Хочу выразить благодарность за помощь при создании игры человеку, который придумал и нарисовал дизайн карт для игры. Спасибо, Наташа! nanov94

Ссылка на первую часть статьи

В первой части статьи я рассказывал об основах игры: о количестве человек, о том, как начать игру, а также привел пример на основе двух карт. Давайте продолжим игру! Пока наши карты выглядят так:

Заработок Команда

Вклад


Допустим, следующей картой, которую вытянул игрок, оказался Вклад. Карта говорит о том, что если я буду видеть результаты своей работы и знать, что многие пользуются тем, что я сделал, готов пожертвовать любой последующей картой. Такую карту мне доводилось видеть как самой последней, так и самой первой, поэтому здесь важно разобраться, что игрок считает Вкладом.

Однако не все могут понять эту карту или объяснить, что значит для них вклад. В таком случае ведущий должен помочь. Например, в случае ИТ отрасли, можно привести пример с написанием тестов, которые, кроме как самих разработчиков, не видны никому, а можно привести пример с разработкой крупного портала (например, Хабр или ВКонтакте). Примеры, приведенные без привязки к текущей цепочке не выглядят интересными, т.к. большинство скорее всего захочет писать что-нибудь, что приносит пользу, и что видно всем, и о чем можно рассказать в баре друзьям, даже если они не ИТ-шники.

Однако если последовательно пройтись по цепочке и предоставить игроку выбор, то можно увидеть более интересные выводы. Например, мы можем задать вопрос: “если бы у тебя был выбор: писать тесты и получать на 20% больше, или писать то, что приносит пользу конечным пользователям, то что бы ты выбрал?” Я знаю людей, которые не любят тесты и возможно пример с тестами для них может не подойти. В таком случае можно, например, использовать понятие сервис для каких-нибудь внутренних нужд.

Итак, рассуждая, мы определили место Вклада в цепочке.

Экспертное мнение


Карта Экспертное мнение гласит о том, что если я смогу стать примером для остальных и люди будут тянуться ко мне и тому уровню, что у меня есть, готов пожертвовать любой последующей картой.

По карте возникают разные варианты того, как люди ее описывают и какое отношение карта вызывает у них. Кто-то сразу говорит, что это то, что его вдохновляет и мотивирует на развитие, и эта карта точно одна из первых. Кто-то говорит, что “очень круто быть экспертом”, но при этом цена ошибки также будет выше, ведь люди считают вас именно тем человеком, кому они доверяют и приходят не с пустяковыми вещами, а со сложными вопросами, поэтому карта не так сильно мотивирует. Кого-то она отпугивает тем, что у эксперта не остается времени на себя, т.к. все приходят за помощью именно к нему.

Кроме описания, по карте задают вопросы и по ее названию: Экспертное мнение и описание данной мотивации может сильно отличаться от того, если бы карта называлась просто Эксперт, т.к. в первом случае акцент делается на том, что не только вы считаете себя экспертом, но и люди, а для кого-то чужое мнение не настолько сильно важно.

Принимая во внимание все это, на мой взгляд, во время игры нужно почувствовать отношение игрока к карте и при необходимости договориться о том, что карта будет немного отличаться для текущей игры, например называться просто “Эксперт”. В таком случае в итоговой мотивационной цепочке можно сделать пометку.

Если честно я люблю делать пометки по всем картам, и учитывая такие пометки, люди даже с одинаковой мотивационной цепочкой могут очень сильно отличаться по своим мотивациям.

Лидерство


В карте Лидерство говорится: если я буду занимать лидирующую или руководящую роль на проекте или в команде, готов пожертвовать любой последующей картой.

Не каждый готов быть руководителем, лидером или вообще выделяться на фоне команды как ключевой человек, однако случается и такое, что человек достаточно неприметный, но старательный и не всегда понятно, куда же он хочет развиваться. При обсуждениях по данной карте, это как раз и можно выяснить.

Если говорить на основе ИТ, то ключевая роль — это не всегда руководитель команды, хотя это и немного противоречит названию карты. Возможно человек хочет развиваться как технический лидер команды? А может быть он хотел попробовать себя в роли помощника руководителя?
Помимо обсуждения того, к какой роли стремится человек, можно поговорить и о том, какими качествами должен обладать настоящий лидер. Если игрок сам стремится быть лидером, можно обсудить, как он может развиваться в этом направлении и как может развивать те качества, которые он описал. При этом обязательно нужно дать выговориться и высказать свою точку зрения самому игроку, и только после этого предлагать возможные варианты развития событий.

