Redmadrobot Design Lab про креативные методологии, которые помогут найти и доработать идею, решить проблемы продукта на разных уровнях, а в некоторых случаях даже придумать новый проект.

Мы часто проводим дизайн-марафоны — мероприятия, где дизайн-команды за несколько дней придумывают идеи, создают и тестируют прототипы продукта. Марафон позволяет нагенерировать много гипотез и сэкономить время и деньги на тестировании.

В этой статье сфокусировались на этапе создания идей: делимся креативными методологиями, которые используем в дизайн-марафоне. Эти инструменты помогут начать думать нелинейно, что, в свою очередь, способствует в поиске прорывных решений.

Для кого. Методологии и механики подойдут командам и людям, у которых есть задача разработать что-то новое: сервис, продукт, фичу и др.

Инструменты. Последний наш марафон мы провели с «Альфа-Банком», и все методологии для статьи взяты из него. Штормили онлайн в связи с пандемией, а использовали Miro (там можно создавать бесконечные борды и работать всей командой) и Zoom для общения. Если встречаться офлайн, то подойдет обычная доска, бумажные стикеры, маркеры и ноутбуки. Хотя онлайн или офлайн делать это, как показала практика, особой разницы нет.

Встреча в Zoom. С Фейсбука Head of UX/UI «Альфа-Банка», Юрия Солодовникова
Встреча в Zoom. С Фейсбука Head of UX/UI «Альфа-Банка», Юрия Солодовникова

Оля Акимова, арт-директор Redmadrobot

Мы адаптировались под онлайн-формат работы и не потеряли методики, которыми пользовались, собираясь на креативные сессии очно. Пожалуй, основной момент — это работа с новой командой. Управлять вниманием людей и держать их в фокусе задачи сложнее, когда вы находитесь по разные стороны мониторов. Но результат превзошел мои ожидания. Мы нашли много идей и смогли выйти за рамки очевидных решений.

Используя этот набор методологий, вместе с командой «Альфа-Банка» мы придумали 76 идей для одного из продуктов банка. Потом ещё 4 прототипа нарисовали и на пользователях потестировали. Всё за 5 дней. Но это уже другая история.

Юрий Солодовников, head of UX/UI «Альфа-Банка»

Проведение дизайн-спринтов и марафонов в Альфе – уже год существующая практика после обновления команды дизайнеров цифровых продуктов в 2019 году. С Redmadrobot мы проводили марафон по поиску идей для создания интерфейса раздела витрины Партнерских предложений в «Альфа-Мобайл».

Марафон прошел на наш взгляд достаточно эффективно, часть гипотез подтвердилась и была взята в работу продуктовых команд. Как все мы знаем, пандемия коронавируса внесла изменения в формат бизнес-коммуникаций, и Альфа-Банк за прошедшие полгода настроил процессы взаимодействия распределенных продуктовых команд и менеджмента. Уверен, что и Redmadrobot за это время отточила онлайн формат своих марафонов и сделали их максимально эффективными.

Как провести воркшоп по созданию идей

Перед тем как включиться в работу по генерации идей, команду нужно синхронизировать. Все участники знакомятся и в течение нескольких часов обсуждают аудиторию, задачи бизнеса и пользователей, определяют цель: что хотят получить на выходе, критерии успеха и другие важные моменты.

Если захотите провести такой воркшоп у себя, то обязательно нужно уделить этому время, чтобы все находились в одном контексте.

После вгружения лучше всего провести разминку — важный этап для активности, где людям предстоит общаться и вместе что-то придумывать. Разминка помогает «убрать барьеры»: даёт команде непринуждённо поговорить о чем-то. Это настраивает атмосферу: участники считывают темперамент друг друга, все вместе смеются и расслабляются.

Разминка

Для марафона с «Альфа-банком» мы использовали классическое упражнение Джоя Гилфорда на развитие дивергентного мышления. Это вопрос: «какие есть альтернативные способы использовать скрепку?». Скрепку можно заменить на что угодно: ножницы, стул, бумагу и т.д.

Тайминг: 5-10 минут

Как: тут все просто: задаете вопрос команде и смотрите, что происходит :) Только не затягивайте — не больше 15 минут, чтобы не потратить слишком много творческой энергии.

Женя Бондарев, креативный директор дизайн-лаборатории Redmadrobot

Мозги как пластилин: чем лучше разминаешь, тем легче тебе становится думать затем в процессе.

