Привет! На ваших экранах снова Дмитрий Райз, создатель проекта R153, в рамках которого я вещаю про эффективное использование ресурсов головного мозга, способы поднять продуктивность и скорость обучения.

Сегодня я бы хотел бы поделиться полезностями именно на последнюю тему.

Я много лет интересуюсь эффективными методами обучения и тем, как поставить этот процесс на правильные рельсы. Особенно у себя дома, когда на тебя не давит социальная ответственность и чуткий взгляд преподавателя.

В этой статье я приведу наиболее действенные и научно доказанные способы учиться эффективнее. Если вы давно интересуетесь темой обучения, изучили курс или книгу Learning how to learn, то тут вы найдете не очень много нового.

Если же не столь искушены в этом деле, то уверен, что ниже вы найдете много полезных и практичных выводов, которое сможете применить уже с сегодняшнего дня.

Также, если у вас нет времени или вы хотите быстрее понять, есть ли в этой статье что-то новое для вас — в конце есть короткая выжимка.

Принцип № 1: Учитесь по чуть-чуть (интервалами)

Лучше учиться по 15 минут в день на протяжении недели, а не впихивать все в одно занятие длиной 2 часа.

В одном из исследований учеников младшей школы распределили по трем группам:

  • 4 в 1. Один учебный день, в котором было четыре урока с небольшим перерывом.

  • 2 по 2. Два учебных дня, в каждом из них по два урока.

  • 4 по 1. По одному уроку на протяжении четырех дней.

Лучше всего показала себя последняя группа, а хуже всех первая.

В другом исследовании сравнили, насколько растет понимание прочитанных текстов, если использовать интервальное повторение:

  1. Прочитать текст один раз

  2. Прочитать текст дважды

  3. Прочитать текст дважды, но с недельным перерывом.

При немедленном тестировании вторая группа показала лучшие результаты, а вот при тестировании с задержкой в два дня лучше всего показала себя третья группа.

Как это применить на практике. Составьте график обучения или найдите время, чтобы понемногу практиковаться каждый день или каждые несколько дней, вместо того, чтобы втиснуть все свое обучение в один или несколько дней.

Принцип № 2: Пытайтесь воспроизвести прочитанное, увиденное или услышанное

Попытка вспомнить пройденную информацию эффективнее простого повторения.

В качестве пруфа у нас исследование , в котором выяснили, насколько лучше запоминается информация, если в конце проводить небольшой тест.

Оказалось, что на короткой дистанции особого смысла от этого нет, а вот длительный эффект — что надо.

SSSS — четыре учебных занятия. SSST — три учебных занятия, за которыми следует один тест. STTT — одна учебная сессия, за которой следуют три теста.

Как это применить на практике. Если после теоретического материала есть возможность пройти проверку — пройдите ее. Если готового теста нет, то составление своего списка вопросов и ответов будет только в плюс, так как это позволит взглянуть на знания с еще одной стороны.

Принцип № 3: Смешивайте навыки

Идея проста — изучайте несколько вещей одновременно. Речь именно про «мультизадачность», а не разные занятия в течение дня как в школе.

Исследование 2007 года, показало, что студенты, которые смешивали задачи, показывали себя на тестах в три раза лучше.

Это исследование посвящено решению математических задач, но аналогичные эффекты обнаружены и в других областях, таких как бадминтон , баскетбол и медицина .

Как это применить на практике. Идея тут в том, чтобы интегрировать одну деятельность в другую и тем самым дать мозгу новый контекст. Например, хороший пример смешивания навыков — это игра. Это могут быть как тренажеры по типу Drops, так и буквально попытка учить язык в видеоигре на нужном вам языке.

Принцип №4: Занимайтесь физкультурой

Исследование, опубликованное в журнале Nature, наглядно показывает разницу между теми, кто ведет сидячий образ жизни и теми, кто обеспечивает организму даже минимальную нагрузку.

Например, просто посмотрите на графики того, какой эффект на творческие способности оказывает простая ходьба.

Как это применить на практике. Каждый день посещайте спортзал и занимайтесь там в своё удовольствие. Или как минимум делать 10 000 шагов.

Принцип №5: Питайтесь правильно и используйте определенные добавки

В первую очередь нужно помнить, что для нормальной мыследеятельности у вас должно быть все ок с калориями. Мозгу нужно топливо, чтобы работать.

Отдельно стоят вещества, которые мозг использует для построения новых нервных клеток или связей между ними. В этом плане первое, что нам интересно — это жирные кислоты и источники ацетилхолина.

Один из самых показательных примеров — это рыбий жир. Содержащиеся в нём Омега-3 и докозагексаеновая кислота (ДГК) улучшают когнитивные функции и замедлять возрастное снижение когнитивных функций .

А это исследование обнаружило благотворное влияние ДГК на показатели рабочей памяти:

Довольно яркий эффект вызывает черника. Доказано, что она существенно улучшает реакцию и память.

