Ролевые игры вновь на пике внимания. В 2025 году уже успели выйти такие хиты как: Kingdom Come: Deliverance 2, с глубоким реализмом и исторической достоверностью описания Средневековья; визуально чарующая Claire Obscure: Expedition 33 про поэтическое и мрачное путешествие по развалинам цивилизации; ремастер Oblivion, который возвратил игроков к истокам великой эпохи классических RPG.

Но не все RPG ассоциируются с мечами, магами, драконами, прокачкой уровней и героическими подвигами. В тени масштабных проектов живёт другое измерение жанра — более тихое, абсурдное, порой тревожное. Там, где герой может оказаться пьяницей, ребенком, сновидцем без слов или водителем авто в бесконечной дороге. Там, где уровни не измеряются опытом, где не важно, сколько у тебя очков силы или какая броня на тебе надета.

Иногда игровые разработчики решаются выйти за рамки привычного и создают настоящие шедевры абсурда, философии или просто нарочито странных игровых миров. В этой статье мы собрали самые необычные и странные RPG, которые выходят за рамки жанра и остаются в памяти надолго. Такие RPG показывают, что жанр не обязан быть ограничен фэнтези-шаблонами. Они способны исследовать глубокие психологические, социальные и философские темы, нарушая привычные ожидания игроков. Эти игры, возможно, не для всех, но именно в них рождаются новые формы повествования и игровые механики.

EarthBound (1994)


Платформа: SNES, GBA, Switch

Среди всех RPG, EarthBound (или Mother 2, как она известна в Японии) занимает особое место — как игра, которая прикидывается чем-то простым, чтобы затем сразить в самое сердце. На первый взгляд, это наивная история о мальчике по имени Несс, защищающим мир от инопланетного зла. Но за этим фасадом — экзистенциальная, сюрреалистическая драма, рассказанная языком детских фантазий и взрослой тоски.


Мир EarthBound похож на Америку 90-х из альтернативной вселенной, где в магазинчике продаются гамбургеры и телепорты, где враги — это рассерженные дорожные знаки и галлюцинации, а в финале тебе предстоит… молиться. Буквально. И это срабатывает. Вместо пафоса — абсурд. Вместо эпичности — тепло и грусть. И всё это в 16-битной обёртке, под аккомпанемент самой странной звуковой дорожки, когда-либо звучавшей в RPG.

EarthBound не следует традиционным лекалам жанра. В ней нет героического пути взросления — есть хрупкий, смешной, нелогичный путь ребёнка, который оказывается вынужденным спасать мир. Именно поэтому она до сих пор кажется невероятно живой и честной.


Yume Nikki (2004)


Платформа: PC

В этой RPG нет слов, нет боя, нет цели в привычном смысле. Только сны. Ты играешь за девочку по имени Мадоцуки, запёртой в своей комнате. Но когда ложится спать, попадает в мир грёз — бескрайний, пугающий и красивый. В этих снах нет правил. Только двери. И за каждой дверью — новый мир, новая метафора, новое ощущение.


Созданная в 2004 году разработчиком под псевдонимом KIKIYAMA, Yume Nikki стала одной из первых, созданных на движке RPG Maker, и которые вышли за рамки жанра. Игра отказалась от нарратива как такового. Сюжет строится из ассоциаций, символов, страхов. Здесь можно попасть в кровавые коридоры, неоновые города, бесконечные пустыни, встретить циклопов и статуи без лиц. И всё это каких-либо без объяснений. Интерпретировать или не интерпретировать — дело игрока.

Влияние Yume Nikki огромно. Это игра, которая проложила путь таким проектам, как Undertale, LISA, Hylics, Omori. Она доказала, что RPG может быть не о героях, не о спасении мира, а о внутреннем. О депрессии. Об изоляции. О том, каково это — существовать в одиночестве и при этом бояться себя.


Yume Nikki — это не прохождение, а погружение. В безмолвие. В тревогу. В память. Это сон, который остаётся в тебе после пробуждения, хотя ты и не можешь объяснить, о чём он был.

Тургор (2008)


Платформа: PC

Разработанная студией Ice-Pick Lodge (той самой, которая подарила Мор. Утопия), Тургор предлагает игрокам уникальный опыт. Это мрак, абсурд и философия, запакованные в одну невероятно атмосферную игру, где каждый выбор имеет значение, а мир, в который ты попадаешь, становится настоящим испытанием на прочность восприятия.


