По следам недели аналитиков на Хабр Карьере мы продолжаем разбираться в тонкостях работы и карьеры аналитиков с ребятами из Usetech, Хоум Кредит, Леруа Мерлен и EPAM. На прошлой неделе вышла первая часть «Собеседования наоборот» о трудоустройстве аналитиков в России и зарубежом, структуре команд и профессиональном развитии в этих компаниях. А сегодня публикуем продолжение о технологиях, старте карьеры, о ситуации с наймом джунов, а также с карьерными кейсами и ответами на вопросы «со звёздочкой».

Следующая карьерная неделя будет посвящена тестировщикам и начнется 29 ноября. Уже скоро мы анонсируем состав участников, следите за нашими новостями!


Кто отвечал на вопросы

Антон Каржавин 

Ресурсный менеджер бизнес-аналитиков в EPAM 

Сергей Соловкин

Ведущий аналитик в Usetech

Юлия Дроздик

Начальник управления привлечения талантов в Хоум Кредит

Виктор Синеоков 

Главный системный аналитик в Хоум Кредит

Александр Регнер 

Директор продукта Леруа Мерлен

Михаил Рязанцев

Бизнес-аналитик в Леруа Мерлен

Владислав Черник

Системный аналитик в Леруа Мерлен


О технологиях

Требование знания REST и SOAP для аналитика — это дань моде или необходимость?

Виктор: Зависит от проекта, над которым предстоит работать аналитику. Если он будет развивать одну из десятка систем, которые в совокупности реализуют какой-нибудь бизнес-процесс и взаимодействуют между собой с использованием различных средств и протоколов, в том числе REST и SOAP, то без понимания их принципов он не сможет выйти за рамки своей системы и продвинуться дальше позиции джуна. А если это аналитик данных, задача которого готовить отчеты, искать закономерности в большом объеме информации, строить прогнозы на основе полученных данных, то едва ли ему нужны какие-то знания про REST и SOAP.

Какие инструменты используете при поиске аналитиков?

Антон: Как у всех: Linkedin, чатики в Telegram, рекомендации коллег. Если компания дает хорошие возможности, то последнее обычно самое эффективное.

Какую роль будет играть AI в бизнесе? Не заменит аналитиков и ИТ-специалистов?

Антон: Ну если совсем фантастические сценарии не рассматривать — нет, конечно. Можно автоматизировать типовые «дорогие» процессы. Например, я недавно участвовал в создании приложения для обучения английскому с AI, там анализировался акцент и давались индивидуальные рекомендации, что вполне может заменить репетитора на базовых уровнях. Но любая экспертная и творческая работа только становится сложнее и дороже. А вот водителей такси в ближайшие лет десять точно заменят — рынок большой, технологии понятные, business value очевиден.

О старте карьеры

Можно ли устроиться аналитиком без опыта работы? 

Антон: У нас есть БА-школа, лаба и возможность попасть на внутренние проекты, чтобы потренироваться «на кошках». Приходите, готовы обсуждать.

Александр @tentative: Да, это возможно, специально для таких случаев существуют стажерские программы и практика. В нашей компании есть оплачиваемые стажировки. Мы предоставляем все необходимые документы о практике работающим у нас сотрудникам. После успешного прохождения стажировки есть возможность остаться работать в компании, и по нашим оценкам 93% стажеров продолжают развивать свою карьеру в Леруа Мерлен.

Часто ли ваши компании берут в штат начинающих аналитиков? Выгодно ли компании выращивать специалиста внутри? 

Антон: Начинающие сотрудники требуют больших «инвестиций» (менторинг, поддержка на проекте), но потом обычно хорошо себя проявляют. Мы регулярно забираем к себе non-production специалистов (рекрутеров, HR), т.к. для них это логичное развитие карьеры. Вопрос лишь в том, чтобы иметь в команде достаточно зрелых специалистов, готовых вкладывать усилия в рост других.

Сергей: В Usetech мы неоднократно устраивали на стажировку аналитиков без опыта, закрепляя за каждым из них наставника. 

Юлия: Нельзя сказать, что часто, но точно есть проекты, на которые мы рассматриваем и начинающих аналитиков в том числе. Но нужно понимать, что даже начинающему аналитику будут на собеседовании задавать вопросы, связанные с требованиями к вакансии, и на одном только желании быть аналитиком тут не выехать. Гораздо проще дела обстоят с выращиванием специалистов внутри. У нас довольно широко распространен переход в аналитики из других специальностей, таких как тестирование или сопровождение. Этому способствует и организация работы в командах, когда все видят, чем занимаются коллеги, и большое количество внутренних курсов и материалов для самостоятельного изучения.

