Это очередной материал исторического цикла, на этот раз речь пойдет о компании с очень драматической и непростой судьбой, которая между тем оставила заметный след в мировой аудиоиндустрии. Для меня это, отчасти, личный пост, так как я до недавнего времени использовал наушники QUART PHONE в качестве раритетного девайса, который я очень любил за высокую верность воспроизведения и эргономичность. Одним из символов техники с высокой верностью воспроизведения стали электростатические наушники, созданные компанией в 70-е.


История компании — типичный пример ситуации, когда проблемы с менеджментом убивают смелые и талантливые с инженерной точки зрения проекты, а не желание использовать привычные маркетинговые инструменты приводит к плачевным последствиям для компании. Производитель, которого мир впервые узнал как MB, сегодня называется German MAESTRO, считается малоизвестным брендом, который позиционируется как премиальный. Компания производит наушники, гарнитуры, всевозможный автозвук и домашние акустические системы. Интересной особенностью German MAESTRO является и то, что при сравнительно небольшой стоимости устройств, которые они производят, им удалось сохранить производство в Германии и не переносить мощности в Китай.

Начало


История German MAESTRO началась в 1962-м году, тогда была открыта компания «MB» (Mikrofonbau), которая выпускала OEM-продукты. Основной продукцией были микрофоны и гарнитуры, а также наушники, которые выпускались под такими брендами как Telefunken, Grundig и ITT. Основателем компании считается амбициозный предприниматель Mr. Kautz, который объединил усилия с братьями Ehmann и Herbert Haun, незадолго до этого покинувшими Beyerdynamic.

Herbert Haun

Очень скоро руководители поняли, что выпуск продукции под собственным брендом может принести более ощутимую пользу. В 1966 году были выпущены наушники и гарнитуры под брендом MB. Нельзя сказать, что первый выпуск собственных устройств пользовался бешеной популярностью, между тем, они нашли своих покупателей и позволили компании оставаться на плаву.

Электретная революция и провал автоответчика


Именно в этот момент в MB приходит талантливый инженер Manfred Schneider, с которым связаны многие знаковые разработки. Именно с него началась эпоха активного развития новых типов динамических и конденсаторных микрофонов, которые стали известны далеко за пределами Германии.



На протяжении конца 60-х — в начале 70-х производство динамических и конденсаторных микрофонов вывело Mikrofonbau в число национальных лидеров. Им было далеко до объемов и ассортимента уже ставших культовыми Sennheiser, но в студиях их продукция ценилась не ниже, а порой и выше, чем конкурирующих гигантов. Стабильный спрос позволяет компании стремительно развиваться, но происходит неожиданное. В 1974-м году на аудиорынке Европы появляются электретные микрофоны. К 1975-му они существенно теснят остальные типы.

MB производили преимущественно динамические микрофоны, на них приходилось около 70 %. Именно этот тип стал временно вытесняться с рынка электретными. Быстро переориентировать производство не удается, и за этим следует потеря большого количества заказов. В отчаянной попытке стабилизировать положение, компания берется за создание автоответчика для Grundig, но в силу специфичности задачи, вновь терпит неудачу. Так в 1975 году MB становится банкротом, сокращает полтысячи рабочих и готовится кануть в Лету.

Первое возрождение и плоский форм-фактор


В том же 1975 году неожиданно появляется датский производитель динамиков Peerless, который приобретает MB, таким образом спасая остатки производства и персонала. Производство возобновляется под новым названием Peerless Mikrofonbau (Peerless MB). Уже к 1976-му году штатная численность вырастает из кризисных 30 сотрудников до 100 человек. Компания разрабатывает и внедряет один из первых в Европе ортодинамических излучателей, излучатель появился в OEM продуктах Dual, Denon, Goodmans, Saba и Telefunken.



В конце 70-х в Peerless MB приходит Jurg Jecklin — в прошлом главный звукоинженер Швейцарского радио. Будучи талантливым изобретателем Jurg Jecklin реализовал в компании целый ряд смелых и передовых проектов. Так были разработаны наушники специальной конструкции Jecklin Float, а также опередившая своё время система для бинауральной записи с эмуляцией акустической тени Jecklin Disc, также известная как OSS (Optimal Stereo Signal). Система включала в себя два ненаправленных микрофона, расположенных на строго определенном расстоянии друг от друга и размещенных под определённым углом. Между микрофонами размещался т.н. акустический диск, служивший для создания «акустической тени».



MB Peerless была уникальной компанией, в которой одновременно разрабатывали динамические, электростатические и ортодинамические излучатели звука.Большинство излучателей создавались для различных моделей и внедрялись в плоские наушники Jecklin Float. Например, выпускались электростатические наушники PMB 1000 и PMB 500 с конструкцией Jecklin Float. Эти наушники стали одним из символов верности воспроизведения своего времени. Позже, за счет необычной формы, фото людей в них из рекламных проспектов стали образом притязательного аудиофила и превратились в мем.



