Привет, Хабр!

Мы, пока готовили расследования про скрытые мобильные подписки «большой четверки» (МТС, Мегафон, Билайн, Tele2) и блуждали по кипрским и ирландским офшорам, наткнулись на невероятную и очень короткую историю скрытых мобильных подписок в Италии.

Меня часто спрашивают читатели расследований: а что вы хотите? Это такой бизнес. Теперь я точно знаю, чего я хочу. Я хочу, чтобы скрытые подписки в России исчезли также быстро, как в Италии.

Последний год там разворачивается громкое дело с масштабным расследованием бизнеса скрытых подписок.

Аресты, миллионы конфискованных евро, героические прокуроры, коварные доносчики и подлые предатели, много драмы и немножко VEONа – материнской компании «Билайна».

Бизнес скрытых подписок назвали мошенничеством

В июне 2020 миланская прокуратура объявила, что вскрыла гигантскую мошенническую схему. Это были именно скрытые подписки. Прокуратура заявила о том, что миллионы итальянских граждан получали непрошеные дополнительные платные услуги посредством всяческих сомнительных схем, как-то: мошеннические баннеры в интернете, которые активировали подписки при серфинге в интернете с телефона; предустановленные услуги на новых SIM-картах; ну и всеми любимое — на допуслуги оказывались подписанными и миллионы бессловесных тварей вроде умных роутеров, лифтов и бойлеров (которые оборудованы SIM-картами для управления). Причем страдали от этого абоненты всех ведущих компаний связи в стране - WindTre, Vodafone и Tim (совокупно покрывают 90% рынка мобильной связи Италии). В общем, было озвучено все то, что до боли знакомо россиянам.

Жемчужиной пресс-конференции, на которой прокуратура информировала прессу о расследовании, стал рассказ Прокурора Милана Франческо Греко, который в красках описал, как он нашел скрытые подписки и у себя и как он пытался с ними разобраться через колл-центр, – в целом его опыт мало отличается от опыта соотечественников в аналогичных ситуациях. Он был поражен до глубины души открывшимися безднами.

Однако в тот момент прокуратура Милана уже знала полную схему работы всего бизнеса скрытых подписок, провела накануне серию обысков и объявила подозреваемыми в компьютерном мошенничестве с нанесением ущерба потребителям, незаконном проникновении в электронную систему и попытках вымогательства по предварительному сговору 11 человек. Среди них были представители оператора связи WindTre и дельцы, создававшие «контент» и заставляющие его «цепляться» к счетам мобильных телефонов итальянцев, и даже сын бывшего директора крупнейшей итальянской государственной телерадиокомпании (который, впрочем, отвечал как раз за дополнительные платные сервисы у оператора WindTre).

Более того, прокуроры сделали правильные выводы: проблема — системная, и очевидно, что парой посадок ее не решить. И направили требование навести порядок в этом хозяйстве в итальянское управление связи.

О пользе жалоб для правосудия

А началось все расследование с довольно забавно: в департамент полиции, занимающийся технологическими преступлениями, поступила жалоба от некоего производителя контента для мобильных подписок DigitApp, который почувствовал себя ущемленным могущественным оператором WindTre. В результате рассмотрения этой жалобы правоохранительные ведомства Милана вскрыли всю схему работы бизнеса скрытых подписок в Италии: с конкретными участниками, именами, договоренностями, суммами и прочим. Итальянские следователи были потрясены размахом происходившего. 

В прессу просочились такие оценки бизнеса скрытых подписок в Италии: 1,5 млрд евро за один только 2018 год.

Слабым звеном, которое сдало всю схему этого «бизнеса» итальянской прокуратуре, оказались производители контента из Дубая. Два итальянских молодца зарегистрировали там две компании, под крылом которых и клепали многосчисленные новостные дайджесты, гороскопы, светские новости и всю ту лабуду, которая гордо именовалась «дополнительными премиальными услугами». Пока им предъявлены обвинения только по факту работы с оператором WindTre, но прокуратура заявляла, что и прочие компании связи грешат всем тем же самым, хотя обвинений пока не предъявляла.

Что рассказали "дубайские бизнесмены": списки номеров несчастных абонентов они получали от технологического и платежного подрядчика оператора WindTre под названием PureBros. Этот PureBros был ответственен за непосредственную активацию подписок на сим-картах пользователей и занимался перераспределением средств. 

А делились они так: 40-50% от списанных сумм со счетов абонентов получал оператор, столько же — производители контента, и оставшимися 5-7% довольствовался технологический хаб. Упомянутые выше производители контента из Дубая только с WindTre заработали 32 млн евро за 2017-2019 год; 12 из которых прокуратура уже конфисковала, кстати.

Это пока факты только по имеющимся доказательствам, которые прокуратура уже представила суду — 10 человек из 11 подозреваемых уже получили обвинения. По некоторым доказанным эпизодам оператор WindTre уже получил штрафов на 21 млн евро.

Понятно, что и компаний в этом бизнесе сильно больше, и все операторы связи Италии с энтузиазмом участвовали в подписочном бизнесе. Расследование еще продолжается, но прокуратура деталей не раскрывает, хотя неоднократно говорила об участии в этом теперь уже названным мошенническим бизнесе всех крупных компаний связи Италии. В прессу просачивалась информация и о неких румынских партнерах итальянских сотовых операторов, так что новые эпизоды этого сериала еще нас точно ждут.

