Приветствую! Добро пожаловать на одиннадцатый, последний урок курса Fortinet Getting Started. На прошлом уроке мы рассмотрели основные моменты, связанные с администрированием устройства. Теперь, для завершения курса, я хочу познакомить вас со схемой лицензирования продуктов FortiGate и FortiAnalyzer — обычно эти схемы вызывают довольно много вопросов.
Как обычно, урок будет представлен в двух вариантах — в текстовом виде, а также в формате видео урока, который находится внизу статьи.
Начнем с вариации технической поддержки. В терминологии Fortinet техническая поддержка обозначается как FortiCare. Есть три варианта технической поддержки:
8x5 — один из стандартных вариантов технической поддержки. Приобретая данный тип технической поддержки, вы получаете доступ к порталу технической поддержки, откуда можете скачивать образы для обновлений, а также дополнительное программное обеспечение. Появляется возможность оставлять тикеты — заявки на решение технических проблем. Но в данном случае время ответа на ваш запрос зависит не только от определенного SLA, но также от режима работы инженеров (и соответственно от часового пояса).Стоит отметить, что Fortinet постепенно уходит от данного типа технической поддержки.
Второй вариант — 24х7 — второй стандартный вариант технической поддержки. Он располагает теми же параметрами, как 8х5, но с некоторыми отличиями — SLA перестает зависеть от режима работы инженеров и разницы в часовых поясах. Также появляется возможность покупки расширенной программы замены оборудования, но об этом чуть позже.
И третий вариант — Advanced Services Engineering или ASE — он также предполагает поддержку в режиме 24 на 7, но со специальным, уменьшенным SLA. В случае ASE обработка тикетов производится специализированной командой инженеров. На данный момент данный тип технической поддержки доступен только для устройств FortiGate.
Теперь пройдемся по подпискам. Существует множество отдельных подписок, а также пакеты, которые содержат несколько подписок. Также в состав пакета включена определенная техническая поддержка. Список существующих подписок для FortiGate вы можете увидеть на рисунке ниже.
Все вышеперечисленные подписки могут входить в состав следующих пакетов:
360 Protection, Enterprise Protection, UTM Protection, Advanced Threat Protection. На данном этапе важно запомнить, что в пакет 360 Protection всегда включена техническая поддержка типа ASE, в пакет Enterprise всегда включена поддержка 24/7, для UTM пакета пока есть две вариации — пакет с включенной технической поддержкой 8/5 и с включенной технической поддержкой 24/7.
И последний пакет — Advanced Threat Protection — всегда включает в себя поддержку 24/7.
В состав технической поддержки также входит гарантийная замена оборудования. Но типы поддержки 24х7 и ASE поддерживают приобретение Premium RMA, что позволяет сократить время замены оборудования и получить дополнительные преимущества. Есть 4 типа Premium RMA:
- Next Day Delivery — запасное оборудование будет доставлено на следующий день после подтверждения инцидента с текущим оборудованием.
- 4 Hours On-Site Parts Delivery — запасное оборудование будет доставлено курьерской службой в течение 4 часов после подтверждения инцидента.
- 4 Hours On-Site Engineer — запасное оборудование будет доставлено курьерской службой в течение 4 часов после подтверждения инцидента. Также для помощи в замене оборудования будет задействован инженер.
- Secure RMA — данная услуга предназначена для клиентов со строгими требованиями к защите данных в пределах их физической среды. Во-первых, она позволяет стереть конфиденциальные данные определенной командой без потери гарантии. Во-вторых, она позволяет не возвращать неисправное оборудование, и следовательно, защитить данные внутри физической среды.
Но это все “на бумаге”, в реальности все зависит от многих обстоятельств, например, географического расположения. Поэтому, при приобретении я советую проконсультироваться с партнером и уточнить возможные детали.
Мы разобрали по частям все предложения компании Fortinet, которые касаются именно FortiGate. Теперь пора собрать это все воедино. Начнем с пакетов подписок. На рисунке ниже представлены отдельные подписки, которые я перечислял ранее. Здесь показано, в состав каких пакетов входит каждая подписка. Также не нужно забывать о соответствии технической поддержки для каждого пакета. Используя эти данные, вы можете выбрать пакет подписок, который подойдет под ваши задачи.
Вот мы подошли практически к самому главному. Какие могут быть варианты покупки? На выбор предлагается несколько вариантов:
- Единая позиция в виде физического устройства и определенного пакета подписок (можно также выбрать время действия пакета — 1 год, 3 года, 5 лет)
- Отдельная позиция в виде физического устройства, а также отдельная позиция в виде пакета подписок (также можно выбрать время действия пакета)
- Отдельная позиция в виде физического устройства, а также конкретные подписки в виде отдельных позиций. В таком случае тип технической поддержки также необходимо выбирать отдельно — он тоже будет выноситься в виде отдельной позиции
Для виртуальных машин есть два варианта:
- Отдельная позиция для лицензии на виртуальную машину и отдельный пакет подписок с соответствующей технической поддержкой
- Отдельная позиция для лицензии на виртуальную машину, отдельные необходимые подписки и отдельная техническая поддержка.
Сервисы Premium RMA не входят ни в один пакет и приобретаются в виде отдельной подписки.
Схема лицензирования такая. Тоесть, FortiGate лицензионно не ограничивает ни количество пользователей (как обычных, так и VPN пользователей), ни количество подключений, ничего. Здесь все упирается только в производительность самого устройства.
Стоимость продления или стоимость годового владения определяется следующим образом:
Либо это стоимость выбранного пакета, либо же стоимость отдельных подписок и отдельной технической поддержки. Больше эта стоимость ничего в себя не включает.
С FortiAnalyzer все немного проще. В случае покупки физического устройства вы покупаете само устройство, а также отдельно техническую поддержку, подписку на сервис индикаторов компрометации и RMA сервисы. Годовой стоимостью владения в данном случае будет считаться сумма ежегодно приобретаемых сервисов — на рисунке отмечено зеленым цветом.
С виртуальной машиной примерно также. Вы покупаете лицензию на базовую виртуальную машину, если необходимо — покупаете расширения параметров для данной виртуальной машины. Остальные сервисы аналогичны сервисам, предоставляемым к физическому устройству. Ежегодная стоимость владения высчитывается также, как у физического устройства — сервисы, входящие в нее, также отмечены на слайде зеленым цветом.
Как и обещал, прикладываю также и видео урок на данную тематику. Он подойдет тем, кому ближе видеоформат, поскольку содержит именно ту информацию, которая была представлена выше.
В будущем возможен выход новых статей, уроков или курсов на эту или другие тематики. Чтобы не пропустить их, следите за обновлениями на следующих каналах:
Также вы можете оставить пожелания по новым урокам или курсам по тематике Fortinet, используя форму обратной связи.