В новый выпуск подкаста «Сушите вёсла» ведущие позвали юристов из айти. Все вместе обсудили, можно ли использовать чужую программу или код, если нет пометки «Запрещено», и когда служители закона начнут использовать искусственный интеллект.

Подкаст ведут Артём Кулаков и Рома Чорыев — Android-разработчики red_mad_robot. В новом выпуске ребята обсудили мифы и спорные вопросы с железными юристами: Юлей, руководителем отдела, а также со старшим и ведущим юристами — Олей и Мариной. 

Выжимку на несколько самых волнующих вопросов читайте в статье. Полную версию разговора слушайте в подкасте.

Тайминг

01:12 — чем занимаются юристы и как попадают в профессию и будут ли использовать ИИ? 

20:10 — авторские права: что можно и что нельзя делать с софтом и кодом,

28:50 — какие бывают лицензии и как с ними можно работать без риска,

37:30 — как наказать пиратов? 

42:07 — если я работаю на российский рынок, на какие лицензии обращать внимание? 

49: 55 — юридический минимум для разработчика,

1:01:00 — на что обратить внимание в договоре и других юридических документах,

1:07:00 — в айти есть специалисты, которые не разобравшись в последствиях занимаются пентестами и обратной разработкой. Чем они рискуют? 

1:13:00 — что если студент ради интереса скачивает программы, копается в них и находит уязвимости. Что может пойти не так? 

1:25:00 — как защищаться от подделок? 

01:35:00 — правда, что юристы могут найти любую информацию? 

01:40:10 — существуют ли для юриста области бизнеса, где неэтично и неправильно работать?

Как юристы попадают в ИТ

Гости подкаста рассказали, что бывает по-разному и единого пути нет. Но чаще приходят из близких сфер. Например, по ощущениям IT-разработка и телеком похожи. Такое же комьюнити, также много динамики, поэтому и перейти бывает проще. 

Похожий вопрос задают разработчикам: как ты сюда попал? И довольно часто ответы начинаются примерно одинаково: в какой-то момент появился компьютер, интернет и компьютерные игры. Моя история такая же. У меня появился компьютер, когда мне было 14 лет, и я сразу увлеклась всем, что с этим связано. Я поняла, что, может, и не стану разработчиком, но точно свяжу свою жизнь с айти. Просто потому что он классный и интересный.

Заменят ли технологии юристов

Шутки про про то, что «искусственный интеллект скоро всех заменит», ходят вокруг многих профессий, и юристы не исключение. 

Уже есть программы, которые предсказывают судебные решения и составляют шаблоны документов. Да, они это делают быстрее и, возможно, точнее, чем юристы. Но проблема в другом — кто и как принимает решение на основе данных. Тут вопрос опыта, объективности и понимания контекста: что за решение, на кого повлияет, какие последствия ждут. 

История в тему из США. Искусственный интеллект анализировал по фотографиям картотеку преступников и выносил рекомендательный вердикт для присяжных. И так случилось, что нейросеть стала чаще рекомендовать для афроамериканцев более строгое наказание. На этой почве разразился скандал — в «Коммерсанте» можно прочитать пример обсуждения на эту тему — как искусственный интеллект стал расистом. 

В итоге в студии пришли к мнению, что в ближайшее время искусственный интеллект юристов не заменит, но технологии ИИ будут помогать им быстрее справляться с рутинными задачами, где искусственному интеллекту не нужно принимать решение.

Должен ли юрист ИТ-компании разбираться...в айти?

Гости подкаста решили однозначно, что, конечно же, должен. Как и везде в ИТ есть своя специфика — и её нужно понимать.  

Юля ответила вот так: «Например, пишешь SLA, и тут два варианта: либо ты сам знаешь процесс, либо идёшь в техподдержку. И спрашиваешь: за такой-то срок успеете сделать временное решение или уже постоянное? Успеете баги пофиксить? В этом нужно разбираться, чтобы мы понимали друг друга и юристы не раздражали бы разработчиков». 

