image

Эксперты по безопасности из McAfee провели исследование систем помощи водителю (ADAS) электромобиля Tesla и сумели их обмануть, заставив разогнаться авто на 50 миль в час выше допустимой скорости. Об этом говорится в их блоге на сайте McAfee.

Исследование проводили еще осенью 2019 года, однако его результаты эксперты опубликовали только сейчас, спустя три месяца после передачи информации Tesla и MobilEye, которая предоставляет оборудование и софт для электромобилей.

Эксперты пытались смоделировать ситуации, в которых камеры, установленные на Tesla, считывали бы информацию с дорожных знаков неправильно. Для этого использовались светоотражающие наклейки разных цветов и форм. Их клеили на знаки в разных местах и под разными углами, чтобы запутать системы помощи водителя и заставить их «увидеть» ошибочную информацию. При этом исследователи отмечают, что изучали только реакцию камер на знаках ограничения скорости — причина этому в том, что современные ADAS пока не предусматривают таких функций, как автоматическое торможение автомобиля до полной остановки.

«Мы понимаем, что камера MobilEye используется для определения предела скорости, отображения его на дисплее в салоне электромобиля и, возможно, будет использоваться автопилотом для автоматического снижения скорости. Поэтому мы изучали только ограничительные знаки», — говорится в блоге.

Эксперты заставили систему помощи водителю в Tesla Model S и Tesla Model X с помощью четырёх наклеек распознать знак ограничения скорости до 35 миль в час как аналогичный знак, только показывающий 85 миль. Затем исследователи начали постепенно снимать наклейки, чтобы определить момент, когда камера идентифицирует значение правильно. В конечном итоге на знаке остался только кусок чёрной изоленты, однако система по-прежнему видела 85 миль в час вместо 35.

image

image

Кроме того, эксперты начали изучать, могут ли показания камеры влиять на механические функции автомобиля. На одном из форумов выяснилось, что автоматический круиз-контроль Tesla теоретически может использовать знаки ограничения скорости в качестве входных данных для установки скорости автомобиля. Однако, как отмечается в блоге, среди участников форума возникла путаница, поэтому эксперты изучили техническую документацию Tesla. Оказалось, что созданная Tesla в 2014 году технология Speed Assist может полагаться на показания ADAS и таким образом сама повышать скорость автомобиля, уверяют исследователи из McAfee.

Отмечается, что тесты проводились на более ранних версиях системы контроля камеры MobilEye (аппаратный пакет Tesla 1, версия EyeQ3 mobilEye). McAfee провели аналогичные исследования и на автомобилях 2020 года и не смогли получить ошибочные данные камеры, хотя тестирование и было очень ограниченным. По заверениям экспертов, MobilEye действительно работают над решением этой проблемы.

В конце января аспирант Университета Бен-Гуриона Бен Насси под руководством профессора Ювала Эловичи смог обмануть автопилот Tesla с помощью беспилотников и проекторов с батарейным питанием. Студент имитировал спуфинговые атаки благодаря разнице между распознаванием изображений человеком и ИИ — спроектированные им изображения не запутали бы типичного человека водителя.

Согласно опросу 2019 года, почти половина водителей считают, что при использовании автопилота можно безопасно снимать руки руля. Кроме того, 6% ответили, что при таком вождении можно даже вздремнуть. При этом в самой Tesla отмечают, что автопилот пригоден к использованию только, если водитель полностью сосредоточен на дороге — современные системы не превращают автомобиль в полностью автономное средство, а только помогает владельцу.