В работе и быту нам часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заводят в тупик, хотя кажется, что их решение лежит где-то на поверхности. «Эх, мне бы сейчас чужие мозги», — думаете вы. К счастью, операция необязательна, достаточно использовать МФО, РВС, детский язык и маленьких человечков! Не переживайте, это научно подкрепленные методы, которые заставляют мозг работать иначе. Вместе с ведущими телеграм-канала Креативность 101 разбираемся с феноменом инерции мышления и преодолеваем психологические барьеры.
Эта и другие статьи раньше всего выходят в блоге на нашем сайте. Приятного чтения.
Предисловие
Попробуйте быстро ответить на вопросы: Чему равно два в квадрате? А четыре в квадрате? А пять в квадрате? А угол в квадрате?
Удалось ли вам так же быстро ответить на последний вопрос, как и на предыдущие три? Вероятно, вы не сразу переключились с возведения чисел во вторую степень на градусы углов в равностороннем прямоугольнике. А ведь если бы последний вопрос стоял отдельно (Чему равен угол в квадрате?), то ответ на него последовал бы куда быстрее. Это пример инерции мышления — когда мы мыслим «по накатанной» и нам сложно переключиться на новую информацию.
В повседневной жизни инерция мышления полезна и необходима, она позволяет экономить энергию и делать то, что работало раньше. Но она же мешает заметить проблему и найти лучшее решение, создавать нечто новое. Инерция мышления есть у всех. У профессионалов в своем деле, возможно, она даже сильнее, ведь они уже знают, как было правильно, из-за чего сложнее решиться на изменение метода. Но то, что было правильным когда-то, не означает, что это актуально и сейчас.
Например, некоторых старых конструкторов нефтезаводов сложно переубедить, что сейчас можно использовать трубы новых марок с другой толщиной стенок, потому что то, как они делали раньше, работало. Однако новые технологии объективно работают лучше.
Инерция мышления с точки зрения работы мозга
Физиолог Иван Павлов ввел понятие «динамического стереотипа». Грубо говоря, это значит, что произошло действие, которое повлекло за собой череду реакций в мозгу: одни центры возбудились, другие были подавлены, и все это в определенной последовательности и взаимодействии сформировало стойкую привычку или стереотип. С точки зрения выживания или инстинкта самосохранения, то, что уже когда-то сработало, лучше, чем то, что только может сработать. Поэтому мозг будет воспроизводить стереотипные действия, лишь бы не оказаться в пугающей неизвестности и потенциальной опасности — даже если эти действия уже не приводят к изначальному положительному эффекту.
Нарушение привычного образа действия приводит к сильному стрессу. Есть даже таблицы стрессовых событий и относительных баллов, которыми они измеряются. К ним относятся, например: смена досуга (34 балла), и развлекательная поездка (33), и изменение условий труда (43) или смена профессии (50). Поэтому сложно просто так взять и начать что-то делать по-другому — мозг избегает лишнего стресса.
Так что же можно сделать, чтобы ослабить инерцию мышления? Генрих Альтшуллер (советский писатель-фантаст, изобретатель, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности еще в середине прошлого века заметил, что инженеры, увлеченные научной фантастикой, изобретают смелее, не боятся дерзких и необычных идей при решении задач с помощью ТРИЗ. То есть преодолеть инерцию мышления им помогают фантазия и воображение. Позже были выделены специальные операторы гашения инерции мышления, которые, среди прочего, помогают развивать творческое воображение. Рассмотрим некоторые из них.
1. Метод фокальных объектов (МФО)
Один из инструментов – это метод фокальных объектов (МФО). Представьте себя с волшебной палочкой в руках, которая позволяет переносить свойства одного предмета на другой. Используйте свойства или признаки случайно выбранных объектов для совершенствования своего объекта путем переноса на него выбранных характеристик.
Как использовать такой метод:
- Ставим цель (для чего?).
- Выбираем объект, который будем «совершенствовать».
- Выбираем любые другие слова (можно взять словарь, ткнуть пальцем в любое слово — это будет идеальным словом, и лучше таких слов выбрать несколько).
- Определяем и выбираем их свойства.
