Эпидемия коронавируса затронула множество сфер, в том числе ивент-сферу. Организаторы конференций вынуждены искать обходные пути и придумывать новые форматы. Вы наверняка уже видели анонсы митапов и крупных конференций в онлайне. Поверьте, это только первые попытки организаторов и тот мозговой штурм, который сейчас идет в этой сфере, приведет нас к куда более зрелищным и «пушечным» форматам.
Возможно, это новая реальность и онлайн-конференции встанут в ряд с офлайн-мероприятиями — время покажет. В этой статье я хочу поделиться своим взглядом на то, каким на самом деле должно быть онлайн-выступление.
Начнем
Чтобы лучше прочувствовать, что же теперь надо докладчику, чтобы его выступление было интересным, зрелищным и вдохновляющим, предлагаю взглянуть на сферу, которая изначально зародилась в онлайне и до сих пор продолжает успешно там существовать, — киберспорт.
Если вы когда-нибудь открывали twitch.tv и смотрели стримы по любимым играм, то вы уже сейчас примерно понимаете, как должны выглядеть ваши 60 минут трансляции на конференции.
Вернемся к выступлению
На 40—60 минут вашего эфира на конференции вам предстоит вжиться в роль стримера. Начнем с технической стороны.
Интернет-соединение
Когда вы в последний раз звонили своему провайдеру и кричали: «Ни единого разрыва!»?
Стоит позвонить ему еще разок за пару недель до выступления, сказать, что вы наблюдаете сбои в сети. Провайдер проведет ряд действий, которые перезагрузят ваше оборудование и сетку. Для начала хватит. Дальше запускаете пинг до популярного ресурса и смотрите, стабильный ли у вас инет. Если да — отлично, этот пункт выполнен. Если нет — повторяем процедуру «Ни единого разрыва» до тех пор, пока коннект не станет стабильным. А, ну и еще: никакого вайфая на трансляции, только провод.
Девайсы
В мире стриминга «девайсами» называют то, чем вы играете, слушаете и снимаете себя. У топовых стримеров обычно спонсорские девайсы. Также на них качественно падает свет и подобран хороший ракурс с камеры. Если у вас спонсора нет, придется прикупить пару качественных девайсов. Хотя бы:
- Наушники с хорошим микрофоном (знатоки в комментариях, подскажите, пожалуйста, пару моделей). Поверьте, если звук будет плохой, то ваши мемы никто не оценит, а полезную информацию донести до слушателя не получится. И никаких эйрподсов! У них звук просто отвратный. В идеале, конечно, — отдельный качественный микрофон, но зачем он вам, если вы не подкастер?
- Хорошая веб-камера (знатоки, нужна ваша помощь).
- Неплохой свет. Поверьте, на «Алиэкспрессе» света навалом. Я заказал себе свет для съемок блога «В офисе» именно на «Алике». В целом вам хватит такого кругового света.
Круто, если у вас есть:
- Качественное кресло. Если вы будете сидеть на табурете с кривой спиной, то быстро устанете. Среднее кресло стоит в районе 15 000—20 000 ?. После выступления у вас наконец перестанет болеть шея и спина при работе из дома. По-моему, неплохой побочный эффект. Я пользуюсь таким.
- Всякий мерч и прочая атрибутика. Придумайте себе интересную композицию в кадре. Не надо сидеть с белой стеной на фоне. Всяческие книги по программированию, фигурки из любимых игр и тому подобное украсят ваш кадр.
- Также поиграйте со светом, основной свет плюс контровички — тут можно глянуть, что к чему.
- Если у вас есть домашние животные, то их появление в кадре на заднем плане ничего, кроме умиления, не вызовет у ваших зрителей.
В этой статье автор хорошо рассказал про тонкости выбора девайсов.
Теперь про вас и ваше окружение
На 60 минут на заднем плане могут ходить только домашние животные. Представьте: вы делаете доклад, а у вас на заднем плане к холодильнику прошел батя без футболки. Или супруга ходит разговаривает по телефону. Это подпортит впечатление от вашего выступления.
Вы сами перед выступлением сходите в душ, помойте голову, причешитесь и приготовьте одежду для выступления. Не надо надевать пиджак и галстук. Но и в растянутых трениках и толстовках сидеть не стоит. «Сап двач», короче :)
Попросите соседей не сверлить стены на эти 60 минут. Если вместо соседей у вас за стеной работает бригада строителей-ремонтников, то небольшой презент поможет им сделать перерыв на пару часов. Иначе саундтреком к вашему выступлению будут звуки перфоратора и молотка.
Когда вы выступаете офлайн перед зрителями, взаимодействовать с аудиторией проще. Кто из нас не поднимал руку на докладе? В онлайне все иначе, можете просить людей ставить в чат «+». Но будет куда круче, если вы придумаете что-то поинтереснее плюсика. Любой креатив приветствуется.
