эту проблему президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Александровна Антонова:
Однако ответчик не сдавался и обратился в Суд по интеллектуальным правам. И тут началось прекрасное.
Теперь нам уже понятна проблема. С одной стороны, есть Гражданский кодекс и охрана авторских прав, которая давным-давно закончилась для этой картины англичанина Гейнсборо. С другой стороны, есть Закон о музейном фонде и охрана музейных прав, которая не закончится никогда.
Суд по интеллектуальным правам повторил все выводы предыдущих судов. Картина Гейнсборо стала экспонатом Эрмитажа. Она воспроизведена как эмблема для дизайнерского магазина одежды «Ия Йоц». Коммерческое воспроизведение экспоната допускается только с согласия музея.
Получается противоречие: в теории произведение уже перешло в общественное достояние, а на практике его использование весьма сурово ограничено. И тут СИП дал точное объяснение.
Суд по интеллектуальным правам подчеркнул, что если произведение перешло в общественное достояние, а его экземпляр хранится в музее — значит, это вовсе не общественное достояние. Значит, настоящий копирайт закончился, а вот «музейный копирайт» работает в полный рост.
Этот запрет «не противоречит доктрине» public domain, а лишь ограничивает, чтобы она не работала.
Знайте об этой ловушке. Бойтесь российских музеев.
Написано по материалу судебного дела А63-18468/2012. Аналогичный вопрос решался в делах А11-1595/2008, А56-52447/2012, А40-28447/2013, А40-64830/2013, А56-28535/2015.
Текст: CC-BY-SA 3.0.
Томас Гейнсборо. Автопортрет. 1759 год.
Эта история началась давным-давно. Ещё в XVIII веке англичанин Томас Гейнсборо написал картину «Дама в голубом», изобразив на ней прекрасную герцогиню де Бофор. В 1912 году богач и коллекционер Алексей Хитрово завещал эту картину в Государственный Эрмитаж, и в 1916 году она попала в музей. Как все музейные предметы, теперь она государственное имущество и входит в Музейный фонд РФ.
Пропустим сто лет и перейдём в наши дни. В Санкт-Петербурге живёт Ия Йоц — модельер и хозяйка модной фирмы. Она поручила художнику нарисовать саму себя в стиле картины Гейнсборо, чтобы получилась эмблема для модных коллекций. Художник точно и мягко вписал портрет заказчицы в костюм с картины Гейнсборо.
Томас Гейнсборо. Дама в голубом. Около 1780 года. Вот по этой картине и был сделан карандашный рисунок с портретом заказчицы.
Почему бы нет, рассуждали они? Ведь Гейнсборо умер в 1788 году, и его авторские права давно закончились? Значит, если срисовать платье с картины, это не будет пиратством, всё-таки двести лет прошло? И вот рисунок появился на сайте модельера, на двери в её магазине и на декорациях для модного показа.
И тут музей забил тревогу
В 2010 году Эрмитаж узнал, что Ия Йоц сделала эмблему из музейной картины, и сразу подал в суд. По мысли музея, для коммерческого использования надо получать разрешение от музея, где находится срисованный предмет. А без разрешения ничего делать нельзя.
Поэтому Эрмитаж просил «запретить ИП Йоц Ие Викторовне… использовать в своей предпринимательской деятельности без соответствующего разрешения Государственного Эрмитажа воспроизведение картины Томаса Гейнсборо». В частности, музей потребовал убрать рисунок из фотогалереи на её сайте. В своих требованиях музей опирался на 36 статью Закона о музейном фонде:
— Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Чтобы доказать свою правоту, Эрмитаж пригласил эксперта из Российской академии художеств. Эксперт Вероника-Ирина Трояновна Богдан указала, что в рисунке есть большое сходство с картиной. По её мнению, рисунок воспроизводит картину «Дама в голубом» с незначительными отличиями. У него нет «самостоятельного художественного замысла и сюжета», ведь повторяются жесты, поза и костюм, взятые с картины Гейнсборо.
Судья поддерживает иск Эрмитажа
Изумлённый ответчик объяснил, что рисунок — не воспроизведение, а стилизация, переработка картины. И сделан он не маслом, не акварелью, а карандашом. Но судья Арбитражного суда Ставропольского края не поверила ответчику. Зато поверила она тому, что Закон о Музейном фонде и Основы законодательства о культуре вводят особые права на экспонаты Музейного фонда.
Поэтому судья решила, что надо запретить всякое использование рисунка. Придётся удалить с сайта все фотографии, где виден рисунок, и больше нельзя использовать воспроизведение картины Гейнсборо «Дама в голубом» без разрешения Эрмитажа. То же самое повторил апелляционный суд.
Очень интересно комментировала эту проблему президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Александровна Антонова:
— Если кто-то сфотографирует и сделает книгу, это еще и материальный ущерб музею. Неужели мы хотим, чтобы на музеях зарабатывали случайные люди, которые часто даже не умеют правильно подписать картину?
Однако ответчик не сдавался и обратился в Суд по интеллектуальным правам. И тут началось прекрасное.
Вердикт федерального суда всё тот же
Теперь нам уже понятна проблема. С одной стороны, есть Гражданский кодекс и охрана авторских прав, которая давным-давно закончилась для этой картины англичанина Гейнсборо. С другой стороны, есть Закон о музейном фонде и охрана музейных прав, которая не закончится никогда.
Суд по интеллектуальным правам повторил все выводы предыдущих судов. Картина Гейнсборо стала экспонатом Эрмитажа. Она воспроизведена как эмблема для дизайнерского магазина одежды «Ия Йоц». Коммерческое воспроизведение экспоната допускается только с согласия музея.
