Для начала необходимо разъяснить, что входит в понятие soft skills (гибкие навыки):

  • умение общаться, находить общий язык с разными людьми
  • способность работать в коллективе
  • навыки убеждения
  • общая эрудиция
  • эффективное управление своим временем
  • умение планировать и т.д.

Данный список можно продолжить, так как нет единого мнения насчет его содержимого.

Развитие этих навыков возможно исключительно при высоком эмоциональном интеллектеEQ (emotional intelligence quotient).

Какие компоненты входят в состав эмоциональной грамотности или эмоционального интеллекта?

  1. С одной стороны, способность понимать и выражать свои эмоции, а также ими управлять.
  2. С другой стороны, способность понимать эмоции других людей, сопереживать им, а также в некоторой степени управлять ими.

Почему данные понятия стали настолько популярны в последнее время? И почему существует огромный спрос на так называемую self-help literature, посвященную развитию именно этих качеств?


Причина в том, что как показывает практика и жизнь в социуме, невозможно (или почти невозможно) добиться личного счастья и успеха в карьере при отсутствии вышеперечисленных навыков. Они настолько важны, что по некоторым утверждениям можно добиться карьерного роста на одних только гибких навыках, тогда как профессиональные навыки (“жесткие навыки”hard skills) можно приобрести с опытом. Конечно, это не аксиома, но довольно распространенное явление. Как часто я слышу, что не взяли на работу или не повысили в должности достойного IT-специалиста только лишь потому, что с ним (или с ней) тяжело общаться или тяжело работать в команде! И проблема вовсе в том, что человек — интроверт.

image

По последним данным, большинство людей обладают чертами и интровертов и экстравертов, а многие и не подозревают, что они интроверты. Быть интровертом не значит не уметь общаться. Интроверты просто любят уединение и спокойное времяпрепровождение, однако общаться с другими людьми могут ничуть не хуже, а может быть и эффективнее экстравертов.

Огромное упущение со стороны образовательной системы во всем мире — это то, что такие важные навыки как софт скилы не удостаиваются попасть в список обязательных предметов в школах и университетах. А ведь достаточно было бы ввести обобщающий предмет типа популярной психологии, с помощью которого людям с раннего возраста была бы дана возможность:

  • осознать важность коммуникативных навыков
  • разобраться в понятиях “интроверт- экстраверт”
  • повысить эмоциональный интеллект
  • научиться разрешать конфликты
  • гармонично общаться с людьми
  • грамотно управлять своим временем
  • планировать
  • критически мыслить и т. д.

Итак, как улучшить soft skills в анлийском?


image

1) активное слушание собеседника

Что значит активно слушать?

Искренне интересоваться тем, что вам рассказывают, кивать, улыбаться, задавать дополнительные вопросы, синхронизировать свой язык тела с собеседником (matching and mirroring), избегать скрещенных ног и скрещенных рук (closed body language).

Вдобавок к сказанному, использовать восклицания, которые сигнализируют собеседнику, что вы следите за повествованием и находите его захватывающим.

Восклицания, показывающие, что вы активно слушаете собеседника:


  • Oh dear! Oh no! Oh my goodness! Oh my god! Really?
  • No doubt! Can’t agree more!
  • You must be kidding! What a shame! What a pity!
  • Unbelievable! Incredible!
  • That’s awesome! How nice!
  • How embarrassing! How surprising!
  • Who would have thought?! Who knows?

2) Tag questionsразделительные вопросы — изобилуют в речи носителей языка и незаслуженно игнорируются не носителями.

Преимущество tag questions в том, что они “приглашают” собеседника в разговор, требуют от него участия, ждут реакции.

Например,

Nice weather, isn't it?
You work for Deloitte, don’t you?


Здесь важно учесть, что если вы произносите tag questions с вопросительной интонацией (восходящей интонацией), значит это действительно вопрос, на который вы ждете ответа.

