26 мая — День рождения Хабра. А ещё вышла наша 1000-ая публикация, которой могло бы не быть, если бы Хабр не был тем, который он есть. В этой статье мы расскажем о нашем пути и о наших выводах, которые удалось сделать за 4 года ведения блога. Но это ниже, под катом. А здесь мы хотим написать несколько слов о тебе, Хабр.

Хабр, для миллионов читателей ты стал учебником и шпаргалкой, средством самореализации и лучшим способом прокрастинации. Мы открываем тебя в рабочее время, пролистываем с утра и на ночь. Мы бьёмся за инвайты, чтобы получить возможность писать комментарии и транслировать своё мнение. Тебя читают те, для кого в твой первый день рождения прошёл выпускной в детском саду. Мы замираем, обновляя рейтинг новой статьи и злимся, когда он не двигается. Мы ругаем тебя и возвращаемся вновь. Хабр, ты лучшее из того, что случалось с техноблогами Европы (а может и мира). Хабр — ты космос! 


Мы стащили эту картинку у самого Хабра. Потому что Хабр — торт :)

Ты помнишь, как всё начиналось…?


Практически у каждой компании, пришедшей на Хабр, есть болезни роста. Новые корпоративные блоги часто грешат односложными статьями, публикацией новостей и пресс-релизов. Оно и понятно: менеджеры компаний привыкли к релизоприёмникам и «немым» именитым (и уже забронзовевшим) сайтам, где публикуешь пост, радуешься 100-200 просмотрам и спишь спокойно, потому что галочка в контент-плане стоит — well done. 

Но всё меняется, когда ты выходишь на Хабр с такими ненужными статьями — пользователи не стесняются высказать своё «фи» в карму, рейтинг и комментарии. Не потому что ты плохой, не потому что продукт или проект скучный, а потому что аудитории это неинтересно. Поверьте, друзья, ваши пресс-релизы в 90% случаев интересны только вам (да кому я вру — и вам они почти никогда не интересны).

Собственно, именно это и случилось, когда молодая ещё хостинг-компания RUVDS впервые пришла на Хабр. Очередной хостинг на Хабре, вы серьёзно?! Начали мы, конечно, с огоньком…


Наши первые посты. Классические пресс-релизы, низкие рейтинги, никакие просмотры, минимум комментариев 


Больше пресс-релизов богу пресс-релизов! Пресс-релизы — наше всё. Конечно, так делать нельзя и удивительно, что в 2020 году мы ещё видим такие посты на Хабре. С этим пора кончать! 

Дополнительно нас стимулировали комментарии пользователей. Некоторые компании выраженно агрессивно относятся к комментариям, минусуют, стараются пожаловаться на «неугодных». Мы не боялись смотреть в глаза критике, в основном, потому что именно в ней содержится «гормон роста» для корпоративного блога и мы могли найти уникальные инсайты, откровения и заделы для дальнейшего развития. 


Это было больно. Но содержательно и честно. Сквозь годы можем сказать только «спасибо»

Итак, нам понадобилось менее полугода, чтобы путём проб и ошибок, наблюдения за Хабром и консультаций прийти к таким понятиям как контент-стратегия, контент-план и нативное продвижение. Секрет оказался удивительно простым по своей формулировке: нужно писать не о том, что кажется важным вам, а о том, что интересно и важно для аудитории. Результат не заставил себя ждать.


Переломный момент в развитии нашего блога — доктор, мы нащупали пульс! Пациент вышел из комы

Нам повезло. За время не самых удачных экспериментов в своём блоге мы не растеряли аудиторию и её уважение к компании. Отчасти это было обусловлено тем, что мы предоставляли действительно классные услуги и не вызывали особенного негатива (но не без него), отчасти тем, что мы не творили неведомой фигни, а всего лишь добросовестно пытались нащупать верный путь.

Всё это довольно просто звучит, но не так просто реализуется: для работы с контентом нам пришлось найти свой надёжный пул авторов и переводчиков. Мы видели факапы других компаний с переводами и уже поняли, что мы хотим от своего блога, какого качества должны быть оригиналы, чтобы мы были горды предоставить их уникальный русскоязычный перевод.