Получается противоречие: в теории произведение уже перешло в общественное достояние, а на практике его использование весьма сурово ограничено. И тут СИП дал точное объяснение.
- С одной стороны, Гражданский кодекс говорит об исключительном авторском праве, которое прекращается через 70 лет после смерти автора. После этого каждый может свободно использовать авторские произведения. Поэтому разрешение от художника Гейнсборо уже не нужно.
- С другой стороны, для музейных предметов установлен специальный режим. По мнению суда, этот режим «не противоречит доктрине свободного использования произведений, перешедших в общественное достояние, а лишь ограничивает коммерческое использование воспроизведений предметов музейных коллекций». Поэтому требуется разрешение от музея.
Суд по интеллектуальным правам подчеркнул, что если произведение перешло в общественное достояние, а его экземпляр хранится в музее — значит, это вовсе не общественное достояние. Значит, настоящий копирайт закончился, а вот «музейный копирайт» работает в полный рост.
Этот запрет «не противоречит доктрине» public domain, а лишь ограничивает, чтобы она не работала.
Знайте об этой ловушке. Бойтесь российских музеев.
Примечания
Написано по материалу судебного дела А63-18468/2012. Аналогичный вопрос решался в делах А11-1595/2008, А56-52447/2012, А40-28447/2013, А40-64830/2013, А56-28535/2015.
Текст: CC-BY-SA 3.0.
Zmiy666
Эмм… с таким подходом остается только сжечь музей или хотя-бы уничтожить картину. Теперь картины и прочие предметы искусства будут красть не только чтоб продать, но и просто чтоб кинуть в костер. Я фалломорфирую с таких законов. Руководство музеев хоть понимают, что они только что создали себе врагов на ровном месте? И может хватит принимать в судьи умственно-отсталых.
PereslavlFoto Автор
Этот закон принят в 1996 году. Никто пока не крал и не кидал.
Wesha
Terny
Кароч, прочтя всю дискуссию и поучаствовав в ней полезла-таки в закон. Что он нам говорит?
«Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции.
Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.»
Фотография данной картины, кстати, есть на офсайте Эрмитажа.
Так что за фотографирование экспонатов для себя никто вас не осудит, как из за шарж на репродукцию, висящий в вашем офисе.
LonelyDeveloper97
Хм, в статье сказано, что срисовывали саму девушку, заказавшую рисунок себя в таком антураже. А значит, тут есть еще и такая статья:
Получается вообще интересная штука. Если мы портрет человека считаем воспроизведением музейного экспоната, то как быть с правом человека на свой собственный портрет?)
PS
Мне всегда было интересно, как пишутся законы, если для них можно элементарным образом составить нерешаемую в рамках их описания проблему?)
sev
Так тут вообще можно пройти слегка дальше:
А вот если эта конкретная девушка косплейнула, оделась в одежду с картины, повторила позу и с её нарисовали. Это тоже, получается по данному закону нельзя?
yagtec
А что не так с судьями? Закон надо менять.
vin2809
Наверно правильнее было бы взять разрешение на копирование и коммерческое использование "музейного копирайта". И такая практика должна быть распространена на объект любого владения, а не только музейного. Иначе каждый налепит себе Венер или нарисует Джоконд...
Rhombus
И пусть лепят и рисуют, нет?
IvanM88
тут правда можно сделать довольно странную фигню.
Делаем копию того платья выпускаем под брендом и получаем копирайт на своё платье и пишем радужному гууглу что у нас копирайт и надо запретить листинг сайтов где есть похожее изображение.
Копирайт вообше дурдомная идея если это вне патентов.
Terny
Впервые в сети я столкнулась с запретом сайта Роскомнадзором когда искала узор для рукоделия. То ли вязание, то ли фриволите, не помню уже. Было это, где-то, лет семь назад. Кто-то выпускающий изделия пожаловался и запретили сайты, где выложены бесплатно схемы рукоделий.
Это теперь мы уже привыкли к тому, что не все можно скопировать, а тогда было в диковинку. О копирайтах музейных экспонатов тогда еще не спорили, но писатели наши фантасты интенсивно жаловались на пиратов.
karachun92
А что в этом плохого?
Terny
И лепят и рисуют в том числе знаменитые и стилизованно.
Где пролегает граница между «копированием» и совсем иным произведением? Там лицо заменили а тут вообще нарисовано вроде другое, но все узнают знакомое лицо. Виктор Молев нарисовал множество «Джоконд» и его картины доступны в Сети. Правда, художник давно не наш, не знаю, что там у него в «обетованной» с законодательством на эту тему
PereslavlFoto Автор
Все примеры про Джоконду — оффтопик, потому что французские музеи не могут запрещать использование копий своих предметов.
Terny
«французские музеи не могут запрещать использование копий»
Тогда понятно, но наши тоже не всегда такие «принципиальные». Я в прошлом году была в московском музее прикладного искусства, там обалденная коллекция палеха (и подобного ему). Фотографировать никто не запрещал, но витрины стеклянные, подсветка не всегда удачная, в общем качество не алё. Я потом поискала в сети и многое нашла в свободном доступе. Прикладное искусство всегда, конечно, менее пафосно, чем «чистое искусство». ;) Хотя, на мой взгляд, часто бывает более художественно ценно.
И ситуация, ведь, разная. Предприятия, делающие эксклюзивные сувениры, заинтересованы в любой рекламе данного стиля. В этом случае даже если автор жив, фото его произведений будут в открытом доступе, причем, с указанием автора. Конечно, и музей не будет возражать.
