Наша рубрика «Где работать в IT» — это интервью с интересными айти-компаниями, в которых они делятся подробностями о процессах своей работы. Представители индустрии отвечают на вопросы о найме, условиях, командах и технологиях.

В этом выпуске мы расскажем о ГК Softline, ведущем поставщике решений и сервисов в области цифровой трансформации и информационной безопасности.

А ещё в выпусках мы рассказываем об оценках компаний на Хабр Карьере, чтобы вы были в курсе, за что их любят (или нет?) сотрудники. Кстати, если вы тоже оцените своего работодателя, то это поможет тем, кто ищет работу в IT.

→ оценить работодателя

Кто отвечал на вопросы

Обо всех процессах в компании нам подробно рассказали:

Наталья Лиходиевская,

директор управления по работе с персоналом ГК Softline 

Роман Манжуло,

маркетинг-директор Softline Digital

Максим Милков,

лидер направления «Искусственный интеллект» Softline Digital

Виктор Алгазин,

директор по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline)

Николай Агринский,

генеральный директор компании Infosecurity (ГК Softline)

Дмитрий Чиндяскин,

заместитель директора управления реализации сервисов ГК Softline

О компании: 

ГК Softline (ПАО «Софтлайн») — один из лидеров ИТ-рынка с более чем 30-летним опытом, широким региональным присутствием в более чем 25 представительствах по всей России и доступом к квалифицированным кадрам, имеющий в штате свыше 7700 сотрудников, в том числе около 2700 инженеров и разработчиков. В настоящее время ГК Softline (ПАО «Софтлайн») является одной из самых быстрорастущих компаний в отрасли. В 2022 году её оборот превысил 70 млрд рублей. Группа обеспечивает и ускоряет цифровую трансформацию бизнеса своих заказчиков, связывая около 100 000 конечных клиентов из различных отраслей экономики с более чем 5 000 лучших в своем классе ИТ-производителей.

Компания обладает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями, построенными на основе лучших международных практик, а также наиболее полным на рынке портфелем ИТ-продуктов и услуг, включая собственные решения. Группа нацелена на реализацию программы технологического суверенитета России, производство своего аппаратного и программного обеспечения, развитие облачных сервисов, а также различных ИТ услуг, включая услуги по кибербезопасности, заказной разработке и лизинговые услуги.

В ГК Softline входят следующие бренды: AХОFT, Девелоника, SL Soft, Inferit, Infosecurity, Стахановец, Cloudmaster, Soica, Robovoice, Infosecurity, ITman, DeskWork, Workflowsoft, SoftClub, ЦВТ, IT Academy, Аплана, ТЦ Инженер, ЦВТ, Polimatica, Robin и др.

Об условиях работы

Какой в вашей компании сложился рабочий график и какое отношение к переработкам?

У нас предусмотрен стандартный 8-часовой рабочий день и различные форматы работы: удалённый, в офисе и гибридный. У сотрудников есть возможность самостоятельно распределять своё время, и переработок практически не бывает, главное требование — своевременное выполнение задач.

Ещё один интересный аспект: у Softline более 30 офисов по всей стране с различными часовыми поясами. Это представляет своего рода организационное испытание, но сотрудники от Калининграда до Владивостока легко находят общий язык и гармонично выстраивают свои графики работы и коммуникации. Такой подход к организации труда позволяет нашим сотрудникам ощутить гибкость и свободу, что, в свою очередь, способствует повышению их творческого потенциала и эффективности. 

Какие бытовые условия ждут нового сотрудника на рабочем месте?

Сотрудников ожидают современные и стильные, большие открытые рабочие пространства в формате open space. Также предусмотрены комфортные переговорные для проведения встреч и обсуждения проектов. 

В офисах есть кофе-зоны, где сотрудники могут пообедать, есть зоны отдыха, книгообмена, вендинговые автоматы. А еще мы любим организовывать «витаминные дни» и расставлять по всему офису корзины с разными фруктами, это вкусно, полезно и приятно! 

Особо хочется отметить места расположения офисов Softline. Это всегда удобные современные бизнес-центры, чаще всего на берегу реки или в красивом районе. Мы стремимся создать рабочую атмосферу, которая вдохновляет и мотивирует каждого сотрудника к достижению новых высот. 

