Зачем создавать паровой мотоцикл?
Весь мир сейчас пытается продвигать технику в будущее. Ищут всё более экономичные, мощные и удобные двигатели. Мне же наоборот, захотелось заглянуть в прошлое и оживить забытые технологии. Посмотреть, как оно было и вообще начиналось. Окунуться в эпоху индустриального взрыва. И создать настоящую паровую машину. Техника прошлого очень сильно отличается от всего, что мы сейчас себе представляем. Это ощущение и понимание трудно передать, но я постараюсь.
Наверное, вы не раз от кого-то слышали, что его машина живая. В это конечно не верится, и с материалистической точки зрения такого и быть не может. Однако, иногда бывает, что какая-то машина, долго отслужив с одним хозяином, действительно, как бы словно оживает. Начинает иметь характер, и даже может обижаться. Если вдруг какая-то старая машина, не с того не с сего вдруг перестанет заводиться, хозяин не полезет сразу под капот, он просто подойдёт к ней, погладить её рукой, скажет какое-то доброе слово.
-Ну что ты Люси… Поехали-
И машина, как будто по волшебству заводится, работает и прекрасно едет. Это конечно совершенно не объяснимо, но, наверное, каждый из нас что-то подобное наблюдал.
Так вот, паровая техника особенно склонна к этой способности быть живой. И чем сложнее техника, тем она более склонна к этому эффекту. И скорее всего у неё даже будет более сложный характер. К сожалению, характер может быть и скверный. Если к такой машине подойдёт чужой не знакомый человек, она может просто не поехать, не завестись, что-нибудь, где-нибудь прорвёт, потечёт, сломается, или даже всё будет в порядке, но вопреки всему, она просто не поедет.
Как-то раз, к нам в город приехал настоящий паровоз «Л - Лебедянка». Я пришёл его посмотреть. Так вот, на моё удивление, даже не разу в жизни, не ездив на настоящих паровозах, и даже не поднимаясь в кабину, просто оказавшись рядом, я сразу почувствовал в этом паровозе жизнь. Там всё шипело, шумело, двигалось, парило, бурлило, щёлкало. Из котла доносились глубокие булькания как из живота. То, что я увидел и ощущал, нельзя было назвать машиной или механизмом. Напрашивалось слово «Организм».
Такое чувство жизни я не видел и не ощущал ни от одной техники, вообще никогда. Паровоз весь пышел жаром, как из ноздрей вырывается пар. Он был словно буйвол, который очень хочет бежать вперёд, безудержно нестись вдаль, поднимая столбы пыли и дыма. Даже просто стоя рядом с таким монстром, чувствуешь его характер, его волю и какую-то неумолимую страсть к дороге и скорости. Создалось ощущение, что мы с ним как будто разговаривали. Всё это общение происходило совершенно без слов. Словно напрямую, от сердца к сердцу. Машина и инженер.
Я решил поговорить с машинистом паровоза, как раз об этом. И он поделился своими ощущениями. Говорит, что да. Такое есть, и на этом паровозе невероятно сильно выражено. Почти всегда у таких паровозов даже есть собственные человеческие имена. Он говорил, что ездил раньше на электровозах и это было скучно.
- Да, они сейчас очень мощные, удобные, но, к сожалению, совершенно бездушные-
Сказал машинист.
Так вот. Представьте себе, почти вся техника 18-20-х веков была как этот паровоз. Промышленность, транспорт, трактора, электростанции и даже самолёты были паровыми. Весь тот старый мир был просто наполнен такими живыми машинами.
Сейчас в нашем современном мире трудно ощутить этот дух того времени. Вот мне и захотелось создать что то, хотя лучше сказать, нечто из старого мира. Что бы почувствовать технику того времени, погрузиться и ощутить дух той индустриальной эпохи. Ну и с инженерной точки зрения, очень интересно создать, настроить и изучить что-то такое подобное.