Если человек не заинтересован в развитии в направлении руководителя, можно поговорить о том, насколько руководитель игрока обладает описанными им качествами. Однако если вы сами являетесь руководителем человека, не стоит затрагивать данную тему, но при этом по окончанию игры вы можете сами провести сравнение на основе описания игрока.

Вызов


В описании карты Вызов сказано, что если будет возможность избегать рутинных задач и больше заниматься тем, что позволяет постоянно быть в тонусе и развиваться, готов пожертвовать любой картой.

Достаточно интересная карта, которая позволяет выяснить насколько человеку интересны сложные задачи, насколько он готов мириться с рутинными задачами, насколько человеку в данный момент не хватает вызова и задач, позволяющих поломать голову.

Кроме сложности задач и самого вызова, можно затронуть тему содержания текущих задач человека, насколько они мотивируют его и побуждают к дальнейшему развитию. А быть может человек засиделся, занимаясь каждый день одним и тем же и ему хочется развиваться в другом направлении?

От того, насколько для игрока важны сложные задачи можно перейти и к теме развития, куда бы человек хотел развиваться. А если он спокойно относится к рутинным задачам, то теперь вы будете знать, что мотивируя человека другими вещами (например, премия или возможность уходить пораньше с работы в какие-то дни или еще что-то в зависимости от мотивационного ряда), можно делегировать ему часть рутинной работы. Однако будьте осторожны, с этим тоже нельзя перестараться: перекинув на кого-то всю рутинную работу, возникает риск того, что Вызов начнет незаметно подниматься по мотивационному ряду и человек просто перегорит или даже уволится.

Образ жизни


Итак, карта Образ жизни. На карте написано, если у меня будет возможность гибко настраивать свой рабочий график и работать из удобного мне места, готов пожертвовать любой картой.



Многие ИТ компании позволяют работать не только удаленно, но и гибко настраивать рабочие часы, однако не всегда это важно людям. Я встречал много людей, для которых это совсем не является плюсом. Причины для этого бывают разные: например, человек просто не хочет работать удаленно, и даже не потому, что он не умеет этого делать, а потому что хочет быть поближе к коллегам или общаться на профессиональные темы в перерывах. Кроме того, не каждый сможет работать удаленно: возможно кому-то нужна периодическая помощь и наличие возможности, чтобы более опытный коллега посидел рядом и подсказал.

Также встречаются и такие люди, для которых ходить в офис — это большой минус. И для того, чтобы понять к какому типу относится игрок, нужно пообщаться об этой карте и узнать, что человек подразумевает под “гибкой работой”. Возможно ему не хватает чего-то и для того, чтобы быть счастливее ему просто нужно предоставить возможность пару раз в неделю поработать из дома?

Если для игрока наоборот важны фиксированные часы работы из офиса, то карту можно пересмотреть и понять, насколько это важно для человека и насколько он готов мириться в случае необходимости с плавающим графиком.

Статус


В описании карты Статус сказано: если я смогу участвовать в принятии стратегических решений в компании, готов пожертвовать любой картой. Эта карта больше других претерпела изменений в описании, т.к. сложно подобрать правильную формулировку, чтобы она с одной стороны не была отпугивающей, с другой стороны отражала суть.

В предыдущих версиях встречались описания, связанные с “топ-уровнем”, с приставкой “директор” / “руководитель” / “старший”. И хотя в текущей версии игры об этом ничего не сказано, если вы поймете, что Статус очень важен для человека, можно аккуратно использовать такие формулировки, чтобы понять степень важности и глубину самого статуса.
С другой стороны в новом варианте карты, ее могут поставить высоко не только люди, которым важно занимать статусное положение в компании, но и те, кто заинтересован в ее развитии. Кроме того, можно плавно перейти на тему улучшений в компании: какие из них наиболее важны для человека сейчас, а также в осуществлении каких он может помочь.

По моим наблюдениям проведения игры среди разработчиков такая карта редко поднимается выше середины, при этом причины указываются самые разные. Кто-то боится брать на себя ответственность, кто-то пока к этому не готов, а кто-то прямо говорит, что не любит статусы вообще. Даже те люди, по которым видно, что для них важен статус и они об этом говорят, все-равно редко поднимают данную карту выше середины. Я полагаю, что они могут бояться показаться “карьеристами”.