Еще варианты разминок:

  • «Цирк вверх дном» — упражнение, где о каком-то пространстве записывают стереотипы. Например, цирк — это купол, арена, торжественная музыка. Затем для каждого пункта нужно придумать противоположные значения: низкий потолок, сцена как в театре, вместо торжественной музыки джаз. Говорят, что именно так и был придуман цирк du Soleil. Можно спрашивать про офис, школу, банк, магазин — что угодно.

  • «Менеджер — дизайнер — разработчик». Команда садится в круг. Каждому участнику выдают блокнот, где на бумаге написано какое-то слово. Они перелистывает страницу, рисуют, что написано, и передают блокнот дальше по кругу. Следующий участник должен написать, что нарисовано, и передать дальше. Так, пока круг не закончится. Разрешается смотреть только последнюю страницу, на которой писал или рисовал предыдущий участник. Обычно выходит, что начинали, например, со слова «розетка», а закончили «ванной». Помимо хорошего настроения, есть и мораль — работая большой командой над проектом, нужно не забывать возвращаться к первоначальной задаче.

С разминки можно начать не только воркшоп, но и любое мероприятие, где важно настроить команду на правильный лад и познакомить друг с другом. Больше разминок ищите на ресурсах Hyper Island и Creativity.

Карта эмпатии: погружаемся в мир пользователя

Проектируя продукт или сервис, важно понимать от кого происходит спрос. Для этого после разминки переходим к изучению своего пользователя.

Отличный инструмент для этого — карта эмпатии. Она помогает понять, в каком контексте находится наш клиент. Карта позволяет начать испытывать эмпатию или сопереживать пользователю.

Посмотреть ближе: miro.com/app/board/o9J_kmuiNAc=/
Посмотреть ближе: miro.com/app/board/o9J_kmuiNAc=/

Вставая на место клиента, можно узнать глубже, что он чувствует, хочет, опасается, как потребляет контент и т.д. Упражнение помогает команде думать в одном направлении, когда она работает над продуктом.

Как: обычно карты эмпатии разделены на четыре квадрата (говорит, думает, делает и чувствует), в центре которых находится клиент. Попросите команду описать свой опыт, но с точки зрения клиента, отвечая на вопросы в каждом из сегментов. На каждый из пунктов отводится не больше 5-7 минут. Важно, чтобы в команде был человек, кто глубоко погружен в продукт и общался с вашей целевой аудиторией.

Результат: понимание потребностей и желаний пользователя, что им движет.

Тайминг: 40 минут составляем карту + 10 минут делимся инсайтами.

У команды перед глазами должен быть таймер, которому все следуют. Уходящее время — отличный мотиватор.

«Мир, в котором нас нет»: находим ценность продукта

Изучив потребности клиента, временно отложите их в сторону. Пора подумать о глобальном — о миссии и ценности продукта.

В их формулировке поможет методология «мир, в котором нас нет». В течение пятнадцати минут команда рассуждает на тему: «если нашего сервиса/продукта не будет, то чего лишится мир?».

Пример: допустим, у вас доставка еды для людей с заболеваниями ЖКТ. Чего лишится мир, где не будет такого сервиса?

Удобства. У людей с проблемами ЖКТ выбор небольшой — готовить самим или искать в популярных доставках безвредные для них блюда. А это долго и неудобно.

Безопасности. Съев что-то не то, человек может попасть в больницу, получить проблемы со здоровьем, потратить много времени и денег.

Пользы. Блюда, приготовленные с учетом особенностей организма, благотворно влияют на работу кишечника и улучшают состояние в целом.

Результат: помогает найти настоящую ценность продукта.

Тайминг: 15 минут

Постарайтесь придумать как можно больше тезисов, а затем выделите один-три самых важных на ваш взгляд. Тут важно вкрутиться вглубь того, что вы делаете, поэтому избегайте общих ответов: «мир лишится счастья/любви/денег» и прочих.

После этого упражнения сделайте десятиминутный перерыв. Небольшие остановки стоит делать примерно раз в час, и в это время «подкармливать» мозг: пить чай, кофе и перекусывать.

«Пять почему»: определяем потребность клиента

Ценность — мысль глобальная, нужно уточнять: идти от общего к частному. «Пять почему» позволит понять, что движет клиентом, когда он пользуется вашим сервисом/продуктом, и из этого могут появиться интересные задачи для проработки.

Как: используйте основную ценность из упражнения «мир, в котором нас нет» и углубитесь в нее, задав пять раз вопрос «почему?». Вопрос можно перефразировать, например, — «почему это важно?», «почему им не всё равно?» и пр.