История создания
Вообще, изначально хотелось сделать просто паровой двигатель и всё. Без каких-либо перспектив или планов на будущее. Просто чтобы он ожил, задвигался, как нибудь чихал-пыхал, шевелился. Ну и конечно поэкспериментировать с ним. Поиграть с параметрами, всё там настроить, отладить. Ну и в общем, хотелось получить удовольствие от работы настоящей паровой машины у себя в гараже. Но, для работы простого парового двигателя требуется какой-то маховик. И мне как раз сосед по гаражу отдал сломанный мопед «Карпаты». Его заднее колесо выглядело как отличный маховик. Сделав небольшую раму, которая держала колесо и паровую машину, я запустил двигатель на воздухе. Всё заработало как надо. Получив море удовольствия от работы этой штуки, и оценив её мощность, решил достроить всю конструкцию до полноценного двухколёсного мотоцикла. Так, от мопеда «Карпаты» ещё были взяты переднее колесо, вилка, руль и крылья. Всё остальное было взято с металлоприёмки, и доделано руками.
Двигатель
Поскольку изначальная цель была очень простой, и не к чему не обязывала, каких-то конкретных расчётов и чертежей не делалось вообще. Просто посмотрев в интернете как устроены простейшие паровые двигатели, проработал в голове план и техническую возможность его создания. Ну и всё, работа закипела. Найдя в металлоломе какую-то нержавеющую трубу, залил её снаружи расплавленным алюминием. Обточил всё лишнее литьё, зашлифовал изнутри до зеркала, и вот, готов главный цилиндр. Затем была сделана ещё одна отливка (парораспределительный блок). Это был просто кусок алюминия. В нём просверлил огромное сквозное отверстие самым большим сверлом, какое только было, и вот получился парораспределительный цилиндр. Отфрезеровал необходимые паровые каналы, и соединяясь вместе эти две алюминиевые отливки формировали блок цилиндра паровой машины, с необходимыми паровыми каналами внутри. Далее всё обросло множеством деталей из металлолома. И в итоге, получился реально работающий паровой двигатель.
Мотоцикл на испытаниях показал скорость в 40 км/ч. Но при этом двигатель расходовал такое количество пара, что проехать удавалось метров 600, и потом приходилось 10 минут ждать, когда натопится котёл. После первых испытаний уже стало интересно. Захотелось модернизировать двигатель, чтобы улучшить параметры. Тут уже подключились мощные теоретики, любители паровой техники. Они высчитали самые оптимальные размеры золотникового клапана для двигателя моих габаритов.
Снова закипела работа в гараже. Технологически двигатель прыгнул на век вперёд, и был оснащён уже двухзолотниковым клапаном.
Скоростные испытания удивили всех. И специалистов и даже меня самого. Мотоцикл разгонялся уже до 60 км/ч, при этом потреблял почти в 3 раза меньше пара. Потом, как оказалось, мировой рекорд скорости для паровых мотоциклов на тот момент был всего-то 40км/ч. Таким образом, эта малютка является, что-то вроде формулы один, в мире паровых мотоциклов. И самым быстрым паровым мотоциклом с классическим двигателем на всём земном шаре
Описание работы мотоцикла
В отличии от ДВС, у парового двигателя вся энергия рождается не в цилиндре, а в котле. Его работа очень проста. Огонь греет воду, вода кипит и получается пар. У настоящих паровозов в топке горит уголь, дрова, или мазут. И по сути, котёл может работать абсолютно на любом горючем топливе. Можно просто жечь мусор, пластиковые бутылки, резину, да хоть колбасу, и паровоз прекрасно будет ехать.
В процессе горения, горячие газы проходят через большое количество трубок (теплообменник), тем самым максимально отдавая энергию воде. В моей же концепции не было столько места, чтобы сделать огромную топку. Поэтому было решено сделать её в виде вваренной в котёл трубы, в которую вставлена горелка.
Эта самодельная мультитопливная горелка может работать на любом жидком или газообразном топливе. Сверху мотоцикла, над котлом располагаются топливные бачки. В них можно заправить как жидкие топлива, к примеру керосин или отработку, так и газообразные. Но удобней всего оказалось использовать газ пропан. Иногда, для удобства заправляю керосином, а потом ещё и пропаном сразу. Газ давит на керосин, и горелка работает в максимально мощном режиме. Когда заканчивается жидкое топливо, горелка автоматически переводится на оставшийся в баках газ пропан. Это можно заметить по изменению цвета пламени с ярко жёлтого на голубое. Поскольку горелка работает под давлением, по закону инжекции, в топке создаётся мощное движение газов, без применения какой-либо трубы (для создания тяги). Это очень удобно, когда речь идёт о транспорте.