Есть ли возможность удалённой работы?

Благодаря своей технологической инфраструктуре у компании есть возможность обеспечивать удалённый формат работы, а сотрудники эффективно выполняют свои задачи независимо от расположения. Это позволяет нам привлекать высококвалифицированных специалистов из разных регионов, а сотрудникам помогает сохранять баланс между работой и личной жизнью и повышает их мотивацию.

Какой социальный пакет получают сотрудники? 

Сохранять здоровье, помогать в обучении, поддерживать во всём — три основных приоритета в заботе компании о сотрудниках, и эту философию поддерживает наш социальный пакет. 

В первую очередь, в него входит программа ДМС. Все сотрудники компании вне зависимости от региона, города и рабочего графика получают при необходимости качественное лечение. Кроме того, мы предоставляем скидки на абонементы в фитнес-клубы.

Мы также поддерживаем разнообразные образовательные инициативы, часто организовываем обучающие вебинары, митапы и демо-дни, проводим профильные конференции и тренинги.

Мы поддерживаем творческую и спортивную жизнь сотрудников: регулярно проводим игры корпоративных футбольных и хоккейных команд, спортивные онлайн-марафоны, клубы онлайн-йоги и др.

Помимо карьерных и образовательных возможностей, наши сотрудники получают все льготы, которые сейчас предоставляются государством для ИТ-компаний, в том числе отсрочку от армии до 27 лет, льготную ипотеку до 3% и др. Внутри компании также предусмотрена система выплаты процентов по ипотечному кредитованию на опредёленных условиях. 

В рамках социальной поддержки в Softline действует программа дополнительной мотивации сотрудников, в которую входят компенсации по покупке компьютерной и бытовой техники. С 2014 года у нас существует Фонд взаимопомощи, цель которого — финансовая помощь сотрудникам в трудных жизненных обстоятельствах.


У нас предусмотрен «Кафетерий льгот». Эта программа даёт возможность сотруднику самому определять, какие льготы он хочет видеть в своём социальном пакете. Это нетрадиционная для большинства российских компаний модель, в которой «заказчиком» выступает не работодатель, а работник.

Мы любим радовать детей наших сотрудников подарками к Новому году и первому сентября, а самих коллег — дополнительным выходным в День рождения. В этом смысле Softline уникальна, потому что каждый рабочий день наполнен заботой о сотрудниках. Речь идёт не о филантропии, ведь мы, как и любой бизнес, ориентированы на результат. Но каждый наш сотрудник знает, что в сложных жизненных обстоятельствах он не останется один на один с бедой, компания обязательно придёт на помощь. 

Какие бонусы, программы и премии предусмотрены в компании?

Наша цель — долгосрочное партнёрство между Softline и сотрудниками, чтобы каждый из нас был акционером компании и имел те же цели, что имеют и другие акционеры. Только в этом случае Softline будет расти и продолжать оставаться глобальным лидером на рынке цифровой трансформации. 

Для достижения этой цели мы разработали программу партнёрства с каждым сотрудником и акционером. Мы предлагаем программу покупки акций для всех сотрудников, предоставив им право покупать акции на сумму до 15% от их годового заработка со скидкой 15% на момент приобретения. Также сотрудники компании имеют право на получение опционов на акции компании в размере до 45% их годового заработка каждый год по усмотрению совета директоров при достижении определенных целевых показателей роста цены акций. 

Эта программа — чёткий сигнал нашей команде, что мы понимаем, кто стоит за нашим успехом, а также сигнал талантливым специалистам, которые ещё только собираются присоединиться к Softline.

За эффективную работу, выполнение и перевыполнение KPI мы регулярно выплачиваем квартальные и годовые премии. Мы выбираем лучших сотрудников по итогам года, квартала, тех, кто отличился на проекте, чествуем и награждаем ежегодно на масштабном KICK OFF. 

Основной ресурс Softline — люди, это ДНК компании. От них зависит наше финансовое и моральное благополучие и счастье в той части жизни, которая связана с работой. Сотрудники, отработавшие в компании 10+, 15+, 20+ и 25+ лет, получают дополнительные премии и награды. Идти в будущее вместе с Softline невероятно интересно, ведь у нас всё впереди и, главное, нам повезло с людьми: интересными, вдохновлёнными, мудрыми и доброжелательными. 