Например, вы — сервис по продаже билетов и хотите узнать почему вашему клиенту важно иметь возможность больше путешествовать. Разбиваем на пять почему:

«Я хочу больше путешествовать»

> почему?

«Чтобы посмотреть как можно больше новых мест»

> почему это важно?

«Хочу рассказать о них друзьям»

> почему важно рассказать друзьям?

«чтобы быть интересным для них»

> почему это важно?

«Чтобы не быть одиноким/не чувствовать себя одиноким»

...

Результат: настоящая потребность клиента, почему ему важен сервис/продукт. Обычно на 4-5 «почему» вскрываются глубокие эмоциональные вещи, как в случае примера: путешествия = «неодиночество».

Тайминг: 30 минут

Job story: понимаем ситуацию клиента

Погрузившись в ценность, пора доставать результаты из «карты эмпатии», где мы изучали контекст, в котором находится клиент. При соединении всего вместе получается знание, что это за человек, что происходит вокруг него и в какой ситуации ему нужна та ценность, которую мы предлагаем с помощью продукта.

Для этой задачи подойдет Job story — популярный фреймворк из продуктового мира. По сути это формулировка проблемы таким образом, что в ней указан контекст, где она существует, сама потребность человека и его мотивация (почему он готов потратить время, чтобы ее решить).

Структура Job Story:

  • Ситуация: контекст, в котором у человека возникает затруднение или проблема.

  • Мотивация: что должно произойти, чтобы человек избавился от проблемы.

  • Ожидаемый результат: почему или для чего человек хочет решить проблемы? как его жизнь улучшиться, когда он найдет решение?.

Пример: Представим, что вам нужно придумать удобный функционал для сотрудников автопарка. Собираем Job Story: я водитель-курьер, который развозит посылки Когда я утром прихожу в автопарк и подхожу к своему авто Я Хочу без проблем попасть внутрь, Чтобы взять грузовик и начать работу.

Результат: тезисы, с которыми можно работать на брейншторминге.

Тайминг: 60 минут.

После того как мы разобрались в потребностях пользователей, обозначили ценность продукта и задачи, которые предстоит решить, стоит сделать перерыв. Лучше на сутки, чтобы дать мозгу время отдохнуть и переварить новую информацию.

How might we: формулируем вопрос

Передохнув и вернувшись в работу, день начинаем вновь с разминки. А после брейншторминг. Подготовиться к нему можно с помощью фреймворка How Might We (как мы можем). Он поможет переформулировать тезисы из предыдущего упражнения (Job Story) в вопрос.

Евгений Бондарев, креативный директор дизайн-лаборатории Redmadrobot

Задача, поставленная в виде вопроса лучше, чем утверждение. Мы живем в мире, в котором привыкли, что за вопросом следует ответ. Поэтому «иди и сделай» не толкает на креатив. А вот вопрос «как мы можем сделать что-то лучше?» интуитивно порождает в человеке творческий поиск.

Как: берете результаты (формулировки) из Job Story и прогоняете их через конструкцию «как мы можем (действие кому и что), чтобы (что изменилось)?»

Пример: я водитель-курьер, который развозит посылки Когда я прихожу в автопарк, я подхожу к своему авто я хочу без проблем попасть внутрь, Чтобы взять грузовик и начать работу > как мы можем помочь водителю самостоятельно и быстро попасть в машину?

Результат: вопрос/ы для брейншторминга

Тайминг: 10 минут

Брейншторминг: находим идеи

Чтобы провести брейншторм, перенесите на борд в Miro либо на физическую доску вопросы из «как мы можем». Вначале проведите десятиминутный «тихий брейншторминг», где каждый член команды самостоятельно фиксирует свои мысли.

Во время брейншторма важно «стереть границы» между участниками, чтобы все стали равны: начальник и подчиненный, экстраверт и интроверт и т.д. Именно для этого включен этап «тихого брейншторма», чтобы каждый спокойно мог подумать и высказаться, бумага(=Miro) всё стерпит.

Затем можно начать делиться, используя подход «да, и...» — конструкция, помогающая докрутить идею. Например: «да, это классная идея, и еще к ней можно добавить возможность связаться в чате». Такая формулировка помогает «нарастить» целый снежный ком из идей и гипотез.

Вопросов на брейншторминге может быть много. Если продолжать пример, то должно получиться что-то такое: как мы можем помочь водителю самостоятельно и быстро попасть в машину?