Когда вода нагрелась до 100*С, при дальнейшем нагреве происходит подъём давления. Мотоцикл рассчитан на езду при давлении 16 бар, при этом температура воды в котле достигает 200*С. Ручка газа мотоцикла при помощи тросика открывает шаровый кран, и пар из котла устремляется в паровую машину. Там пар давит на поршень, приводя машину в движение. И посредством шатуна (дышла) двигатель передаёт работу на ходовое колесо.
Также на оси колеса имеется эксцентрик (кривошип), который приводит в движение золотниковый клапан, переключающий подачу пара на поршень с соответствующей фазой и амплитудой. Вот, собственно, и всё. Это практически самая простая система паровой машины. У настоящих паровозов имеется ещё огромное количество усложнений, которые улучшают параметры двигателя. Но я хотел сделать именно самый простой вариант паровой машины, чтобы там было как можно меньше деталей в принципе. Чтобы казалось даже удивительным, как оно вообще способно ездить.
Управление на этом мотоцикле самое простое, какое вообще возможно себе представить. Поскольку паровой двигатель имеет максимальный момент силы уже с нуля оборотов в минуту, такому двигателю не нужно сцепление, да и коробка передач в принципе. Поэтому всё управление сводится только к ручке газа и тормозу. Открыл пар, и поехал. Чем больше его подаёшь, тем быстрее едешь.
Паровой свисток
Свисток этого мотоцикла - невероятно громкая штука. Поскольку у него огромный расход пара, это ещё и очень зрелищно. Особенно зимой.
А сила звука там такая, что просто находиться рядом не прикрыв уши, просто невозможно. В ушах появляется дребезг и реальная боль. Не припомню, чтобы я где-то, когда-то вообще, слышал столь громкий звук. Наверное, можно ощутить что-то подобное, если находиться прям напротив пневмосигнала какого-то грузовика или баржи. Даже у всех телефонов и видеокамер, находящихся в близи, микрофоны просто глохнут и хрипят.
Такой свисток слышно даже тогда, когда самого мотоцикла ещё даже и не видно вовсе. И это всего лишь небольшой одноголосый свисток. То есть он издаёт всего одну ноту. А теперь представьте себе, что у настоящих паровозов их бывает 5, 7 и более.Не удивительно, что, когда в ранней Америке появилась железная дорога, и начали ездить поезда, индейцы их очень боялись. Просто сигнал паровоза наводил ужас и панику среди индейцев на многие километры во круге. Они называли паровозы «чёрный демон».
Устройство такого гудка, на самом деле очень простое, и ничем не отличается от обычного футбольного свистка. Воздух, а в нашем случае пар, выпускается через тонкую кольцевую щель и попадает на острую круговую кромку резонатора.
Тут поток разбивается на две части. Первая (наружная) пролетает мимо, а вторая закручивается в особой полости (резонаторе). Там образуется резонанс определённой частоты, которая зависит от плотности среды, конструктивных размеров, и объёма этой полости. Сперва я пробовал делать такие свистки по собственным чертежам и размерам. Они, конечно, работали, но их было трудно настраивать, и такие экземпляры потребляли чрезмерное количество пара. Потом мне удалось найти чертёж какого-то корабельного парового свистка, и я просто пропорционально пересчитал все размеры под свой случай.
Для изготовления, потребовалось выточить всего 3 детали, а остальное, просто металлолом. Труба ½, ось от амортизатора автомобиля, а самим резонатором является мебельная фурнитурная ножка от офисного стола. Испытания показали, что такой самодельный свисток имеет даже более громкий чистый и яркий звук, чем у настоящих паровозов.
Дело в том, что у них там довольно грубая чугунная отливка и поэтому не чёткая затуплённая режущая кромка. Это даёт шипение, шелест, а порой и вовсе срыв потока. Иногда слушая сигнал паровоза, можно заметить, что некоторые ноты не срабатывают или начинают звучат только при каком-то определённом давлении. Это как раз от грубого исполнения, нечёткой или слишком скруглённой режущей кромки. Кроме того, если как в моём случае, целый свисток посвящён всего одной ноте, то вся окружность его резонатора задействована на создание одного и того же звука. Это и даёт столь невероятную громкость. У паровозов, свисток хоть и большего диаметра, но окружность резонатора разбита на сегменты, каждый из которых резонирует на своей определённой частоте. Длина режущей кромки каждого такого резонатора получается на много короче, чем у моносвистка. И сила звука падает соответствующе.