Какие есть перспективы для образования и личного развития у сотрудников? 

В Softline мы уделяем особое внимание развитию наших сотрудников. Обычно сотрудники, начавшие на позиции Junior, уже через два года достигают уровня Middle, а после ещё двух или трёх лет переходят на позиции Senior. Талантливые специалисты могут продвигаться ещё быстрее, грамотно используя инструменты профессионального развития.

Один из таких инструментов — персонализированный план адаптации на 6, 9 и 12 месяцев. В нём чётко определены текущие hard и soft skills сотрудника, а также указаны задачи и инструменты для дальнейшего профессионального роста. Например, мы организовали стажировку для Java-разработчиков, где опытные Java-лиды выступают в роли наставников. Наставничество является ключевым фактором развития, и мы гордимся тем, что старшие специалисты внутри компании сопровождают и поддерживают молодых сотрудников, способствуя их профессиональному росту и карьерным возможностям.

И программистам, и всем остальным нашим сотрудникам необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень. Получение новых знаний — бесконечный процесс, поэтому мы организовали Корпоративный университет внутри компании, который проводит обучающие мероприятия и курсы, предоставляет обучение и экзамены по ключевым направлениям, таким как «Сертификация ИТ», «Продуктовое обучение», Soft skills, Hard skills и т.д.

О найме

Во сколько этапов проходит найм и что на них ожидает соискателя?

Каждый новый сотрудник — важная деталь большого пазла Softline, поэтому подобрать подходящего кандидата — целое искусство. Обычно соискатель проходит два этапа отбора. Сперва с ним взаимодействует менеджер по подбору персонала. Он проверяет соответствие кандидата необходимому профилю поиска, насколько кандидат «вписывается» в корпоративную культуру компании. Далее техническое интервью, на котором мы проверяем кандидата на практических кейсах и оцениваем как отношение к задаче, так и пути её решения. 

Даёте ли вы тестовое задание кандидатам? Как оно устроено?

Существует чёткое правило: никаких допросов с пристрастием. Но в зависимости от профессиональной области, некоторые соискатели могут получать тестовые задания, которые помогают оценить системное мышление, способность творчески мыслить и умение быстро находить решение любой бизнес-задачи.

Например, для программиста это может быть задание на написание кода для определённой функции, для аналитика — анализ данных и предоставление выводов, для дизайнера — разработка макета или концепции. 

Важно заметить, что такие задания не преследуют цель «поймать» кандидата на ошибке или недостаточной компетенции. Вместо этого они позволяют оценить уровень профессиональных навыков и подход к решению проблем. Например, любимая задача с подвохом, которую задает директор по сервисам на собеседовании: ⅔+⅗ ? 

Кандидаты могут предоставить несколько возможных решений, объяснить, как они пришли к этим выводам, продемонстрировав опыт в данной области.

Как отличается подход к найму в зависимости от позиции и стека?

В ИТ-компании найм — это настоящее искусство, где один размер не подходит всем: в зависимости от позиции и технологического стека, подбор кандидатов может сильно различаться. Разработчики программного обеспечения, например, требуются с разным уровнем опыта и навыков в зависимости от стадии разработки продукта. Команда по тестированию обязана быть тщательной и методичной, а архитекторы систем — творческими в решении сложных задач.

Важно учесть, что разные стеки требуют разных навыков и экспертизы у кандидатов. Технические специалисты должны быть хорошо знакомы с используемыми языками программирования, фреймворками, базами данных и инструментами. Иногда при нехватке опытных специалистов мы готовы рассмотреть кандидатов с навыками, которые легко трансформировать на используемые технологии. 

Независимо от позиции, мы ищем сотрудников, которые обладают навыками командной работы, коммуникативностью и легко адаптируются к ситуации. 

Какая фраза от кандидата на собеседовании точно заставит вас выкинуть его резюме?

Всегда есть детали, которые могут сработать против кандидата. Есть случаи, когда ценности кандидата не совпадают с ценностями компании, и мы видим это на собеседовании. Он может быть отличным специалистом, но не подходить нам, например, по стилю работы. Также важна совместимость кандидата с химией команды, руководителя и компании в целом.

