Привет, Мегамозг! Сегодня мы совместно с crm-агентством InBrief запустили большой аналитический проект, посвященный рынку CRM-маркетинга в России.

Для начала надо сказать, что с термином «CRM-маркетинга» у нас на рынке большая путаница. Очень многие смешивают его с понятием «CRM-системы», что в корне не правильно. Поэтому одна из наших задач — рассказать, что же это такое.

image

В первой части спецпроекта опубликовано два ключевых материала:

1. Обзор/исследование рынка CRM-маркетинга в 2015-2016 годах и его перспективы развития.
2. Справочный раздел по ключевым терминам и процессам в CRM-маркетинге.

Для общего понимания дадим базовое определение термина, а потом перейдем к результатам исследования.

СRM-маркетинг — устойчивое выражение, под которым понимаются маркетинговые коммуникации, построенные на использовании уникальных знаний о существующих и потенциальных потребителях. Учитывая слабую проработку терминов, существует множество синонимов, по своей сути означающих то же самое: например, «омниканальный маркетинг», «eCRM», «маркетинг отношений», «1-2-1 маркетинг» и другие.

А теперь поговорим про рынок:

Рынок CRM-маркетинговых услуг очень компактен: на начало 2016 года на нём действует всего около сорока компаний. Это компании, либо специализирующиеся на таких услугах, либо считающие их одним из существенных направлений в своей деятельности.

В 2014 году российскими агентствами выполнено не менее 350 CRM-проектов. На момент проведения опроса (январь 2016 года) в 2015 году этими же агентствами было завершено не менее 400 CRM-проектов.

Отраслевая специфика

Различные отрасли используют CRM-маркетинг с различной интенсивностью. Так, чаще всего CRM-проекты реализуются агентствами в e-commerce и FMCG-отрасли:

image

Компетенция и оказываемые услуги

Перечень услуг, оказываемых CRM-маркетинговыми агентствами, достаточно широк. Ниже мы представили список услуг, проранжированный по частоте их предложения. При этом в третьем столбце дана информация о количестве агентств, оказывающих эту услугу самостоятельно, не передавая её субподрядчикам и специализированным компаниям.

image

Функции платформы

Каждая платформа для CRM-маркетинга имеет свой набор инструментов. Мы выяснили, какие из них встречаются наиболее часто:

image

По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Услуга CRM-маркетинга на российском рынке пока недооценена и капсулирована в отдельных клиентских сегментах

  2. При этом, CRM-маркетинг – устойчивый сегмент рынка маркетинговых услуг, демонстрирующий тенденцию к постепенному росту

  3. Основной источник роста этого сегмента услуг – повышение маркетинговой грамотности заказичка и поиск им новых эффективных форматов коммуникации со своими клиентами.

  4. Скорее всего, развитие рынка CRM-маркетинга будет связно с проникновением в новые отрасли, ещё не освоившие этот инструмент.

  5. В силу специфики направления существенного увеличения количества игроков не ожидается, но можно прогнозировать активное развитие кооперации и субподрядных отношений.


А вот тут можно посмотреть полный текст исследования и большой справочник по CRM-маркетингу.

Комментарии (1)


  1. Neogener
    10.04.2016 16:33

    Уникальные знания о клиентах, это как?