Слушал вблизи пятиголосый свисток паровоза «Лебедянка». Звук, конечно, просто потрясающий. Но вот до боли в ушах дело конечно не доходит. Если буду создавать будущий большой паровой мотоцикл, то нужно будет сделать 5 отдельных моносвистков каждый из которых будет настроенных на свою конкретную ноту.
Параметры мотоцикла
Для езды, мотоциклу требуется вода и топливо. Именно их запас определяет время и дальность хода. На одной заправки водой (30л.) мотоцикл проезжает 15 км. При этом в котле остаётся примерно 1.5-2л воды. Вообще, котёл имеет объём 40 литров, но его лучше заправлять на 2/3 от объёма. То есть 25-27л.
Конечно, мотоцикл способен ехать и при 2 литрах воды, но это опасно для котла, так как топка начинает перегреваться и сильно удлиняться в размерах, и со временем, котёл может дать течь. С другой стороны, когда мне нужно ехать куда-то далеко, заправляю 35л. Так то же ехать можно. Но недостаточное зеркало испарения не позволит использовать свисток. Из-за своего большого потребления пара, из свистка будет вылетать не пар, а вода.
Топливные баки этого мотоцикла сделаны из кислородных баллонов от самолёта ТУ-134. Они соединены в параллель, и их суммарный объём 7 л. Если заправляться жидким топливом, то расход получается меньше, чем на газе. Но даже если заправлять мотоцикл пропаном, всё равно, вода в котле закончится быстрее, чем топливо в баках.
Какой расход по топливу на 100 км. трудно оценить. Ведь прежде, чем поехать, паровой мотоцикл нужно натопить. На это уходит 20-40 минут. Разумеется, при этом мотоцикл стоит и никуда не движется. Время разогрева зависит от начальной температуры воды в котле, его количества и вида топлива. Ведь все жидкие и газообразные виды углеводородов имеют разную теплотворную силу. Так же, на дальность хода этого мотоцикла сильно влияет использование свистка. Подавая сигнал, мы расходуем очень много воды. Так что, если нужно ехать куда-то далеко, лучше воздержаться от использования свистка. В этом случае, для подачи сигнала, на руле мотоцикла предусмотрен небольшой механический звоночек, ударного типа.
Максимальная скорость мотоцикла 60 км/ч., и она ограничена не мощностью двигателя, которая составляет 2 л.с., а скоростью впуска и выпуска пара в цилиндр. Поэтому, для увеличения скорости, у паровозов делали огромные колёса.
Иногда диаметр ходового колеса достигал более 2 метров. В нашем же случае колёса довольно маленькие, что и обуславливает этот предел скорости. Тем не менее для мотоцикла таких размеров, 60 км/ч, это очень даже хорошая скорость. Ведь его поршневой аналог, мотоцикл «Карпаты» разгоняется всего до 40 км/ч.
Применение и восприятие
Понятное дело, что мотоцикл из 19 века не может конкурировать с современными мощными удобными в эксплуатации и экономичными мотоциклами. И меня часто спрашивают, зачем я его вообще создавал? Тут, конечно, приходится объяснять, что целью было не перевести всё человечество снова на паровую энергию, и даже не превзойти современные аналоги по какому-то параметру. Это ретроспектива, взгляд в прошлое. Желание ощутить дух того времени. Прикоснуться к технологиям старого мира.
Если задуматься, в ту индустриальную эпоху был технологический взрыв. Люди открывали, изобретали что-то новое, почти каждый день. Инженеры того времени практически дышали будущим строя его восьмимильными шагами. Представляю, как горели глаза у инженеров того времени. Всё вокруг двигалось, шевелилось и ездило на энергии пара. Думаю, это было удивительное время. Время открытий и изобретений. В наши времена даже пошло целое культурное движение SteamPunk. Это романтическое направление, в стиле фантастического будущего, какое оно было бы, без, появления нефть и двигатели внутреннего сгорания. То есть, воображаемый мир, развивающийся на паровой энергии SteamPunk. Так вот, на мой взгляд, лучше всего получится понять и ощутить этот дух, создав реально существующий объект. А если он ещё и будет способен ездить, то тогда вообще, фантастика превращается в реальность.
