Японская игра Го насчитывает многие тысячи лет. Несмотря на то, что правила игры довольно простые, создать программу, которая могла бы выиграть у опытного игрока-человека пока не удается. Да, программы есть, и они весьма хороши, но у профессионалов такая программа выиграть пока не в состоянии. Сейчас корпорация Facebook решила взять решение проблемы в свои руки, и создать самообучающуюся систему с элементами ИИ, которая способна победить любого человека.

Правила у Го очень простые, да, но вот машине в эту игру играть сложно, поскольку вариантов — огромное количество, и просчитать все за вменяемое время пока ни один компьютер не в состоянии. А вот человек, с его вроде как ограниченными возможностями по проведению сложных вычислений за определенное время, оказался неожиданно хорош при игре в Го. По словам представителей компании, большинство хороших игроков использует визуальные паттерны для определния хороших или плохих ходов, и здесь огромную роль играет интуиция.

Разработчики ИИ для игры в Го собираются создать систему, которая сочетает в себе элементы обычной компьюетной программы, просчитывающей ходы в огромном количестве вариантов, и системы, распознающей визуальные паттерны на доске, определяя оптимальный вариант хода.

Сама эта задача является частью более обширного проекта, цель которого — изучение вопроса глубокого обучения (Deep learning). Под термином «глубина» в данном случае понимается глубина графа вычислений модели — максимальная длина между входным и выходным узлами конкретной архитектуры. В случае, например, простой нейронной сети прямого распространения глубина соответствует количеству слоев сети. Термин 'глубокое обучение' акцентирует внимание на сложности обучения внутренних (глубоких) слоев многослойной сети, которые плохо поддаются классическим методам обучения, таким как метод обратного распространения ошибки.

Для того, чтобы победить человека в Го, компьютерную систему научат «думать», как человек.

В общем-то, делается это не для удовольствия или удовлетворения чистого любопытства исследователей (хотя и это тоже), а для создания компьютерных систем, которые способны работать по примерно тому же принципу, по которому работает и мозг человека. В дальнейшем такие технологии будут использоваться социальной сетью в собственных целях. Например, сейчас компания создает версию социальной сети для людей с какими-либо проблемами зрения. Так, на вопрос «что держит человек в руке», система сможет ответить достаточно развернуто и понятно для спрашивающего.

Виртуальный помощник Facebook, М, также будет основан на этой технологии, анализируя и изучая запросы пользователей, с целью улучшения своей работы и отвечая так, как это сделал бы человек.

Комментарии (28)


  1. Aloneal
    04.11.2015 17:25
    +1

    Последняя игра сопротивляется…


    1. marapper
      04.11.2015 17:48
      +4

      Не последняя.
      image


      1. GlukKazan
        04.11.2015 18:18
        +5

        Картинка известная, но не очень удачная. «Змеи и лестницы» сложнее Го? Это юмор такой?
        В «Змеях и лестницах» от игрока просто ничего не зависит! Все решает кубик!
        При таких начальных условиях, толку от искусственного интеллекта конечно немного, но ведь и от естественного тоже!

        Что касается игр, более сложных чем Го, они есть, но гораздо более молоды, совершенно не изучены и куда менее известны.


        1. ustin
          04.11.2015 23:44
          +5

          Да, это юмор. Игры ниже мне нравятся даже больше.

          Осторожно, объяснение портит шутку
          • Мао — карточная игра, по механике похожа на Уно. Цель — избавиться от всех карт на руке. В игре запрещено объяснять правила, они выясняются в процессе проб и ошибок. Кроме того, игроки могут придумывать свои правила в процессе игры.
          • Семь минут в раю — подростковая игра для вечеринок. Двух человек запирают в чулане(или другом замкнутом темном пространстве) на семь минут. Секс разрешен, но обычно все ограничивается поцелуями и петтингом.
          • Кальвинбол — отсылка к комиксу Calvin and Hobbes. Кальвинбол никогда не играется с одними правилами дважды, правила создаются на ходу. Счет в игре может оказаться «Q-12» или «oogy-boogy.» Эта игра — гимн чистому хаосу и воображению.

          Вольный перевод с explainxkcd.com


          1. Sychuan
            05.11.2015 10:27

            не вижу причин почему ИИ не выйграет первую и последнуюю.


            1. ustin
              05.11.2015 14:02

              Для мао придется создать сильный ИИ с пониманием смысла действий и слов человека, т.к. правила могут включать в себя взаимодействия с окружающими предметами, изменение смысла слов, невербальные жесты, культурные отсылки и вообще ограничены только фантазией присутствующих. На текущем этапе развития ИИ просто не сможет понять первое же введенное игроком нестандартное правило.
              Написать бота для кальвинболла — это как написать универсального бота для игры с детьми по их правилам. На ближайшей детской площадке будет хорошая иллюстрация всей безнадежности этой попытки.


              1. Sychuan
                06.11.2015 11:32

                На текущем уровне, да. Но на картинке написано never. А это очень сильное утверждение


                1. ustin
                  06.11.2015 11:48

                  На картинке написано may never, это указание на возможность такого, а не утверждение.