Среднее количество просмотров наших статей 25 592, наиболее часто встречающееся количество просмотров около 4220. В среднем в избранное наши посты добавляли 137 пользователей, а комментировали — 26 (хотя и посты с нулём комментариев встречались). Всего за каждый пост отдавали голоса 38 человек, из них в среднем 34 ставили плюс, а 4 — минус. Средний рейтинг публикаций — +29, а чаще всего встречается +25. Среднее время выхода наших публикаций — 13:17, а самое частое — 12:30 (что не удивительно, мы на это время ставим автопостинг). Да, мы очень любим публиковатья днём. 

Самые просматриваемые публикации



Публикации с самым высоким рейтингом



Самые заминусованные публикации 


Это публикации, кроме всего прочего, ещё и самые дискуссионные. Такой разброс мнений говорит о глубоком интересе аудитории к тебе и противоречивости самой темы. 

Функциональное программирование: дурацкая игрушка, которая убивает производительность труда. Часть 1 (+100 -68 = 32) 

Статья набрала 67,6k просмотров, 399 комментариев — баттл был нешуточный.

Я перехожу на JavaScript (+121 -43 = 78)

Статья набрала 50,7k просмотров, 406 комментариев. Исходя из темы, неудивительно.

Веб-хостинг: Windows или Linux? (+34 -40 = -6)

Самые комментируемые статьи



Какие статьи добавляли в избранное больше всего?



Лет до ста расти нам без старости


Но и этого нам было мало. Мы стали двигаться ещё в двух направлениях.

Первое направление это циклы статей — такие как наш цикл про образование, про профессии и вот уже начатый про основы частного инвестирования в фондовые инструменты. Создавать такие материалы нам помогают опытные эксперты, которые прошли через то, что они пишут. Это гораздо круче, чем заказывать очередную компиляцию у копирайтера.

Второе направление оказалось дорогим, сложным и безумно интересным. Мы стали делать спецпроекты и они увлекли и нас, и подрядчиков (думаю, вы понимаете, что один в поле не воин?), и вас, хабровчан. Было много конкурсов, активностей и мероприятий, но нам особенно запомнились семь эпичных событий и запусков.

  1. Регата (статья о ней) — захватывающее парусное приключение команды RUVDS и Хабра. 

  2. Космос (статья о спецпроекте) — мега проект, который мы реализовали 12 апреля 2019 года в День Космонавтики. Мы пытались организовать ЦОД в стратосфере, а весь Хабр дружно отправлял сообщения в космос. И ещё неизвестно, кто их там читал ;)

  3. Сервер в настоящих облаках (главная статья о нём) — невероятное путешествие с полётом сервера на воздушном шаре с классным конкурсом, посвящённом телеметрии. 

  4. GAME OVERNIGHT — первый в России турнир по легендарным олдскульным видеоиграм и интерактивная выставка по его итогам (статья про него). 

  5. Пиво — мы сварили своё пиво, но со статьёй на Хабре не сложилось, не решились мы пропагандировать пенный напиток. Но не одна сотня айтишников угостилась пивом на мероприятиях Хабра и других ИТ-ассамблеях. Если коротко, то история такая: совместно с парнями из Beer Bros мы сварили тёмное и наклеили свою этикетку — так родился первый сорт Dark Admin. После серии хороших откликов мы сварили новый лёгкий светлый эль для админов, который получил название SmartAdmin. Это был продукт для друзей от друзей. И вот уже третий год это пиво пользуется популярностью, его до сих пор можно найти во многих крафтовых барах Москвы.

  6. Бургеры — ну какое пиво без закуски! Совместно с Burger Heroes мы разработали Хабрабургер — изумительного вкуса чёрный бургер с шоколадным соусом и черносливом. Увы, предложение было сезонным и попробовать его уже не получится.

  7. Сыр стал очередной закуской, которой мы порадовали своих клиентов. На Хабре мы рассказали о самом наборе, а заодно в общих чертах о технологии приготовления сыра.


И вот, как изменился наш блог, как поменялась наша аудитория.