Ты оказываешься в мире, где всё поглощает тьма, и единственным способом выживания становится поглощение лимфы, которая дают силу. Лимфа разных цветов — это не просто ресурс, но и символ определённых качеств жизни, психологии и экзистенции. Механика игры заключается в том, чтобы исследовать игровой мир, собирать ресурсы и сталкиваться с различными персонажами, с каждым из которых у тебя будет возможность взаимодействовать.

В мире Тургора ты сталкиваешься с выбором: какие чувства и эмоции ты будешь культивировать, какие решения принимаешь в условиях полной изоляции. Все твои действия оказывают влияние на твое состояние и на развитие сюжета, который так или иначе связан с экзистенциальными вопросами о жизни, смерти и смысле существования. Само название игры (The Void на английском) — это метафора, отражающая как бездну, так и вакуум, в котором игрок оказывается.

Визуальный стиль игры играет важную роль в создании её уникальной атмосферы. Тургор выглядит как странное и искажённое произведение искусства, где тёмные, насыщенные оттенки перемешиваются с яркими акцентами цветов, создавая ощущение эмоциональной и психологической нестабильности. Каждый ландшафт, каждый персонаж выглядят как картина. Здесь нет привычной графики, а есть особая эстетика, которая усиливает её философский и психологический подтекст.

Это история о душевных терзаниях, о поиске смысла в темноте, о том, как наши выборы формируют нас и как мир может изменить человека. Это игра, которую даже если ты пройдешь до конца, всегда останется чувство, что ты лишь приоткрыл завесу над гораздо более глубоким и неизведанным миром.

OFF (2008)


Платформа: PC

OFF — это одна из самых загадочных и культовых RPG, которая раскрывает перед игроком странный мир. Разработанная бельгийским автором Mortis Ghost, эта игра переносит нас в место, полный абсурдных существ, символизма и философских размышлений. Ты играешь за Оффа, загадочного персонажа, который путешествует по трём различным мирам, чтобы разрушить существующий порядок. Игра не просто рассказывает историю, она заставляет тебя сомневаться в своём восприятии мира и морали.


Игра начинается как метафора, но по мере продвижения ты понимаешь, что миры, в которые ты попадаешь, отражают более глубокие темы: абсурдность человеческой жизни, отчуждённость и разрушение. Всё в OFF наполнено непростыми вопросами, на которые нет прямых ответов. Кем являются персонажи, которых встречаешь на своем пути? Что это за миры, через которые ты проходишь? И почему твой персонаж не говорит ни слова? Ответы постепенно раскрываются в ходе игры, но всегда остаются неоднозначными.

Здесь нет классов и уровней, но есть боевка, которая является крайне нестандартной, с неожиданными поворотами и экспериментальными элементами. Эстетика игры сочетает в себе минимализм и сюрреализм, создавая атмосферу, в которой каждый элемент наполнен скрытым смыслом. Музыка, необычные персонажи и визуальные решения усиливают чувство завораживающего кошмара.

OFF оставляет после себя чувство неизвестности, заставляя задуматься о смысле, который мы ищем в жизни и играх, в частности. Это действительно культовый проект, игра-головоломка, которая, несмотря на свою простоту, заставляет взглянуть на мир с совершенно иной точки зрения.

A Dark Room (2013)


Платформа: браузер, iOS, Android

Игра начинается с пустой холодной комнаты. Никаких объяснений, никаких инструкций — только пустота, холод и желание действовать. Всё, что тебе нужно, это разжечь костёр и поддерживать огонь, собирать ресурсы, улучшать свои условия жизни. Но с каждым шагом ты начинаешь понимать, что мир, в который ты попал, гораздо больше, чем кажется.

Разработанная студией Doublespeak Games, A Dark Room представляет собой текстовую RPG, в которой каждое решение имеет значение. В этой игре нет привычных для жанра визуальных элементов, но её сила заключается в том, как она использует минимализм. Игроку приходится исследовать пустое пространство, управлять ресурсами и строить не только физическое окружение, но и своё понимание происходящего. Постепенно огонь становится ярче, а количество ресурсов увеличивается. Но с каждым новым шагом приходит всё больше загадок.


Кто ты? Что происходит вокруг? И что будет, когда тьма начнёт затягивать всё глубже?