Александр: Мы регулярно принимаем на работу начинающих аналитиков. Основное преимущество в том, что мы обучаем их исходя из специфики компании и сразу погружаем в контекст индустрии. 

Проводите ли вы стажировки для начинающих аналитиков (или выпускников Яндекс.Практикума)? А для студентов вузов? Как на них попасть? Есть ли онлайн-стажировки?

Сергей: Мы проводим стажировку для аналитиков, имеющих хорошую теоретическую базу, которые закончили разные онлайн-курсы. Чтобы подать заявку в Программу менторства Usetech, необходимо написать на почту hr@usetech.ru и пройти конкурсное собеседование с HR и ментором. 

Александр: Да, мы рассматриваем выпускников Яндекс.Практикума на общих условиях, также, как и других студентов. Все открытые позиции опубликованы на нашей карьерной странице

Что нужно знать и уметь начинающему аналитику? Как понять, что твоего уровня достаточно? Сколько времени надо обучаться, чтобы стать хорошим специалистом?

Антон: Идеальным никогда не станешь, нет смысла оттягивать старт карьеры. Для начала вполне достаточно знаний Agile-принципов и SDLC, представления о роли БА в команде (Вигерс, BABOK) и горящих глаз (и С1 английского в моем случае), дальше уже трудолюбие и любознательность.

Какая стартовая зарплата для аналитика без практического опыта? Есть возможность трудоустройства в 40+? 50+?

Антон: Очень индивидуально. Есть специалисты, которым мы рады на любых условиях. Например, в мой юнит — эксперты по e-commerce со свободным английским, но много аналогичных примеров в life sciences. А есть истории совершенно «неформатных» кандидатов, готовых сменить позицию и уровень доходов в обмен на опыт.

О найме джунов

Как долго компания ищет, прежде чем взять джуна?

Антон: Очередь джунов пока больше, чем наша пропускная способность. Поэтому будет полезно иметь свободный английский (С1 и выше), опыт в смежных бизнесах и желание быстро впитывать информацию.

Как выгодно джуну подать себя на вакансию мечты?

Юлия: Хороший способ — это подготовить портфолио. Если опыта нет совсем, то можно взять любой кейс из жизни и самостоятельно решить его или описать какой-нибудь знакомый всем процесс. Подойдет что угодно: схема процесса заказа и доставки техники на дом, инструкция по приготовлению пирога, описание алгоритма работы лифта. Это, во-первых, продемонстрирует мотивацию и профессиональные навыки, а во-вторых, выделит ваше резюме на фоне остальных. Но важно помнить, что попасть на собеседование не так уж и сложно, куда сложнее его пройти. В этом в первую очередь поможет подготовка по требованиям из вакансии и готовность подтвердить на интервью навыки из резюме.

Хочу быть junior на full-remote, но готов к релокации. К чему стремиться?

Антон: Так нам же вообще все равно remote ты или нет, кроме часовых поясов и соблюдения ТК РФ. Подтягивай нужные знания и приходи на собеседование

Практикуете ли вы обучение аналитиков (со стажера или джуна) с последующей отработкой какого-то времени (целевое обучение)?

Антон: Не очень понял идею. Перспективных джунов готовы собеседовать, контрактными обязательствами типа «не увольняйся минимум год» мы никого не связываем, т.к. рассчитываем, что ценным сотрудникам сможем предложить достойный рост и интересные задачи. Немотивированный сотрудник, которому надо год отработать, нам не нужен. 

Виктор: «Целевого обучения» с последующей отработкой нет. Но кейсы, когда, например, тестировщик или специалист сопровождения хочет заняться аналитикой, очень распространены и приветствуются. В этом случае часть рабочего времени сотрудника выделяется на обучение и погружение в новую специальность, что позволяет ему и выполнять свою основную работу, и осваивать необходимые аналитику навыки. Через какое-то время сотрудник будет готов решить в каком направлении он дальше хочет развиваться и вместе с руководителем обсудить дальнейшие перспективы. Я и сам являюсь примером такого кейса — прежде чем стать аналитиком, я был и специалистом сопровождения, и тестировщиком, и даже разработчиком, и все это в одной компании.

Дайте карьерный совет

Что вы посоветуете выпускникам курсов, которые ищут первую работу?

