4-июня глава китайского подразделения ARM (Arm China) отказался сдавать полномочия и нанял частную охрану для защиты штаб-квартиры от въезда нового руководства или представителей ARM. Британское крыло ARM и его японские владельцы из SoftBank в растерянности. Они утверждают, что от конфликта первыми пострадают китайские разработчики.
Мятежный руководитель Arm China Аллен Ву (Allen Wu) был смещён со своего поста после принятия соответствующего постановления советом директоров британской компании ARM LTD, которая, в свою очередь, принадлежит японской компании SoftBank Group Corp. Увольнение случилось как бы на основании выявленных «нарушений правил поведения» (breaches of conduct) со стороны директора; подробности при этом не раскрывались. Вопреки практике, Аллен Ву отказался покидать пост и озаботился охраной штаб-квартиры Arm China в Шэньчжэне, куда запретил допускать руководителей британской «мамы». Поскольку печать и другие атрибуты руководителя Arm China остались у мистера Ву, деятельность ARM на территории Китая оказалась невозможна.
Фактически, таким образом, «работа по поддержке производителей чипов в КНР заблокирована.» По крайне мере именно так оценивает ситуацию европейский Arm.
В официальном заявлении изданию Bloomberg от Arm Ltd. сообщается, что «господин Ву распространяет ложную информацию и формирует культуру страха и растерянности среди сотрудников Arm China… Это уже поставило под угрозу полупроводниковые инновации в Китае, поскольку он попытался блокировать критически важные коммуникации и поддержку наших китайских партнеров в вопросах текущих и будущих дизайнов чипов».
Бывший и де-факто действующий глава китайского подразделения утверждает о незаконности его увольнения и продолжает работать до сих пор, а британская ARM LTD тщетно взывает к властям Китая, угрожая осложнением всякой деятельности в стране.
Интересно отметить, что юридически у ARM LTD и SoftBank не так много прав по отношению к своей китайской дочке. Ещё в 2018 году, опасаясь санкций со стороны Европейского Союза, а Великобритания формально не подчиняется Белому дому и играет условно самостоятельно, контрольный пакет акций китайского подразделения в объёме 51 % был передан на баланс местным инвестиционным институтам. Также права лицензировать ядра и архитектуру ARM были переданы подразделению Arm China. Тем самым глава китайского подразделения — сам себе хозяин вплоть до продажи лицензий. И ведь он даже не отказывается делиться выручкой с SoftBank! Подкопаться к нему с точки зрения права практически невозможно.
Но для британской ARM все это — только часть беды. Дело в том, что сама компания не производит процессоры, а лишь разрабатывает их. Все заводы находятся в Китае, и в роли связующего звена между ними и штаб-квартирой в Кембридже как раз выступает ARM China. То самое подразделение, что «захватил» Ву. Arm China имеет право самостоятельно вести коммерческую деятельность, то есть заниматься вопросами лицензирования архитектуры ARM, поддержки и совместных разработок в отношении китайских чипмейкеров. В частности, естественно, и пресловутой Huawei, точнее подразделения последней — HiSilicon.
Более того, пока у власти Arm China гражданин Китая, процессу лицензирования китайскими компаниями технологий ARM ничто не угрожает, а вот в ином случае всё может быть совсем наоборот. Хотя британская «мама» и SoftBank твердят, что сложившаяся ситуация не даёт китайским разработчикам напрямую консультироваться и взаимодействовать с британскими и японскими разработчиками одноимённых архитектур.
Очевидно, что все эти события происходят во время развернувшейся конфронтации между минторгом США и китайскими производителями электроники — Huawei, ZTE, Inspur и др. Суть их одна — фактические санкции против китайских компаний, причем не единичные, а по сути уже ковровые. Ограничения для TSMC по Huawei — очень яркий пример. Intel запрещают поставлять серверные чипы для Inspur. Ограничения по отношению к Huawei со стороны Google. И множество других прецедентов последнего времени в том же духе.
Британия, кстати, к этим санкциям четко присоединилась — скажем, в отношении телекоммуникационного оборудования Huawei для 5G. И вообще понимается главным союзником Америки в этой торговой войне.
На таком тревожном фоне нарастают опасения китайцев (как властей, так и бизнеса), что проблемы могут назреть и по линии открытой для лицензирования архитектуры ARM. А тут еще какое-то «мутное» смещение руководства местного офиса, отвечающего за саппорт основной архитектуры мобильных процессоров…
Есть и еще один момент, значимый в этой ситуации. А именно то, что SoftBank собирается продать бизнес Arm. Акции компании последнее время выросли, и японцы решили реализовать пакет по хорошей цене в 40-45 млрд. долл. При этом среди покупателей упоминаются главным образом американские компании, в особенности Nvidia. А это Китаю сейчас точно не нужно.
И вот, Аллен Ву делает (не без благословления правительства Китая) рейдерский захват ключевого предприятия по разработке чипов на территории Китая. И пока мистер Ву остается главой этого предприятия, торговая война с Америкой для Китая еще не проиграна. После покупки Arm компанией Nvidia, которая принадлежит США, разработка микропроцессоров или выдача лицензий для Китая «внезапно» может прекратиться. А процессоры на архитектуре ARM стоят практически во всех мобильных устройствах — в смартфонах, планшетах и даже «умных» часах.
В это время техноинвесторы предсказывают, что покупка Arm компанией Nvidia не состоится. А основатель Arm Герман Хаузер требует у правительства Великобритании запрещения сделки с Nvidia.
Аллен Ву был назначен президентом ARM в Китае в январе 2013 года. Он присоединился к ARM в 2004 году и занимал должности регионального менеджера и вице-президента по продажам. До ARM Аллен был вице-президентом по корпоративному маркетингу в Arasor, постоянным предпринимателем в NEC America и основателем AccelerateMobile. Он занимал должности отдела продаж и инженера в компаниях Mentor Graphics, LSI Logic и Intel в Кремниевой долине. Аллен имеет два патента США на методологию проектирования интегральных схем.
podde
"Война и немцы".
Эффектно, конечно.
Хотя международный беспредел по сути.