> сделать магнитную карту, с помощью которой можно открыть грузовик;

> сделать систему на основе bluetooth — например, водитель подходит к машине, оказывается в зоне действия системы, грузовик «узнает» его и открывает дверь;

> В машину встроена камера с распознаванием лица, которая «видит» подошедшего водителя и дверной замок открывается.

И так далее.

Результат: идеи, релевантные целевой аудитории.

Тайминг: 30 минут.

Поиск форм коммуникации и рождение новых форм (CRAFT)

Еще одна методология, которая поможет набросать дополнительные идеи. Она отлично способствуют латеральному (нелинейному, нестандартному) мышлению.

CRAFT или рождение новых форм. Ее создал Василий Лебедев из школы креативного мышления «ИКРа». В 2017 с помощью CRAFT школа «перепридумала» МЕГУ (внедряли ценность «гостеприимство»), каши для Danone Nutricia, «коллекцию любимых водителей» для «Яндекс.Такси».

Поиск формы коммуникации. На стикеры нужно выписать максимальное количество форм взаимодействия в мире (как в цифровом, так и в физическом).

Например, торговый центр, Facebook, офис и т.д. Затем для каждой формы расписать активности взаимодействия: торговый центр — оплата картой, консультация с продавцом, выбор товара; Facebook — поставить лайк, написать комментарий, посмотреть сторис; офис — забронировать переговорную, приложить карту на входе и так далее.

Дальше берем пару форм коммуникаций из предыдущего упражнения и скрещиваем их. Например, что будет, если в торговом центре можно было бы оставлять лайки и комментарии любимым магазинам? А на Facebook иметь «переговорную» для пользователей из одной компании?

Юля Те, дизайнер Redmadrobot

Больше всего мне понравился метод «рождение новых форм», когда скрещивают различные сферы друг с другом. В нашем случае это были взаимодействия человека в цифровом пространстве или в реальном мире с активностями внутри этих форм. Так, в нашей команде родилось множество интересных «единорогов» и «кентавров».

Этот креативный метод скрещивания различных форм также используется в работе над айдентикой и брендингом, например, в рисовании логотипов, упаковке или журнальной иллюстрации. Впервые этот метод я узнала, когда обучалась в БВШД на курсе графического дизайна. Далее уже сама использовала его в своих работах.

Результат: дополнительные рабочие идеи.

Тайминг: 60 минут.

Итог

Проведя такую работу с методологиями, можно придумать действительно десятки крепких идей и гипотез. Проверено.

Следующие этапы — прототипирование (когда из идей были выбраны конкретные гипотезы) и тестирование.

Мы собрали шаблон в Miro, который можно использовать для креативного воркшопа и придумать много идей для своего продукта. Чтобы забрать его себе, скачайте бэкап-файл и установите с помощью небольшой инструкции.

Что нужно для продуктивного воркшопа

  • Фасилитатор. Или же модератор — человек, который будет проводить через методологии, отвечать на вопросы, следить за временем и держать драйв. Без него команде легко потерять направление и настрой, а это может сказаться на финальном результате.

  • Ритм. Важно придерживаться тайминга, иметь расписание перед глазами, чтобы каждый знал, когда, например, будет перерыв. Фасилитатор должен поддерживать команды: проверять как идет дело, включаться в работу, если происходит «пробуксовка», держать фокус на решении задач.

  • Люди. Креативный воркшоп и слово «принудительно» не совместимы. Поэтому берите тех, кто действительно хочет участвовать. Тогда у команды получится сделать что-то крутое. А вот всего один незамотивированный человек может «отравить» всю атмосферу.

  • Доверие. О том, что можно предлагать абсолютно любые идеи, даже самые странные, нужно напоминать по ходу дела. Смеяться и осуждать нельзя — человек не захочет что-то говорить еще раз. А при озвучивании идей, пускай и на первый взгляд наивных, включается всеобщая синергия: участники начинают накидывать свои варианты поверх. Именно тогда и можно дойти до чего-то действительно стоящего.

  • Юмор. Смех и хорошее настроение — важная часть коллаборативной работы. В позитивном состоянии приходят лучшие идеи. В этом помогут разминки и модератор встречи. Лучший воркшоп — когда люди хорошо провели время и даже не заметили, как придумали много идей.

Как проверять идеи и гипотезы

Есть несколько способов проверить идею «об реальность»: будет ли пользоваться спросом, реализуемо ли это, удобно и т.д. Если кратко, то для этого можно собрать «сториборд», провести опросы, сделать лендинг и забежать на краудфандинговую платформу. А подробнее расскажет арт-директор Redmadrobot Оля Сартакова с 1:01:22 минуты:

Полезные ссылки