Антон: Начать набираться опыта в локальной компании. Нормальных процессов и амбициозных проектов там не будет, но если понимать куда расти, можно впитать опыт и потренировать problem solving skills.

Параллельно можно подавать резюме в «компанию мечты». Не факт, что позовут, но даже опыт собеседования будет полезен. Постепенно подтягивать английский, постоянно развивать знания в предметной области, вкладываться в свое резюме. И через несколько лет у вас уже будет выбор «что мне больше нравится», а не «куда меня берут».

Сергей: Наверное, самая главная мысль, которую я хочу донести до любого начинающего аналитика, разработчика или тестировщика — чтобы попасть на работу, нужно пройти не курсы, а собеседование. На мой взгляд, у курсов вовсе нет цели устроить вас на работу и они часто формируют поверхностное понимание профессии. Я люблю учиться и участвовал в большом количестве тренингов. При этом являюсь сторонником подхода, при котором кандидат с минимальными знаниями рвется на минимальную ЗП, чтобы учиться и развиваться в бою. Всем желаю сфокусировать внимание на практике прохождения собеседований.

Также имеет смысл кастомизировать резюме под конкретного работодателя и готовиться к интервью с учетом его специфики: подтянуть указанные в вакансии компетенции, почитать о проектах компании, изучить по фото корпоративную культуру, одеться на интервью в соответствии со стилем сотрудников. Помните, что ваша позиция и ЗП во многом зависят не только от уровня компетенций, но и от личностных качеств. Лучше приходить на интервью приблизительно понимая, каких сотрудников в компании любят и ценят. 

В какую сторону в первую очередь «копать», если поставил цель перейти от аналитики к должности CTO/CDTO?

Александр: Поговорить с CTO нескольких компаний, в которых вы бы хотели работать и узнать, как выглядит его рабочий день и какие у него зоны ответственности. В разных компаниях CTO отвечает за разные области: где-то это больше про людей и процессы (VP of Engineering), где-то про архитектуру и тех стратегию. 

Как стать востребованным аналитиком на зарубежном рынке?

Антон: Кроме очевидного (С1+ английский, soft skills, проектные рекомендации и понимание культурных отличий) — рынки развиваются по-разному, и в некоторых областях РФ сильно обгоняет Штаты или Европу. Поэтому хорошее понимание и умение предложить то, что уже хорошо показало себя на других рынках — крайне ценный актив. Хорошо работает Linkedin (не ленитесь вносить туда сертификации и законченные проекты) и ваш personal networking. Завтра ваш коллега или заказчик вполне может оказаться крупным руководителем известной компании и позвать вас к себе, помня по предыдущему проекту.

Разработчиком и аналитиком работать лучше из дома или в офисе?

Антон: Лучше когда есть гибридный режим. Удобно — работаешь из дома, хочешь повидать коллег — едешь в любой из офисов. Я за полную свободу в выборе. 

Виктор: Лучше совмещать. В плане комфорта вряд ли офис, даже самый крутой, сможет превзойти дом. Но в плане эффективности работы присутствие рядом коллег и возможность личного общения никогда не сравнятся с одиночеством перед монитором и общением через мессенджеры.

Александр: Лучше менять локации для разных задач.

Стоит ли прокачивать свои навыки сильнее, прежде чем устраиваться на работу начинающим аналитиком? Или не стоит ждать, а нужно идти пробовать себя и уже на опыте учиться и повышать навыки?

Антон: Дилемма яйца и курицы, обе стратегии имеют плюсы и минусы. Имхо, если вас готовы взять джуном в солидную компанию — я бы согласился. Это опыт и возможность учиться у лучших. Опытных специалистов со специфичным РФ-опытом все равно придется подтягивать, в первую очередь — client-facing навыкам, но устроиться им проще, факт. 

Виктор: Теория и практика должны идти бок о бок: без навыков сложно понять, как приступить к решению той или иной задачи, тогда как без опыта все навыки будут оторваны от реальности. Прокачивание навыков и применение их в работе — два взаимодополняющих процесса.

Александр: Пробуйте.

Стоит ли уделять время разработке собственных проектов и выкладыванием их на свой GitHub, если уже есть опыт работы?

Александр: Да, такое можно практиковать, если вам это действительно нравится. Подобные проекты могут выстрелить и это практика, которая позволяет ошибаться, получать обратную связь и пробовать работать с новыми, разными технологиями. 

Если я работаю «веб-аналитиком», но по факту я — связующее звено между бизнесом и разработчиками, то кто я точно по профессии?