Кого последнего вы уволили и почему? 

Увольнение сотрудника, который купил дом на колесах и уехал в годовое путешествие. Сотрудник исчез, не предупредив руководителя, HR долго пытался выйти на него, чтобы корректно прекратить трудовые отношения. В итоге мы расторгли трудовой договор. Но через год отдохнувший и обновлённый сотрудник вернулся домой, и мы снова приняли его на работу. На данный момент он продолжает счастливо трудиться у нас в компании.

Люди по-разному уходят из компании: кто-то за новыми знаниями, кто-то за профессиональным ростом и деньгами. Но почти у всех остаются тёплые воспоминания о Softline и желание вернуться. Даже знаю тех, кто возвращался по два-три раза, а это дорогого стоит.

Как происходит онбординг нового сотрудника? 

Сложность адаптации новых сотрудников в ИТ-компаниях заключается в необходимости балансировать мягкую интеграцию с быстрым вовлечением в рабочие задачи. Новички сталкиваются с большим потоком информации: знакомство с коллегами, советы, регламенты, правила, новые порталы и системы. Поэтому адаптационный план каждого сотрудника включает как обучение техническим моментам, так и знакомство с оргструктурой, культурой компании. Доступ к корппорталу с первого дня работы дает четкое представление как о компании, так и о персональных задачах на испытательный срок.

Мы поставили цель усовершенствовать весь процесс для того, чтобы:

·    снизить текучесть на испытательном сроке и в период до 1 года работы;

·    сократить сроки выхода новых сотрудников на эффективный уровень;

·    повысить эффективность сотрудников бизнес-подразделений;

·    добиться роста вовлеченности персонала. 

Одним из инструментов, который в этом помогает, стало приложение с символическим названием MyWay — «Мой путь». По сути, это цифровая платформа, где собраны все процессы и информация для успешной адаптации нового сотрудника.

Наша главная цель — помочь каждому новому сотруднику успешно найти своё место в компании, а также помочь руководителям укрепить команду и сообща достичь необходимых бизнес-задач.

О команде 

Отвечает Максим Милков, лидер направления «Искусственный интеллект» Softline Digital

Чаще всего роли, ответственные за разработку ИИ, децентрализованы по задачам. Так, например, в сегменте ретейла выделены команды под задачи автозаказа товаров, маркетинга, коммуникаций и т.д. 

В зависимости от масштаба организации и конкретной задачи, в команде может быть от одного до пяти Data Scientist. Однако, если брать всю Data-команду, а это Data Engineer, ML Engineer, MLOps-специалист, то её размер уже может пересечь рубеж в десяток сотрудников. Все они тесно работают с бизнес-аналитиками, разработчиками, тестировщиками и другими участниками команды.

Отдельная боль отбора кандидатов — это размывание понимания, какие компетенции и обязанности присущи конкретной роли. Данный профиль может отличаться как между командами компании, так и среди соискателей.

Специфика Softline Digital заключается в том, что мы сконцентрированы сразу на трех направлениях: 

1) проектная деятельность,

2) инкубатор собственных продуктов, 

3) исследования. 

При этом наша цель состоит в том, чтобы каждый член команды имел возможность вносить вклад и участвовать в жизни на трёх уровнях: локальная задача, направление, департамент. Поэтому мы ищем в кандидатах не только hard skills, но и умение мыслить инновациями, презентовать и защищать их внутри команды и вовне.

Специалист Data-команды любого уровня, помимо основных задач, обязательно выделяет время на обмен опытом, изучение новых технологий, почти каждую неделю появляется новая полезная статья/инструмент, который может повысить качество решения. Непрерывное обучение, возможность одновременно быть задействованным в нескольких разноплановых задачах, участие в пресейлах, грамотное распределение нагрузки помогает не тонуть в рутине даже крупных проектов. Кроме того, мы придерживаемся принципа: человек выбирает задачу, а никак не наоборот. Мы полностью отказались от формальной внутренней иерархии и вертикальных связей. Кто-то может сказать, что это хаос. Но мы верим, что такие принципы позволяют максимально раскрыть потенциал наших сотрудников и уберечь их от выгорания. 