А вот случай, послуживший поводом для статьи — пример использования произведения искусства для рекламы совсем другой деятельности. Хотя, какой вред от того музею — я не понимаю.
PereslavlFoto Автор
Вред музею возник, потому что музей не получил деньги.
Terny
Я порой, прежде чем идти в музей, смотрю, что там есть, а если музей большой, как Эрмитаж, например, то пранирую маршрут по залам. Не скажу, что часто туда хожу, но в Эрмитаже много такого, что мне не интересно. Я не хочу забрести в длиннющую галерею фламандской живописи, скажем, и идти полчаса мимо похожих картин.
На официальном сайте Эрмитажа довольно много фотографий экспонатов и даже интерактивные экскурсии. Это приводит не к уменьшению числа посещений, а к его увеличению.
Кстати, не исключаю, что описанный прецедент — просто пиар ход. Думаю, нашлось уже немало людей, которые пошли смотреть эту картину. :)
gecube
С каких пор музей стал… кхм… коммерческой компанией?
Я всегда считал, что музеи занимаются просветительской и исследовательской деятельностью
PereslavlFoto Автор
Если мы предположим, что вы правы, тогда позвольте ещё вопрос: а откуда же у музеев деньги? Например, на оплату коммунальных услуг? На оплату труда сотрудников?
Государственный бюджет покрывает лишь часть этих расходов.
Terny
«Я всегда считал, что музеи занимаются просветительской и исследовательской деятельностью»
Только те которые пускают посетителей бесплатно :)
Terny
Гм, прошу пощения, была неправа, вспылила. В ФЗ о музейном фонде музей именно так определяется:
«МУЗЕЙ — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;»
gecube
Принимаю ) а стоимость билетов и прочего — просто для компенсации расходов на билетера, экскурсовода и пр.
PereslavlFoto Автор
Стоимость билетов и экскурсий и прочего — для компенсации расходов на отопление, холодную воду, электричество.
И, конечно, вы правы — для премии сотрудникам.
ProLimit
С одной стороны, он же проявлял заботу об этом произведении, и если бы не это — с картины нельзя было бы снять копию. Выкуп произведений из частных коллекций, хранение, экспонирование — это все стоит денег, и логично попытаться это компенсировать доступными способами, тем более у нас есть такой закон. С другой стороны, в цифровой век можете, хранение и распространение цифровой копии уже не может стоить каких то ощутимых денег. И законы пора пересмотреть.
Zverik
А в статье речь не про создание копии и её коммерческое использование?
batyrmastyr
Представим, что французы в течение месяца или двух будут выставлять Джоконду и ещё пару десятков картин в одном из наших музеев.
Требования «защищать» именно свои «права» в приведённых вами цитатах нет.
PereslavlFoto Автор
Музей не сможет доказать суду, что Джоконда это музейный предмет этого музея. То есть музей не сможет указать основание для своих претензий.
vladvul
в законе о местоположении музеев ничего не сказано
PereslavlFoto Автор
Закон работает внутри страны.
PereslavlFoto Автор
Все примеры про Джоконду — оффтопик, потому что французские музеи не могут запрещать использование копий своих предметов.
vikarti
NetBUG
Так Венер и налепили.
Оригиналу это никак не повредило, даже наоборот, каждый может познакомиться с ней локально и потом сравнить с оригиналом.
vikarti
А почему дискриминация библиотек? В крупных библиотеках есть произведения на которые срок охраны авторских прав истек. Почему не позаботились о защите «библиотечных прав»? Явная недоработка.
Javian
Экземпляров книги более одной. А так идеально для цензуры — мы не против, но нельзя.
PereslavlFoto Автор
Экземпляров музейных предметов тоже более одного: например, одинаковые пишущие машинки есть во многих музеях.
Color
Так деньги поровну делить. А потом библиотеки начнут платить деньги наемникам, чтобы те испортили экземпляр редкой книги в библиотеке-конкуренте
var
А вы давно искали книгу, которая существует в единственном экземпляре в городе, стране?
А как давно вы пробовали её сфотографировать и были удивлены, что это невозможно? :)
А всё что вы можете — это переписать от руки текст или заказать местный ксерокс, рублей по 200 за страницу. ;)
kITerE
Хм… А публикация на хабре, который зарабатывает деньги, изображения картины тоже, получается, преследуемое деяние?
stilic
Есть послабление требований копирайтов «для новостей».
Иначе бы невозможно было публиковать репортажи вообще ни о чём.
webkumo
Так это копирайта, а музейное право всё-равно работает. Значит без согласования с музеем — будет такое же решение суда...
PereslavlFoto Автор
Вы правы. Теоретически Эрмитаж может возмутиться и потребовать удаления картины Гейнсборо с этого сайта.
Terny
Но на официальном сайте Эрмитажа выложено немало фотографий экспонатов этого музея…
NetBUG
А за них клики идут!
vikarti
А вот интересно — если конкретно в этой статье отключить автозагрузку на habrastorage и подцеплять картины с сайта Эрмитажа (допустим у них нет защиты от hotlinking'а) то к чему тут можно придраться? Все равно будет считаться что картинка на этом хабре?(хотя на хабре только ссылка)
Aytuar
Вот насчёт фото это хорошо подмечено. Всех туристов под суд! Это же сколько они материального ущерба принесли музеям. Теперь туда никто ходить не станет. Все будут смотреть фотки. Или всё же туристы не гласно получили разрешение от музеев что можно фоткать.
stilic
А в музеях всегда написано что нельзя (или можно) фотографировать.
