Сегодня все компании уходят в онлайн. Все больше клиентов выбирают товары на электронной полке и используют мобильное устройство или десктоп для получения информации о товаре. Качество и доверие к этой информации со стороны клиента – это точка конкуренции с другими игроками на рынке.
Платформы для хранения данных в X5 были и до этого. Они были немного другими и не отвечали требуемым параметрам. MDM-система была выбрана потому, что она архитектурно удобна как для поддержки, так и для пользователей. В этой системе кроме хранения и введения данных нет ничего: ни отчетов, ни продаж, ни отгрузок, ни ассортиментов. Это верхнеуровневая, архитектурно комфортная среда, в которых мы ведем данные в тех ракурсах, в которых нам удобно.
Создав Портал для поставщиков, мы предоставляем нашим контрагентам удобный процесс обмена мастер-данными. Процесс, где ввод и проверка качества данных выполняется поставщиком самостоятельно на портале. Наша цель — отменить бумажные носители как явление и стремимся к тому, чтобы поставщик все проверки проходил на портале. В результате в Х5 приходят уже качественные и проверенные данные, а категорийному менеджеру остается просто принять решение, интересен ли ему этот товар или нет. По опыту с компанией Mars обе стороны пришли к выводу что Портал, который мы предлагаем, значительно ускоряет процесс ввода нового ассортимента.
Раньше информацию о продукте поставщик передавал категорийному менеджеру в электронном или в распечатанном виде. Данные переносились во внутреннюю систему MDM вручную.
Например: чтобы внести корректировки изменение упаковки товара поставщику надо было написать письмо в коммерческий департамент, далее запрос передавался по внутренним подразделениям компании для обработки и внесения изменений.
“Это было огромной бюрократической цепочкой, а поставщик тем временем думал: а кому я должен сказать, что у меня срок годности поменялся на один день?”, — говорит Наталья Гончарова, начальник отдела ведения мастер данных по товарам X5 Retail Group.
Теперь поставщик, заходя на портал, может вводить все данные в электронном виде, отслеживать статус в личном кабинете, подавать информацию о новых товарах, вносить корректировки в существующие продукты.
Также поставщик может воспользоваться услугами по оцифровке мастер-данных одним из контент-сервис провайдеров:
- ООО «Диском»
- ООО «Корус Консалтинг СНГ»
- ООО «БрэндКвад»
Чего мы этим добились? Главный результат — процесс обработки данных сократился на три дня. Обратная связь с поставщиками показывает заинтересованность Порталом, многие уже «заказывают новые фичи и кнопочки». Мы продолжаем развивать Портал, учитывая мнения и просьбы поставщиков, особенно в части дополнительных проверок на корректность введенных данных.
Бывает, что мастер-данные пересекаются и расходятся внутри ИС систем компании, ведение части данных дублируются бизнес-подразделениями – в этом случае возникает путаница, которую тяжело устранять. Перепроверки отнимают время и задействуют весь бюрократический потенциал. В X5 мы стремимся создавать и поддерживать “золотую запись товара”. Это прежде всего набор критически важных для бизнеса атрибутов, чья корректность влияет на логистические процессы и процессы продажи. Наша деятельность направлена на то, чтобы у товаров был единый источник правды о них, потому что если это не так, то это проблема.
“Мы сейчас выстраиваем такое понимание “золотой записи”, которое будет применяться на рынке и далее. Те атрибуты, которые у нас приняты за эталон, — это самые важные для товара атрибуты. Они указывают на потенциальные продажи и позволяют организовать доступ внутреннему контролю и аудиту”, — говорит Иван Докукин, владелец продукта в управлении анализа коммерческой деятельности Х5.
s_boschenko
Интересно читать про мастер-данные в X5 и очень хочется заглянуть «под капот». Например, те же соответствия кодов ТН ВЭД, ставок НДС, сертификатов и описаний товаров.
А ещё есть ли анализ «общей стоимости владения» для всех участников цепочки? Часто ведь отчёты об автоматизации выглядят немного «паразитически», т.е. одна компания из цепи поставок рапортует о фиче для увеличения эффективности, но суммарные затраты всей цепи из-за этой фичи выросли. Здесь для выполнения специфических требований X5 поставщик идёт к внешнему консалтингу — по сути, дополнительная плата за листинг в сеть. Потом Магнит и Лента — выставят свои требования, Ламода — свои особые ракурсы для фото, и в итоге розничный покупатель заплатит за товар 4 цены вместо обычных двух
stekov27
ценники на продукцию что фасуют и упаковывают в магазинах — до сих пор не соответствуют тех регламенту.
X5RetailGroup Автор
Действительно, сегодня у представителей ритейл свои требования, процессы и регламенты. Они были сформированы годами и менять их сложно, т. к. значимость изменений процессов мастер-данных не всегда очевидна в конкуренции с другими инновациями.
X5 делает этот шаг, понимая что во многом является первопроходцем.
В вопросе обеспечения соответствия кодов ТН ВЭД, ставок НДС и прочего важно соблюдать баланс. В противном случае есть риск просто перевести бюрократию в цифровое измерение и сделать требования невыполнимыми.
Использование портала дает поставщику дополнительные возможности. Поставщик может самостоятельно загрузить мастер данные своего товара как путем ручного заполнения формы, так и через загрузку Excel файла заданного формата. Услуги КСП провайдера являются дополнительной опцией, а не обязанностью. Каждый поставщик самостоятельно принимает решение, каким путем пойти.
В дальнейшем функционал портала будет развиваться. Но об этом позднее.