Вынужденная самоизоляция резко увеличила популярность «удаленки» — в отсутствие других альтернатив. ИТ-компании радикально пересмотрели свои взгляды на ведение бизнеса, а многие — вообще отказались от офисов. Но все было бы сложнее, если бы такой альтернативы у нас не было. Расскажем, как возникла концепция работы на дому и поговорим о ее влиянии на рынок труда.


Фото — Patrick Tomasso — Unsplash

История вопроса


Набирающий обороты формат организации труда — далеко не новый. До индустриальной революции «из дома» работало большинство тех, чья деятельность это позволяла: крестьяне жили в едином пространстве со скотом, ремесленники работали в домашних мастерских. Появление фабрик и мануфактур сделало работу из дома уделом самозанятых горожан. Эта традиция сохранилась и по сей день — в той же Великобритании многие владельцы пабов и продуктовых магазинов живут в помещениях над своей торговой площадью. Но для большинства образованного населения, которое занимается офисным трудом, работа из дома не представлялась возможной до 1980-х.

Послевоенная эксурбанизация развитых стран (разрастание пригородов и переезд обеспеченных горожан в близлежащую сельскую местность) сильно увеличила время, которое сотрудники тратили на дорогу до места работы. Одновременно с этим во многих странах увеличилось и давление профсоюзов, утверждавших, что люди проводят слишком много времени на работе.

Частично проблему решили с помощью популяризации гибких графиков. Так сотрудники, задержавшиеся на несколько часов в один из дней недели, получали возможность уйти с работы пораньше в другой день — либо сами выбирали время начала трудового дня и обеденного перерыва.


Фото — Patrick Tomasso — Unsplash

В 1976 году бывший инженер NASA Джек Ниллес (Jack Nilles) опубликовал опередившую время книгу под названием «The Telecommunications-Transportation Tradeoff». В ней он предлагал ещё более радикальное решение проблемы пробок, связанной с ними усталости и потерь личного времени сотрудников — «разбивать» большие офисы в центре города на множество маленьких по его окраинам. Такие офисы-спутники по его замыслу могли бы поддерживать связь при помощи телекоммуникаций, а сотрудники компаний получили бы возможность ходить на работу пешком.

Через десять лет после публикации труда появилась и реальная возможность воплотить идеи Ниллеса в жизнь — микрокомпьютеры и модемы позволили связать жилые дома сотрудников напрямую.

Пионерами в сфере удалённой работы стали ИТ-компании и государственные организации. На протяжение 80-х правительство США запустило целый ряд программ, чтобы опробовать потенциал различных телекоммуникационных решений, и «приучить» менеджеров к работе с сотрудниками на дистанционке. В 1980 году часть армейских служащих из города Сент-Луис участвовала в эксперименте по удалённой работе, который продлился 18 месяцев. Менеджеры были довольны результатами, но экспертиза признала, что выдача на руки сотрудникам конфиденциальных данных создает риски утечек засекреченной информации. В 90-е пробные программы проводились и в гражданском секторе. Благодаря пионерам в этой области удалённая работа стала стандартной опцией для сотрудников американского правительства и остаётся таковой по сей день.


Фото — Greg Rosenke — Unsplash

Дистанционка главным образом ассоциируется с профессиями в ИТ. Правда, собирательный образ «айтишника», работающего откуда-то из Таиланда, уже устарел. Целое поколение независимых контракторов — водителей, курьеров, репетиторов — в принципе не испытывает необходимости сидеть в офисе. Жизнь этих людей вращается вокруг приложений для общения с заказчиками. А облачные технологии открыли путь на удалёнку практически всем офисным сотрудникам. Но чего стоит ждать, если популярность этого формата продолжит расти столь стремительными темпами?

Социальный лифт


Очевидные плюсы удалённой работы — возможность не тратить время на передвижение и свобода самостоятельно выстраивать распорядок дня. Для некоторых социальных групп эти нюансы открывают множество новых возможностей. Так, маломобильные граждане и люди с инвалидностью, ранее ограниченные в выборе деятельности, смогут получить доступ к широкому спектру рабочих места (По данным The Guardian, образованные люди с инвалидностью испытывают проблемы с поиском работы чаще, чем низкоквалифицированные соискатели, не ограниченные сложностями со здоровьем.)

Кроме того, массовый переход на дистанционную работу поможет сделать поиск достойных сотрудников вне зависимости от их географического местоположения новой нормой. Кандидаты, не имеющие возможность переехать в мегаполисы, получат ценный опыт и зарплату выше средней по их региону. У этой тенденции есть и обратная сторона — наем сотрудников с низкими зарплатными ожиданиями может привести к падению среднерыночной зарплаты по отрасли (заявления крупных ИТ-компаний в этой области можно объяснить и такими соображениями).


Фото — Jacky Chiu — Unsplash

Но пока, к сожалению, удалённая работа на руку в первую очередь и без того хорошо защищённым слоям населения. Еще в 2015 году исследование, проведенное национальным статистическим агентством Канады, показало прямую связь между выходом на дистанционку и доходами сотрудника. Иными словами — чем выше заработок, тем больше вероятность, что человек будет работать из дома.

Дело в том, что далеко не любая работа позволяет самоизолироваться — и здесь есть место социальному неравенству: чем больше среди представителей той или иной профессии низкооплачиваемых сотрудников, тем меньше в этой профессии общая доля «удаленщиков».

Наиболее активно, по данным канадских исследователей, на удаленку переходят госслужащие, преподаватели, юристы, ученые и управленцы. А вот работники торговли и сферы услуг такой роскоши себе позволить не могут — и в новых условиях эти выводы остаются актуальны.

Некоторые категории граждан так и не смогут ощутить всех плюсов работы на дому: жизненно необходимые задачи практически всегда требуют человеческого контакта. Врачи, пожарные, сотрудники правопорядка, водители вынуждены покидать дом, даже когда весь остальной мир сидит взаперти. В прошлом году компания-производитель устройств для конференцсвязи Owl Labs провела исследование среди работающих американцев в возрасте от 22 до 65 лет, по результатам которого оказалось, что 34% опрошенных готовы пойти на 5%-ное сокращение зарплаты ради возможности работать удаленно. Более того, 24% респондентов были готовы урезать себе заработок на 10%, а еще 20% согласились бы работать из дома и за меньшие деньги.

Вряд ли сегодня аналогичный опрос показал бы те же результаты. В новых условиях даже те, кто раньше ратовал за удаленку, вынуждены пересмотреть приоритеты: выясняется, что работа из дома устраивает далеко не всех тех, кто ее может себе позволить. В следующий раз мы разберемся, какие физические и психологические изменения тянет за собой дистанционка и как их выдержать.



Посты из блога 1cloud.ru:

Fidonet — проект, которому «нет дела» до победы над интернетом
Компьютер, который отказывается умирать