- Применяем свойства к фокальному объекту.
Пример: нам нужно изменить стул, придумать с ним что-то новое. Выбираем несколько произвольных слов (у меня это – холодильник, окно, игрушка). Определяем свойства выбранных слов: холодильник (большой, холодит, высокий, серый, на нем магнитики, двухкамерный), окно (прозрачное, пластиковое, открывается в разных вариациях, с москитной сеткой), игрушка (мягкая, приятная на ощупь, имеет части тела, легкая). Теперь применяем выписанные свойства к нашему изначальному объекту. Большой стул, стул с охлаждением, стул с высокими ножками, стул с высокой спинкой, металлический стул, магнитный стул, двухместный стул, прозрачный стул, пластиковый стул, стул-трансформер, стул с вентиляцией, стул с куполом из москитной сетки, мягкий стул, стул, покрытый материалом, который приятно трогать, стул, который можно обнять, стул из суперлегкого материала. Есть из чего выбрать, правда?
Что можно сделать при помощи МФО?
- Преодолеть инерцию мышления;
- Развить творческое мышление, фантазию и воображение (соединяйте несоединимое);
- Получить в результате применения метода направление совершенствования (оригинальные модификации, неожиданные потенциальные свойства объекта — например, книги стали водонепроницаемыми, чтобы дети смогли с ними купаться);
- Выявить новые сферы применения объекта (например, винную бутылку сплющили, и она стала тарелкой в ресторане);
- Создать необычные заголовки статей, сюжеты произведений, цепляющую и эффективную рекламу;
- Развить речь, воображение у детей дошкольного возраста («А давай представим, что ложка была бы не прочная, а как тарелка — хрупкая? Такие ложки есть? А если она была бы прозрачной, как стакан? А если бы она была большой или маленькой? Или пушистой?»).
2. Детский язык или «Попробуй объяснить ребенку»
Другой способ ослабления инерции мышления — детский язык. Не тот, который сю-сю-му-сю, а на которым вы бы говорили с человеком, далеким от вашей профессии. Когда вы описываете проблему профессиональными терминами, эти термины навязывают соответствующее им содержание. Нужно уметь представить вопрос так, чтобы его понял даже ребёнок, то есть раскрыть суть.
Смысл — описать проблему не профессиональными терминами, а бытовыми (чаша, верёвка, палка, ведро), функциональными (держалка, копалка, след оставлялка), универсальными (штуковина, фиговина, вот эта вот хрень, которая делает так…). Примеров, когда профессиональные термины заменяются функциональными, много: в шиномонтаже, на строительной площадке, и даже дома мы часто называем вещи по их функциональным признакам.
Как использовать детский язык?
- Кратко и четко, заменив термины простыми «детскими», функциональными понятиями, изложить содержание трудной, длительно неразрешаемой, актуальной управленческой или технической проблемы.
- Кратко описать общую обстановку, акцентировать внимание на нежелательном эффекте.
- Нарисовать условную схему.
Пример: на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана. Когда металл из него убирали, приходилось подогревать даже пустой чан, иначе при дальнейшем использовании на холодных стенках образовывалась накипь.
Если данную проблему пытаться объяснить ребёнку, выйдет следующее: висит пустой котелок, его нужно подогревать, но часть тепла уходит вверх, не коснувшись самого котелка, да и сам котелок быстро остывает, потому что сверху большое отверстие, через которое это тепло уходит. И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена.
3. Метод маленьких человечков (моделирование маленькими человечками)
Следующий способ уйти от стереотипности мышления и мыслить через ассоциации – это использовать маленьких человечков (почувствовать себя фараоном с армией рабов).
Суть — во-первых, выявить место проблемы и изобразить его в виде маленьких человечков, отображающих то, что там происходит. Во-вторых, изобразить то, что требуется сделать.
Как использовать?
- Определяем то, что надо изменить (улучшить, исправить, устранить ошибку, доделать).
- Пишем, что будет Идеальным конечным результатом (ИКР).
- Рисуем зону и маленьких человечков, которые выполняют задачу.
- Видим, что они делают, и решаем проблему без них.