Кое где написано — «нельзя со штативом» и т.п. уточнения для разделения туристов и тех, кто снимает репродукции.
qw1
Эти правила безнадёжно устарели. Потому что смартфон с 40-мегапиксельной камерой с оптической стабилизацией даст фору любому «аппарату на штативе» тех времён, когда это ограничение писалось.
stilic
Снять качественную репродукцию — это даже с надлежащим оборудованием не так просто.
У смартфонов, в отличие от «больших фотоаппаратов» проблема как была так и осталась — плохо снимают при слабом освещении.
Вспышка тут не поможет — освещение будет кривым.
ProLimit
Все верно, главная проблема даже не низкое освещение или штатив, а именно плохое освещение — иногда неполный или смешанный спектр и практически всегда неравномерное, с посторонними бликами и засветкой. Хотя я встречал книги по искусству, в которых на разворот печатались джипеги в ужасном разрешении. Видимо, издатели не заморочились с получением официальной репродукции в хорошем качестве.
Zverik
Не знаю насчёт русских музеев, но в Беларуси и в Европе ни разу не видел запрета на фотографирование. Даже наоборот, часто приглашают фотографировать, чтобы попиарить экспонаты и завлечь людей.
webkumo
В РФ (тот же Эрмитаж) фоткать можно только заплатив за такое право отдельную денюжку… не всегда кореллирующую с ценой билета...
dom1n1k
Из лично проверенного (Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Пушкинский) — везде можно фотографировать, но без штатива и без вспышки.
PereslavlFoto Автор
Пожалуйста, попробуйте это сделать. Поступок окажется невыносимо трудным, потому что вы не сможете неподвижно держать фотокамеру две секунды.
dom1n1k
Ну так в этом и смысл — разрешить любительские фото «на память» и отсечь коммерческую и проф съемку.
У меня музейных фото сотни (сам не знаю, зачем они мне :) И по собственному опыту скажу, что бОльшая проблема это не 2 секунды неподвижности, а кривой музейный свет — тени, отсветы, блики от ламп, отражения окон и тд.
Tarakanator
зачем держать? положить на что-нибудь. Рюкзак на скамейку, камеру на рюкзак. Как-то так. Не идеал, но работает. В походе я так ночную панораму города снимал.
JerleShannara
Ленивый стабилизатор формата «болт под крепление штатива к камере + верёвка» весьма помогает в этом случае. И штативом это не назовёшь.
Slow_Mo
Уточните, пожалуйста, как это работает, что нужно делать с верёвкой?
vlivyur
Привязываешь к болту, болт в камеру, на другом конце верёвки — петля. Наступаешь на петлю, держишь камеру так, чтоб верёвка была натянута. Профит.
vlivyur
Упираешься об'ективом в стекло и готово.
tvr
срабатывает какая-нить сигналка, или того хуже — это стекло весело выпадает.
jryj
В Эрмитаже не срабатывает. Хотя всем весом, я конечно не наваливался. :)
avost
Я довольно редко фотаю картины, особенно, общеизвестные (ну, правда, на кой ляд в стопятисотый раз фотать, ладно, не Джоконду — к ней вообще не пробиться, а, даже "Трёх Богатырей"?), но если попадается что-то интересное и незамыленное, то без проблем — выставил на фотике ночной режим с мультиэкспозицией и получил превосходнейший результат. А если ещё и полярик не забыл накрутить, то и от бликов-отражений можно избавиться без мучений с выбором точки съёмки.
tmin10
В Нойшванштайне было нельзя фотографировать внутри.
vlivyur
Тауэр, золотая кладовая. Дуврские подземелья на экскурсии (но может быть это касалось только записанных аудио-видеоматериалов, рисковать не стали). Парламент (хотя это не совсем музей, можно только в двух залах). Вестминстерское аббатство. Собор Святого Петра.
retar
В Соборе Святого Петра можно, нельзя в Сикстинской капеле.
vlivyur
Сайт не согласен.
retar
А в живую там иная информация. Если заходить со стороны «musei vaticani», то там табличка только про запрет вспышки, сэлфи-палки, профессиональной техники, видеокамер и штативов.
vlivyur
Это в Лондоне-то?
retar
О, извините. Не обратил внимания на такую мелочь. Привык, что Собор Святого Петра в Ватикане находится.
var
Стокгольм, Финлядния, Прага, Вена — везде встречал ПОЛНЫЙ запрет на съёмку.
И да, его даже нельзя было «купить».
Terny
Мне кажется, во всех музеях, где есть запрет на фотографирование, он касается БЕСПЛАТНОГО фотографирования…
vlivyur
Там, где можно не бесплатно, легко может оказаться что очень не бесплатно во внерабочее время с отдельным договором. Я не уверен что в золотой кладовой можно просто так прийти, заплатить денег и сфоткаться на мобильник.
var
Есть места — где нельзя НИКАК. :)
hjornson
Скажем так, в запрете фото здравое зерно таки есть.
Потому что сколько ни предупреждай людей, сколько ни будет сознательных, а всё равно будут упорно и постоянно находиться умники, которые будут снимать со вспышкой. А вспышка весьма неполезна для сохранности тех же картин, например.
BJM
Да ладно как, ведь сколько мужиков не предупреждай, ведь все равно найдуться несознательные и снасильничают кого нибудь. Всех кастрировать на всякий случай.
Или сколько водителей не предупреждай, всё равно находятся несознательные умники, которые превысят, надо все автомобили сжечь.
А если серьезно, то запрет для всех, в том числе невиноватых, — это худшее решение, из всего, что можно придумать.