В этом же форм-факторе выпускались ортодинамические PMB 100 и динамические PMB85, PMB85 Dual Action и Silvertone SL. Важно также отметить, что модели Dual Action и Silvertone SL были одними из первых серийных 2-полосных наушников.



80-е динамики, автозвук, MB Quart


К 1983 году компания Peerles достигла всего чего хотела на европейском рынке и продала все подразделения уже изрядно подросшей Peerles MB, немецкой компании Alfred Gotz. Покупатель фактически возвращает историческое название фирмы и с 83-го компания именуется MB-Electronic GmbH. При этом происходит некоторая переориентация и компания начинает выпускать первые в своей истории акустические системы для дома и авто.



Легендарными стали не сами системы, а один из излучателей — титановый твитер. К этому времени устаревшее название продуктов Peerless меняют на Quart. Есть сведения, что японские вендоры, поставлявшие продукцию на рынок страны восходящего солнца, были недовольны, очевидно, неблагозвучным для японцев названием. Чтобы изменить его, к нему добавили уже знакомое многим буквенное сочетание MB (получилось MB Quart). В 1989 году название значительно увеличили: MB Quart Akustik und Elektronik GmbH.

Депрессия девяностых и нулевых


В 1992 году Alfred Gotz покидает компанию и передает руководство Dr. Busch. В этот момент MB Quart отказывается от производства микрофонов. В связи с неоднозначной политикой нового руководителя компанию покидает один из основателей — Herbert Haun. Он покупает часть активов и основывает на базе старого производства MB новую компанию, которая производит исключительно микрофоны MBHO, что расшифровывается как Mikrofon Bau Haun Obrigheim. Компания успешно работает до настоящего времени.



Девяностые являются наиболее бесславным и мрачным периодом в истории компании. Спрос нерегулярный, ассортимент продукции часто меняется, в зависимости от финансового положения варьируется численность. Серьезной проблемой становится конкуренция с более успешными японскими компаниями и европейскими брендами, продукция которых часто уступает тому, что производит MB Quart, но дешевле и известнее.

К 2001-м году компанию опять продают, покупателем становится — Rockford Fosgate. Новые решения опять касаются в основном акустических систем, старые варианты признаны низкорентабельными. Спешно разрабатывается новая серия — VERA.



Линейку наушников и гарнитур не трогают, в силу того, что в конце 80-х они пользуются небольшим, но стабильным спросом, и качественно улучшить в них что-либо крайне сложно, равно как и существенно удешевить без ощутимой потери в качестве.

Несмотря на попытки реорганизации, реинжиниринга и халвинга, осенью 2004-го Rockford Fosgate отказывается от MB Quart, по причине очередного банкротства предприятия. В следующем году владельцем компании становится Maxxsonics USA. Происходит формирование Maxxsonics GmbH в Германии. Однако компания вновь становится банкротом уже через 2 года, в 2007-м.

Новый ренессанс


В попытках снизить издержки Maxxsonics USA, по примеру подавляющего большинства компаний, переносит производство MB Quart в Китай. Ещё через год, в 2008-м подавляющее большинство сотрудников компании покидает её, но топ-менеджмент и инженеры, воспользовавшись помощью частного инвестора, покупают активы бывшей MB Quart, и спешно возвращают производство в Германию в Обригхайм. Компания в очередной раз меняет название и становится German MAESTRO.



В этом состоянии компания существует до настоящего времени. Если говорить об автозвуке, то его ассортимент в последний раз обновлялся в 90-х, а наушники, с незначительными доработками (материал амбушюр, внедрение съемного кабеля, материал мягкой части оголовья) дошли до нашего времени из 1980-х и продолжают пользоваться ограниченным спросом. Характерной особенностью является прочный пластик, который не ломается при значительных нагрузках.

Я ничего не могу сказать о текущем качестве их продуктов, но наушниками 1989-го года QUART PHONE 45x я пользовался до апреля 2020 г. и не очень хотел менять, даже пытался отремонтировать сломанное оголовье (новых нет в продаже, несмотря на заверения производителя в том, что они хотят поддержать купленные ранее товары), чтобы не искать новые.



Буду признателен за мнения относительно проблем компании и её ограниченной известности, при, без преувеличения культовом, прошлом. Возможно кто-то знает больше о судьбе их продуктов, т.к. наушники их компании достаточно тяжело найти в последние 3 года, а сайт выглядит так, как-будто его не меняли с 2008 года.

Джинса:
К сожалению или к счастью у нас в каталоге нет наушников german maestro, но можно приобрести множество разнообразной электроники: телевизоры, акустические системы, наушники, саундбары и многое другое.