Благодарность пользователей и читателей мы стали встречать гораздо чаще, чем негатив. Фактически контент стал нашей второй профессией, а точнее, хобби, потому что это за профессию ты получаешь деньги, а в контент, спец проекты и конкурсы ты деньги вбухиваешь. Вы можете резонно заметить, что контент и нативная реклама — это крутая инвестиция, которая окупается за счёт тех, кто приходит купить и арендовать сервера. Да, это часть рекламной стратегии, но и основной инвестицией блог на Хабре не назовёшь. Блог — это твоё лицо, твой имидж. Одновременно это игла, на которой ты сидишь — потому что нет ничего страшнее, чем получить страничку «Компания ZZZ приостановила свою деятельность на Хабре». Что случилось: нет денег, нет сил, произошли сокращения, нет идей? Мы не готовы к такому раскладу, мы не хотим бросать аудиторию, для которой мы уже много месяцев занимаем первое место на Хабре.

Но это всё лирика и патетика. Правда, только отчасти.

О Хабре. Ещё раз про любовь


Что мы всё о своей тысяче публикаций? Главный герой сегодняшнего дня и все этой истории — Хабр. Сегодня ему исполняется 14 лет. Мы с вами могли быть свидетелями того, сколько развлекательных, айтишных, гиковских сайтов за эти 14 лет появились и схлопнулись, на крайний случай скатились в полностью неинтересные ресурсы, которые исчезли из наших закладок и покетов.

Хабр жил, Хабр жив, Хабр будет жить. Да, есть некоторая трансформация, которая связана в том числе с тем, что меняется сама аудитория, что новое поколение читателей ищет контент где-то проще, где-то короче, а где-то сенсационнее. Компаниям и авторам Хабра трудно быть на постоянной высокой ноте, все мы иногда грешим слабыми статьями и выстреливаем крутыми. Поэтому не стоит думать, что контент может быть только отборным. 

?Чему научил нас Хабр?


  • Нужно быть интересным аудитории. Мы не располагаем точными метриками аудитории на Хабре, но судя по нашей веб-аналитике — она однородна и разрозненна одновременно. Всех читателей объединяет интерес к ИТ-сфере или работа в ней: это и хардкорные разработчики, и системные администраторы, и руководители компаний, и менеджеры коммерческих подразделений. Но с другой стороны, это люди разного возраста, разных интересов и целей. Они приходят на Хабр по разным причинам, каждый со своей проблемой, вопросом, задачей. Так получается, что задача корпоративного автора — создавать материал, который будет интересен всем? Конечно, нет. Стратегия такая: выбрать для себя «свой» сегмент аудитории и работать для неё, периодически расширяя охват за счёт публикаций, которые будут дискуссионные и востребованы большей частью читателей или расскажут о вас новым людям. Ваш контент должен быть не столько коммерческим, сколько социальным: полезным, применимым, вдохновляющим и т.д.


    Эмоции от таких комментариев дорогого стоят
  • Тренды расскажут больше, чем домыслы. Никогда не заходите на Хабр с темой, которая лично вам кажется хайповой и интересной (например, с очередным обзором новой криптовалююты). Основываясь на своём вкусе, вы с высокой долей вероятности проиграете. Хабр сам по себе — носитель трендов (вспомните, сколько раз Хабр становился «сайтом про уязвимости spectre и meltdown», «сайтом про крипту», «сайтом про COVID-19»). Такие информационные вспышки — хороший знак о том, что ресурс не просто живой, он настоящая площадка для обсуждений, очевидный способ докричаться до широкой аудитории. Люди несут свои тексты (а это не просто тексты, это мнение и анализ) туда, где они привыкли читать чужие. Таким образом, всегда можно поймать тренд, немного от него отступиться и выдать действительно мощный и востребованный материал. 

    Но если вы не настолько знакомы с Хабром, что умеете считывать тренды проглядывая главную и всё подряд, доверьтесь цифрам: посмотрите самые читаемые статьи, самые наполненные хабы, посмотрите, о чём пишут популярные авторы. В конце концов, если вы компания и озаботились блогом на Хабре, посмотрите Wordstat и Google Trends по вашим тематикам.

