В Мосгорсуде заявили, что Роскомнадзор может самостоятельно решить, будет ли он исполнять решение о блокировке Telegram. Там пояснили, что ведомство является и истцом, и исполняющим органом в данном вопросе.
В решении суда от 13 апреля 2018 года говорилось: «Обязать Роскомнадзор принять меры по ограничению доступа к информационным системам и программам для ЭВМ, используемым для распространения сообщений через Telegram». В результате РКН начал блокировать IP-адреса используемых мессенджером серверов, но прекратить работу Telegram в России так и не удалось.
В середине июня власти пошли на попятную. Госдуме предложили рассмотреть законопроект о запрете блокировки Telegram. Его авторы утверждали, что мессенджер стал официальным сервисом госорганов по распространению информации о коронавирусе. Источник, близкий к Кремлю, подтверждал, что обсуждение разблокировки, действительно, активизировались на волне пандемии. Кроме того, как раз в апреле администрация Telegram заявляла, что будет продвигать официальные каналы госорганов стран с информацией о коронавирусе.
Дуров также призывал разблокировать мессенджер. Он заявлял, что число российских пользователей сервиса достигло 30 млн человек.
В итоге 18 июня Роскомнадзор в результате согласованного с Генпрокуратурой решения снял ограничения с работы Telegram в России. При этом ведомства заявили, что они позитивно оценивают готовность основателя мессенджера Павла Дурова противодействовать терроризму и экстремизму. В ФСБ отмечали, что сервис начал сотрудничать с силовиками по отдельным эпизодам, но ключи шифрования передать не согласился. Именно это стало поводом к блокировке в 2018 году.
Сам Дуров уже прокомментировал разблокировку: «Отличная новость — Роскомнадзор официально разблокировал Telegram на территории России. Поздравляю всех российских пользователей Telegram с этим позитивным изменением — и надеюсь, что оно долгосрочно».
Между тем эксперты, опрошенные «Фонтанкой.Ru», решили примерно подсчитать траты чиновников на двухлетнюю борьбу с Telegram. Директор «Общества защиты интернета» (ОЗИ) Михаил Климарев отметил, что в РКН нет «раздельного учета затрат», а общий бюджет ведомства составляет около 8 млрд рублей. По его словам, для блокировки мессенджера в Государственном радиочастотном центре мог работать целый отдел «человек из пяти с неплохими зарплатами — тысяч 100 в месяц».
Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что на войну с Telegram потратили «не очень много, миллионов 50, не более».
А вот гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков уверен, что счет идет на сотни миллионов: «Траты складывались из оплаты сотрудников, которые занимались блокировками этих ресурсов, зеркал, VPN сервисов и т.д. Очевидно, что вместо подобных разборок с telegram, или другими ресурсами вместе с попытками РКН писать законы куда более целесообразно было направить эти финансовые средства на создание оборудования в том числе для 5G, которого в России еще нет».
Между тем конфликт между Telegram и государством еще не исчерпан. Как заявил глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков, основное дело Telegram в ЕСПЧ под №13232/18 пока ожидает коммуникации: «Отказ от блокировки популярного интернет-сервиса — хороший шаг, свидетельствующий о здравомыслии властей. Однако то, в каком виде он сделан — отсутствие признания нарушений, отказ от выплаты компенсации и неустранение системных проблем законодательства и практики его применения — снижает его ценность и само по себе не свидетельствует о повороте интернет-регулирования в России в сторону защиты приватности».
См. также: «История Telegram: от идеи до собственной криптовалюты
Sergani
"Амнистия" для телеграм явно не просто так сделана. Возможно всё дело в ближайшем голосовании и попытке задобрить народ небольшими подарками
Notes
Какой народ? Телеграмом кроме ИТ практически никто не пользуется, аудитории по сути нет, не смотря на то, что он на порядок удобней и функциональней остальных.
McDuk
exlibris.ru/news/issledovanie-auditorii-telegram-2019 например.
«Сейчас в IT задействован каждый четвертый пользователь мессенджера — что логичным образом означает, что почти 75% пользователей с IT не связаны. „
ABATAPA
Все мои родственники (с моей подачи, да) пользуются им. Компании пользуются им.
Даже официальные органы пользовались и пользуются им.
Alexsey
t.me/itsorm/1835
Верить или нет — решает каждый сам для себя
Elmot
Дуров сказал, что у него 30 млн пользователей в РФ
vc.ru/social/131903-pavel-durov-u-telegram-30-mln-polzovateley-v-rossii
Это не «нет аудитории». Это огромная часть интернет-пользователей РФ (минус vk-only-girlz)
playerro
В последнее время от дурова часто слышна пророссийская риторика, а в составе инвесторов тон было много российских богачей, что как бы намекает...