Sasha28
Dotarev
А при чем тут Ставропольский край, простите?
А, прошу прощения… Йоц Ие Викторовне (г. Ставрополь, ОГРНИП...)
funca
Речь идёт о коммерческом использовании. Узнаваемые произведения искусства, как часть культурного достояния, это своего рода бренд. Желание ИП присоединяться к хорошо узнаваемым вещам, ловя халявный хайп или выгоду тоже понятно.
Если это не ограничивать вы получите эфир, забитый водками "три богатыря" и туалетной водой "джаконда", по гыгыкание целевой аудитории. Т.е. креативный рекламный ход это не изобретение героини из статьи, так уже было в эпоху бурного развития кооперативов конца 80х начала 90х. Прям тонны. Поэтому и был принят такой закон.
Тема с копирайтом вообще не о том — делать репродукции для личного использования ни кто не запрещает. Вы можете заказать такой портрет и повесить, например, у себя дома в коридоре, демонстрируя гостям одновременно свое остроумие и величие).
Dotarev
Проблема в том, что непонятны границы дозволенного, и указывает их [в случае рассмотрения конкретного иска] не закон, а очередной эксперт, мнение которого копирует судья. Вот например: «Спальный гарнитур Джаконда» (название реальное, но ссылку на Беларусь не размещаю) — наименование нарушает копирайт или нет? Вы про какую Джаконду подумали? А я вот про пять других… А чем хуже тогда туалетная вода «Джаконда»?
Bedal
Ровно для того и существуют суды, чтобы выносить решения. Базируясь на законах и проецируя их точечность на ширину жизненных обстоятельств.
Так что с этой точки зрения всё абсолютно нормально. И процесс абсоютно правильный — суд, дошли до федерального. Не нравится решение — голосуйте за другую власть. Или Вы за демократию и законность, но долго ждать не хочется?
Ну и да, я согласен с ув. funca
funca
Тут конкретный случай — коммерческое использование репродукции музейных экспонатов на территории РФ. На товары, производимые в РБ, закон будет распространяется в случае импорта. А так нет. Почему данный случай не нужно ассоциировать с копирайтом я написал выше.
Границы устанавливает тот, кто в этом разбирается, как и во многих других областях. По идее, настойчивости героини из Питера, прошедшей с портретом несколько судебных инстанций, можно только позавидовать.
Dotarev
1. Ожегов бы с Вами не согласился, картина в черно-белом исполнении, являвшаяся предметом спора, не является репродукцией.
2. Меня больше интересует как не попасть на место гражданки Бургоновой Н.К. Обычная история: клиент передает изображение для размещения на сайте. Читаю закон. Запрещается без согласования с музеем: "… Производство… тиражированной продукции… с использованием изображений музейных предметов". Картина в черно-белом исполнении (не фотография, заметьте, а производная работа художника) никак, по моим понятиям, не может являться изображением музейного предмета (в данном случае — картины в рамке, висящей на стене галереи). Значит, я не имею доводов отказать клиенту и отказаться от его денег. Или нет? Или всякий раз мне придется просматривать все картины всех музеев России, поскольку я тут живу и работаю? Да я не во всех музеях своего города-то был… А ещё есть картины, не выставленные на экспозиции, но принадлежащие музею. Что делать-то?
PereslavlFoto Автор
Все примеры про Джоконду — оффтопик, потому что у французских музеев нет возможности запрещать такое. Так что никакой закон не запрещает делать туалетную воду «Джоконда» или печатать эту картину на коробке конфет.
Terny
«Тут конкретный случай — коммерческое использование репродукции»
Без сомнения. Репродукция картины есть на сайте Эрмитажа.
kITerE
А на рабочий стол машины, на которой я разрабатываю коммерческое ПО можно?
А в офис повесить можно, учитывая гостей-коммерческих клиентов?
А в кафе/парикмахерскую/etc?
А то получается, что объект в общественном достоянии и (вроде как) все в равных правах могу его использовать и популяризировать. Но оказываются что опять есть те, кто "ровнее", а остальные недостойны упоминать великие произведения.
Zverik
Вот это важный комментарий: кажется, что «коммерческое использование» очень узко, а на самом деле оно закрывает почти всё, любую демонстрацию, даже членам семьи.
Gutt
Можно. В законе речь идёт о необходимости разрешения на производство тиражированной продукции. Закон явно подразумевал, что только музеи могут зарабатывать на открыточках, кружечках и магнитиках с их экспонатами. Вывеска в единственном экземпляре — это не тиражирование, которое, если по Ожегову, есть установка тиража книги, газеты и т. п. Тираж — общее количество экземпляров какого-л. печатного издания одного выпуска. Печатное издание по ГОСТ 7.60-2003 — издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное. По тому же ГОСТу, издание (Ндп. название; публикация; тираж; экземпляр) — документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Получается, что единичное воспроизведение тиражированной продукцией не является, если мы явно не сказали, что мы устанавливаем тираж в один экземпляр, или не стали указывать выходные данные. Про то, что суд спутал изображение музейного предмета с отдельным произведением, созданным на его основе, я вообще молчу. Видимо, истец был совсем плох в отстаивании своей позиции.
dzsysop
Ну в ходу слушаний даже если кто-то что-то спутал — адвокаты 5 раз объясняли наверняка.
Истец прошел суды нескольких инстанций. Я не думаю что были наняты студенты-первокурсники.
