Это первая (1) статья цикла, посвященного разработке и использованию системы сбалансированных показателей (ССП/BSC) для мониторинга состояния проекта и оптимизации управления проектом с целью получения запланированных результатов.


Различные моменты оценки проекта


Далее, мы обсудим ключевые моменты, в которые осуществляется оценка проекта, уровни показателей, по которым происходит оценка, главные заинтересованные стороны в ходе этих оценок и использование различных оценок для управления проектом.


Под оценкой, мы понимаем, не только самую простую и распространенную форму оценку – финансовую и количественную, но и зачастую, не менее важную, не финансовую оценку, которая позволяет оценить здоровье проекта с различных сторон и заранее выявить риски и потенциальные проблемы.


В ходе жизненного цикла проекта и его используются следующие оценки:


  1. Оценка ожиданий от проекта до старта проекта;
  2. Оценка исполнения процессов в ходе проекта;
  3. Оценка исполнения планов в ходе проекта;
  4. Оценка исполнения планов в момент закрытия проекта;
  5. Оценка исполнения ожиданий от проекта после завершения проекта;

Далее, подробно, рассмотрим, что и по каким показателям оценивается в каждый из перечисленных моментов, кто производит оценку и какая при этом может быть получена польза для управления проектом.


Оценка ожиданий от проекта до старта проекта


На этом этапе производится оценка потенциальных выгод проекта и их ценности для бизнеса с точки зрения всех выгодоприобретателей проекта. Оценка ключевых выгод фиксируется в бизнес – кейсе проекта и плане управления выгодами.


Оцениваются и планируются показатели, которые позволяют объединить стратегические цели компании и бизнеса с результатами проекта – такие как чистый дисконтированный доход (NPV), внутренняя норма рентабельности (IRR), период окупаемости (PP). Кроме количественных показателей, могут применяться качественные, например, повышение безопасности производства.


Зафиксированные плановые показатели используются после завершения проекта для оценки его результатов. Так же, они могут использоваться в ходе проекта, для определения того, соответствует ли проект основным целям, ради которых он инициирован.


С точки зрения оценки состояния проекта, показатели ожиданий являются итоговыми и сильно запаздывающими. Их значения определяются, когда факт уже наступил и цель достигнута, либо не достигнута. Такие показатели могут помочь принять базовые и финальные решения, типа завершения проекта или серьезного изменения содержания.


Ключевым участником и потребителем данного процесса являются спонсор и Заказчик проекта. Руководитель проекта может привлекаться к разработке показателей ожиданий или не привлекаться, так как, формально, в этот момент проект еще не запущен и руководитель проекта ни назначен.


Оценка исполнения процессов в ходе проекта


В ходе исполнения проекта важно чтобы работы не только выполнялись, но и самое главное, выполнялись правильно. Правильное исполнение работ и соблюдение стандартов существенно повышает вероятность достижения целей проекта.


Оценка корректности исполняемых процессов, в первую очередь, производится руководителем проекта и командой управления проектом. Могут привлекаться методологи из офиса управления проектами или сторонние аудиторы.


Оценка может производится в рамках следующих доменов:


  • Исполнение стандартов (например, PMI, ГОСТ);
  • Используемые процессы управления (например, управление рисками и управление знаниями);
  • Используемые проектные документы (например, журнал открытых вопросов и реестр рисков);
  • Наличие и частота ключевых событий (например, встречи по переоценке рисков);
  • Другие домены, зависящие от специфики и сложности проекта (например, количество требований и доля заинтересованных сторон, выставивших требования).

Показатели исполнения процессов в ходе реализации проекта позволяют:


  1. Определить на сколько корректно осуществляется управление проектом;
  2. Определить на сколько результативно выполняются работы по проекту;
  3. Заранее выявить и устранить источники рисков;
  4. Помочь правильно организовать работу и расставить акценты;

Показатели исполнения процессов являются опережающими с точки зрения управления проектом и результатов проекта, и позволяют правильно организовать работу по проекту, минимизировать возможные риски и помочь команде правильно организовать свою работу. Эти показатели напрямую говорят, какие процессы и каким образом необходимо исполнять и какие документы необходимо использовать.


Ключевыми заинтересованными сторонами оценки процессов выступают руководитель проекта и команда проекта.


Оценка исполнения планов в ходе проекта


В ходе выполнения проекта важно оперативно контролировать, на сколько текущее исполнение соответствует разработанным ранее планам. При этом достигнутая производительности сравнивается с планом, осуществляется анализ отклонений и вырабатываются корректирующие действия.