Но главное следствие этого процесса – бизнес скрытых подписок в Италии исчез. Совсем.

По предписанию прокуратуры итальянское управление по коммуникациям Agcom (аналог нашего Минсвязи) ввел новые правила для дополнительных платных услуг: они по умолчанию отключены. На новых SIM-картах запрет на подписки присутствует изначально, а для уже действующих (находящихся в пользовании) блокировку платных услуг предписано было начать в ближайшие 45 дней (с даты публикации) и далее завершить в течение месяца. Также были введены правила многоступенчатого подтверждения подключения подписок на случай реального желания клиента получать дополнительные платные услуги. А за недостаточные старания компаний связи в деле отключения подписок летом этого года все три основных оператора получили от Agcom штрафы на общую сумму 2,2 млн евро.

На этом можно было бы порадоваться за итальянцев и закончить, но:

в сентябре в прессу попали цифры одного из отчетов о реализации антиподписочных мер оператора Wind Tre для Agcom. На момент составления этого документа компания связи уже поставила блок на подписки 8,25 млн своих абонентов. Из этих миллионов от блокировки отказались только 390 человек.

Это все, что нужно знать о реальной востребованности платных мобильных подписок.

Немножко «Билайна»

В этом итальянском расследовании единственный оператор связи, сотрудники которого предстали перед судом, — WindTre. А еще совсем недавно, до 2018 включительно, половину бизнеса этого оператора контролировал… международный холдинг Veon (ранее — VimpelCom), который, в общем-то, есть «Билайн» (но подчеркнем, в конце 2018 VEON продал свою долю в WindTre). И существенная часть доказанных эпизодов со скрытыми подписками, расследованных итальянцами, приходится на период владения компанией WindTre в том числе и холдингом Veon, который является материнской компанией «Билайна».

И немного пафоса

Чем решение вопроса по-итальянски так мне симпатично? В сложной, чрезвычайно запутанной и очень масштабной схеме взяли на себя труд разобраться и правоохранительные органы, и министерство связи. 

Они посмотрели на схему в общем, а не заставили абонентов по одиночке отстаивать свои права перед оператором. Они смогли не только расследовать все это, но и сумели изменить систему: разработали и внедрили новые правила, не допускающие работу преступной схемы. Причем в поразительно сжатые сроки. Итальянцы лишь подтвердили наш тезис о том, что наличие и отсутствие скрытых подписок — вопрос чьей-то воли: технически или регуляторно от них можно избавиться практически мгновенно. 

Читайте полную версию со ссылками и цитатами на нашем сайте.

Комментарии (9)


  1. tvr
    17.12.2021 16:55
    +15

    Читается как краткое изложение фантастического детектива.


  1. angelsaint
    17.12.2021 22:05
    +3

    Вот какой опыт надо перенимать себе. Скиньте ссылки в думу.


  1. nickolas059
    17.12.2021 22:55
    -7

    Побуду немного адвокатом дьявола. Как мне видится, а я не специалист от слова совсем, у условной компании есть план каждый месяц получать с условного абонента по $10. И достигается это, без сомнения такими мошенническими схемами. А если это отключить у всех принудительно, то недостающую сумму размажут по всем абонентам, например, поднятием цен. Конечно, это ни сколько не умаляет совершенного, но в одной ситуации платят невнимательные, а в другой вообще все.


    1. mayorovp
      18.12.2021 11:15
      +4

      Поднятие цен — это справедливо. Ситуация, когда по тарифу цена одна, а реально другая — это мошенничество.


      Кроме того, не забывайте: оператор получает только 40-50% от этой схемы. Так что поднятие цен при отказе схем с подписками будет даже выгоднее обеим сторонам (в вашей постановке задачи).


    1. Joker2147
      18.12.2021 14:22
      +2

      Может, если у компании есть план любыми способами, включая мошеннические схемы, добыть у абонентов $N (где N - величина переменная и неубывающая с течением времени), то эта компания не очень добросовестная и мало чем отличается от мошенников?


      1. nickolas059
        18.12.2021 16:33

        Не знаю насчёт мошеннических схем. Если были признаны судом, то мошеннические схемы. А иначе не соответствует действительности заявления о мошеннических схемах


        1. nickolas059
          18.12.2021 17:03

          Интересно было бы узнать мотивацию минусующих. И их понимание мошеннических схем и признание оных :)


  1. insecto
    18.12.2021 06:48
    +7

    У меня сегодня день так себе, поэтому поделюсь с вами своим ядовитым скепсисом. В Италии это сработало потому что и правоохранительные органы и министерство связи были по другую сторону баррикад от мошенников. В ваших же обстоятельствах это будут, скорее всего, аффилированные лица, и незаконным и экстремистским будет не только решение проблемы, но даже озвучивание этого решения на хабре.


  1. BL0GGERoK
    20.12.2021 16:50

    У меня периодически бывают случаи с подписками у "синего" украинского оператора. Самое забавное, как-то прилетела одна подписка с играми на кнопочный телефон без браузера и поддержки java.

    Снятые деньги со счета вернули, но открестились, мол ни оператор, ни сайт с играми в этом не виноваты и понятия не имеют как это произошло.

    Но посмотрев сайт, на котором я якобы заказывал игры, оказалось, что он сотрудничает только с этим "синим" оператором. Последующие случаи платных подписок всегда приводили на сайты, которые почему-то работают только с этим оператором. Совпадение?