      1. darkfrei
        05.11.2015 00:08

        А «мельницу» можно выиграть у компьютера?


      1. anderston
        05.11.2015 12:38

        Интересно, а как обстоят дела с маджонгом (риччи)?


        1. Sychuan
          06.11.2015 11:33

          Неплохо, для компьютеров я думаю. Достаточно простая игра с элементом случайности, почему компьютер должен играть в нее плохо?


          1. anderston
            06.11.2015 11:42

            Примерно по тем же причинам, почему он до сих не побеждает сильных игроков в покер, хотя с риччи должно быть лучше, как мне кажется. Да и она довольно интересна для программирования, в игре на порядок больше чем в покере выигрышных комбинаций и связанных с ними стратегий. Просто те программы, с которыми лично я сталкивался, в основном годятся для обучения. Сильным игрокам они не интересны.


  1. GlukKazan
    04.11.2015 17:26

    Безусловно интересная новость и, наверное, дело действительно не только в любопытстве. Насколько я помню, предложение Инга всё ещё действует:

    Фонд учредил премию в 40 миллионов тайваньских долларов за первую программу го, которая сможет победить чемпиона Тайваня среди любителей.
    В общем, желаю Facebook-у успеха.


    1. xenohunter
      05.11.2015 13:14

      Тайваньский доллар меньше двух рублей. Facebook купили Instagram за миллиард настоящих долларов. Не думаю, что они гонятся за победой в этом чемпионате.


      1. GlukKazan
        05.11.2015 13:53

        Можно пустить на премии программистам. И потом, главное в этом призе — не деньги.


      1. KvanTTT
        05.11.2015 22:54

        Что-то какая-то смешная премия за такую программу.


  1. mkovalevich
    04.11.2015 17:34
    +1

    Будет непросто. ИНС недостаточно гибкие, даже обычные паттерны видят хуже человека, а сложнейшие в го… Не буду загадывать, но скорее предвижу неудачу.

    А вообще сильный ИИ уже давно обыгрывает людей, как полагается — с легкостью)

    видео


    1. GlukKazan
      04.11.2015 18:14

      А где в «Хикару но Го» ИИ?


      1. mkovalevich
        04.11.2015 20:17
        +1

        Вспоминаете фразу Артура Кларка про магию, вспоминаете английский, понимаете откуда взялось именно такое имя, и можете попытаться догадаться, как это было реализовано с технической стороны.


        1. GlukKazan
          04.11.2015 21:09

          А поподробней? Технически, в сериале, это было реализовано как игра через интернет с мальчиком, у которого в голове засел призрак, обожающий играть в Го. Имя Сай имеете в виду? Или я чего то не знаю, или AI сюда притянуто за уши.


          1. mkovalevich
            04.11.2015 21:50

            «у которого в голове засел призрак» — по-вашему, это «технически»? )
            Вообще это офтоп уже. Пишите в лс если надо.


            1. GlukKazan
              04.11.2015 21:55
              +1

              В ЛС писать смысла не вижу. Понимаете, обозвать 7-ми минутную вырезку из сериала можно как угодно, но в самом сериале про AI ничего не было и нет. Он не об AI и он не «технический». Не надо вводить людей в заблуждение.


              1. mkovalevich
                04.11.2015 22:38
                -2

                Тема не про сериал вообще а про ИИ vs. Human в Го. Ролик называется… «ИИ vs. Human в Го». А сериал ваш, ну подумаешь, будто это важно тем, кто его не смотрел и не посмотрит)) Хватит занудствовать.


                1. Kroid
                  04.11.2015 23:34
                  +2

                  Не занудство. Я тоже до вашего объяснения не понимал, почему вы призрака искусственным интеллектом называете.


    1. kraidiky
      04.11.2015 20:32

      Как раз для задач го паттерны будет формализовать на много проще, потому что известен и фиксирован шаг сетки. Думаю, если фейсбук не поленится нацепить очки отслеживающие саккады на какого-нибудь опытного мастера и научит свои алгоритмы переносить фокус внимания так же, она сумеют выиграть.


      1. mkovalevich
        04.11.2015 20:57

        > Как раз для задач го паттерны будет формализовать на много проще, потому что известен и фиксирован шаг сетки.
        В принципе да. Проблема, как их именно формализовать, человек играет полуинтуитивно — не считая стереотипных комбинаций и бойни типа dogfight, где уже конкретный расчет. Кто выигрывает, в случае мастеров решает эта полуинтуитивность — «видение». И она не раскладывается на более простые алгоритмы, типа «делай так, а вот так не делай», там много того элемента, что и у человека, когда вы видите картину перед глазами и вам все мгновенно понятно без анализирования, а ИНС не всё, и далеко не ((


  1. mkovalevich
    04.11.2015 20:17

    del


  1. Sychuan
    04.11.2015 21:42

    Все-таки Го китайская игра, по происхождению. Думаю, в ближайшие годы (около 10 лет) компьютеры научаться играть не хуже хороших игроков высокого уровня и лет в 20 выиграют чемпионов.