Таких добавок довольно много, на самом деле. Думаю, что скоро выпущу про это отдельную статью, так как инфы там прилично!

Для тех, кто листает сразу в конец статьи

  • Не пытайтесь съесть корову за один присест. Учитесь меньше на каждой сессии, но чаще.

  • Проверяйте свои знания. Тестируйте себя в конце занятия. Если тестов нет, составляйте их самостоятельно. Это еще сильнее улучшит понимание.

  • Смешивайте навыки.

  • Занимайтесь физкультурой. Качаться не обязательно, достаточно 30 минут спортзала или даже простой ходьбы.

  • Кушайте. Обычную еду и добавки, которые имеют доказанный эффект.

Спасибо за внимание!

Надеюсь, что статья окажется для вас полезной и практичной. В комментариях с радостью почитаю ваши способы и лайфхаки, которые позволяют вам учиться быстрее.

И вступайте в телеграм-канал, если хотите больше материалов на тему мозга и улучшения его эффективности. Там же выходят анонсы больших статей, а также посты более короткого формата. Всего 1-2 в неделю, никакого спама. Подписывайтесь, буду рад увидеть вас среди своих читателей!

Комментарии (10)


  1. Ktator
    25.02.2022 12:01
    +3

    Начали за здравие, а кончили за упокой.

    Принцип № 3: Смешивайте навыки

    Я категорически против мультизадачности. Наоборот, хороших результатов достигают при изоляции навыков (здесь пруфа не будет, но, если очень надо, могу потом найти). Но в моей жизни было много хороших учителей и спортивных тренеров (ученики которых добивались выдающихся результатов). И они говорили, что хорошо работает изоляция навыков, а не смешивание.

    Исследование, на которое вы ссылаетесь, несостоятельно.

    Читаем:
    Three sessions were completed by 18 undergraduates


    Восемнадцать, Карл!

    PS: С принципами 1, 2, 4 я полностью согласен, а про принцип 5 ничего не могу сказать.


    1. cepera_ang
      25.02.2022 14:03

      Это вроде работает, но конечно не нужно просто делать всё подряд. Там ключевой момент в том, что основной прогресс навыка идёт какое-то небольшой время (и оно же самое неприятное — когда тяжело делать и кажется, что ничего не получается). А к моменту, когда начинает уже получаться, дальше повторять приносит мало прогресса, но это приятно, ты чувствуешь как продвинулся и т.д… Поэтому если есть задача в фиксированное время уложить больше прогресса, то есть смысл переходить к следующей задаче чуть раньше, чем кажется интуитивно.


      1. Ktator
        25.02.2022 14:38

        В ваших словах есть смысл, и я склонен с ними согласиться, но с мультизадачностью это не имеет ничего общего.


        1. cepera_ang
          25.02.2022 14:47
          +1

          А, я не читал чего там в посте написано, изложил что знаю по другим источникам.


    1. elfs_shadow
      25.02.2022 14:59

      Мне кажется, что проблема этого принципа в противоречии описания и примера. По описанию основная мысль о изучении нескольких вещей одновременно, а в примере про изучение чего-то нового используя различные подходы. Т.е. смешивание чего-то нового с различными уже имеющимися навыками. Что должно быть достаточно эффективно.

      А изучение новых вещей одновременно это "я учусь играть на гитаре и изучаю английский язык, поэтому смотрю уроки игры на гитаре на английском языке". Что, на мой взгляд, не очень эффективная затея.


    1. phikus
      26.02.2022 07:04

      Я категорически против

      Отличный аргумент, тоже всегда его использую в спорах и всем рекомендую ????


  1. Crypt0grapher123
    25.02.2022 12:28
    +2

    У вас очепятка:

    Принцип 5 и далее - "Могу нужно топливо, чтобы работать". Вероятно все-таки мозгу.


    1. Mike-M
      26.02.2022 13:43
      +1

      Добро пожаловать на Хабр!
      Обратите внимание на цитату в футере:
      Если нашли опечатку в посте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору.


  1. dabystru
    26.02.2022 07:45
    +1

    Принцип № 2: «Пытайтесь воспроизвести прочитанное, увиденное или услышанное» можно усилить.

    Не просто повторять — а сразу использовать на практике.

    Например, при изучении новой технологии или языка программирования — делать какой-то проект, причём лучше тот, что действительно хочется, а не просто повторять описанный в учебных материалах, если там такой есть.

    Очень сильно повышает мотивацию и эффективность обучения.


  1. XYZMoscow
    26.02.2022 07:58
    +2

    Забыли самое главное: цель, полноценный сон и отдых вообще.

    Как говорят, во сне происходит перестроение нейронных связей, и переупаковка полученных за день знаний в долговременную память.

    А отдых, как смена деятельности, позволяет не перегорать и получать удовольствие (ну или испытывать меньше дискомфорта) от обучения.

    А без цели никакое обучение не будет эффективным. Можно бесконечно накачивать себя ненужной и неинтересной информацией, но если нет вовлечения, то научится чему либо практически невозможно.