В этой истории просто и понятно показана позиция государства и не-независимость или проще сказать заангажированность судов. Просто и понятно. Если вам придет в голову каким-то образом использовать произведения искусства или намеки на них, лучше бросить эту затею от греха подальше. Если только вы не имеете отходной вариант как попиариться на проигрывании дел государству.
kITerE
Наверное, ответчик? Сомневаюсь, что ответчику "было все равно": мало того, что придется исполнять абсурдное постановление суда с удалением фото, где есть рисунок, так еще, насколько я понимаю, придется оплачивать судебные издержки двух судов. Второй суд, опять же, инициирован со стороны ответчика.
Возможно суд постановил, что публикация в интернете это уже факт тиражирования. Или логотип подразумевался печати на одежде, которая "товар народного потребления".
Gutt
Прочитал я постановления суда первой инстанции и суда по интеллектуальным правам. Эксперты говорят, что использовано чёрно-белое изображение самой картины, а не отдельное произведение на её основе. Но больше меня смущает то, что суды активно путают абзацы второй и третий ст. 36 ФЗ о музейном фонде. Во втором говорится, что музеи имеют право передавать права на использование воспроизведений музейных объектов для коммерческого использования, но ничего не говорится о запрете использования без такой передачи прав. А уже в третьем — о тиражировании. А суды смешали оба положения в кучу и не исследовали наличие факта тиражирования. Так что ответчик всё-таки был плох. А предпринимателю нужно просто создать новое произведение на основе картины (стилизовав его, к примеру, под другой стиль живописи), и можно закончить этот юридический абсурд, длящийся уже девять лет.
qw1
dzsysop
Видимо кому-то «настойка боярышника» нравится больше, чем «три богатыря» :-)
PereslavlFoto Автор
Простите, пожалуйста, но речь в законе идёт не про узнаваемые произведения искусства, а про все музейные здания и все музейные предметы.
Terny
Ну все мы не без греха, бывает взбредет в голову, выложишь на стену. что-то такое.
И, конечно, кому мы нужны? Ничего за это не будет. Думаю, то, что вне коммерции, то ненаказуемо.
Речь, конечно, шла о коммерческом использовании. И, видимо, искусствоведов покоробила переделка, пример нуворишского тщеславия — врезать свою физию в произведение искусства. Но за это статьи-то нет.
PereslavlFoto Автор
Искусствоведов покоробило нежелание платить за общественное достояние.
Terny
Фигня, это просто пиар ход. Теперь наверняка в зале с той картиной толпа. :D
DancingOnWater
О как; в сугубо правовом процессе и практике правоприменения напираете на эмоции. Думаете это хороший ход? — Нет. Это приводит к «жизни по понятиям». Уравнение всех в правах в этом случае возможно только с помощью господина кольта. Так что не удивляйтесь, если в вас начнут стрелять те, кому вы просто не понравились.
А мне, вот например, не нравится, когда то, что является моим культурным достояниям используется так бескультурно.
PereslavlFoto Автор
Вам не нравится, когда то, что является «вашим» культурным достоянием, используется без выплаты денег музею. Согласны ли вы, что можно использовать «ваше» культурное достояние для любой дряни, если предварительно заплатить музею?
DancingOnWater
Да мое, как наследника своих поколений;
Да не понравится, если такое произойдет. Даром, что Пиотровскии? все это пресекает.
Да, это повод для гордости за человека, что он имеет гораздо более вечные ориентиры, нежели товарно-денежные.
Да, мне не нравится закон в текущем виде;
Но, если бы я писал статью возражение, то:
Всего этого сделано не было. По факту имеем тупую истерию, вызванную лишь шкурными интересами. И да, мне это не нравится.
PereslavlFoto Автор
Да. Я знаю музеи, где продажа права на воспроизведение изображений экспонатов приносит даже десять тысяч рублей в год.
А при чём тут репродукции картин? Речь не про репродукции.
DancingOnWater
А чем с точки зрения авторского права является репродукция? — Копией. Чем является обсуждаемый портрет — копией.
Нет возможности разделить эти случаи без пересмотра базовых понятий авторского права и права частной собственности.
gremlin244
Насколько я понял из статьи, речь идет не о копии всей картины, а только о костюме. А если я вот вдруг захочу такое платье прям физически сшить, я не буду иметь право его продать без разрешения музея? А просто носить ( не то чтобы моя борода в нем хорошо смотрелась но…)? Я еще видал картины с джентльменами во фраках, и внезапно видел фраки в различной рекламе.
DancingOnWater
За неимением цитирую:
В переводе на русский: Одно лицо заменил другим. Ни разу не самостоятельное произведение, о чем и сказал эксперт. Т.е. это копия.
gremlin244
Ладно, не стану спорить, но на мой взгляд это какая-то очень тонкая грань, лично для меня ни разу не очевидная. Видимо на юридическом слово «копия» означает нечто очень отличное от моего понимания.
DancingOnWater
Там такая конструкция: это сделал я — значит моя собственность (принцип имманентности авторского права). Если это моя собственность значит вступает 35 ст Конституции, в том числе принцип единоличного владения и распоряжение.
Если кто-то сделал полную копию без моего ведома, то я уже не могу единолично распоряжаться. Это очевидно.
Грань возникает при попытке уточнить «единоличное владение и распоряжение».
PereslavlFoto Автор
Это не копия, а производная работа.
Если вы уберёте из моего ответа несколько слов и допишете в мой ответ ещё несколько слов, будет вовсе не копия моей реплики.
Авторское право автора в данном случае давно закончилось, речь идёт о том, что в России есть подобие авторского права для музеев.