Особого спора по этой теме не вышло, поэтому держите основную мысль, к которой пришли в студии.

Юристы не существуют в вакууме. Всё, что они делают, должно работать на бизнес.

Хороший юрист первым делом разбирается в тонкостях своей сферы: в какую сторону  движется рынок, что делают конкуренты, в чем особенность решения конкретной компании и какие задачи стоят перед ней. Только в этом случае юрист предложит что-нибудь хорошее, например, как правильно провести оптимизацию налогов. 

Я могу использовать чужое ПО для коммерческих целей?

Обсудив темы вокруг профессии, перешли к конкретным вопросам, и первые были о пиратстве и авторских правах. 

По этой теме в студии разгорелся спор. Ведущие посчитали, что раньше было проще. Программы создавались и выкладывались просто что так, никто не думал о том, что это надо как-то лицензировать и следить за авторскими правами. 

А вот юристы возражали и даже сказали, что вообще-то всегда был запрет на использование чужого ПО, кода и чего угодно еще. 

В начале 2000-х были рейды на рынках – «Горбушка», «Черкизовский», «Новые Черемушки», – проверяли диски с музыкой, играми. Даже крутилась социальная реклама, где бульдозеры давили диски контрафактные с музыкой и там было что-то про «Покупайте только лицензионные диски».

Юля, Оля и Марина озадачились тем, что время идет, но до сих пор многие не понимают, что нельзя просто так использовать чужое. А если используешь, то нужно быть готовым к последствиям. Для примера вспомнили новость: в Торжке предприниматель делал рекламные макеты и использовал нелицензионное программное обеспечение. Эксперты посчитали, что ущерб превысил 1,2 млн рублей. Это крупная сумма, поэтому за неё дается более тяжелая статья — можно было попасть за решётку на 6 лет. Если интересно, прочтите новость об этом. Там мало подробностей, но все же. 

На вопрос: как же тогда быть? Как понять, что можно и что нельзя делать с чужими разработками? Юристы ответили однозначно. 

Главный принцип авторских прав — запрещено всё, что прямо не разрешено

Это касается всего: кода, картинки, музыки, стихов, фильмов, учебников. Если вам не разрешили использовать фото в постах компании, — значит, нельзя. Даже если вы нашли его в интернете и там нет пометки про «нельзя». 

Можно выложить приложение в AppStore и не писать: «Ребята, я запрещаю вам копировать и перепродавать его». Такую пометку ставить необязательно, потому что уже подразумевается, что это запрещено.

Юридический минимум: что разработчику знать о праве

Юристы рассказали много всего о том, как разработчику подстраховаться, чтобы и самому не нарушить закон и его не обманули. Здесь даем только самое-самое важное и очень коротко. Если хотите поглубже разобраться, ныряйте в подкаст.

Итак, очень коротко о юридическом минимуме от гостей студии — что знать разработчику. 

Авторское право. Необязательно глубоко знать тему, но хорошо бы разобраться, чтобы не подвести себя. Автор ПО обладает авторскими правами, которые состоят из:

  1. Имущественных прав — право использовать свое произведение любым законным способом. Это как право собственности, например, на дом. Ты можешь его продать, подарить или отдать по лицензионному договору — как бы в аренду.

  2. Личных неимущественных прав — право авторства, право автора на имя, на неприкосновенность и на обнародование произведения. В нашем случае — программы. А вот это навсегда остается с тобой, ты не можешь его передать другому. Такой подход принят в России и в Европе.

Лицензии, по которым работаешь. В одном случае незаконно использовать куски программного обеспечения, в другом — законно. Подробнее об этом слушайте в нашем подкасте и читайте в материалах, которые собрали гости подкаста. Все ссылки в конце статьи.