Общение


Карта Общение говорит, что если у меня будет возможность проводить часть рабочего времени за общением, готов пожертвовать любой последующей картой. Очень часто люди говорят, что это одно и то же, что и Команда. В таком случае необходимо им помочь взглянуть на свою работу немного с другой стороны, не привязываясь к конкретной команде, а поговорить про Общение в компании вообще.
Причем под общением люди понимают разные аспекты своей деятельности. Для одних это может быть общение во время перерывов, хотя если карту поместить низко, то это не влияет на такую форму общения и не исключает возможности поговорить с коллегами у кулера или кофемашины.

Для других это общение во время работы: проведение совещаний, в котором участвует команда или вся компания. Кроме того, это может быть менее формальное общение в рабочее время: проведение лекций, тренингов или мастер-классов. Зачастую такие мероприятия не входят в рабочее время, но затронуть их проведение при обсуждении данной карты вполне можно.
Также можно поговорить о мероприятиях, которых человеку не хватает в компании и которые косвенно могут быть связаны с общением: например, собраться с коллегами в баре или поиграть в настолки в офисе, или поучаствовать в офисном соревновании (не обязательно на ИТ тематику, это могут быть соревнования по настольному футболу или игре в бильярд).

Общение — важный аспект жизни людей, и если на работе создать комфортные условия для общения людей, то и мотивация их будет выше, однако это зависит и от того, куда в цепочке мотиваций человек поместил данную карту.

Фидбек


Карта Фидбек гласит, если я буду получать отзывы о моей работе на удобной для меня основе, готов пожертвовать любой последующей картой. На карте намеренно написана фраза “удобная форма”, т.к. для одного это может быть месяц, для другого — три. Кроме того, человеку может не хватать признания его заслуг и фидбек для него может требоваться еще чаще. Разговор на тему фидбека и признания как раз и должна вызвать такая карта.

Помимо того, с каким интервалом человеку важно получать фидбек, есть еще несколько важных моментов. Первый из них связан с тем, от кого получать фидбек: от коллег, от руководства, от клиентом. Игрока можно попросить проранжировать степень важности получения фидбека от разных сторон.

Второй аспект связан с формой получения обратной связи — это может быть в виде личной беседы, в письменном виде, анонимно.

По опыту проведения игры, данная карта может располагаться как в самом верху, так и в самом низу. Кроме того, очень часто фидбек может быть важен людям, только начинающим делать первые шаги в новой роли: человека повысили и без обратной связи ему сложно понять насколько хорошо он выполняет свою новую работу. Со временем он набирается опыта и уверенности, и Фидбек отходит на задний план.

В любом случае понимать, насколько людям хватает или не хватает обратной связи, признания или похвалы — очень важная вещь.

Творчество


Итак, давайте посмотрим на еще одну карту. Это Творчество. Карта говорит, что если я буду иметь возможность придумать или разработать что-то свое, готов пожертвовать любой последующей картой.

Некоторые говорят, что карта очень похожа на Вызов, однако между ними есть очень важное отличие. Карта Вызов может говорить, например, о том, что задачи, над которыми работает человек, слишком простые и рутинные и хочется чего-то более сложного и интересного. А карта Творчество может указывать, например, на то, что человеку не хватает не сложности, а творчества и креативности. Кроме того Творчество — это те идеи, которые приходят или приходили на ум человеку и над которыми он бы хотел поработать. Часть из этих идей можно попробовать переложить на практику и в рамках рабочих задач, если это полезно компании, часть таких идей можно рассматривать как процесс саморазвития человека (изучать что-то новое всегда интереснее, если ты реализуешь то, что тебе действительно интересно). Если идеи никуда не применить, то на основе них, можно представить, что интересно человеку.

Однако, очень часто бывает так, что люди говорят, что они не творческие и что все это им не интересно. После таких слов все будет зависеть от ведущего. Если он захочет пообщаться на эту тему, то можно попробовать поговорить о текущих задачах человека и насколько, работая по ним, он привносит что-то свое или предлагает, что можно поправить, улучшить или изменить. Также бывают случаи, когда идеи у человека появляются, но он либо стесняется их озвучивать, либо откидывает их, считая идеи вздорными. Общаясь по данной карте как раз и нужно обсудить данные идеи и аккуратно поделиться фидбеком с игроком, а может быть в них скрыто действительно что-то стоящее?!

Заключение


Итак, мы в общих чертах рассмотрели все карты игры Game of Motivations. За кадром остались примеры реальных цепочек и вытекающие из них выводы. Возможно я поделюсь такими примерами в какой-нибудь новой статье.

А здесь вы можете посмотреть и даже скачать все карты для игры.