DancingOnWater
Приведенный вами случай — канонический пример плагиата. Производной работой, но моей собственной, будет только в том случае, если я перефразирую.
PereslavlFoto Автор
Плагиат это не создание производной работы, а присвоение авторства.
Например, если я возьму стихи Пушкина и допишу, но укажу только себя — это плагиат. А если я укажу всех авторов — это соавторство.
DancingOnWater
Авторство, с юридической точки зрения, влечет за собой исключительное право распоряжаться. Т.е. нельзя просто так взять стихи Пушкина, поменяете в них запятые, и указать себя в качестве соавтора.
Кстати, ваше заявление об отсутствии таких прав во Франции ничем не осбонованно.
P.S. по вашему вопросу есть статья www.kachkin.ru/wp-content/uploads/2013/10/smirnova.pdf
PereslavlFoto Автор
Право распоряжаться, о котором вы говорите, давным-давно закончилось. Во-первых, потому что прошло много лет. Во-вторых, потому что право распоряжаться, которое принадлежало подданным Российской Империи, было упразднено в 1917 году.
По вашей ссылке нет ничего про Францию. То, что вы говорите о Франции, не работает за пределами Франции.
Dotarev
Не так. Модельер захотела создать свой образ, но не хватило творческих идей. Тогда она заказала рисунок карандашом, примерно так: «Хочу чтобы как на этой картине, но с изображением моего лица». Художник за 1500р. выполнил заказ, точно так как было заказано. Слишком точно. Модельеру вдобавок не хватило знания Российских законов, и она сделала заказанный рисунок эмблемой салона и решила данное изображение зарегистрировать как товарный знак (в чем ей было отказано). Затем история дошла до дирекции Эрмитажа, либо кто-то из сотрудников Эрмитажа увидел эмблему прямо на дверях салона в Санкт-Петербурге и подал в суд, требуя прекратить использование изображения, срисованного с картины (штрафных санкций или претензий на компенсацию ущерба со стороны музея не было). Уже до суда модельер прекратила использовать изображение данной картины, но не везде на сайте вычистила фотографии и надеялась все-таки отстоять своё право на эмблему. А после суда настолько поняла, что она была неправа, что прекратила использовать доменнное имя iyayots.ru, оставив за собой iyayots.com.
Вывод: костюм шить можно :=)
Большое спасибо PereslavlFoto, он изложил эту историю эмоционально и интересно, в результате большое количество народа (надеюсь) стало чуть больше разбираться в этой области.
var
Что не отменяет того, что статья построена по маркетинговым лекалам с учётом целевой аудитории Хабра и с учётом менталитета хорошо, там где нас нет. :)
Fenzales
DancingOnWater
Ну например как здесь: www.kachkin.ru/wp-content/uploads/2013/10/smirnova.pdf
pvp
Баян. :) В смысле — хрестоматийное уже решение.
А чтобы более лучше прочувствовать, какие держиморды у нас рулят культурой, можно посмотреть еще, в каком виде на сайтах российских музеев выкладываются цифровые копии произведений (как правило, размером с почтовую марку и заляпанные «водяными знаками» музея). Или попытаться что-нибудь сфотографировать в отечественном музее или архиве.
jryj
Фотографировал в музее, правда без штатива и пых — ни кто и слова не сказал.
Tufed
Ну хоть оригинал более свежую нарисованную карандашом картину не заставили сжечь. Вот где было бы дикарство и невежество высшей степени.
tangro
А если картина в музее висит на гвозде — то теперь нельзя использовать гвозди? Какую такую магию даёт физическое местонахождение предмета в здании музея, что она вдруг оменяет public domain?
Terny
«А если картина в музее висит на гвозде»
Ну так утрировать-то не стоит, гвоздя нет в каталогах ;)
Caracat
Воспроизведение копий и вариаций на тему экспонатов из технических музеев тогда тоже должно караться огнем и мечом. Безусловно, музеи должны получить компенсацию за то что люди незаконно пользуются автомобилями, а не только лишь ходят и созерцают экспонаты, т.к. даже в некой самобеглой коляске суд без труда определит облик современного автомобиля, а при необходимости можно и на баланс принять новый, как экспонат. А вот наверняка в политехмузее еще есть древний НЖМД, хе-хе… )))
Terny
Я думаю, речь шла все же не о копировании, а о коммерческом использовании переделки с физиономией нувориша. Статью закона к такому деянию не прицепишь, вот и пришлось так вопрос ставить.
В сети масса вольных переделок известных произведений. Я одну такою выложила выше. Никто за это не карает.
Caracat
А вольные художники на бульварах/в парках продающих копии/стилизации, они злостные нарушители? Вот эту картину а-ля Айвазовский нельзя, — она в Третьяковке, а вот эту, которая где-то в европейском музее, выходит можно?
Rutel_Nsk
Правообладатель, даже слово гадкое.
Сами ничего не создавали, но все соки выжмем за то что попало к нам в лапы.
При этом у меня в из памяти почему то всплывает всплывает Раскольников.
С тварь я дрожащая или право имею.
Tarakanator
Правильно ли я понял, что я могу
1)открыть музей
2)нарисовать надкусанную грушу
3)Поместить данную картину в музей.
4)тем самым «запатентовать» рисунок забесплатно и на неограниченное время?
Terny
Полагаю, даже в виртуале можете запатентовать :D Вопрос в том, заинтересует ли ваша груша кого-то.
Tarakanator
Конкретно груша нет. Но если рисунков будет много, то можно стать патентным троллем.
Ну или совсем тролльский вариант:
Могу ли я нарисовать логотип apple в некоммерческих целях?