Базовые знания по трудовому и гражданскому праву. Трудовое право больше пригодится, если вы в штате или планируете нанимать в свою команду. А гражданское — если работаете на себя. Например, в качестве ИП, самозанятого или просто физлица. То же самое, если подключаете к проекту исполнителей, но не берете их в штат.

А вот если вы работаете только как фрилансер или берете в проект таких помощников, хорошо бы разобраться в разных видах гражданских договоров. Да, дьявол в деталях.

Основные договоры с передачей прав на разработку. Первый — договор авторского заказа, он используется для создания объекта исключительных прав, например, программы, ролика, макета, книги и так далее. Такой договор нельзя подписывать между компаниями. 

Еще один договор — лицензионный. Допустим, вы создали программу, но готовы её передать как бы в аренду, под определенные условия.  Это большая тема, и гости выпуска подробно остановились на ней в подкасте и привели примеры. А ещё дали ссылки на методичку по теме, они в конце статьи. 

Ну и последний договор, который тоже пригодится, — договор об отчуждении исключительного права. Это когда вы готовы передать исключительные права в полном объёме. Создали программу и передаёте все права заказчику: он может делать с ней, что хочет: перепродать, частично изменить код и т.д. 

Китайцы взламывают программы и публично  делятся результатами. Почему так происходит?

На волне обсуждения авторских прав, завели споры о подделках из Китая. Все же знают, чего там только не копируют. При этом вроде как и санкций нет. Поэтому вопрос: может, все эти законы и не работают, и это всё пустая бюрократия? 

Все оказалось проще — дело в математике. Участники подкаста посчитали, что, когда бизнес собирается нарушить закон, он сначала смотрит на санкции. Если понимает, что выгода больше штрафа, нарушает закон. Если вреда от санкций больше, то не делает этого. Никаких секретов. И судя по судам с китайскими предпринимателями, денег на суды и штрафы у них хватает. 

На AliExpress много копий AirPods. Если копию назвать с отличием в одну букву —  AirTods. Это нарушение?

В продолжении спора об авторских правах в студии еще вспомнили про копии с техники. Главный вопрос — про копирование Apple. Тут юристы включили «юридичность» на максимум и рассказали все в деталях. Вот самое основное.

Для защиты разработок на территории какой-то страны компания должна зарегистрировать товарные знаки и получить патенты на территории этой же страны. Если товарный знак не зарегистрирован в стране, а подделки там есть, можно бороться другими заклинаниями. Например, с помощью закона о недобросовестной конкуренции. 

AirPods — товарный знак, который зарегистрирован для техники. Внешний вид наушников может охраняться патентом или товарным знаком. Это значит, что нельзя взять и выпустить точно такие же наушники и также назвать. Ну то есть так-то можно, но незаконно.

Теперь о китайской версии. AirTods очень созвучно с исходным названием. На юридическом языке говорится так: это название, сходное до степени смешения с товарным знаком AirPods. Такие наушники считаются контрафактными. Apple может внести товарные знаки в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. И если контрафактные наушники окажутся на российской таможне, она их не пропустит. Похожий принцип работает и в других странах. 

Регистрация товарных знаков и получение патентов дает ещё одну опцию для наказания нарушителя — уголовная и административная ответственность, а также возможность получить компенсацию за нарушение исключительных прав. 

И это всё о юристах в айти? 

На самом деле, ведущие подкаста общались с юристами больше часа и много чего обсудили. Например, гости рассказали, как случайно не стать «службой безопасности сбербанка», что будет за реверс-инжиниринг или пентест, а ещё готовы ли юристы работать по специальности в порно-индустрии. Ну и, конечно же, в эфире прозвучало много полезных советов. Слушайте полную «вёсел» прямо в статье или на удобной платформе. Инджой!

SoundCloud, Apple, Google Podcasts. 

Приходите обсуждать выпуск в Telegram-чат.

Если есть вопросы — пишите в комментариях, будем разбираться :)

Полезные ссылки

Предыдущие выпуски подкаста «Сушите вёсла»