Разумеется, появление среди людей такого стимпанк мотоцикла, очень редкое событие. В мире можно сосчитать по пальцам подобные аппараты, и каждый из них это редкий эксклюзивный экземпляр. Поэтому люди с интересом подходят, рассматривают, фотографируют и задают очень много вопросов. Ну а если на каком-то фестивале подать сигнал паровым свистком, то все сразу сбегаются на этот невероятный рёв. Услышав его, все ожидают увидеть какого-то железного монстра двухметровой высоты. Представляете, их удивление, когда они видят такой маленький, просто крохотный мотоцикл. Обычно спрашивают, действительно ли это он издал эти невероятные звуки?
Планы на будущее
В процессе создания этого маленького «паровоза», были получены важные технические сведения. Появилось понимание, что работает хорошо, а что лучше сделать иначе. И имея этот опыт, в будущем мечтаю построить следующий, уже огромный паровой мотоцикл, у которого будет не простая, а наоборот, максимально сложная конструкция. Разумеется, он будет способен ездить уже и на дровах, и на угле, и вообще на любом мусоре. Так же из-за больших размеров котла, он будет способен преодолевать огромные расстояния и ездить с огромной скоростью. Даже мечтаю на нём попробовать съездить на дальние расстояния в качестве эксперимента. Заправляться просто водой из речек, луж и топиться всем что попадётся на дороге. Валежник, кусты, мусор, отработка, резина или просто дрова. На мой взгляд, это будет очень романтический и интересный эксперимент.
Посмотреть видео с паровым мотоциклом можно по ссылкам:
Комментарии (54)
Doberman341
26.05.2024 13:44+12Следил за проектом с самого начала. В статье лишь поверхностное описание пути, без технических подробностей. Расчеты, технологии, доработки - это осталось за рамками статьи. Конечно, такая информация - удел специализированных форумов, но все же хотелось бы больше подробностей разработки во второй части, ежели таковая будет.
Markscheider
26.05.2024 13:44+4паровая техника особенно склонна к этой способности быть живой
Эта тема хорошо раскрыта в одной из книг цикла "Плоский мир" Терри Пратчетта
trikot
26.05.2024 13:44+2Классный мастер, интересные видео. Жду новых проектов! Голосовал, чтобы Алексею приз дали!
NOnameSERVER
26.05.2024 13:44+2Такие крутые проекты всегда вызывают у меня восхищение и прилив мотивации позанимать свои руки чем-то подобным.
exTvr
26.05.2024 13:44+2Статья - шикарна, как и весь цикл.
Но вот с этим я категорически не согласен
мотоциклмопед «Карпаты» разгоняется всего до 40 км/ч.Нормально ухоженные (не убитые в хлам) мопеды "Карпаты", прочие "Дельты" и "Риги" с пятидесятикубовыми моторчиками бодро ехали 50-60 км/ч в стоке, без всякого вмешательства в конструкцию улучшайзинга.
GidraVydra
26.05.2024 13:44+1Бгг. У меня были Карпаты. На них в стоке ездить было в принципе невозможно, они прямо с завода ссались маслом изо всех щелей, и цепь у них слетала постоянно. У них паспортная-то скорость 50, а 55 на нем можно было проехать только с горки.
exTvr
26.05.2024 13:44+3Я ж специально прописал - нормально ухоженные (прошедшие постпродажную подготовку силами щастливого обладателя).
Я на своей новёхонькой Риге-мини смог отъехать от магаза метров пятьсот, а далее из выхлопной трубы повалил паровозный дым (сальник выдавило). Так я освоил тонкое ремесло колки/разборки и обратной сборки моторчика (V-50, емнип).
GidraVydra
26.05.2024 13:44ИМХО термин "в стоке" означает "купил в магазе и ездишь до ТО" и никак не сочетается с необходимостью постпродажной подготовки. Если через 500 метров выдавливает сальник, говорить о том, что мопед куда-то там едет в стоке уже не приходится. Вот если бы в техкнижке был бы регламент на замену сальника через 500 метров пробега - ещë ладно, а так - это однозначно не сток.