Виктор: Не так важно, какая должность прописана в трудовой книжке. Главное — какую роль вы выполняете в команде. В общем случае между бизнесом и разработкой всегда есть и этап бизнес-анализа, и этап системного. Если вы регулярно отвечаете за оба, то, соответственно, выполняете обе роли одновременно. Но обязательное наличие этапов анализа в задаче не означает обязательное наличие выделенного человека на их выполнение. Главное, чтобы ими занимался хоть кто-то, и желательно, чтобы это был предназначенный именно для этой роли сотрудник.

Вопросы «со звездочкой»

Хочу знать больше про конкретный продукт/проект, в который производится найм. В частности: 1. Покажите видение продукта или паспорт проекта. 2. PO/PM умеет писать указанные документы или это делает аналитик? 3. PO/PM пользуется трекером задач или этот и подобные ему инструменты только для исполнителей? 4. Канбан или скрам? 5. Кого слушается аналитик (руководителя подразделения, PO/PM, руководителя аналитиков или слушаемся всех сразу)? 6. Аналитик менеджерит отношения с другими командами (т. е. пушит задачи в их бэклог и периодически пингует)?

Антон: Судя по вопросам, ты уже многое повидавший БА. Приходи в личку, проектов очень много и все они отличаются, обсудим. Скорее всего, опытный Lead захочет сам управлять этими аспектами, и у нас есть достойные предложения. 

Есть мнение, что складывается тенденция к тому, что компаниям уже мало нужны аналитики, которые пишут скрипты, код, визуализируют результаты исследований, а нужны интерпретаторы, этакие эксперты в определенных доменных группах, которые укажут на проблему и дадут рекомендации, глядя на уже готовые графики и таблицы. Вопрос: Что вы думаете по этому поводу? Как у вас в компании это устроено?

Антон: Это выглядит как больше про BI, где я разбираюсь слабо. Очевидно, больше ответственности за свои решения = выше должность и больше зарплата. Дальше надо найти то место, где это ценят и ты можешь это использовать.

Если системный аналитик является системным инженером, то как ему объяснить команде, которая блуждает в поисках решения, что стоит прислушаться к его доводам? Как продать компетенцию, в особенности тем, кто даже не представляет, что подобные компетенции в принципе существуют?

Антон: О, интересно. БА обычно завоевывает доверие команды, когда разбирается в требованиях, классно ведет сторителлинги, помогает проще решить задачи бизнеса и проактивно забирает на себя весь мутный головняк («а как нам лучше мигрировать контент, постранично или разом?»). Ему очень помогают навыки убеждения и презентации (это не про Powerpoint, а про аргументацию). Но конкретные технические решения — обычно прерогатива SA или DevLead, БА зачастую у нас туда не лезет, и ему безразлично какой, например, фреймворк выберут для решения его бизнес-задачи. Возможно, раз уж ты вписался в роль БA, правильный ответ — все отпустить и дать технической команде решать вопрос самостоятельно?

Какой кандидат будет более привлекательным для вас: студент с профильным образованием 24 года или человек, который решил перейти из другой сферы и изучал все самостоятельно, но возраст 30-35 лет.

Антон: Да вообще без разницы, готовы общаться со всеми. Нюанс в том, что опытный человек из другой сферы, скорее всего, ожидает более высокого уровня компенсаций (даже на ранних этапах) и поэтому ему лучше приходить более подготовленным.

Александр: Мы оцениваем компетенции, а не возраст.

В какой математике наиболее нуждается современная аналитика?

Антон: Не понял вопрос. В аналитике важно понимать заказчика и предлагать ему подходящие решения. Если для того, чтобы наравне общаться с заказчиком, надо знать математику (химию, биологию, другую предметную область), значит мы найдем соответствующих специалистов. Это задача Resource manager.

Размытые границы между бизнес и системным анализом за последние годы сформировались достаточно четко. Но есть ощущение, что сейчас зачастую системные-аналитики нужны в части задач по интеграции сервисов. Как вы считаете, выделится это направление аналитиков в ближайшие 3-5 лет?

Антон: Они уже выделились, хотя граница условная. Хороший специалист умеет и туда, и сюда, но хорошо понимает, что предпочитает. Дальше будет еще многообразнее, и скорее всего направлений (PO, ProdM, SysA, SolutionA, и т.д.) станет больше. Но сути это не поменяет, хайп спадет, а ценные специалисты останутся в деле.

Какая у вас была самая интересная аналитическая задача в карьере?