Мы также оплачиваем сотрудникам одно обучение в год «для души», например, кулинарные курсы, чтобы сотрудник мог расслабиться и отвлечься от работы. 


Отвечает Виктор Алгазин, директор по заказной разработке компании «Девелоника» (ГК Softline)

В «Девелонике» джун — это сотрудник, который способен выполнять поставленную задачу указанным способом. Важно, что результаты его работы подразумевают обязательное ревью кода со стороны куратора и обратную связь, позволяющую активно развиваться в рамках своей специализации. Опыт составляет около года-полутора. 

Миддлы — это самостоятельные ребята. Они могут эффективно выбирать способ решения поставленной задачи средней сложности, оценивать и выполнять её, делегировать на уровень Junior и выступать в роли куратора.

Далее идут сеньоры — зрелые и высококвалифицированные специалисты, которые показывают стабильный ожидаемый результат и качество работы. Они способны делегировать выполнение задач, участвовать в планировании релиза, взаимодействовать с представителями смежных областей по вопросам планирования, контроля и внедрения. 

Сотрудникам всегда есть куда расти. Вместе с развитием компании и расширением проектных возможностей это позволяет нам набирать новые квалифицированные кадры. 

Мы стараемся придерживаться принципа оптимального состава команды, который позволяет без потерь в качестве и скорости реализации развиваться нашим сотрудникам, получать дополнительный опыт и передавать свои знания менее опытным членам проектной команды.

Когда развивается команда и компания, развивается и заказчик. Вот за что мы любим ИТ-рынок и специфику своей работы: задачи и запросы в заказной разработке не дают заскучать.

Агринский Николай, генеральный директор компании Infosecurity (ГК Softline) 

На рынке информационной безопасности можно выделить два крайних полюса. С одной стороны это специалисты с большим опытом, но которые хотят получать высокую зарплату и при этом не очень много работать. С другой стороны молодые специалисты, которые хотят развиваться и не требуют больших денег, но при этом пока не обладают опытом и серьёзными знаниями. 

В любом случае команда каждого направления должна быть сбалансирована, должны быть и те, и другие. Для меня идеальный кандидат — это специалист с достаточным уровнем знаний для конкретной должности и огромным желанием расти. Если говорить про hard skills, то, конечно, это базовые знания по ИТ и ИБ, понимание принципов работы ключевых решений ИБ и главное — хороший уровень в области системного анализа. При этом очень важным качеством является интерес и желание придумывать что-то новое, не бояться предлагать решения и подходы, умение брать на себя ответственность и достигать результатов. Если говорить про менеджеров, то я выделяю гибкость и желание «играть в команде» и побеждать.

Дмитрий Чиндяскин, заместитель директора управления реализации сервисов ГК Softline

Поиск и найм сотрудников в подразделение сервисов — не самая простая задача. Это достаточно узкая специализация сотрудников и ограниченное предложение на рынке, высокий спрос на квалифицированный персонал. Часто, чтобы найти квалифицированного технаря, требуется больше времени и ресурсов, чем на другие позиции в компании.

Чтобы наше подразделение оставалось конкурентоспособным и востребованным, мы постоянно следим за развитием технологий и тенденций на рынке, стараемся прогнозировать спрос и регулярно обновляем требования к кандидатам.

Если базой для любого инженера являются его hard skills, то к сотрудникам, которые участвуют в пресейле, а также к тимлидам команд в ряд обязательных требований добавляются soft skills. Это навыки в области коммуникации, лидерства, управления, сотрудничества и т. д. Для членов команды инженеров, которые работают с проектами и редко общаются с внешними стейкхолдерами, soft skills могут быть несколько менее важными, но они нужны для командной работы.

Важной задачей руководителя является поддержка мотивации персонала и борьба с выгоранием. Мы стараемся для каждого сотрудника устанавливать чёткие цели и ожидания от результатов его работы. Достижение целей неотъемлемо связано с возможностями развития. 

Softline предоставляет все возможности профессионального и карьерного роста. Мы регулярно устраиваем коммуникационные сессии с сотрудниками, обсуждаем успехи и проблемы, выслушиваем предложения, предоставляем обратную связь и поддержку, публично поощряем и признаем достижения сотрудников и команды. 