Одним из основных методов контроля производительности является метод освоенного объема (EVM) или различные его альтернативы. Наиболее простой вариант – сравнение плана с фактом, анализ отклонений, выявление возможных причин и разработка корректирующих мероприятий. Чем чаще и точнее осуществляется сравнение плана с фактом в ходе исполнения проекта, тем раньше могут быть выявлены возможные отклонения и события риска и минимизирован ущерб от них. В основном используются количественные и удельные показатели исполнения плана и отклонения от плана по содержанию, срокам, стоимости.


С точки зрения времени контроля и влияния на результат, показатели исполнения планов являются запаздывающими или итоговыми, так как они констатируют и показывают факт, который уже наступил. Даже, если, они выявляют негативную динамику показателя, значит событие уже произошло. Кроме того, они фиксируют последствия, но не выявляют причины и не дают рекомендаций, как нужно работать и что нужно изменить, чтобы скорректировать результат.


Ключевыми участниками и потребителями оценки исполнения планов являются руководитель проекта и спонсор проекта. На основании исполнения показателей плана, в основном, идет оценка качества проектного управления.


Оценка исполнения планов в момент закрытия проекта


Оценка исполнения планов в ходе закрытия проекта показывает на сколько проект выполнил цели, поставленные в уставе, бизнес – кейсе. Производится оценка выгод, зафиксированных в плане управления выгодами, которые можно оценить на данный момент.


В основном, оценка исполнения планов в момент завершения фиксируется на сравнении планов с фактом и достижении либо не достижении плановых показателей. Сравниваются планы с фактом по содержанию, срокам, стоимости, качеству, ресурсам, оценивается удовлетворенность заинтересованных сторон. Для оценки используются количественные и удельные показатели, могут применяться не финансовые показатели, например, удовлетворенность заинтересованных сторон.


С точки зрения управления проектом, оценка в момент закрытия является итоговой и запаздывающей, так как, все события, которые могли произойти, уже произошли. Получаемая информация ценна только для фиксации извлеченных уроков, для последующих проектов.


Основными заинтересованными сторонами оценки при закрытии являются руководитель проекта, спонсор проекта и Заказчик. На основании итоговой оценки производится оценка качества проектного управления и последующие выводы относительно руководителя проекта.


Оценка исполнения ожиданий от проекта после завершения проекта


Зачастую проект производит продукт, выгоды от которого можно оценить гораздо позднее завершения проекта, в ходе эксплуатации продукта. Поэтому, строго говоря, данные показатели относятся не к управлению проектом, а к жизненному циклу продукта. Используются такие показатели, как период окупаемости, норма прибыли, размер прибыли, доля рынка, удовлетворенность потребителей.


С точки зрения исполнения и управления проектом, выгоды от продукта полученные после завершения проекта, мало информативны, так как продукт может принести или не принести запланированные выгоды, вне зависимости от корректности реализации проекта. В проектах, связанных с разработкой новых перспективных продуктов, может возникнуть ситуация, когда проект завершился провалом, а продукт оказался на столько удачным, что перекрыл все понесенные издержки. Обратная ситуация, когда успешно завершенный проект породил не успешный продукт, так же возможна.


Основными заинтересованными сторонами оценки проекта после завершения являются спонсор проекта и Заказчики. Руководитель проекта, как правило, уже не привлекается.


Выводы


С точки зрения увязки проекта со стратегией компании и оценки продукта проекта ценность представляют сравнение оценки ожиданий от проекта до старта проекта и оценки ожиданий от проекта по завершении проекта. Эти оценки помогают понять на верхнем уровне что мы планировали и что в итоге получили.


С точки зрения оценки самого проекта, качества управления и руководителя проекта наибольшую ценность представляет оценка исполнения планов в момент закрытия проекта. Эта оценка дает ретроспективу и позволяет понять на сколько правильно мы управляли проектом.


С точки зрения управления проектом и организации процессов наибольшую ценность приносят оценки исполнения процессов и исполнения плана, непосредственно в ходе проекта. Эти оценки позволяют правильно организовать процессы, не допустить отклонений и заранее выявить риски. Проще говоря, они позволяют произвести оперативную диагностику здоровья проекта и показывают, что надо сделать, чтобы вернуть проект в норму, при возникновении отклонений.