Технологии современного мира сложны, высокотехнологичны, но ощущаются нами легко, ведь они из нашей эпохи. Появляются новые идеи, новые изобретения, которые переворачивают ту или иную индустрию «с ног на голову». Постепенно транспорт становится совершеннее, экономичнее, быстрее, тише и комфортнее. Каким-то технологиям удаётся пережить трансформацию и остаться востребованными, а какие-то уходят от нас навсегда.
У меня родилась идея провести ретроспективу и создать что-то совсем забытое, чтобы окунуться в этот «древний», несовершенный мир, который, на мой взгляд, пропитан «инженерной»романтикой. Энергия пара. Вот что дало технический рывок. Именно этот вид энергии продвинул человечество на новый уровень, и именно эта технология стала основой индустриального технологического взрыва.
Идея
Конечно, самым ярким представителем техники того времени являлся паровой двигатель. Мне захотелось создать самый простой тип такого двигателя, что бы всё понять, отстроить и ощутить дух того времени. И конечно, чтобы у моей работы был смысл, это должна быть какая-то рабочая концепция. И поскольку я любитель мотоциклов, решено было сделать паровой мотоцикл. Во-первых, как я уже говорил, это будет прикладное применение двигателя, а во вторых, какие у него свойства и характеристики. Кроме того, в процессе реальной эксплуатации можно будет понять его минусы, и неудобства использования.
Принцип действия
Принцип действия парового двигателя довольно прост. В цилиндре находится поршень с закреплённым к нему штоком (скалкой). Подавая пар с разной стороны поршня, мы заставляем его совершать возвратно-поступательные движения.
Переключение пара производится золотниковым клапаном. Он перемещается в своём отдельном цилиндре и перенаправляет пар в ту или иную часть рабочего цилиндра.
Он устроен таким образом, что одновременно впускает пар в одну полость и выпускает из другой.
Чтобы по инерции проходить «мёртвые точки», требуется маховик. Это колесо, которое вращается отдельной тягой «дышло» посредством кривошипа, закреплённого к колесу. С этого же колеса и снимается момент силы для движения золотникового клапана, чтобы переключать пар.
В общем-то, система очень похожа на двигатель внутреннего сгорания (ДВС), но есть ряд отличий. Во-первых, из-за отсутствия шатуна, как у ДВС, шток не совершает лишних колебательных движений, это позволяет сделать поршень очень простым. Во-вторых,
у парового двигателя возможно сделать так, чтобы поршень совершал работу двигаясь в любую сторону, так как у него обе полости герметичны. И в третьих, так как у «паровика» отсутствует такт впуска рабочей смеси (аналогия с 4-х тактовым ДВС), каждый ход поршня приносит пользу.
Что же получается, паровой двигатель в 4 раза мощнее?
Тут не совсем всё так просто. Паровые двигатели очень тихоходны. Это обусловлено тем, что приходится запускать в цилиндр рабочее тело (пар), а этот процесс относительно медленный. У ДВС, поршень толкает сгоревшая смесь бензина и воздуха. Скорость расширения, при таком «взрыве» не идёт ни в какое сравнение со скоростью впуска пара. То есть, ДВС — это очень оборотистый тип двигателя. У спортивных мотоциклов скорость вращения вала доходит до 16 000 об/мин, как известно, мощность двигателя — это произведение момента силы на скорость вращения. Так и была проиграна война бензина и пара. Паровой двигатель хорош в местах, где скорость не так важна. Например, как водяной стационарный насос, на кораблях, и конечно, в поездах. Но есть у парового двигателя одно очень удобное преимущество. Так как не нужно создавать особые условия для взрыва рабочей смеси, момент силы таких двигателей начинается уже с нулевой скорости, по этому оказывается ненужным сцепление и коробка передач. И конечно, я не мог этим не воспользоваться.
Постройка
К сожалению, найти какие-то запчасти столь забытых технологий крайне сложно. Пришлось делать всё с нуля. Пришлось даже освоить литьё алюминия. Все запчасти были полностью выдуманы и изготовлены на месте, мной. За материалами ходил в пункт металлоприема, так что всё получилось почти бесплатным. Я посчитал, что самым понятным и интересным форматом изготовления, настройки и испытания парового двигателя будет снять небольшой видео материал. Так проще объяснять и сразу показать на реально существующих деталях. Прошу, к вашему вниманию первые 3 серии.Напишите, что вы об этом всём думаете. Мне интересно ваше мнение, буду рад вашим советам.
Создание рамы мотоцикла:
Изготовление парового двигателя 1 серия:
Изготовление парового двигателя 2 серия:
Жду ваших комментариев.
beeruser
Всё же не при взрыве, а при сгорании. При взрыве образуется ударная волна, которая быстро разрушит двигатель.
И это даже не детонация, а более злой процесс.
BD9
Паромобиль
www.youtube.com/watch?v=8Ykumj_B65U
Стоит вернуться в 19-й век и начать строить электромотоциклы.
beeruser
И что вы этими цитатами хотели сказать?
При нормальной работе ДВС нет ни детонации, ни тем более взрывов. О чём я и написал.
Если вы с чем-то не согласны, пишите с чем именно.
Полная цитата автора «У ДВС, поршень толкает взорвавшаяся смесь бензина и воздуха».
По вашей же ссылке: Стук, возникающий в двигателях внутреннего сгорания, также называют детонацией (англ. knock), однако это не детонация в строгом смысле этого слова. Стук вызывается преждевременным самовоспламенением топливовоздушной смеси с последующим быстрым её сгоранием в режиме взрывного горения, но без образования ударных волн.
Детонационные волны в работающем двигателе (англ. superknock)[2] возникают крайне редко и только при нарушении условий эксплуатации
Gargo
паромобили до сих пор используются… в Северной Корее
А по поводу статьи — ожидал увидеть хоть какой-нибудь прототип, даже если он отстойный, но простите, что это за мотоцикл, работающий только по проводу или шлангу (или что вы там используете) от стационарного источника?
DrPass
Там не паромобили. Это обычные автомобили с ДВС, работающие на газу. И прикрученный к ним котёл-газогенератор.
Мне кажется, у вас чувство конца слишком острое. Вы ощущаете конец даже там, где его ещё нет. Вот как в этих видео.