Когда понадобилось в один день перевести весь CS центр на домашнее обучение, кураторы проделали большую работу по замене живых лекций на равноценные альтернативы, зато всё остальное уже работало. Центр давно использует онлайн-платформы в очном обучении, в том числе свою собственную LMS. Мы поделимся находками и сервисами, которыми пользуемся для организации обучения, расскажем, как можно построить процесс и что может пригодиться другим образовательным проектам и студентам.
Инструменты: YouTube-трансляции, Zoom, видеозапись лекции, календарь.
Заменить очные занятия — это, пожалуй, самое сложное в переводе учёбы в онлайн. Важно сохранить общение лектора с аудиторией. Студенты забывают включать микрофон и пишут вопросы в чате, преподаватель не успевает их вовремя прочитать — вначале непривычно всем. Мы провели неделю в таком формате, и вот какие удобные варианты нашли.
Совет преподавателям. Чтобы студенты не забыли о лекции, а вы не утонули в ссылках, создайте календарь курса и добавляйте туда занятия с темой и ссылкой, по которой можно присоединиться к вебинару или посмотреть трансляцию.
Совет студент_кам. Даже если вы сидите дома, вы находитесь на занятии. Тут работают обычные правила: нужно быть открытым к общению, слушающим и одетым так, как бы вы сидели на занятии. Включайте и выключайте микрофон, когда нужно.
Инструменты: LMS CS центра, Яндекс.Контест, Stepik, Gerrit, электронная почта.
Студенты CS центра сдают домашние задания онлайн. Мы используем свой сайт для общения между студентом и преподавателем, для отправки решений задач, файлов с кодом, для ведомостей и учёта всего, что возможно. Если у вас нет такого инструмента под рукой, его заменит обычная электронная почта. Студенты пришлют решение — вы прочитаете и ответите.
Многие задания на программирование поддаются автоматической проверке. Мы используем платформу Яндекс.Контест для курса по алгоритмам и онлайн-курсы на Stepik для некоторых других. Обе системы позволяют настроить тестирование решений и уменьшить нагрузку на проверяющих. Для наглядного code review преподаватели центра пользуются системой Gerrit.
Совет преподавателям. Заведите отдельный адрес для курса. Расскажите студентам о формате, в котором стоит отправлять решения. Например, попросите указать в теме письма номер домашнего задания и фамилию студента.
Совет студент_кам. Старайтесь обойтись без фотографий листочков с рукописным решением. Если не получается набрать текстом, используйте LaTeX, а преподавателю пришлите готовый PDF. Если не знаете, как начать работать с LaTeX, загляните в Papeeria.
Инструменты: LMS CS центра, Google Таблицы.
Учёт оценок мы тоже ведём на своём сайте, но так было не всегда. Обычно преподаватели выставляют оценки, а потом на них смотрит кто-то ещё: это может быть только куратор, а может быть весь курс. На помощь приходят онлайн-таблицы. В таблицу можно записать всех студентов, проставить оценки за задания, а потом применить ко всем хитрую формулу — и вот оценка за курс готова.
Совет преподавателям. Внимательно указывайте настройки доступа: студентам вряд ли нужны права на редактирование. Возможно, вы и показывать им документ не захотите, тогда уберите доступ к нему по ссылке. Для удобства в Google Таблицах можно использовать шаблон «Журнал успеваемости», ищите в разделе «Образование».
Совет студент_кам. Когда вам открыли доступ к ведомости, смотрите в первую очередь на свои оценки и не сравнивайте себя с другими. Улучшайте свои результаты и идите к собственным целям.
Инструменты: Slack, YouTrack, электронная почта.
Вопросы у студентов возникают не только во время лекций. Отвечать на них или нет, решает преподаватель. Мы предлагаем всем преподавателям в начале семестра завести канал курса в Slack — здесь студенты могут сами отвечать на вопросы своих коллег, при этом один вопрос зададут, скорее всего, один раз. Удобно и для стеснительных слушателей: когда вопросы есть, но их неудобно задать, может спросить кто-нибудь другой. В Slack можно написать и лично преподавателю.
Мы используем баг-трекер для ответов на вопросы в онлайн-программе. Стараемся убрать общение между преподавателями и студентами по электронной почте из нашего процесса, но кому-то это может подойти. Базовая версия Slack не хранит всю историю сообщений.
Совет преподавателям. Заранее объявите «график», когда вы онлайн. Он не должен быть точным, например, можно сказать, что отвечаете по будням. А можно явно отметить, что в последний день перед дедлайном по заданию — в субботу — вы отдыхаете и все вопросы нужно задать до.
Совет студент_кам. Участвуйте: спрашивайте и отвечайте. Но помните про границу между помощью с материалом и подсказками по домашнему заданию. Оставьте другим удовольствие самостоятельно прийти к ответу.
Инструменты: Группы Google, электронная почта.
В CS центре к каждому студенту персональный подход, поэтому без общения кураторов и студентов по электронной почте не обойтись. Для рассылки важных новостей по всем студентам мы используем гугл-группы. У каждого набора своя рассылка, но чаще всего мы отправляем одну и ту же новость на всех. Гугл-группы по годам делают проще управление участниками.