Человечки умеют выполнять всё (бегать, прыгать, держаться друг за друга, отпускать руки, вообще всё), и не надо задумываться, как они это сделают. Важно выяснить только то, что они должны делать, остальное несущественно.
Пример: решение задачи скопившегося снега в водосточных трубах. Многократно оттаивая и замерзая, снег превращается в ледяную пробку, а потом при потеплении падает вниз, ломая трубу. Получается, что ледяная пробка не должна падать вниз. ИКР — пробка сама не падает вниз, пока не растает.
Рисуем человечков в трубе (много человечков), которые держат пробку. На что похоже? На цепь! Пока пробка висит на цепи, она не упадёт бомбой вниз и не сломает трубу, а будет стекать постепенно.
Методом маленьких человечков пользуются в разных областях, не только технических. В логистике, медицине, школьном образовании. С его помощью можно объяснять сложные процессы, его используют в корпоративных обучениях, где в качестве маленьких человечков выступают сами сотрудники.
Например, как представить ортодонтическое лечение методом маленьких человечков? Вот зубы, они немного неровные. На каждый зуб прямо по центру крепится маленький человечек, который будет тянуть зуб к дуге, чтобы все человечки выстроились вдоль этой дуги. Но человечки могут тянуться не только к дуге, они могут тянуться вообще куда захотят, надо только придумать, куда. Если нужно быстрее совместить верхний и нижний зубной ряд, то свободные человечки потянутся от одних к другим (натянули эластики). Если нам нужно внедрить в кость какие-то зубы или наоборот немного вытащить, то представляем, что бы делали человечки в таком случае. Нашли бы опору, относительно чего это сделать. Мини-винт, вкрученный в кость, подойдет. Теперь человечки могут продолжать свою работу.
Если зашли в тупик в решение вопроса, применяйте этот метод, заставьте работать много маленьких человечков.
4. Оператор РВС (размер, время, стоимость)
И последний на сегодня способ приглушить инерцию мышления – это стать оператором размера, времени и стоимости и представить себя человеком, меняющим реальность. Оператор РВС не решит вашу задачу, но с его помощью можно получить несколько необычных направлений решения. Суть его заключается в том, чтобы мысленно:
- Увеличивать размеры объекта до бесконечности, а затем уменьшать до минимума;
- Увеличивать время действия на объект до бесконечности, а затем сокращать до минимума;
- Увеличивать стоимость объекта до бесконечности, а потом уменьшать до минимума.
Пример: В длинную узкую трубу нужно проложить провод. Если мысленно увеличить трубу до больших размеров, то представляется тоннель, и способ прокладки становится более понятным (надо просто взять провод и пронести, осталось придумать, кто это сделает).
Если представить, что времени бесконечно много, то провод сам может обрасти панцирем-трубой. Если же времени только секунда, то можно запустить ракету, выпущенную в трубу, на конце которой шнур пролетает в трубе.
Со стоимостью так же: представляем, что денег бесконечно много, и тогда можно запустить нанороботов, которые протащат провод или даже сконструируют его прямо там. Ну, а если денег почти нет, будем пользоваться подручными средствами.
А вот как работает оператор РВС в более бытовом ключе, например, в организации работы дома:
Размер. Что, если бы ваше рабочее место было огромным? Как бы вы организовали его? Например, отодвинули всё мешающее и отвлекающее как можно дальше. А если вы представите ваше рабочее место настолько маленьким, что вам бы пришлось работать стоя?
Время. Увеличиваем время того, что вам нужно сделать в течение недели до года. Как теперь организовать работу? А если есть только секунда? Что нужно сделать прямо сейчас?
Стоимость. У вас есть миллион, чтобы справиться с рядовой задачей. Как бы вы его потратили? Возможно, что-то делегировали? А если денег нет совсем? Может, самое время что-то освоить и сделать самому?
Итак, мы рассмотрели инерцию мышления и некоторые способы вырваться из ее плена. Психологические барьеры будут снижаться по мере того, как вы систематически развиваете творческое мышление — с помощью представленных выше методов и научно-фантастической литературы. Не бойтесь в самом начале генерировать странные или даже бредовые идеи. Позже они могут натолкнуть вас на сильные решения, которые изначально вы бы даже не стали рассматривать.