Markscheider
26.05.2024 13:44+1У Карпат была еще модификация с двигателем V-501. Ножное переключение передач. Довольно глючное в стоке.
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44+1В это конечно хотелось бы верить, но эти мопеды очень сильно завышают показания спидометра. У меня был мотоцикл ИЖ, и я всем рассказывал, что на нём 120 разгонялся. Но когда замерили, оказалось, что на самом деле всего 95 км/ч.
vesowoma
26.05.2024 13:44+3Даже мечтаю на нём попробовать съездить на дальние расстояния в качестве эксперимента
Технически все великолепно, но в статье не раскрыта тема легализации ТС. Как такому транспорту регистрироваться?
RichardMerlock
26.05.2024 13:44+2Всегда есть вариант - не палиться или ездить там, где ПДД теряет актуальность, т.е. в глуши!
Markscheider
26.05.2024 13:44+1Как такому транспорту регистрироваться?
По закону - в НАМИ, как самоделку
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Да, пожалуй регистрация это главный ограничивающий фактор. Даже этот маленький паровоз пытался как то зарегистрировать. Но, даже никто толком не знает, куда именно идти и с чего вообще начинать. Потом мне рассказали путь, который чрезвычайно дорогой, но пройдя его ты сможешь выпускать такую технику на поток и их продавать.
REPISOT
26.05.2024 13:44+6А сила звука там такая, что просто находиться рядом не прикрыв уши, просто невозможно. В ушах появляется дребезг и реальная боль.
Не стоит этим гордиться. Травма органов слуха - это серьезно. Если себя не жалко, подумайте об окружающих.
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Это редкая эксклюзивная техника и просто так по городу её не встретишь. По этому пока все кто этот паровоз видели, были в восторге от этого звука.
VT100
26.05.2024 13:44+1Питать "сложный" котёл из луж - верный путь его угробить накипью, КМК.
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44+1Сложный котёл, это больше относится к прямоточным котлам, это которые состоят из большого количества трубок. Там да, лучше только дистиллированную воду лить. А здесь особо ограничений нет. Раз в 10 лет лимонную кислоту прокипятил и поехал дальше.
Wesha
26.05.2024 13:44+3хозяин не полезет сразу под капот, он просто подойдёт к ней, погладить её рукой, скажет какое-то доброе слово. И машина, как будто по волшебству заводится, работает и прекрасно едет.
Карго-культ, конечно, культее всех культых, особенно если водитель такой большой, а в сказки верит; однако если машина не любит ванильное мороженое, то это просто означает, что хозяину в лом поискать рациональное объяснение.
Markscheider
26.05.2024 13:44+12У меня в детстве телевизор работал без помех, только если на нем стоял аквариум. Каких только гипотез мы не строили! А потом пришел мой дядя Витя и приподнял завесу тайны.
Тяжелый предмет, похоже, прогибал корпус и прижимал отходивший контакт (уж не помню, дорожка на печатной плате это была или плохо припаянный провод). Починка заняла пять минут, волшебство исчезло, а мне дядя Витя подарил пригоршню деталей и нарисовал схему детекторного приемника. А потом заверте...
maisvendoo
26.05.2024 13:44У моего друга в общаге было хуже, у него был телевизор-алкоголик. Нормальное цветное изображение давал только если внутри него стоял стакан с пивом
vinny496
26.05.2024 13:44+2Вот бы ещё к этому добру приделать какой-нибудь конденсатор, позволяющий хотя бы частично улавливать и возвращать в бак воду...
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Вообще, эта тема много витала в комментариях, и выполнить её не сложно. Но, все согласились, что вылетающий пар у парового двигателя, это неотъемлемая часть паровоза и Стимпанк культуры в принципе. По этому сделал медный охладитель- конденсатор с правой стороны котла. Но это чисто для вида. Он не подключен и находится там просто для красоты.
Wesha
26.05.2024 13:44Как бы ни хотелось обмануть старху термодинамику, пар невозможно запихнуть назад. Чтобы пар превратился в воду, оставшуюся в нём тепловыую энергию (waste heat) надо куда-то сбросить. Сейчас она сбрасывается в атмосферу вместе с собственно паром. Во всяких там АЭС она сбрасывается в градириях (озеро охлаждающей воды прилагается). А на мотоцикле так не получится...