Совет преподавателям. Для важных сообщений о курсе вы можете создать гугл-группу курса и использовать её для новостей. Например, рассказать об отмене занятия, выслать условие задания или поделиться новой видеозаписью лекции.
Совет студент_кам. При вступлении в группу укажите в настройках, что вы хотите получать все сообщения сразу, как только они появляются. Иначе вам будет приходит сводка раз в день, а то и реже. Поверьте, вы не хотите пропустить новость о переносе занятия, да и дополнительные пять часов на задание никогда не лишние.
Инструменты: календарь, Trello, электронная почта.
Постарайтесь структурировать процесс и информацию. Не полагайтесь на записи по ходу конспекта. Помните школьный дневник? Он был не просто так.
Вам точно понадобится расписание. Его можно настроить в любом приложении-календаре. Заведите календарь всех занятий, вносите в отдельный календарь дедлайны. Не игнорируйте поле для описания: оно отлично подходит для ссылок и заметок. В календаре можно устанавливать напоминания.
Если вы общаетесь по поводу курсов в электронной почте, организуйте систему тегов и папок. Архивируйте завершённые переписки, например, когда задание сдано и доделок не требуется. Преподаватели могут создать папки по студентам, студенты — по курсам. Тегами можно отмечать, на какую оценку идёт студент или в какой стадии проверка задания.
Доска с задачами. Календарь показывает вам крайний срок сдачи задания, но вы можете установить свой: лучше сдать раньше и иметь больше времени на исправления. Заведите доску в Trello: так вы сможете видеть на одном экране, какие задания в процессе, а к каким вы ещё не приступили. Добавляйте в Trello не только сами задания, но и личные задачи. Например, «разобраться с темой подробнее», «спросить у преподавателя про ...» и прочее.
Совет преподавателям и студент_кам. Попробуйте разные системы организации и приложения — найдите то, что подходит вам. Мы привели свои примеры и желаем удачи в онлайн-обучении!
Набор студентов в CS центр проходит по обычному расписанию: заявки принимаем онлайн до 11 апреля.
Занятия
Инструменты: YouTube-трансляции, Zoom, видеозапись лекции, календарь.
Заменить очные занятия — это, пожалуй, самое сложное в переводе учёбы в онлайн. Важно сохранить общение лектора с аудиторией. Студенты забывают включать микрофон и пишут вопросы в чате, преподаватель не успевает их вовремя прочитать — вначале непривычно всем. Мы провели неделю в таком формате, и вот какие удобные варианты нашли.
Совет преподавателям. Чтобы студенты не забыли о лекции, а вы не утонули в ссылках, создайте календарь курса и добавляйте туда занятия с темой и ссылкой, по которой можно присоединиться к вебинару или посмотреть трансляцию.
Совет студент_кам. Даже если вы сидите дома, вы находитесь на занятии. Тут работают обычные правила: нужно быть открытым к общению, слушающим и одетым так, как бы вы сидели на занятии. Включайте и выключайте микрофон, когда нужно.
Сдача заданий
Инструменты: LMS CS центра, Яндекс.Контест, Stepik, Gerrit, электронная почта.
Студенты CS центра сдают домашние задания онлайн. Мы используем свой сайт для общения между студентом и преподавателем, для отправки решений задач, файлов с кодом, для ведомостей и учёта всего, что возможно. Если у вас нет такого инструмента под рукой, его заменит обычная электронная почта. Студенты пришлют решение — вы прочитаете и ответите.
Многие задания на программирование поддаются автоматической проверке. Мы используем платформу Яндекс.Контест для курса по алгоритмам и онлайн-курсы на Stepik для некоторых других. Обе системы позволяют настроить тестирование решений и уменьшить нагрузку на проверяющих. Для наглядного code review преподаватели центра пользуются системой Gerrit.
Совет преподавателям. Заведите отдельный адрес для курса. Расскажите студентам о формате, в котором стоит отправлять решения. Например, попросите указать в теме письма номер домашнего задания и фамилию студента.
Совет студент_кам. Старайтесь обойтись без фотографий листочков с рукописным решением. Если не получается набрать текстом, используйте LaTeX, а преподавателю пришлите готовый PDF. Если не знаете, как начать работать с LaTeX, загляните в Papeeria.
Ведомости
Инструменты: LMS CS центра, Google Таблицы.
Учёт оценок мы тоже ведём на своём сайте, но так было не всегда. Обычно преподаватели выставляют оценки, а потом на них смотрит кто-то ещё: это может быть только куратор, а может быть весь курс. На помощь приходят онлайн-таблицы. В таблицу можно записать всех студентов, проставить оценки за задания, а потом применить ко всем хитрую формулу — и вот оценка за курс готова.
Совет преподавателям. Внимательно указывайте настройки доступа: студентам вряд ли нужны права на редактирование. Возможно, вы и показывать им документ не захотите, тогда уберите доступ к нему по ссылке. Для удобства в Google Таблицах можно использовать шаблон «Журнал успеваемости», ищите в разделе «Образование».
