За последние 20 лет интернет превратил практически каждого человека в источник публичных данных. Большинство людей, которые что-либо публикуют в сети, хотят что-то донести до окружающих, хотят чтобы это заметили, поняли и в идеале запомнили. Это в равной степени касается бесчисленного множества пользователей социальных медиа, интернет магазинов, СМИ. Не смотря на это своё желание, визуальная коммуникация, по моему субъективному мнению, развивается достаточно медленно.
И это странно, ведь согласно исследованиям визуальная коммуникация значительно эффективнее вербальной. В этом посте о причинах, по которым самым эффективным способом доставить сообщение мозг аудитории является визуальный контент, о современных типах такого контента и о возможных причинах того, почему традиционные вербальные средства пока сохраняют популярность и если не превосходят, то по крайней мере сравнимы по популярности с современным языком визуального контента.
Помимо умозрительных заключений и не слишком подробной и научной маркетинговой статистики, существуют достаточно фундаментальные исследования о том, почему именно визуальный контент является наиболее действенным и лучше воспринимается аудиторией. Косвенно, но очень убедительно об этом свидетельствует исследование нейробиологов из Университета Рочестера.
Ученые доказали, что важнейшим типом восприятия для человека является визуальный. Исследование демонстрирует, что в процессах визуального восприятия задействовано более 50% нейронов коры головного мозга. Это детерминировано первостепенной важностью зрительной информации для человека на протяжении всей его эволюционной истории.
зрительная кора — анализатор, отвечающий за получение мозгом зрительной информации с ним связана внушительная часть нейронов неокортекса, обеспечивающих восприятие, формирование и сравнение образов, взаимодействие со зрительной памятью
Иными словами, человеку на протяжении веков было важнее видеть объекты, нежели слышать, ощущать тактильно или по запаху. Именно этот вид восприятия определил многое в нашей культуре и именно он является ведущим у Homo Sapiens до настоящего момента.
Среди коммерческих исследований на тему эффективности разных типов контента в коммуникации особого внимания заслуживает подробное Not Another State of Marketing Report от разработчиков ПО для маркетологов HubSpot, все участники исследования сходятся во мнении о том, что визуальная коммуникация в несколько раз эффективнее вербальной.
Джон Медина (англ. John Medina) — известный молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся исследованиями в области генетики и нейробиологии в Вашингтонском университете ставит точку в вопросе ведущего типа восприятия у человека. В своем видео ученый демонстрирует, что человек, получив информацию полученная при помощи вербальных каналов коммуникации, например услышав, через три дня сможет воспроизвести лишь 10 % из неё. Тогда как добавление визуализации позволяет усвоить до 65% информации.
Таким образом можно не сомневаться в факте значимости визуализации для восприятия, и, что порой важнее усвоения передающейся информации. Это важно для образования, торговли, журналистики, значимо в проектной работе, где участникам проекта необходимо усвоить большое количество данных.
VR-туры в недвижимости и музейном деле
Форма распространенная в первую очередь в торговле недвижимостью, а также в качестве образовательного и музейного контента. Очень бурно растет и сообщает пользователю впечатления практически идентичные реальным. В торговле недвижимостью сосуществует с испытанными временем рендерами, в музеях с AR и аудиогидами, а в образовании является практически самостоятельным инструментом. Любопытно, что Goldman Sachs в 2020-м прогнозировал совокупную перспективную прибыль от VR в недвижимости ок 2,6 миллиарда долларов до 2025 года.
360 панорамы и 3D-обзоры в интернет торговле
360 photo — это панорамные фотоснимки, не смотря на то, что они известны ещё со времен расцвета аналоговой фотографии, 10 лет назад такой контент вызывал WOW-эффект и считался чем-то необычным. Сегодня к нему привыкают всё больше, особенно покупатели luxuty и premium товаров в сети. Существуют 360 экскурсии по городам и музеям, 360 обзоры домов и квартир.
Сложности, связанные с необходимостью хранить большие объемы, решают такие компании как Cappasity, которые создают SaaS-платформы, позволяющие крупным магазинам хранить трехмерные визуализации своих товаров в облаке и не повышать нагрузку на серверы. Сервис активно использует отечественный ЦУМ и заокеанский American Greetings.