Могу ли я выставить данную картину в музее?
Может ли после этого apple делать продукты со своим логотипом?
«Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.»
Как я понимаю права на логотип остаются у эпла, но пользоваться он им не может.
JerleShannara
Троллинг 90 уровня — техника эппл уже точно есть есть в каких-то компьютерных музеях РФ…
Terny
«Конкретно груша нет. Но если рисунков будет много, то можно стать патентным троллем.»
Патентование, полагаю не бесплатно. Так что, патентовать всякую чушь не выгодно. Я далека от искусства, но в технике сертификация в ЕАС стоит денежку не маленькую. Полагаю, в искусстве примерно та же картина. :)
Tarakanator
Так фишка в том, что в данном случае вместо патентования можно положить рисунок в музей, он «патентуется» бесплатно при этом.
PereslavlFoto Автор
Но при этом он «патентуется» в пользу музея, а не автора.
Tarakanator
Да, но что если музей частный.
vikarti
Более интересный вопрос — а что после этого с не-визуальным описанием?
Если у нас логотип Apple под музейным правом — то автор этого произведения — злостный нарушитель? Или нет?пример из одного НФ-произведения
Tarakanator
Какое произведение? Музей техники, в музее ноутбук.
JerleShannara
Да, но в результате получается так, что использование этой надкусанной груши(нарисованной, к примеру, на серебристом фоне) будет как бы нелегальным, для коммерческой деятельности. А далее можно и в суд подать на производителя грушевой техники. Ну а чё, а вдруг прокатит?
Sasha28
а кстати, это идея. что-то Пиотровский не масштабно мыслит. Ведь наверняка в Эрмитаже есть картина с надкусанным яблоком. Надо было подавать иск к другой фирме и на другие суммы.
Mogwaika
Написать код/роман, распечатать и повесить странички в рамку.
vlivyur
Т.е. если я вдруг коллекционер и владел каким-то древним произведением искусства, все приходили ко мне в гости и фотографировались на его фоне, делали потом какие-то коммерческие продукты с использованием его (я вроде как и запретить-то это не могу), а потом я решил обрадовать какой-то музей и отдал всё ему, то все мои гости со своими фотографиями тут же попадают на деньги?
Tarakanator
нет, использовать можно, производить нельзя.
А в данном примере было произведено до того, как стало музейным экспонатом.
PereslavlFoto Автор
Да.
Можно объяснить ещё проще. Если вы фотограф и отдали отпечаток фотографии в музей, то все, кто получал и использовал другие отпечатки этой фотографии, могут внезапно попасть на деньги.
vakimov
Вообще это лишь частный случай проблемы приоритетов одного закона над другим. В данном случае ГК над ФЗ или наоборот.
Вот интереснейшая статья на эту тему с примерами zakon.ru/blog/2015/4/21/obshhij_ili_specialnyj__k_voprosu_o_prioritete_gk_nad_federalnymi_zakonami Выводы можно сделать такие: однозначной трактовки нет, и суд решает по ситуации, в целом руководствуясь намерениями вносимых законов и здравым смыслом.
В данном случае намерением законов о Музейном Фонде выглядит предоставление некоторых исключительных прав на произведения, в обмен на их использование в целях обеспечения доступа к объектам наследия и их популяризации. Читай — возможность зарабатывать на них чтобы продолжать экспонировать.
Так что, я бы на месте предпринимателя действительно заказал стилизацию (без точного повторения позы и складок платья). Подрисовать другое лицо нарисовать в другой технике — это не стилизация, на сколько я могу судить. Либо в суде отстаивал позицию, что хоть музей и имеет исключительное право на публикацию копий произведения, пользоваться ей он должен только в целях определенных в законе. www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/8b6b4819035dce9a15a1369d65fc9abeeee201d3 Скажем, если музей сам выпустит каталог картин — он и заработает на своем праве и обеспечит доступ и популяризацию произведениям искусства. А если музей просто запретит кому-то использовать копию картины в виде эмблемы, то вроде как это не соответствует целям описанным выше. Но сам я не настоящий сварщик, так что не уверен в правильности последнего подхода.
Umpiro
DerRotBaron
Подозреваю, эту схему можно эксплуатировать и против ПО с открытым исходным кодом, разместив в экспозиции какого-нибудь музея вычислительной техники распечатки фрагментоа исходников, например, Linux, Busybox или systemd. И потом докажи, что и как, особенно если злоупотребление музейным экспонатом выгодно кому надо.
Tarakanator
Почему только с открытым исходным кодом? Прям машинный код закрытого ПО можно.
vlivyur
Или вот ещё в Британии есть такой музей Виктории и Альберта — кладовка копий произведений искусства со всего мира. Лучше там ничего из российских музеев не перерисовывать. Осталось только понять где оригинал хранится.
balamutang
Я думаю что британский суд мало интересует что там в российской музее лежит, как и законы РФ
Sasha28
Что я делаю, читая это? Открываю годовой финансовый отчет Эрмитажа. Самый свеженький оказался 2017 года, ну да ладно. Смотрим структуру финансовых поступлений (стр. 206), есть пункт «Оплата за предоставление права
на воспроизведение изображений произведений из собрания Государственного Эрмитажа» = 13,624 ляма или всего 0,4% от общих поступлений. То есть это попытка увеличить эту статью, или это и есть не своего рода «роялти», а результат выигранных дел. В общем, и правда выглядит как странноватый PR ход.
Sasha28
Да, и кстати, есть забавный клип 70 Million от Hold Your Horses. Интересно, им тоже иски предъявлять?