Brenwen
26.05.2024 13:44+1На паровых автомобилях Добл стоял конденсатор пара - проезжали более 2000 км на одной заправке
Wesha
26.05.2024 13:44+1Физику, увы, не обманешь, waste heat надо куда-то сбрасывать. Насколько я понимаю — у них был хороший рециркулятор, то есть паром подогревалась подававшаяся на вход свежая вода. Но даже при таком подходе потери всё равно есть.
Brenwen
26.05.2024 13:44+2Так же как и в современных ДВС - тепло рассеивалось радиатором:
Начиная с модели Doble В Абнер применяет свою новую разработку – ячеистый радиатор, который позволяет достичь невероятно большой площади охлаждения, что в свою очередь обеспечивает запас хода автомобилю в 2000 км.
Wesha
26.05.2024 13:44Заправлять исключительно дистиллированной водой, потому что чистить накипь из вот этого — удовольствие крайне сомнительное.
Astroscope
26.05.2024 13:44Насколько я понимаю — у них был хороший рециркулятор, то есть паром подогревалась подававшаяся на вход свежая вода. Но даже при таком подходе потери всё равно есть.
Вопрос разницы между хоть какой-то, пусть и далекой от 100% эффективностью, и вообще никак полезно не используемым сбросом в атмосферу. Большой минус мотоцикла в том, что его габариты и вес нельзя наращивать сверх физических возможностей среднего водителя, а следовательно баланс между КПД конструкции в сборе и весогабаритами конечного изделия будет заметно больше в сторону удержания весогабаритов в приемлемых рамках, чем у четырехколесных ТС и, особенно, чем у рельсового транспорта.
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Вообще на транспорте это сделать легко. Просто радиатор обдуваемый набегающим ветром. Но, я обсчитывал подобный вариант, габариты такой охлаждающей трубы (радиатора) будут довольно велики, для столь маленького мотоцикла. Да и по дизайну, не очень то будет. По этому отказался от подобной затеи. Но, если бы было нужно ездить куда то далеко и постоянно, то это вполне возможно.
Wesha
26.05.2024 13:44Вообще на транспорте это сделать легко. Просто радиатор обдуваемый набегающим ветром.
Это от многих факторов зависит — в частности, от окружающей температуры и от скорости набегающего ветра.
MaFrance351
26.05.2024 13:44+1Круто! Тоже следил за этим проектом, но первый ваш пост на хабре как-то прошёл мимо меня.
Я решил поговорить с машинистом паровоза, как раз об этом. И он поделился своими ощущениями. Говорит, что да. Такое есть, и на этом паровозе невероятно сильно выражено.
Более того, на паровозах старались без лишней необходимости не менять локомотивные бригады. Так как закреплённая знала все особенности и косяки той машины, на которой ездили.
В будке паровоза я бывал (кстати, это тоже была серия Л), ощущения невероятные. Электричка или другой локомотив такого не дадут.
Сперва я пробовал делать такие свистки по собственным чертежам и размерам. Они, конечно, работали, но их было трудно настраивать, и такие экземпляры потребляли чрезмерное количество пара.
Насколько помню, позже к вам в руки попал воздушный свисток от электровоза ВЛ10. Его не стали использовать из-за того, что не справлялся с подаваемым туда давлением?
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Да, всё верно. Он нормально мог работать только на давлении 6 бар. Далее свист срывался. Ну и кроме того, как и описал в статье, там очень грубое исполнение, и из за нечётко затупленной режущей кромки, звук шипящий, не чёткий. В общем так себе.
Earthsea
26.05.2024 13:44+2В начале XX века массово выпускались паровые автомобили, похожие на самые обычные автомобили с ДВС того времени, более того они (особенно автобусы и грузовики) некоторое время даже доминировали на рынке из-за дороговизны бензина.
Еще был бесшумный паровой самолет Airspeed 2000 в единственном экземпляре, правда военных он не заинтересовал и контракт заключить не удалось, прототип использовался для доставки почты.