    Ну и справедливости ради стоит сказать, что самые крутые статьи — не те, которые легли в рамки трендов, а те, которые написаны профессионалами от души, с глубоким погружением. Такие материалы сами становятся новыми трендами.
  • Искренность — большая ценность. Писать нужно о том, что вы знаете, за что вы можете отвечать. Если вы делаете перевод, делайте его профессионально, если пишете о чём-то сами, излагайте реальный опыт, пишите честно и открыто. Не нужно придумывать факты и фразы, чтобы понравиться аудитории. Фальшь убивает текст, её видно с первых строк.
  • Хабр — это не трибуна, Хабр — диалог. Если вы пришли, опубликовали материал и ушли смотреть на результат из укрытия, вздрагивая при каждом + или -, вам придётся очень тяжело, выгорание не за горами. Отвечайте на комментарии, участвуйте в обсуждении, не прячьтесь от неудобных вопросов. Хабр — это диалог в том числе за пределами habr.com: его читают ваши клиенты, конкуренты, представители сообществ и т.д. Поэтому помните: в корпоративном ли, в частном ли блоге вы не вещаете, вы даёте повод к диалогу.
  • Ваш стиль должен быть узнаваем. Если у вас есть свой авторский блог на Хабре или блог компании, сделайте его узнаваемым: по стилю, по оформлению, по тематикам. Идеально будет, если появление вашей статьи в ленте будет радовать пользователей. Кстати, других блогов и ресурсов это тоже касается. 
  • Не нужно заигрывать с аудиторией. Если мемы, шутки за 300, айтишный жаргон и т.д. не ваша тема, не пытайтесь привлекать их в помощники по подготовке контента. Говорите своим привычным языком — профессионализм, честность и грамотный подход привлекут гораздо больше, чем мемас с рэпером. Но если чувствуете, что именно этот мем в тему как никогда, смело используйте его. Контент должен быть органичным во всех своих компонентах. (Кстати, не вся аудитория готова выкупить использованные мемы — у многих взрослых людей просто нет времени с ними столкнуться).
  • Хабровчане азартны и активны. Когда мы начинали первый свой спецпроект, было некоторое опасение, что читатели Хабра не захотят конкурсов, интерактива и прочих историй. К счастью, мы ошиблись: конкурсные статьи (даже про еду!) набирали много комментариев, в конкурсах участвовали сотни пользователей, мы получаем огромный отклик с каждой активности. Думаем, что мы обязательно устроим ещё не один крутой квест, конкурс, спецпроект. Потому что с такой вовлечённой аудиторией делать это — сплошное удовольствие.
  • Комментарии — большая ценность. Всегда читайте комментарии — они содержат массу практической, проверенной опытом информации. Недаром говорят, что на Хабре комментарии нередко ценнее самой статьи. Думаем, что отчасти именно из-за ценности комментариев и уровня доверия к ним Хабр пока не открыл комментарии для всех желающих. Такая информация должна хоть немного, да оберегаться механизмами сайта.
  • Нельзя зацикливаться на цифрах, к ним нужно стремиться. Карма, рейтинг пользователя, рейтинг поста, место среди пользователей, место среди компаний, просмотры, добавление в избранное, причины минусов, количество комментариев — о, эти цифры убили не один KPI, заставили рыдать не одного пиарщика и копирайтера, подтолкнули пить валидол коньяк не одного руководителя. Признаемся честно: не смотреть на них невозможно и мы сильно слукавим, если скажем, что давно постигли дзен и цифры для нас пустой звук.


    Г — гордость! Первое место на Хабре с двойным отрывом!

    К этим цифрам нужно стремиться, но они не должны быть самоцелью. Единственной целью при ведении блога должен быть сильный и полезный контент. Ну и, наверное, самых главных цифр две: это рейтинг публикации и количество просмотров. Это говорит об интересе аудитории и о том, что вы успешно попали в цель и работаете именно на узнаваемость бренда.
  • Команда Хабра — огонь! Мы были партнёрами и спонсорами на многих мероприятиях и семинарах Хабра, ребята из команды Хабра активно участвовали в наших спецпроектах и помогали нам делать мегапосты. Это профессиональная, оперативная, бодрая и умная команда. Именно они делают Хабр крутым, и делают на высоком уровне. Мы мало преувеличим, если скажем, что команда Хабра по скорости и эффективности — настоящий айтишный спецназ. 

Такие вот очевидные, в общем-то выводы, о которых многие забывают. 

Что дальше? Мы продолжаем свой путь на Хабре и вместе с ним, продолжаем работать для вас, наши читатели и вас, наши верные подписчики. И сегодня мы хотим загадать, чтобы этот путь был максимально долгим, интересным и всем полезным.

Твоё здоровье, Хабр! Чин-чин.