Антон: Мне понравилось выстраивать (и в итоге выстроить) нормальные БА-процессы в среде, где слабо понимали, что такое управление требованиями, присылали их голосовухами в Whatsapp и вообще считали, что можно передумать в ходе (или после) спринта. Но мои вкусы достаточно специфичны.

Виктор: Интересных было много! Могу рассказать про одну из последних моих задач в продуктовой команде. Это была реализация корректного процесса связки онлайн-заявок между собой. 

В процессе оформления кредитных продуктов мы оперируем сразу несколькими сущностями, такими как онлайн-заявка клиента, его кредитный договор, предварительно одобренные предложения и т.д. Все эти сущности могут создаваться в разных процессах банка со своими нюансами. В рамках этой задачи нам удалось реализовать алгоритм проверки наличия ранее созданных заявок от клиента в любом из каналов. При этом заявка могла быть брошена на любом из этапов оформления. Теперь клиент, оформляя заявку на тот же продукт, что и раньше, но из другого канала, будет продолжать свою прошлую заявку, а не начинать новую. 

Оптимально выбранное решение в этой задаче позволило в максимально короткий срок запустить другую стратегически важную задачу, связанную с предварительным одобрением заявок, по которым клиенту оставалось только выбрать условия и дополнительные услуги, и уже можно было переходить к онлайн-подписанию. Нам потребовалось буквально поменять пару настроек и добавить несколько условий и, казалось бы, крупная и сложная задача заработала в нашей системе сама собой.

Михаил: За всех не скажу, но для меня самые интересные задачи связаны с изучением текущих процессов и дизайном новых процессов. В этой работе нужно учитывать множество фактов и факторов, общаться с самыми разными людьми (в нашем случае даже с коллегами из других стран). Если прилетает какое-то новое требование, всегда интересно разбираться, как оно встраивается в наши текущие реалии и какие могут быть способы его реализовать. Здесь в силу снова вступает командная работа, т.к. в нашем «зоопарке систем» очень много взаимозависимостей, и внедрять новые фичи и инструменты нужно максимально осторожно, чтобы никого не заимпактить, либо сделать это аккуратно и по согласованию сторон. Таким образом, лично меня подобные задачи привлекают общением.

Владислав: Пока что самой интересной задачей было создание и согласование интеграционного контракта. Почему? Во-первых, до этого никогда не работал с AVRO-схемами, а теперь я знаю, как их готовить. Во-вторых, было много неопределенности и сотня вопросов. Для кого-то это может показаться минусом, но у нас работа такая — работать с неопределенностью. А самое замечательное — это чувство, когда всё становится понятно и задача в итоге выполнена. В-третьих, надо было работать с международными командами: обсуждать и согласовывать контракт с дата-архитекторами и командой-потребителем данных из Франции. Межкультурное общение — это всегда интересно.

Хотели бы вы вести свою деятельность в среде, где принятие решений на основе данных было бы общей культурой, вне зависимости от сферы деятельности? И если да, то что вы можете сделать, или уже делаете для формирования такой среды?

Антон: Хорошая идея, но не всегда она применима. Есть сферы, где практикуется HIPPO, есть недостаточно оцифрованные бизнесы, а есть опытные Product Owner, пришедшие в компанию для трансформации. Но внутри EPAM мы, конечно, стараемся накапливать и использовать данные — виджеты про ротацию, вероятность увольнения, скорого прохождения assessment. Они помогают менеджерам обратить внимание, может даже до того, как сотрудник сам осознал. 

Зачастую в вакансиях, связанных с аналитикой, Data Science и т. д., указывают в требованиях наличие высшего образования. Насколько оказывалось оправданно это требование, есть ли какая то ощутимая разница между работниками, которых вы наняли с высшим и которых наняли без?

Антон: У меня нет статистически значимых наблюдений, но я вижу снижение ценности классического высшего фундаментального образования в пользу micro-learning: небольших, но регулярных и интенсивных курсов и самообучений новейшим технологиям и продуктам. Сюда идут как гиганты (SAP, Microsoft, Oracle), так и небольшие продукты (открытая документация, бесплатные короткие видео-тренинги, интуитивные интерфейсы). Наверное, высшее образование как-то удостоверяет, что человек способен напрячься и сдать зачет по официальной программе, но ничего сверх этого не гарантирует. У меня есть знакомые без высшего образования, и это прекрасные специалисты, так что я бы не стал заострять внимание только на этом. Но призывать срочно бросать учебу тем более не буду.

Комментарии (0)