Сюжет A Dark Room развивается органично, без лишних слов, но с каждым событием игрок оказывается втянутым в более сложные и тревожные механизмы мира. То, что начиналось как простое выживание, превращается в путешествие с элементами стратегии и даже философии. Эта игра про выживание, но не только на физическом уровне — она ставит перед игроком вопросы о смысле, о цели и о том, что происходит, когда ты не находишь своё место в мире.

Lisa: The Painful (2014)


Платформа: PC

Странный чёрный юмор, ужас и гнетущая атмосфера делают Lisa по-настоящему болезненным опытом.

Lisa: The Painful — это RPG, которая не просит у игрока сочувствия. Она требует его. А потом забирает. Это постапокалиптическая трагикомедия, в которой нет женщин, есть только мужчины, изуродованные болью, стыдом и воспоминаниями. Главный герой — лысеющий скуф наркоман Брэд, который нашёл альтушку девочку в мире, где девочек больше нет, и пытается её защитить. Но путь этот проходит не через героизм, а через деградацию, моральные компромиссы и страх перед собственной сущностью.


Каждое решение в Lisa — это не выбор между добром и злом, а выбор между страданиями: своими или чужими. Потеря рук за спасение друга. Смерть соратника, чтобы выжить самому. Это игра, которая нарочно подрывает комфорт классических RPG: ты теряешь не только HP, но и часть своей команды, часть себя. Игра жестока, но это цена правды. Боль тут не метафора, а механика.

При этом Lisa: The Painful полна абсурда, который делает происходящее ещё страшнее. Банда головорезов в масках; культ, поклоняющийся мясу; саундтрек, сочетающий шум, синты и гитарные рифы — всё это складывается в психоделический кошмар, похожий на EarthBound, если бы его сочинил Пелевин после нервного срыва.

Lisa — это RPG, которую сложно порекомендовать, но невозможно забыть. Это игра не о спасении кого-то. Это игра о том, как мы подводим друг друга, и что происходит, когда уже поздно что-либо исправлять.


Undertale (2015)


Платформа: PC, консоли

На первый взгляд простая игра, на деле — шедевр с множеством философских пластов.

Когда Undertale вышла в 2015 году, она выглядела как демо: пиксельная, в стиле старых JRPG с боевой системой, напоминающей мини-игры, и милыми монстрами. Но уже через полчаса становилось ясно — это не просто игра, которая повторяет старое, а которая переосмысливает всё.


Что, если монстры не хотят сражаться? Что, если твой враг просто боится тебя? Что, если у тебя есть выбор: не убивать?

Undertale превращает моральный выбор из формальности в суть происходящего. Игра помнит. Она наблюдает за игроком. Если ты кого-то убил — она запомнит. Если ты солгал — она учтёт. Игра трогательно смешная и пугающе честная. Это RPG, где последняя битва может стать кульминацией дружбы или кровавой бойней. Решать тебе. Здесь уровень прокачки не важен — важны намерения.

Undertale умеет быть мета-комментарием, трагедией и комедией одновременно. Она ломает четвертую стену, сбивает ожидания, и, в отличие от большинства RPG, задаёт главный вопрос: а зачем ты вообще здесь? Ради победы? Ради развлечения? Или ради чего-то большего?


Hylics (2015)


Платформа: PC

Это визуальный и аудиальный трип, в котором разуму не найти покоя.

Hylics — игра, которая отказывается быть понята по обычным правилам. Она не объясняет, не инструктирует, не ведёт за руку. Вместо слов тут абстрактные фразы, сгенерированные случайным образом. Вместо привычной графики — пластилиновая анимация, коллажи, псевдопсиходелическая эстетика, напоминающая лихорадочный сон. Здесь ты играешь за Уэйна, безмолвного героя с головой в форме полумесяца, который сражается с мясными чудовищами и путешествует по кислотным ландшафтам.


Боевая система вроде бы классическая: пошаговая, с маной и телепатическими ударами. Но в этом мире даже смерть — не поражение, а путь в мир снов, где ты можешь учиться заклинаниям. Hylics превращает механику в поэзию, интерфейс в изобразительное искусство, а сюжет в галлюцинацию. В ней нет смысла в привычном понимании. И в этом вся суть.

Это не игра, которую ты проходишь. Это игра, которую ощущаешь. Она ближе к визуальному опыту, к видеопоэзии, чем к традиционной RPG. Она растворяет границу между игрой и арт-объектом, между смыслом и бессмыслицей. И именно этим она запоминается: как будто ты прочёл древний текст, смысл которого ускользает, но образ остаётся.