Принципиально иным путём пошла компания Review3, где средствами 3D моделирования создаются 3D обзоры объекта. Компания массово создаёт обзоры популярных товаров и предлагает купить размещение и «прикрутить» обзоры к магазину, воспользовавшись API.
Такой процесс ускоряет размещение контента и серьезно снижает стоимость применения контента. Сервис используют как крупные бренды, например DNS и Яндекс-Маркет, так и небольшие магазины.
Пользовательский визуальный контент социальных медиа
Главный привлекающий фактор такого контент — «живость» фотографий. По сути это самый посещаемый сегодня контент в интернете. Ничего принципиально нового в нем нет, но существуют неписаные форматные рамки, которые продиктованы удобством получения информации в той или иной социальной сети. Особый интерес он представляет для контент маркетинга, но его продвижение, ка и в случае с большинством других решений потребует дополнительных вложений. В отношении соц. сетей действует простое правило, чем выше качество, уникальность и оригинальность визуального контента, тем ниже стоимость его продвижения.
Визуализация, созданная не цифровыми методами в контент-маркетинге
Когда мы говорим о языке визуальных средств, то одной из главных задач контента становится поразить воображение аудитории. Необходимо нечто необычное, существенно отличающееся от того, чем переполнена сеть. Это вернуло к жизни классические методы, например рисунок, живопись или фразы написанные от руки. Это особенно востребовано бизнесом, который нуждается в очеловечивании, в эпоху стерильного контента созданного дизайнерами. Контент из соц. сетей, который служит той же цели уже поднадоел пользователем, а появление среди корпоративного контента рисунков, картин и от руки написанных фраз делает его не только живым, но и незаурядным. Особенно хорошо это играет на контрасте, когда такими кастомными и почти домашними средствами пользуется крупная, известная компания.
Такой вопрос возникает у многих, кто создает современный контент контент и сталкивается с заказчиками, особенно в России. Так торговцы недвижимостью хотят только рендеры игнорируя VR и AR решения. Далеко не все интернет магазины торопятся внедрять 3D-обзоры и панорамные 360 photo, музеи редко предлагают что-то кроме аудиогидов, а визуальный контент крупных компаний редко значительно отличается от отраслевых шаблонов конца 90-х годов прошлого столетия.
По моей эмпирической оценке на 20 оригинальных визуальных решений с применением современных технологий и креативных подходов в российском сегменте приходится 80 совершенно заурядных стандартных решений, который не впечатляли уже 2008 году. Аналогичная история с внесетевыми сценариями использования визуальных средств.
За пределами рунета и России ситуация не намного лучше. Я пришёл к выводу, что основной причиной этого удручающего ретроградства является не готовность лиц принимающих решения воспринимать нечто новое и страх, что новый визуал не будет эффективно работать.
У руля компаний, СМИ и музеев часто находятся люди, которые живут стереотипами прошлого. Они могут впечатлиться новой технологией, но не рискнут применить её в собственном бизнесе, своей организации, для своего проекта. Даже сам тезис о том, что визуальный контент объективно работает более эффективно, для них не очевиден.
Наиболее ригидных руководителей бессмысленно убеждать. Даже если ведущее глянцевое издание о бизнесе напишет, что без этих методов нельзя обойтись, они скорее всего его проигнорируют. Всех остальных убеждают цифры и позитивные примеры использования. Мой знакомый работает на застройщика, и он скептически относился к внедрению VR-туров, пока не узнал, что их использует аукционный дом Sotheby's. Другой открыл интернет-магазин электроники и сопротивляться покупке 3D-обзоров, пока не узнал, что они подняли конверсию у “Связного”. Никакие логические доводы здесь не работают, т.к. большинство из нас заложники собственного опыта.
И это странно, ведь согласно исследованиям визуальная коммуникация значительно эффективнее вербальной. В этом посте о причинах, по которым самым эффективным способом доставить сообщение мозг аудитории является визуальный контент, о современных типах такого контента и о возможных причинах того, почему традиционные вербальные средства пока сохраняют популярность и если не превосходят, то по крайней мере сравнимы по популярности с современным языком визуального контента.
