Про методику
Исследование заключалось во взаимодействии с исследуемыми студиями методом «тайный покупатель», прежде всего с помощью телефона. Для каждой студии мы смотрели номер телефона на ее сайте (как правило, телефон размещался на главной странице или на странице контактов).
Обзвон осуществлялся силами специально подготовленных сотрудников, которые «вжились» в роль заказчиков. Они обзванивали студии независимо, в случайном порядке, в разные часы (только в рабочее время), в разные дни недели. Для уменьшения вариативности результатов в каждую студию звонили не менее трех раз. В случаях, когда сотрудник студии предлагал общаться по переписке, взаимодействие осуществлялось также посредством электронной почты.
Для исследования были созданы две проработанные «легенды», соответствующие небольшой сервисной компании, которой нужен корпоративный сайт, и крупной торговой компании, желающей заказать разработку интернет-магазина. В ходе общения «тайные покупатели» интересовались также рекламой и/или SEO-продвижением разрабатываемого сайта. Полную детализацию легенд мы решили не публиковать, чтобы исключить влияние на результаты возможных будущих исследований.
Для полной эмуляции реальных условий были зарегистрированы отдельные email-адреса, а также московские телефонные номера, с которых производились звонки. Входящие звонки, поступающие на эти номера, также регистрировались – на случай, когда судия перезванивала по своей инициативе (забегая вперед можно отметить, что таких было не много).
Некоторые результаты по замеряемый параметрам
Время ожидания ответа
В подавляющем большинстве случаев трубку брали довольно быстро. Следует отметить, что у многих компаний установлено голосовое приветствие, и мы измеряли время до начала записанного ответа. Это представляется близким к впечатлениям реального клиента, поскольку в момент он уже понимает, что дозвонился куда надо.
Качественная оценка ответа
Очень важным фактором при выборе подрядчика является первое впечатление от разговора с живым человеком. И тут мы обнаружили примеры как очень удачных, так и очень неудачных форматов общения.
Повторный звонок
Поскольку для исследования были приобретены отдельные номера, звонящие открыто называли этот номер. К тому же, полагаем, что большинство студий пользуются услугами IP-телефонии, позволяющими отследить и записать номера звонящих. Поэтому у студий была возможность перезвонить и поинтересоваться, как дела у клиента.
Данные по ценам и срокам
Анализ цен и сроков не входит в первичные цели данного исследования, но, поскольку информация об ориентировочных ценах и сроках была собрана, мы решили уделить немного внимания и этому вопросу, несомненно важному в выборе исполнителя.
Прежде всего, мы посмотрели на сравнение цен на разработку (на примере более сложного проекта – интернет-магазина). На графике приведены озвученные цены в порядке возрастания.
Как видим, наше исследование вновь подтверждает популярную идею о том, что цены на рынке веб разработки различаются более, чем в 100 раз. При одних и тех же вводных, предварительные оценки стоимости варьируют от 50 тысяч до 3.5 миллионов рублей (думаем, читатель без труда догадается, какая студия озвучила эту максимальную цифру).
Интересно отметить характерную «полку» на уровне 1.5 миллионов – видимо, это отраслевой стандарт «де-факто» для оценки более-менее сложных проектов.
Следующим шагом мы посмотрели на корреляцию цены и предполагаемых сроков разработки. Есть мнение, что при фиксированном качестве (а поскольку мы брали топовые студии, это подразумевает достойный уровень качества) цена и сроки обратно пропорциональны. Наши наблюдения это не подтверждают.
Напротив, сроки разработки, озвучиваемые студиями, прямо пропорциональны цене, которую они же называли. Поскольку речь идет об одинаковых требованиях к проекту, видимо, такая разница возникает из-за разных подходов к оценке.
Ознакомиться с полной версией исследования можно на странице проекта на Руварде.
Комментарии (9)
lexnekr
19.08.2015 17:12Время ожидания ответа
21+16+10+4= 51
Если это проценты, то где ещё 49?
Если это студии, то откуда взялась ещё 1? Вы ведь в начале написали:
среди 50 крупнейших компаний
smart
20.08.2015 11:12-2Вот за что люблю Хабровское сообщество – ни одну мелочь не пропустят, все досконально изучат!
Да, студий в итоге вошло 51 – так получилось. Был план охватить топ-50, но по методологии отбора (о ней читайте в отчете) получалось, что попадает или 49, или 51 – я решил взять с запасом. Данные, соответственно, не в процентах, а в штуках.lexnekr
20.08.2015 14:31+1Тогда надо было написать в статье, что студий было 51.
Кстати, белые цифры на оранжевых секторах (особенно на светлых) очень плохо читаются. 1 на самом узком секторе практически не видно, поэтому казалось, что у вас в некоторых метриках 50, а в некоторых 51 участник.
urbain
19.08.2015 20:49Да тут весь пост полон каких-то выковырянных из носа цифр и стрёмных подсчётов.
Как видим, наше исследование вновь подтверждает популярную идею о том, что цены на рынке веб разработки различаются более, чем в 100 раз. При одних и тех же вводных, предварительные оценки стоимости варьируют от 50 тысяч до 3.5 миллионов рублей
3500000/50000
70
70 > 100? Садись, два!
Вы бы лучше гденить енотам на форексе эту лапшу бы на уши вешали.
Воистину — экономика — искусство манипуляции приблизительными расчётами (с)smart
20.08.2015 11:16+2Ваше замечание понятно. Только эта фраза про «100 раз» – это не подсчет, а отсылка к одному широко известному в узких кругах исследованию, которое показало разброс цен в 140, кажется, раз. Не вижу в этой фразе противоречия с цифрами: давайте подумаем мозгом, если топ-50 студий показали разброс в 70 раз, то какого разброса стоит ожидать от всего рынка веб-разработки?
swk
20.08.2015 22:51Вывод очень не явный и это лишь гипотеза. Вы же писали о постоянстве качества, которое невозможно на всем рынке.
Imelstorn
20.08.2015 14:17+11. Нормальное КП готовится не менее суток, иначе вам предлагают готовый шаблон.
2. Если на этапе переговоров менеджер почему-то решает, что это «пробивон», он реально может не отправить КП.
Так что делайте выводы, господа.
sHinE
У вас с осями на втором графике всё правильно? А то по идее же должна быть «вертикальная линия» из сроков тех фирм, которые образовали полку в 1,5 млн по цене, а у вас как раз на уровне 1500 пустота как раз. Или вы стоимость для первого графика округлили или тут уже скорректированные цены?
smart
Оп-па, вы совершенно правы! В руках дизайнера оси поехали, хотя график и сохранил свою форму. Вот как он выглядел в оригинале:
Постараемся исправить, спасибо за внимательность!