Привет, Мегамозг! Сергей Мартынов при поддержке Ruward провел комплексное исследование клиентоориентированности ведущих веб-студий Рунета. Исследование было проведено в классическом формате «тайного покупателя» среди 50 крупнейших компаний, специализирующихся на услугах заказной веб-разработки в России.

image

Про методику


Исследование заключалось во взаимодействии с исследуемыми студиями методом «тайный покупатель», прежде всего с помощью телефона. Для каждой студии мы смотрели номер телефона на ее сайте (как правило, телефон размещался на главной странице или на странице контактов).

Обзвон осуществлялся силами специально подготовленных сотрудников, которые «вжились» в роль заказчиков. Они обзванивали студии независимо, в случайном порядке, в разные часы (только в рабочее время), в разные дни недели. Для уменьшения вариативности результатов в каждую студию звонили не менее трех раз. В случаях, когда сотрудник студии предлагал общаться по переписке, взаимодействие осуществлялось также посредством электронной почты.

Для исследования были созданы две проработанные «легенды», соответствующие небольшой сервисной компании, которой нужен корпоративный сайт, и крупной торговой компании, желающей заказать разработку интернет-магазина. В ходе общения «тайные покупатели» интересовались также рекламой и/или SEO-продвижением разрабатываемого сайта. Полную детализацию легенд мы решили не публиковать, чтобы исключить влияние на результаты возможных будущих исследований.

Для полной эмуляции реальных условий были зарегистрированы отдельные email-адреса, а также московские телефонные номера, с которых производились звонки. Входящие звонки, поступающие на эти номера, также регистрировались – на случай, когда судия перезванивала по своей инициативе (забегая вперед можно отметить, что таких было не много).

Некоторые результаты по замеряемый параметрам


Время ожидания ответа

image

В подавляющем большинстве случаев трубку брали довольно быстро. Следует отметить, что у многих компаний установлено голосовое приветствие, и мы измеряли время до начала записанного ответа. Это представляется близким к впечатлениям реального клиента, поскольку в момент он уже понимает, что дозвонился куда надо.

Качественная оценка ответа

image

Очень важным фактором при выборе подрядчика является первое впечатление от разговора с живым человеком. И тут мы обнаружили примеры как очень удачных, так и очень неудачных форматов общения.

Повторный звонок

image

Поскольку для исследования были приобретены отдельные номера, звонящие открыто называли этот номер. К тому же, полагаем, что большинство студий пользуются услугами IP-телефонии, позволяющими отследить и записать номера звонящих. Поэтому у студий была возможность перезвонить и поинтересоваться, как дела у клиента.

Данные по ценам и срокам

Анализ цен и сроков не входит в первичные цели данного исследования, но, поскольку информация об ориентировочных ценах и сроках была собрана, мы решили уделить немного внимания и этому вопросу, несомненно важному в выборе исполнителя.

Прежде всего, мы посмотрели на сравнение цен на разработку (на примере более сложного проекта – интернет-магазина). На графике приведены озвученные цены в порядке возрастания.

image

Как видим, наше исследование вновь подтверждает популярную идею о том, что цены на рынке веб разработки различаются более, чем в 100 раз. При одних и тех же вводных, предварительные оценки стоимости варьируют от 50 тысяч до 3.5 миллионов рублей (думаем, читатель без труда догадается, какая студия озвучила эту максимальную цифру).

Интересно отметить характерную «полку» на уровне 1.5 миллионов – видимо, это отраслевой стандарт «де-факто» для оценки более-менее сложных проектов.

Следующим шагом мы посмотрели на корреляцию цены и предполагаемых сроков разработки. Есть мнение, что при фиксированном качестве (а поскольку мы брали топовые студии, это подразумевает достойный уровень качества) цена и сроки обратно пропорциональны. Наши наблюдения это не подтверждают.

image

Напротив, сроки разработки, озвучиваемые студиями, прямо пропорциональны цене, которую они же называли. Поскольку речь идет об одинаковых требованиях к проекту, видимо, такая разница возникает из-за разных подходов к оценке.

Ознакомиться с полной версией исследования можно на странице проекта на Руварде.

Комментарии (9)


  1. sHinE
    19.08.2015 12:11
    +1

    У вас с осями на втором графике всё правильно? А то по идее же должна быть «вертикальная линия» из сроков тех фирм, которые образовали полку в 1,5 млн по цене, а у вас как раз на уровне 1500 пустота как раз. Или вы стоимость для первого графика округлили или тут уже скорректированные цены?


    1. smart
      20.08.2015 11:00

      Оп-па, вы совершенно правы! В руках дизайнера оси поехали, хотя график и сохранил свою форму. Вот как он выглядел в оригинале:
      image
      Постараемся исправить, спасибо за внимательность!


  1. lexnekr
    19.08.2015 17:12

    Время ожидания ответа

    21+16+10+4= 51
    Если это проценты, то где ещё 49?
    Если это студии, то откуда взялась ещё 1? Вы ведь в начале написали:
    среди 50 крупнейших компаний


    1. smart
      20.08.2015 11:12
      -2

      Вот за что люблю Хабровское сообщество – ни одну мелочь не пропустят, все досконально изучат!

      Да, студий в итоге вошло 51 – так получилось. Был план охватить топ-50, но по методологии отбора (о ней читайте в отчете) получалось, что попадает или 49, или 51 – я решил взять с запасом. Данные, соответственно, не в процентах, а в штуках.


      1. lexnekr
        20.08.2015 14:31
        +1

        Тогда надо было написать в статье, что студий было 51.
        Кстати, белые цифры на оранжевых секторах (особенно на светлых) очень плохо читаются. 1 на самом узком секторе практически не видно, поэтому казалось, что у вас в некоторых метриках 50, а в некоторых 51 участник.


  1. urbain
    19.08.2015 20:49

    Да тут весь пост полон каких-то выковырянных из носа цифр и стрёмных подсчётов.

    Как видим, наше исследование вновь подтверждает популярную идею о том, что цены на рынке веб разработки различаются более, чем в 100 раз. При одних и тех же вводных, предварительные оценки стоимости варьируют от 50 тысяч до 3.5 миллионов рублей


    3500000/50000
    70

    70 > 100? Садись, два!

    Вы бы лучше гденить енотам на форексе эту лапшу бы на уши вешали.

    Воистину — экономика — искусство манипуляции приблизительными расчётами (с)


    1. smart
      20.08.2015 11:16
      +2

      Ваше замечание понятно. Только эта фраза про «100 раз» – это не подсчет, а отсылка к одному широко известному в узких кругах исследованию, которое показало разброс цен в 140, кажется, раз. Не вижу в этой фразе противоречия с цифрами: давайте подумаем мозгом, если топ-50 студий показали разброс в 70 раз, то какого разброса стоит ожидать от всего рынка веб-разработки?


      1. swk
        20.08.2015 22:51

        Вывод очень не явный и это лишь гипотеза. Вы же писали о постоянстве качества, которое невозможно на всем рынке.


  1. Imelstorn
    20.08.2015 14:17
    +1

    1. Нормальное КП готовится не менее суток, иначе вам предлагают готовый шаблон.
    2. Если на этапе переговоров менеджер почему-то решает, что это «пробивон», он реально может не отправить КП.
    Так что делайте выводы, господа.