Лучше один раз увидеть и при этом хорошо разглядеть
Помимо умозрительных заключений и не слишком подробной и научной маркетинговой статистики, существуют достаточно фундаментальные исследования о том, почему именно визуальный контент является наиболее действенным и лучше воспринимается аудиторией. Косвенно, но очень убедительно об этом свидетельствует исследование нейробиологов из Университета Рочестера.
Ученые доказали, что важнейшим типом восприятия для человека является визуальный. Исследование демонстрирует, что в процессах визуального восприятия задействовано более 50% нейронов коры головного мозга. Это детерминировано первостепенной важностью зрительной информации для человека на протяжении всей его эволюционной истории.
зрительная кора — анализатор, отвечающий за получение мозгом зрительной информации с ним связана внушительная часть нейронов неокортекса, обеспечивающих восприятие, формирование и сравнение образов, взаимодействие со зрительной памятью
Иными словами, человеку на протяжении веков было важнее видеть объекты, нежели слышать, ощущать тактильно или по запаху. Именно этот вид восприятия определил многое в нашей культуре и именно он является ведущим у Homo Sapiens до настоящего момента.
Среди коммерческих исследований на тему эффективности разных типов контента в коммуникации особого внимания заслуживает подробное Not Another State of Marketing Report от разработчиков ПО для маркетологов HubSpot, все участники исследования сходятся во мнении о том, что визуальная коммуникация в несколько раз эффективнее вербальной.
Джон Медина (англ. John Medina) — известный молекулярный биолог-эволюционист, занимающийся исследованиями в области генетики и нейробиологии в Вашингтонском университете ставит точку в вопросе ведущего типа восприятия у человека. В своем видео ученый демонстрирует, что человек, получив информацию полученная при помощи вербальных каналов коммуникации, например услышав, через три дня сможет воспроизвести лишь 10 % из неё. Тогда как добавление визуализации позволяет усвоить до 65% информации.
Таким образом можно не сомневаться в факте значимости визуализации для восприятия, и, что порой важнее усвоения передающейся информации. Это важно для образования, торговли, журналистики, значимо в проектной работе, где участникам проекта необходимо усвоить большое количество данных.
Обзор современных средств визуального представления контента
VR-туры в недвижимости и музейном деле
Форма распространенная в первую очередь в торговле недвижимостью, а также в качестве образовательного и музейного контента. Очень бурно растет и сообщает пользователю впечатления практически идентичные реальным. В торговле недвижимостью сосуществует с испытанными временем рендерами, в музеях с AR и аудиогидами, а в образовании является практически самостоятельным инструментом. Любопытно, что Goldman Sachs в 2020-м прогнозировал совокупную перспективную прибыль от VR в недвижимости ок 2,6 миллиарда долларов до 2025 года.
360 панорамы и 3D-обзоры в интернет торговле
360 photo — это панорамные фотоснимки, не смотря на то, что они известны ещё со времен расцвета аналоговой фотографии, 10 лет назад такой контент вызывал WOW-эффект и считался чем-то необычным. Сегодня к нему привыкают всё больше, особенно покупатели luxuty и premium товаров в сети. Существуют 360 экскурсии по городам и музеям, 360 обзоры домов и квартир.
Сложности, связанные с необходимостью хранить большие объемы, решают такие компании как Cappasity, которые создают SaaS-платформы, позволяющие крупным магазинам хранить трехмерные визуализации своих товаров в облаке и не повышать нагрузку на серверы. Сервис активно использует отечественный ЦУМ и заокеанский American Greetings.
Принципиально иным путём пошла компания Review3, где средствами 3D моделирования создаются 3D обзоры объекта. Компания массово создаёт обзоры популярных товаров и предлагает купить размещение и «прикрутить» обзоры к магазину, воспользовавшись API.
Такой процесс ускоряет размещение контента и серьезно снижает стоимость применения контента. Сервис используют как крупные бренды, например DNS и Яндекс-Маркет, так и небольшие магазины.
