Тема достаточно старая, и на удивление, мало упоминаемая сейчас (об этом еще поговорим), поэтому наберусь мужества напомнить вам о данном «старовведении», ответив на вопрос: Что же такое прикладной бакалавриат? Согласно той самой реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной.
Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность. Подразумевалось (безо всех указаний), что в глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики» (теоретики), но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Подразумевается возможность схемы целевого набора, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ/ССУЗ, а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний. После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.
Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.
Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом (невероятная должность из девятнадцатого века, живущая и по сей день), нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.Такими словами описывал общую специфику прикладного бакалавриата руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов еще пять-семь лет назад.
То есть, по сути, выпускники, проходящие программу прикладного бакалавриата по ряду направлений (укрупненных групп) получают все тот же диплом бакалавра, когда образовательные курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании. Но в чем тогда подразумевается конкретные преимущества данного бакалавриата, который проводят в пятидесяти ВУЗах РФ?
Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:
- Ликвидация разрыва между рабочими и интеллектуальными должностями
- Помощь выпускникам с трудоустройством
- Уменьшение риска, связанного с вхождением на рынок труда
- Снижение издержек работодателей по доучиванию специалистов на собственные средства
- Больше внимания на практику
- Новые образовательные программы с дальнейшими перспективами
- Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов.
Единственная проблема – отсутствие единых разработанных стандартов. Потому на бумаге прикладной бакалавриат часто похож на академический, другие подобные виды обучения.
Но что же мешает внедрить повсеместно прикладной бакалавриат до сих пор? Не забываем, что по сути он применим и в системе среднего профессионального образования и может конкретно его поддержать. Объясняется это очень просто — существуют формализации реформирования среднего профессионального образования, в которых наиболее интеллектуально-емкие направления обучения (например, все понятная нам всем на Хабре группа 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника») могут получить ряд привилегий, обзаведясь следующим сценарием проф. обучения:
Например: поступление в колледж после 9ого класса на специальность 09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы» с нормативным сроком обучения в 4 года с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам» с последующим получением высшего образования в виду потери престижности среднего проф. образования по не очень внятным причинам. Однако, в связи с недавними изменениями в системе высшего профессионального образования, выпускнику колледжа становится не так легко поступить в ВУЗ по специальности. Во-первых, постоянно ужесточаются требования к вступительным испытаниям, ожидается навязчивое замещение ЕГЭ, во-вторых о поступлении на «3-ий курс нормативной формы обучения ОКУ Бакалавр», как это было раньше, можно забыть. Казалось бы — наш случай: перенаправлять проф.ориентированных молодых людей на продолжение относительно узконаправленного (профильного) обучения в рамках прикладного бакалавриата. Например, в рамках еще двух лет обучения. В итоге студент получит 6-летний цикл базового обучения, и сможет дать фору (при должном уровне прилежности) выпускникам академического бакалавриата, в котором лишь два-два с половиной года обучения связано с спецификой специальности.К тому же, даже в обход данной схемы, никому не помешает уточнение квалификации, что подразумевает как СПО (среднее профессиональное образование), так и прикладной бакалавриат в ВПО. Четко прописанное и регламентированное название полученной квалификации, как это было со специалитетом, дополнительно завершает проф.ориентацию готового выпускника. Чтоб не было зазорно говорить традиционное «бакалавр по информационным системам и технологиям», а писать «инженер по распределенным системам»/«инженер баз данных и баз знаний»/ «инженер системотехник». Магистратуру в таком случае трогать не стоит — там все абсолютно логично, совершенно иной уровень.
Честно говоря — я так и не понимаю, почему за десять лет данная методология обучения и проф.ориентации не снискала должной популярности и находится в состоянии недооформленной жизни. Я долго искал новый материал по этому поводу — однако какой-либо внятности по этому поводу продемонстрировать не могу. Один сумбур. Очень напоминает всю эту кашу с проф. образованием наших IT-специалистов, которые по итогу (как и я, собственно говоря), не очень понимают свое профессиональное предназначение, в виду непродуманности ряда очевидно элементарных вещей. Неужели за десять лет нельзя было дать внятную формализацию, объяснив ее будущим абитуриентам? Я узнал о прикладном бакалавриате, когда на него поступил, т.е буквально пару недель назад. Причем, даже не в РФ. Не путайте прикладной бакалавриат с прикладной математикой или химией… Это не одно и тоже, что тоже путает.
А ведь посудите сами, ведь есть же острая нужда не только в рамках определения дифференциации во внутреннем делении (своем, особом) между теми же Сomputer science/ и даже Сomputer arts (пускай будет так, хоть и это неправильно). Профилей подготовки по укрупненной группе 09.00.00 более ста: здесь и 3D-моделлирование, и специализированные компьютерные системы (по отраслям) и встроенные системы) и тому подобное
Но, в лучшем случае профиль будет отражен на бумаге (на дипломе) и выражен одним-двумя междисциплинарными модулями, а другое дело дать весь вариативный компонент по выбору студента/учебного заведения (а это приличная часть нагрузки) на конкретный профиль работы.
Недостаточно сделать двенадцать лабораторных по С++, чтоб разбираться в нем, и недостаточно знать в теории компоненты 1С для бизнеса. Этому нужно посвящать семестры.
И ведь черт побери, это выгодно — и ССУЗы спасти, и ребятам выпускникам дать поработать с актуальными инструментами вдоволь, и обозначать правовую сторону вопросу не эфемерным статусом «бакалавра», а и внятной квалификацией (опять же повторюсь).
В чем же проблема, кто может объяснить? Хорошая же идея, хоть и сыровата несмотря на возраст. Довольно простая в своем смысле. Адаптивная как пластилин. Надеюсь, что прогресс неостановим. Работать всё равно ничего не будет… Дню памяти Ильи Сегайловича посвящается.
eteh
Если смотреть общую суть Болонской системы — она имеет право на жизнь как есть: бакалавром получаются базовые знания, к моменту написания диплома определяется круг интересов, а не общий загон в изначальные рамки, ну и в магистратуре уже получение навыков в выбранной целевой области + научная какая-то минимальная работа. Другой вопрос — к этому нужно готовить заранее и учащихся и работодателей, что бакалавриат это просто базис знаний в сфере, а не полноценное высшее образование аналогичное советской системе.
Munister_V Автор
Я с вами абсолютно согласен. Но рамочно, перед Бакалавром, по общему сценарию есть еще и среднее профессиональное образование. И это не только какие-то там ПТУ. Но оно не вписывается в Болонский процесс по очевидным причинам. Я подразумеваю несколько вариантов, один из которых звучит так — специалист среднего звена (в Украине — младший специалист) изучает самую первоначальную базу по своему направлению в техникуме, колледже, а затем решает — идти по профилю к наиболее подходящего направлению в рамках прикладного бакалавриата, или вернуться к истокам, не отходя от своей направленности (не менять ее на совершенно другую), и заниматься «академическим» познанием, уже к 3-4ому курсу ВУЗа определив наконец то, чем более по душе заниматься. В компьютерных науках у нас очень много векторов развития.
zedroid
А ведь иногда, специалист из техникума более профессионально подкован нежели бакалавр. В техникуме большое количество практики, в отличие от бакалавриата.
Munister_V Автор
Но ему сейчас закручивают гайки — сейчас все сложнее поступить на вышку после техникуму без существенной потери времени (в отличии от сверстников). Хотя еще совсем недавно умудрялись заканчивать бакалавра в год, когда и сверстники после школы или годом позже (что, по сути, не страшно). Сейчас уменьшается количество направлений с сокращенным сроком обучения и не внедряется прикладной бакалавриат, что плохо.