Fear and Hunger (2018)


Платформа: PC

Одна из самых тяжёлых и странных RPG, когда-либо созданных.

Fear and Hunger не просто пугает, она истощает. В игру заходишь с привычной жанровой установкой — исследовать подземелье, сразиться с врагами, выжить — но очень быстро становится ясно: здесь всё иначе. Здесь не выживают. Здесь умирают. Жестоко, унизительно, случайно. Здесь боль не драматическая декорация, а основа бытия.


Сюжет разворачивается в мрачном фэнтезийном мире, населённым богами, полным извращёнными ритуалами и телесным ужасом. Тебя могут искалечить, лишить конечностей, заразить болезнью, осквернить. Здесь ты не герой. Здесь ты жертва или приспосабливающийся хищник. Система боя позволяет целенаправленно отрубать врагам руки и ноги, но то же самое могут сделать и с тобой.

Fear and Hunger исследует философию безысходности. Это игра о том, как моральные ориентиры рассыпаются, когда ты оказываешься в аду без света и тепла. Она задаёт один вопрос: насколько далеко ты готов зайти, чтобы выжить? И никогда не предлагает правильного ответа.

Это не приключение. Эстетически она ближе к ритуальному ужасу, чем к фэнтези. Мир игры ощущается древним, языческим, как кошмар, вырезанный на камне. Это RPG, в которой ты не можешь победить. Только попытаться. И всё же она незабываема, потому что в своей жестокости остаётся честной.


Disco Elysium (2019)


Платформа: PC, консоли

Если EarthBound — это фантазия ребёнка, то Disco Elysium — это похмельный поток сознания взрослого, который уже всё потерял. Эта RPG не предлагает тебе оружие — только мышление, сомнение и внутренние голоса, каждый из которых спорит с другим и с тобой. Ты — детектив без имени, с больным телом, дырой в памяти и шансом стать кем угодно. Или никем.

Здесь интеллект не просто характеристика, а персонаж. Как и эмпатия, рептилоидный мозг, биохимия, моторика, энциклопедичность, авторитет и другие. Они все разговаривают с тобой. Иногда мешают, иногда помогают. Игра превращается в театр одного актёра с 24 ролями, и все они твои. Здесь моральные выборы не награждаются, а оставляют шрамы.


Мир Элизиума пропитан туманом и безысходностью. Но при этом в нём есть юмор. Местами чёрный, местами абсурдный, как танец полицейского в гавайской рубашке под коммунистические лозунги. И именно в этом, пожалуй, суть Disco Elysium — в попытке найти что-то светлое, весёлое и любовь к себе там, где, казалось бы, остались только грязь, похмелье и экзистенциальный кризис.

Cruelty Squad (2021)


Платформа: PC

Это не игра, а кошмар киберкапитализма.

Cruelty Squad — одна из самых необычных и экспериментальных игр последних лет, которая шокирует и захватывает своей атмосферой. Разработанная независимой студией Consumer Softproducts, игра представляет собой дистопичный шутер с элементами стелса, в котором ты играешь за наёмного убийцу, выполняющего контракты в мире, где мораль и этика давно утратили всякое значение.


С визуальной и художественной стороны Cruelty Squad выбивает из привычной графической эстетики. Игра использует необычную пиксельную графику с резкими кислотными текстурами, что придает ей особую атмосферу сюрреализма и безумия. Каждая сцена в игре кажется искаженной, местами даже отвратительной, что подчеркивает жестокость и абсурдность мира, в котором происходит действие. Зрительное восприятие в Cruelty Squad становится не просто фоном для игры, а ключевым элементом, поддерживающим мрачную атмосферу.

Сюжет игры заключается в том, что ты работаешь на корпорацию, которая отправляет тебя на самые разнообразные и порой извращенные задания. Ты можешь использовать множество различных видов оружия и снаряжения, но игра заставляет тебя задуматься не только о боевых механиках, но и о моральных вопросах. За каждым убийством, за каждым контрактом скрывается что-то более глубокое, и с каждым уровнем ты начинаешь ощущать, что твоя жизнь и сама игра имеют не просто абсурдный, но и жестокий смысл.