Пользовательский визуальный контент социальных медиа
Главный привлекающий фактор такого контент — «живость» фотографий. По сути это самый посещаемый сегодня контент в интернете. Ничего принципиально нового в нем нет, но существуют неписаные форматные рамки, которые продиктованы удобством получения информации в той или иной социальной сети. Особый интерес он представляет для контент маркетинга, но его продвижение, ка и в случае с большинством других решений потребует дополнительных вложений. В отношении соц. сетей действует простое правило, чем выше качество, уникальность и оригинальность визуального контента, тем ниже стоимость его продвижения.
Визуализация, созданная не цифровыми методами в контент-маркетинге
Когда мы говорим о языке визуальных средств, то одной из главных задач контента становится поразить воображение аудитории. Необходимо нечто необычное, существенно отличающееся от того, чем переполнена сеть. Это вернуло к жизни классические методы, например рисунок, живопись или фразы написанные от руки. Это особенно востребовано бизнесом, который нуждается в очеловечивании, в эпоху стерильного контента созданного дизайнерами. Контент из соц. сетей, который служит той же цели уже поднадоел пользователем, а появление среди корпоративного контента рисунков, картин и от руки написанных фраз делает его не только живым, но и незаурядным. Особенно хорошо это играет на контрасте, когда такими кастомными и почти домашними средствами пользуется крупная, известная компания.
Почему всё это востребовано меньше, чем банальные подходы к визуализации?
Такой вопрос возникает у многих, кто создает современный контент контент и сталкивается с заказчиками, особенно в России. Так торговцы недвижимостью хотят только рендеры игнорируя VR и AR решения. Далеко не все интернет магазины торопятся внедрять 3D-обзоры и панорамные 360 photo, музеи редко предлагают что-то кроме аудиогидов, а визуальный контент крупных компаний редко значительно отличается от отраслевых шаблонов конца 90-х годов прошлого столетия.
По моей эмпирической оценке на 20 оригинальных визуальных решений с применением современных технологий и креативных подходов в российском сегменте приходится 80 совершенно заурядных стандартных решений, который не впечатляли уже 2008 году. Аналогичная история с внесетевыми сценариями использования визуальных средств.
За пределами рунета и России ситуация не намного лучше. Я пришёл к выводу, что основной причиной этого удручающего ретроградства является не готовность лиц принимающих решения воспринимать нечто новое и страх, что новый визуал не будет эффективно работать.
У руля компаний, СМИ и музеев часто находятся люди, которые живут стереотипами прошлого. Они могут впечатлиться новой технологией, но не рискнут применить её в собственном бизнесе, своей организации, для своего проекта. Даже сам тезис о том, что визуальный контент объективно работает более эффективно, для них не очевиден.
Нужно ли с этим что-то делать?
Наиболее ригидных руководителей бессмысленно убеждать. Даже если ведущее глянцевое издание о бизнесе напишет, что без этих методов нельзя обойтись, они скорее всего его проигнорируют. Всех остальных убеждают цифры и позитивные примеры использования. Мой знакомый работает на застройщика, и он скептически относился к внедрению VR-туров, пока не узнал, что их использует аукционный дом Sotheby's. Другой открыл интернет-магазин электроники и сопротивляться покупке 3D-обзоров, пока не узнал, что они подняли конверсию у “Связного”. Никакие логические доводы здесь не работают, т.к. большинство из нас заложники собственного опыта.
Использован фотоконтент:
verniedruzaj.ucoz.ru/news/distancionnyj_onlajn_kurs_dlja_pedagogov_i_ne_tolko/2017-12-03-243
fashions-girls.ru/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%84%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D1%81.htm
www.gizmodo.com.au/2014/03/photo-wizard-warps-reality-invokes-interdimensional-wormholes-on-earth
fashions-girls.ru/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%84%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D1%81.htm
www.gizmodo.com.au/2014/03/photo-wizard-warps-reality-invokes-interdimensional-wormholes-on-earth
Bedal
Вообще-то как метод подачи информации — визуализация низкосортна. В этом легко убедиться, попытавшись понять, почему исторически люди начали передавать информацию речью, а потом повысили битрейт, перейдя к письменности.