А вот еще один способ, на этот раз как сэкономить — промокод HABR дает дополнительную скидку 10%, которая суммируется со скидкой на баннере.
- Обучение профессии Data Science с нуля
- Онлайн-буткемп по Data Science
- Обучение профессии Data Analyst с нуля
- Онлайн-буткемп по Data Analytics
- Курс «Python для веб-разработки»
Eще курсы
- Профессия Веб-разработчик
- Профессия iOS-разработчик с нуля
- Профессия Android-разработчик с нуля
- Профессия Java-разработчик с нуля
- Курс по JavaScript
- Курс по Machine Learning
- Курс «Математика и Machine Learning для Data Science»
- Продвинутый курс «Machine Learning Pro + Deep Learning»
- Курс по аналитике данных
- Курс по DevOps
- Профессия UX-дизайнер с нуля
- Профессия Web-дизайнер
le1ic
«угол в квадрате» — так не говорят, это искусственно выдуманная фраза. Она меня и отдельн ов ступор вводит. «Угол квадрата» «угол у квадрата»
one-two
le1ic
Вы сами-то текст читали? «Так получается потому, что каждый УГОЛ КВАДРАТА...»
DenisSel
«Угол в квадрате» действительно сильно сбивает, но с другой стороны хорошо иллюстрирует инерционность мышления, что требовалось автору.
uhf
Это не инерционность мышления, а работа «корректора ошибок», который смысловую белиберду вида «угол в квадрате» преобразовал в валидное «угол квадрата».
Exchan-ge
Откуда такая инфа?
В 80х одной из основных задач, поставленных разработчикам специализированных отделов нашего НИИ в составе НПО — была задача снижения толщины обечаек и трубопроводов до наиболее оптимального уровня.
Тогда удалось снизить расход нержавеющей стали и алюминия практически вдвое.
Удалось это именно за счет того, что конструкторы постоянно держали руку на пульсе всех достижений металлургии.
(а вот нам, технологам, эти достижения тогда добавили массу проблем, так как варить нержавейку с толщиной стенок менее 1 мм — задача весьма сложная)
Exchan-ge
Да. И если бы не последующий текст — я бы вообще не заметил какого-либо подвоха.
omlk2011
Ага, двоечник в школе подошел к доске для решения задачки по тригонометрии и использовав ваш способ мышления, сразу все решил — «зачем напрягать мозги если 2 и 5 это только цифры» :)
Gasaraki
Для этого им надо показать методическое указание либо таблицу соответствия характеристик. Без данных документов все это проектирование не стоит ничего.
Инженер это не тот кто придумывает нестандартное, а тот кто способен из стандартного создать то что нужно. Потому что последующим инженерам надо будет это поддерживать.
Нестандартное придумывают исследователи, это вообще отдельная категория мышления.
dbalabanov
ТРИЗ торт или не торт?
Exchan-ge
Отношение к ТРИЗ у абсолютного большинства советских инженеров было ироническое.
Так как все примеры задач, которые приводились в ТРИЗ, по сути своей были сферическими конями в вакууме.
Например:
«на сталелитейном заводе пытались сэкономить газ для подогрева плавильного чана… И если тепло уходит вверх, то что можно сделать, чтобы тепло сохранялись в пустом котелке? Перевернуть! Теперь тепло не уйдёт дальше, чем дно котелка. Задача решена»
У реального инженера тут же бы возникли задачи — а) чем перевернуть чан, возможно ли сделать это на имеющемся оборудовании, б) найти место для хранения перевернутого чана, в) обеспечить технику безопасности при переворотах и хранении чана (кстати, самый сложный момент, потому как можно и под статью попасть, если что)
Поэтому реальный инженер сделал бы закрывающую чан крышку (в нашем случае — крышка была сдвижная и складывалась как гармошка :)
dolovar
Не планирую пользоваться, поскольку очевидно, что речь идет о средней температуре по больнице, но для общего образования интересно.
Навскидку нашел подобную таблицу с баллами в методике определения стрессоустойчивости Холмса и Раге, но там нет «развлекательной поездки на 33 балла».