О технологиях

Отвечает Роман Манжуло, Softline Digital 

Какие языки, фреймворки и библиотеки используются на проекте?

У нас в группе компаний одновременно разрабатывается множество продуктов, поэтому спектр используемых технологий самый широкий. Например, мы используем:

  • ETL: Python, оркестрация Airflow (связку Airflow + dbt тестируем в качестве альтернативы для клиентов с небольшим объемом данных);

  • Хранение: PostgreSQL, Clickhouse (рассматриваем DuckDB в качестве альтернативы);

  • Аналитика: SQL, Python, визуализация в Redash;

  • Микросервисы: Python, оркестрация Airflow

  • Backend — PHP;

  • Frontend — React:

  • Data Science: PySpark, Python, оркестрация Rundeck.

Что вы можете рассказать об архитектуре проектов?

«Ноу-хау» open source не только в алгоритмах DS, но и в чётко выстроенной архитектуре, позволяющей обрабатывать большие данные в режиме, приближенном к онлайну. Также мы используем только сервисы с открытой архитектурой, чтобы иметь возможность доработать сервис под нужны продукта и не зависеть от приоритетов внутри платных сервисов. 

Какая у вас принята политика код-ревью?

Код-ревью построен 2 способами:

  • Проверка «Лид — разработчик» (проверяем большие сложные «портянки» кода);

  • Кросс-проверка — проверка разработчиками одного уровня друг за другом (проверяем простые запросы с малым количеством логики/строк).

Как тестируется код?

Мы покрываем с помощью код-ревью не всё, что хотелось бы, так как есть компетенции и экспертиза, развитые только у одного разработчика. Но мы рассчитываем на локальную проверку ->тест на DEV-среде разработчиком и QA -> тест на проде QA и бизнес-заказчиком -> оперативную поддержку от разработчика -> отсутствие релизов на проде в пятницу.

Как устроен процесс документации и ведения базы знаний на проектах?

Есть развернутая на внутреннем сервере база xwiki, которую мы регулярно апгрейдим. Сложность состоит в том, чтобы выделить в череде масштабных проектов время сотрудников и описать части сервисов, которые были созданы за последнее время. База позволяет быстрее онбордить новых сотрудников, отвечать на глубокие вопросы клиента о работе сервиса, писать ТЗ на новые сервисы, которые тесно переплетены с существующими. 

Каков процент легаси-кода на проекте и как часто разработчики занимаются его рефакторингом?

Сложно точно определить процент легаси-кода, год назад мы переехали в etl-процессах с C# на Python, и весь старый код был заменён на свежий, но не оптимально написанный. Сейчас лид по etl и аналитике оптимизирует то, что было написано. Специалисты по Data Science делают рефакторинг кода и уже ускорили работу на 30%. Из нетронутого остались только KP- сервисы (микросервисы), это примерно 20% кода, который у нас есть. 

Рефакторинг для нашей команды — это почти постоянный процесс, который в каждый момент времени есть, но в разных частях сервиса.

Комментарии (5)


  1. sophist
    04.09.2023 08:49
    +5

    Например, любимая задача с подвохом, которую задает директор по сервисам на собеседовании: ⅔+⅗ ? 

    А в чём подвох?


    1. Didimus
      04.09.2023 08:49
      +2

      В чёрных зарплатах?


    1. IsUnavailable
      04.09.2023 08:49
      +3

      Подвох в том, что вместо того, чтобы отвечать на такие вопросы нужно завершать созвон?)


    1. GospodinKolhoznik
      04.09.2023 08:49
      +11

      Да в чем угодно. Начиная от того, что это не десятичная система исчисления и заканчивая тем, что раньше директор по сервисам работал слесарем-сантехником и так он обозначает переходные муфты с 2 на 3 и с 3 на 5 дюймов соответственно, тогда правильный ответ в его понимании это 2/5.


  1. mikegordan
    04.09.2023 08:49

    Ох какое сильное влияние и крепость старых подходов культуры и ценностей, у нас давно многие стартапы в долине абсолютно другой подход культуры выстраивают.