Массовый возврат к аудио, а сейчас и видео-подаче материала означает только лишь деградацию информационного обмена между людьми, которые просто существуют, а не делают что-то значимое.
smirnov_dm
А вы не задумывались о том, что методы визуальной подачи информации несколько усложнились? Что привело к их большей коммуникативной эффективности. Визуальный контент сегодня зачастую интегрирует как аудиальный, так и текстовый. Cоответственно популярность видео-подачи материала, как и более прогрессивных методов VR, АR и 3D контента, никак не свидетельствует о деградации информационного обмена. Ваш тезис о значимости вообще никак не связан с методами подачи информации, так как люди использующие для коммуникации такой контент могут как «делать что-то значимое», так и «просто существовать». Более того для того, чтобы рассуждать о значимости, следует, пожалуй, сначала определить критерии этой значимости, дабы не рассуждать о некой субъективной абстракции, которая понятна только вам.
Bedal
Хочешь жни, а хочешь — куй… а мозг остался прежним. И визуальная подача, равно как и аудио — низко
сортныескоростные. Если человеку нужно что-то узнать, нужно про это читать.VR, AR, xD — это совсем другое, именно дополнение зрительной картины. Они ничего не меняют в способе усвоения информации мозгом. Ровно то же — если нужно низкоуровнево, зато быстро, подать информацию на вход — подсвечиваешь важное красным. Если же нужно выдать хоть немного больше информации — без надписей не обойдёшься.
Ещё раз: информация, подаваемая в аналоговом виде — низкий уровень и очень низкая пропускная способность. Нужно потреблять больше информации — добро пожаловать в тексты.
Если же этой самой низкоуровневой подачи достаточно — то это интерфейс для той самой категории людей.
smirnov_dm
Если человеку нужно что-то узнать, то не всегда нужно об этом читать. Если мы говорим, допустим, об информации, где вербализация не даёт достаточного представления о предмете, то значительно эффективнее и быстрее на это смотреть. Значительно проще понять, что представляет из себя квартира, например, если речь о коммерческом применении, использовав VR-тур, и быстрее, а не пытаться формировать образ по текстовому описанию и списку характеристик. Речь именно о практическом применении, конкретных форм контента. Таким контентом пользуются практически все, так как он удобнее и информативнее. Значимость визуального контента для коммуникации сложно переоценить. В статье, к слову, есть нейрофизиологическое объяснение, основанное на количестве нейронов новой коры, занятых в визуальном восприятии и обработке визуальной информации. К слову, упомянутый вами текст — это также визуальная информация — графические символы).
Bedal
никто и не говорит, что от «аналоговых входов» нужно отказаться. Но смысл поста ведь совсем не о том — а именно о подмене текста картинками. И о том, что это хорошо. Нет.
smirnov_dm
Я иначе понял смысл поста, там про отказ от текста ничего вроде не было.
Bedal
Sound_cULT Автор
Я не писал об отказе от вербальной коммуникации, я рассматривал конкретные случаи в которых визуальная коммуникация более эффективно и писал о том, что в этих случаях компании парадоксально редко её используют. Писал, что в силу некоторого традиционализма люди принимающие решения не торопятся внедрять новые типы контента в тех отраслях, где они могут быть действительно востребованы, хотя технологических ограничений на их внедрение нет. И если мы говорим о коммерческих решениях — это фактически замедляет наступление ожидаемого будущего, является тормозом прогресса. Условно уровень технологий позволяет вам посетить Лондонский музей естествознания сидя на диване в Москве, или выбрать дом на Бали, но соответствующий контент пока не создан, и казалось бы заинтересованные отрасли очень медленно и выло реагируют на появление технологий.
Bedal
да ладно :-) Все мы тут облегчаем природе задачу выживаемости идиотов.
Но надо понимать, думаю, что это не радостно и не хорошо, а просто способ получить деньги, удовлетворив потребности миллиона леммингов.