Person A: You are the CEO of the company, aren't YOU?
Person B: Oh, actually I’m the CTO.


А если вы произносите разделительный вопрос с интонацией утверждения (нисходящей интонацией), значит вы почти уверены в своей правоте и просто хотите удостовериться, либо всего-навсего используете эту грамматическую конструкцию для начала разговора. Вот как раз это нам и нужно для улучшения навыка общения! Разделительные вопросы с нисходящей интонацией — прекрасный способ завязать разговор.

Растопить лед можно с помощью следующих фраз


  • Fabulous weather, isn’t it?
  • It’s such an interesting conference, isn’t it?
  • She’s such an amazing host, isn’t she?
  • You worked for Ernst and Young, didn’t you?
  • We have met before, haven’t we?
  • You’ve read that book, haven’t you?
  • You’ve watched that film, haven’t you?
  • Your name is George, isn’t it?

3) открытые вопросы (open-ended questions / wh-questions) — в противовес закрытым вопросам (Yes / No questions)

Yes / No questions предполагают ответ Да или Нет.

Например,

Do you like the seminar?
Did you have a good flight?


Собеседник может ответить односложно, и, таким образом, дружеского разговора может не получиться. Это не способствует успешной коммуникации. Намного лучше использовать открытые вопросы — wh-questions: вопросы, начинающиеся со слов when, where, which, who, how, how often, etc.
  • How do you like the seminar? How far do you agree with the speaker’s idea?
  • You didn't have any delays of the flight, did you? How do you like your hotel?

4) small talk

В переводе в большинстве словарей данное словосочетание означает “пустая болтовня, светская беседа”. Невооруженным глазом видно, что коннотации негативные. Однако это совершенно не соответствует концепции small talk!

Small talk — разговоры, касающиеся безопасных тем (спорт, кино, музыка, хобби, выходные, отпуск, путешествия, новости и т.д.), направленные на то, чтобы растопить лед и установить дружеские, непринужденные отношения.

Важность этого понятия в некоторых культурах невозможно переоценить.

Чтобы улучшить данный навык нужно постоянно практиковаться, избегать взрывоопасных тем (религия, политика, здоровье, развод, деньги и т.д.) Наилучшая тема для разговора — это непосредственно контекст, в котором находятся беседующие.

image

Если это корпоративная вечеринка, то подойдут следующие вопросы:
  • Great performance! It’s my favourite band, in fact. What is your favourite singer or band?
  • Delicious food! I would like to try these croissants! Do you like desserts? What is your favourite dessert?

Если это тренинг или семинар, то можно использовать следующие вопросы:
  • I can’t agree with any of these ideas. What is your opinion?
  • The information is very useful. I’m going to pass it to my team tomorrow. What about you? Do you find it useful enough to implement?

5) грамотный feedback:

похвала / подчеркивание сильных сторон + конструктивная критика + поощрение / поддержка / благодарность
(либо в обратном порядке, начиная с конца)

Я доволен, все хорошо. Good job! Well done!
Всё плохо. Работа отстой. You screwed up! It sucks!


Такой фидбэк не информативен и не конструктивен.

Вместо этого необходимо вначале отметить плюсы в работе, настроить человека на позитивный лад, затем дружеским тоном указать на слабые места, требующие доработки или корректировки. Завершить фидбэк желательно на положительной ноте, выразив благодарность, либо веру в успех.

Пример грамотного фидбэка тестировщику


  • Hi, Paul! I’d like to thank you for working hard and generating smart ideas. I appreciate your enthusiasm and efficiency. However, the bug report you've sent us does not fully comply with the standard. Could you please review it and correct the underlined points? I believe it won’t take too much time, seeing that your English is very impressive. Keep up the good work!

Гибкие навыки, так же как и жесткие, необходимо постоянно оттачивать, чтобы оставаться конкурентоспособным. Первым шагом будет осознание их важности, а вторым — конкретные действия по их совершенствованию.