Совет студент_кам. Когда вам открыли доступ к ведомости, смотрите в первую очередь на свои оценки и не сравнивайте себя с другими. Улучшайте свои результаты и идите к собственным целям.
Общение между преподавателями и студентами онлайн
Инструменты: Slack, YouTrack, электронная почта.
Вопросы у студентов возникают не только во время лекций. Отвечать на них или нет, решает преподаватель. Мы предлагаем всем преподавателям в начале семестра завести канал курса в Slack — здесь студенты могут сами отвечать на вопросы своих коллег, при этом один вопрос зададут, скорее всего, один раз. Удобно и для стеснительных слушателей: когда вопросы есть, но их неудобно задать, может спросить кто-нибудь другой. В Slack можно написать и лично преподавателю.
Мы используем баг-трекер для ответов на вопросы в онлайн-программе. Стараемся убрать общение между преподавателями и студентами по электронной почте из нашего процесса, но кому-то это может подойти. Базовая версия Slack не хранит всю историю сообщений.
Совет преподавателям. Заранее объявите «график», когда вы онлайн. Он не должен быть точным, например, можно сказать, что отвечаете по будням. А можно явно отметить, что в последний день перед дедлайном по заданию — в субботу — вы отдыхаете и все вопросы нужно задать до.
Совет студент_кам. Участвуйте: спрашивайте и отвечайте. Но помните про границу между помощью с материалом и подсказками по домашнему заданию. Оставьте другим удовольствие самостоятельно прийти к ответу.
Общение студентов с организаторами
Инструменты: Группы Google, электронная почта.
В CS центре к каждому студенту персональный подход, поэтому без общения кураторов и студентов по электронной почте не обойтись. Для рассылки важных новостей по всем студентам мы используем гугл-группы. У каждого набора своя рассылка, но чаще всего мы отправляем одну и ту же новость на всех. Гугл-группы по годам делают проще управление участниками.
Совет преподавателям. Для важных сообщений о курсе вы можете создать гугл-группу курса и использовать её для новостей. Например, рассказать об отмене занятия, выслать условие задания или поделиться новой видеозаписью лекции.
Совет студент_кам. При вступлении в группу укажите в настройках, что вы хотите получать все сообщения сразу, как только они появляются. Иначе вам будет приходит сводка раз в день, а то и реже. Поверьте, вы не хотите пропустить новость о переносе занятия, да и дополнительные пять часов на задание никогда не лишние.
Организация личного образовательного процесса
Инструменты: календарь, Trello, электронная почта.
Постарайтесь структурировать процесс и информацию. Не полагайтесь на записи по ходу конспекта. Помните школьный дневник? Он был не просто так.
Вам точно понадобится расписание. Его можно настроить в любом приложении-календаре. Заведите календарь всех занятий, вносите в отдельный календарь дедлайны. Не игнорируйте поле для описания: оно отлично подходит для ссылок и заметок. В календаре можно устанавливать напоминания.
Если вы общаетесь по поводу курсов в электронной почте, организуйте систему тегов и папок. Архивируйте завершённые переписки, например, когда задание сдано и доделок не требуется. Преподаватели могут создать папки по студентам, студенты — по курсам. Тегами можно отмечать, на какую оценку идёт студент или в какой стадии проверка задания.
Доска с задачами. Календарь показывает вам крайний срок сдачи задания, но вы можете установить свой: лучше сдать раньше и иметь больше времени на исправления. Заведите доску в Trello: так вы сможете видеть на одном экране, какие задания в процессе, а к каким вы ещё не приступили. Добавляйте в Trello не только сами задания, но и личные задачи. Например, «разобраться с темой подробнее», «спросить у преподавателя про ...» и прочее.
Совет преподавателям и студент_кам. Попробуйте разные системы организации и приложения — найдите то, что подходит вам. Мы привели свои примеры и желаем удачи в онлайн-обучении!
Набор студентов в CS центр проходит по обычному расписанию: заявки принимаем онлайн до 11 апреля.
Exchan-ge
Основная проблема дистанционного обучения на сегодня — это то, что карантин объявили внезапно.
И если технически преподаватели успели подготовится (уже с января было ясно, что все это дело в Ухане добром не кончится), то все организационные вопросы пришлось решать экспромтом.
Поэтому сейчас сугубо организационные вопросы занимают практически все время преподавателей, так как в н/у можно было просто собрать всех в одной аудитории и рассказать что/где/куда.
А сейчас студенты рассеялись по всей стране и найти часть из них нельзя ни через какой «фейсбук».
Плюс на руках у них просто зоопарки из харда и софта, поэтому работает только абсолютно универсальное, как веб и электронная почта.
Но даже при таких ограничениях преподаватели все же вынуждены выполнять функции технической поддержки, так как средний уровень технических знаний поколения Z внезапно оказался очень низким.
В результате нагрузка на преподавателей выросла кардинально.
(как справляются с этими вопросами чистые гуманитарии — даже страшно представить)