Sound_cULT Автор
Мне думается, что вы излишне радикально смотрите на проблему и при этом слишком критично относитесь к людям. Корректным назвать сравнение с грызунами также не могу. Сорри. Понятно, что в внушительная часть человечества несколько обделена интеллектом, но такое положение вещей существовало на всём протяжении существования нашего вида. Более того, количественно (не берусь сравнивать в процентном соотношении) людей интеллектуально развитых в последние два века стало больше, что обусловлено усложнением (с интеллектуальной точки зрения) человеческого труда.
Bedal
«Миллион леммингов» — разве ж это про грызунов?
но раньше окружающая среда заставляла их как-то напрягаться, тянуться. А сейчас — нет, зачем? Для полного покрытия потребностей в пром.изделиях нужно ~5% населения, в сельхозпродукции ~10-15%. Остальные отдыхают. Тысячи лет трудов и бедствий кончились, сейчас бедствие — это когда маску заставляют носить.
Какие именно массовые занятия интеллектуально усложнились, не подскажете?
Про единицы процентов яйцеголовых не говорю, с ними (нами :-) всё ясно — а вот массово — какие?
Sound_cULT Автор
«Какие именно массовые занятия интеллектуально усложнились, не подскажете?» подавляющее большинство. Компьютеризация призванная облегчить ряд процессов с другой стороны стимулировала человечество к освоению не свойственных ранее навыков, предрасположенность к освоению которых не была заложена генетически, что привело к появлению принципиально новых нейронных связей. Каким бы примитивным вам(в силу возраста, о котором вы упомянули) не казалось будущее поколение, оно неизбежно будет сложнее предыдущего, на уровне нейробиологии. Будущее, вероятнее всего, за исчезновением примитивного физического труда и автоматизацией массового производства. Это гарантированно изменит представление о человеческом труде, уже изменило, и все социальные аспекты с ним связанные, социальные лифты, распределение благ и т.д.
Bedal
Не, это блабла. Назовите одно конкретное — и обсудим.
Только не надо приводить в пример программирование :-) В нём как раз очень ярко проявляется падение необходимых интеллектуальных усилий, вся история перед глазами.
Это гарантировано убирает вообще потребность в труде для большинства населения. И уже сейчас создаёт серьёзные социальные проблемы, хотя, в сравнении с тем, что будет — пока мизерные.
Sound_cULT Автор
Если конкретно, то Начиная от кассира, которому порой нужно самостоятельно восстанавливать соединение от терминала до управляющего устройства, которое отправляет транзакцию, заканчивая автослесарем, который без навык компьютерной диагностики не сможет нормально заработать. Я не говорю о всестороннем интеллектуальном развитии, эрудиции, невербальном интеллекте и эмоциональном интеллекте и т.д. Нет — в этом плане всё плохо как раз.
Я говорю о том, что физического труда стало меньше, интеллектуального больше.
Bedal
И как это он восстанавливает соединение? Интеллектуально видит красный квадрат сообщения на экране и нажимает «перезагрузить»? Или в сложных случаях кабель передёргивает — интеллектуально?
Вы серьёзно считаете, что пользование компьютерным диагностом требует большего напряжения ума, чем личная диагностика? На самом деле процесс думания вообще исключается, сводится к знанию, куда подключить сканер, чтению сообщения на экране. Всё, продиагностировал.
Труда стало меньше в целом. Выросла доля не-физического труда, но я никак не могу назвать эту долю интеллектуальной. Бухгалтер сто лет назад был интеллектуалом, сейчас это пользователь 1С. От него даже умения считать не требуется.
Водитель для получения профессиональных прав в 50-е годы должен был показать множество знаний вплоть до определения марки металла по цвету искры на наждачном круге. Что водителю требуется сейчас, кроме собственно рулекручения?
Пользование интеллектуальными инструментами не означает интеллектуального труда, чаще всего — наоборот.
А наша с вами работа — эти самые инструменты создавать. И порождать «наоборот». Это не плохо и не здорово, просто это так и есть.