0x9d8e
26.05.2024 13:44+1Помимо Стенли были еще грузовики Сентинел и сверх-дорогие автомобили Добля с совершенно шикарнейшими характеристиками.
Earthsea
26.05.2024 13:44+1Смысл моего комментария в том, что были не только безрельсовые "паровозы" которые показал создатель мотоцикла. А так конечно, много чего было.
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44Да, вот именно. Там в Европе был целый мир, который в России (на Руси) просто пропустили. У нас как то с лошадей сразу к поездам перешли. Словно всё происходило без нас.
ksbes
26.05.2024 13:44Ну почему же, у нас тоже умельцы постоянно пытались - но просто в серию не шло по политэкономическим причинам.
А от лошадей сразу к поездам (серийнно!) перешли все. Поезд - это вообще первый негужевой наземный транспорт как бы. Автомобиль - это значительно более позднее и более высокотехнологичное изобретение.
Wesha
26.05.2024 13:44У нас как то с лошадей сразу к поездам перешли.
Ну вот и сейчас от купюр к карточкам (даже не просто карточкам, а бесконтактным) и всяким там СБП перешли (минуя чеки, и практически минуя с магнитную полосу).
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44+3Кстати, тот самолёт имел просто беспрецедентные свойства. Ему не нужно было заводить двигатель. Просто подал пар и вот ты на максимальной мощности. Кроме того у него был мгновенный реверс. После посадки он в доли секунды менял направление вращения винта и тем самым тормозил пропеллером. Даже сейчас ни один самолёт не может таким похвастаться.
И между прочим у него был уже V образный двигатель. Это если некоторые думают, что такое расположение придумали Харлей-Дэвидсон. Летал этот паровой самолёт настолько тихо, что журналисты с земли слышали разговор пилота с пассажиром. Во как!
SpiridonovAA
26.05.2024 13:44Не понятно, как они доминировали из-за дороговизны бензина, если котлы у них топились бензином.
iboltaev
26.05.2024 13:44Привет! Смотрел твои видео на ютубе еще наверное год назад, мне показалось, что у тебя оси мота чуток вразвалку.
И еще, не замерял ли ты в лошадях сколько у тебя получилось?
Еще, мне кажется, стоит подумать над пароперегревателем, тогда расход воды будет меньше, а мощности больше.
Холодильник-конденсатор с насосом, который воду обратно в котел будет загонять - это было бы идеально, тогда котел можно будет уменьшить.
Если будешь делать на твердом топливе, то делай только на угле, с остальным не запаривайся, для него автоподачу проще всего сделать, но места это все жрет немеряно. И котел для твердого топлива надо паротрубным делать, а не жаротрубным, как у тебя сейчас.
Вообще, тоже тащусь от старой техники, больше всего, наверное, от моноциклов. А вообще моя мечта - мот на стирлинге) плюсы - нет котла и расхода воды, минус - если даже 5 лошадей получится сделать, это будет огромный успех. Но в принципе, если на выходную ось движка поставить маленький насос, который время от времени будет подкачивать в холодный цилиндр давление атмосфер до 50, и + мудреный медный горячий цилиндр, тогда наверное может что-то получиться.
Сорян за длиннотекст, раз в сутки могу комментить.
3263927
26.05.2024 13:44:D:D:D очень круто! он даже ездит как маленький паровозик! <3<3<3 просто супер!
sainomori
26.05.2024 13:44+1Минутку! Я уверен, что вы уже публиковали этот материал здесь пару лет назад!
Я даже с тех пор грежу паровым москвичом!
Wijey
26.05.2024 13:44Так же, на дальность хода этого мотоцикла сильно влияет использование свистка. Подавая сигнал, мы расходуем очень много воды. Так что, если нужно ехать куда-то далеко, лучше воздержаться от использования свистка.
о, так анекдот про паровоз "весь пар в свисток ушёл" - не анекдот
AlexRomantik Автор
26.05.2024 13:44В целом да. Посмотрите на фото в статье, какие там облака образуются. Если свисток будет пятиголосый, то можете себе представить, какой там расход. Может у паровозов и пароходов это не принципиально, но на такой маленькой концепции, это очень ощутимо.
Astroscope
Тот случай, когда статья прекрасна, а комментировать по сути и нечего. Кустарное литье и все остальное DIY - вообще только чистый восторг.