Фонтанировать харизмой онлайн очень сложно, а конфетами уже не покидаешься. Поэтому добавьте немного экспрессии в свое поведение. Без фанатизма, конечно, но и сухарем быть не стоит.
Софт
Если вы любите Gentoo Linux, посмотрите в сторону OBS. Тем, кто не хочет возиться со сборкой софта под стрим, советую воспользоваться streamlabs. В нем есть все, что нужно новичкам в стриминге. Давайте пройдемся по тому, как стоит настраивать стрим. Конечно, за 60 минут вы вряд ли соберете донаты, а фоловиться на вас будет негде, но кое-что оттуда можно взять.
Лейаут
Это такая штука, которая помещается как рамка под ваши окна активностей. Что видно на скриншоте снизу?
- Чат.
- Окно браузера.
- Веб-камера стримера.
- Цель сбора донатов.
- Инфо.
Все, что вокруг, — это и есть лейаут. Если не настроить лейаут, то будет черный фон на заднем плане, это не круто.
Контент
В формате онлайн-выступления перед вами открывается масса возможностей, которые были недоступны в офлайне.
Серьезно, кто из нас не слышал фразу «Со своим ноутбуком нельзя»? А тут у вас не то что со своим можно, а нужно! Ваше удобное рабочее место, вы сидите в привычной обстановке. Поэтому не ограничивайте себя презентацией! Смело переключайте окна на демки, полезные статьи и так далее. Это разнообразит ваш контент и внесет интерактива в выступление.
Подытожим
Спикером быть непросто, только недавно вы просили поднимать руку, а теперь вам стоит познать сферу стриминга!
Посмотрите «Твич» (если не смотрели), поучитесь у стримеров взаимодействию с аудиторией. Сейчас — то самое время, когда можно придумать новые фишки и задать моду на онлайн-выступления.
pyrk2142
Достаточно жёсткий вопрос, но все же: а почему не заранее записанное видео или не статья? В обычное время польза от живых мероприятий очевидна, спикер едет за деньги конференции куда-то, получает кучу ништяков (часто ещё и от своей компании), участники в законный рабочий день законно едут в командировку, едят и бухают в компании знакомых и левых людей, все довольны. Можно послушать доклад с эканьем, меканьем и пропаданием звука от микрофона, в идеале — ещё и с плохим английским, когда в зале 100 русскоязычных и один иностранец, который читает Твиттер.
Расскажите, какой смысл сохранять подобные форматы для онлайн-мероприятий (кроме попыток озвучивать статьи с Хабра и Медиума, чтобы брать деньги за это со зрителей)? Одно дело, воркшопы и тренинги, где явно подразумевается и наличествует интерактивность, без этого довольно сложно. Другое дело — доклад, когда в большинстве случаев содержимое небольшой статьи раздувается до 30/45/60 минут + вопросы, люди мнутся, вяло плюсуют в чат и задают вопросы уровня:
— А правда, что вы сделали Х, чтобы сделать Y?
— Спасибо за крайне важный вопрос, да, верно, чтобы сделать Y я сделал X.
StressoID Автор
Онлайн формат сильно меняет представление о конференции. Не стоит думать, что конференция в онлайне проходит также, как в офлайне. Сейчас уже есть значительные изменения, как по контенту, так и по продолжительности и активностям. Дальше будет еще бОльшее смещение. Лично мое мнение, онлайн — конференции останутся и будут успешно проводиться в дальнейшем.
nshipyakov
Мне кажется все зависит от спикера и от организаторов. Месяц назад был очень крутой доклад от Евгения Борисова, который был на голову выше многих оффлайн выступлений. Плюс интерактивность тоже была, хоть и через телеграмм. Хотя конечно соглашусь, что не у всех получается приспособиться к новым реалиям и довольно много душных мероприятий
warhamster
Я вот, честно говоря, и от живых-то докладов пользы особо не вижу — человек час читает вслух то, что глазами читается за пять минут в худшем случае. Потенциальная польза только от возможности задать вопросы — ну так разошлите текст доклада, пусть люди прочитают и тот же час потратят на дискуссию, например.
StressoID Автор
Ценность как раз в нетворкинге да. Дискуссии на почве материала доклада. Возможность задать вопрос по проблеме, с которой докладчик сталкивался. Ко мне, например, не раз подходили по вопросам моих докладов. Поэтому, да, доклад без дискуссии особой ценности не несет. Хотя, конечно, бывают исключения.
Frodox
Польза оффлайн совсем не в контенте. Если ходить на митапы и конфы только за контентом — то лучше не ходите))
Дело в эмоциях, общении, нетворкинге. Возможности найти единомышленников и позадавать в куллуарах участникам/спикерам вопросы.
Потому что они тоже там ==> готовы/открыты к общению. В онлайн у всех свои дела и т.п. На вопросы так не ответят, к знакомству закрыты.