Sound_cULT Автор
Мне кажется, что вы как-то узко понимаете интеллект. Называя не физический труд не интеллектуальным и сильно примитивизируете (утрируете) описывая профессии и процессы о которых мы говорим. Безусловно эти люди не ученые, и не творческая интеллигенция, но для эффективного выполнения обязанностей им нужно как минимум быть опытными пользователями ПК, разбираться на уровне пользователя в работе операционных систем с которыми работает их оборудование, освоить ПО, которое они применяют — это требует как минимум базового понимания работы устройств обработки данных. Но это всё в теории, на самом деле всё сложнее. Например, чем сложнее авто и чем выше технологический уровень систем в них заложенных, тем больше знаний (в том числе и теоретических) должно быть у автослесаря для того, чтобы произвести ремонт, особенно если он ремонтирует. Не спорю, ряд процессов упростился до правильной замены деталей или юблоков, но другие усложнились. Например даже подключение некоторых диагностических систем требует понимания работы интерфейсов. В авто появилось много электроники, что требует от работников сервиса значительных знаний о работе и ремонте таких систем. Ваш тезис о том, что не нужно думать мне понятен. Но это в теории, на практике думать нужно. Технологическое развитие пока не привело нас к тому моменту, когда оно будет угрожать нам видовой деградацией. Возможно, безусловно я обманываюсь и хочу слишком хорошо думать о людях. Более того, мы живём в мире очень доступной информации. И большинство сведений доступны. Люди могут повышать интеллектуальный уровень практически без ограничений, популярность многочисленных курсов — свидетельство интереса к знаниям. Понятно, что это не академическое образование, но списывать со счетов это не следует.
Bedal
Вы очень характерно уходите в общие рассуждения о высокой роли простого лемминга в интеллектуальном успехе популяции.
что за чушь, о каком понимании Вы пишете? Могу на спор с Вами сделать ролики со всеми известными мне мастерами (а можете Вы снять), где они будут отвечать на вопрос «что такое OBDII». Спойлер: ответ будет «это колодка, куда надо подключать диагностический аппарат», а все знания особенностей сведутся к вспоминанию, где именно эта колодка находится на конкретной модели.Конкретно: раньше кассир должен был уметь умножать в уме, чтобы вывести стоимость из веса и цены.
Сейчас что в его работе есть сравнимого по интеллектуальной сложности? На запомнить «нажать зелёненькую кнопку», а подумать, выполнить умственную операцию.
Дальше — автослесарь или давайте уж говорить об автодиагносте:
Безусловно, уже привело, но пока не настолько критично, чтобы это явно бросалось в глаза.
Гораздо меньше. Не могли бы Вы привести пример Вашего использования чего угодно, но изменившегося во времени. Ну, не знаю, скажем, карбюраторных жигулей и теслыS… чего угодно. Не назовёте?
А кто сказал плохо думать? Просто от них меньше требуется думать, и, сообразно природному стремлению экономить силы, они этой возможностью пользуются вовсю.
Мочь-то могут, но фактически наоборот, растёт отсутствие необходимости запоминать и обрабатывать информацию. Её можно найти и получить уже в обработанном виде.
визуальных курсов :-) где два месяца курсов соответствуют получасовому чтению книги.
Вы не учитываете ещё кое-что. Вам (как и многим) кажется, что всеобщее образование — абсолютное благо и исконное человеческое стремление. На самом же деле это всего лишь исторический феномен, одна из особенностей классического капитализма. Производство состояло из множества станков, пользование которыми требовало немыслимой по нашим временам квалификации. Даже посредственный рабочий должен был уметь читать чертежи — Вы умеете?
Результатом явилась немецкая система всеобщего политехнического образования (которая нам известна как чудесное советское образование) с всеобщим средним, математикой вплоть до интегралов, химией и физикой.
Но… классический капитализм кончился довольно давно. Постиндустриал — это не красивое слово для раздражения коммунистов, это реально отличающейся от капитализма способ производства (термин Маркса) и, как следствие, классически-капиталистическая модель деньги-товар-деньги сменилась на другую.
Роль подавляющего числа рабочих на современных производствах состоит в умении поставить деталь на станок и снять её. Ровно потому возник тот кризис образования, о котором сокрушаются во всём мире: это образование просто не требуется.
Да, требуется небольшое количество очень квалифицированных — но такое всегда наберётся, всеобщего образования для этого вовсе и не нужно.