Что делает Cruelty Squad ещё более уникальной, так это её подход к игровому процессу. Игра сочетает элементы шутера и RPG, где ты не только стреляешь и убиваешь, но и исследуешь мир, принимаешь решения, которые могут повлиять на твою дальнейшую судьбу. Каждый выбор может привести к различным последствиям, но все они погружают игрока в атмосферу разочарования и экзистенциального кризиса. Игра не для слабонервных, но для тех, кто готов встретиться лицом к лицу с абсурдом, её мрачная и уродливая красота покажет своё особое очарование.


Cruelty Squad — психологическое испытание, которое задает вопросы о насилии, корпоративной культуре и смысле жизни в мире, лишённом морали. Нечто совершенно отличное от традиционных RPG, что будет ломает ожидания и бросает вызов привычным идеям.

World of Horror (2023)


Платформа: PC, консоли

World of Horror по-своему переосмысляет жанр RPG, используя 1-битную графику и атмосферу японских ужастиков 80-х. Разработанная студией Pine Studio, эта игра переносит нас в жуткий город, где исчезновения людей, странные культы и невероятные существа становятся частью повседневной жизни. Всё это сопровождается чувствами неизбежного конца и безысходности.


В World of Horror игроку предстоит исследовать мрак, который проникает в саму ткань реальности. Тут нет обычных механик RPG. Вместо того, чтобы прокачивать персонажей через битвы, игрок сталкивается с выбором и моральными дилеммами, которые вызывают страх и паранойю. Время ограничено, и каждое принятое решение может повлиять на дальнейшее развитие событий, затягивая героя в нескончаемый кошмар. Исследование города, встреча с жуткими существами, попытки предотвратить или пережить кульминацию трагедии — всё это добавляет глубины в атмосферу, где всё кажется сломленным и искорёженным.

Сюжет игры вдохновлён работами Г. Ф. Лавкрафта и зловещим японским фольклором. Угнетающая атмосфера, воплощённая в пиксельной графике, усиливает напряжение, создавая в игре уникальный стиль. Элементы визуальной новеллы, случайные события и ритуалы дополняют это состояние психоделического кошмара.


World of Horror не даёт простых ответов, она заставляет задуматься о природе страха и неизбежности. Эта игра своего рода испытание на выдержку, где каждый выбор и шаг влечёт за собой последствия, а кошмар становится частью реальности. С каждым новым прохождением появляется возможность открыть новые тайны и миры, что делает игру захватывающей, но при этом отчаянно безнадежной.

Keep Driving (2025)


Платформа: PC, консоли

Пожалуй, одна из самых свежих и символичных RPG десятилетия.

В этой RPG нет уровней, квестов и сражений. Здесь есть только дорога. Ты садишься за руль и едешь вперёд, по пустынным шоссе, через каньоны, леса, дожди и миражи. Ты не знаешь, куда именно ведёт путь. Но знаешь: если остановишься — что-то случится. Что — неясно. Поэтому ты продолжаешь ехать.


Созданная авторами The Aquatic Adventure of the Last Human, Keep Driving превращает RPG в путешествие без цели, но со смыслом. Вместо диалогов — монологи. Вместо прокачки — радио, ловящее случайные треки. Вместо врагов — неизвестные пассажиры. И всё это — под мрачноватый синтвейв и пустынный шум. Сама игра — как один долгий, тревожный, красивый сон на скорости 100 км/ч.

Keep Driving работает на тех же чувствах, что и Disco Elysium, но говорит другим языком — языком радиоволн из магнитолы, пыли на лобовом стекле и великолепными пейзажами. В ней есть внутренний сюжет, но он не рассказывается — он проживается, проплывает между намёками. Это RPG, где не мир реагирует на твои действия, а ты — на его молчание.


Игра вызывает странную тоску. По прошлому, которого не было. По ошибкам, которые совершил не ты, но всё равно гложут. И в этом её сила: Keep Driving не предлагает спасения. Только путь. Пока ты держишь руки на руле и смотришь в горизонт — ты жив. А значит, можно ехать дальше.

Заключение



Эти RPG расширяют границы: если не визуально, то концептуально. Они ставят игрока не в центр мира, а в его неизведанный край. Наблюдать, чувствовать, терзаться. Где нет победы. Где непонятно, кто враг. Но в этих играх жанр становится исследованием души. Они толкают вперёд весь жанр, даже если остаются в его закромах.

В мире, где AAA-игры всё чаще становятся предсказуемыми блокбастерами, такие RPG напоминают нам, что интерактивные истории не только про баланс и механику, но и про риск, стиль и честность. Эти игры не про правильные выборы, а про внутренние сдвиги: они задают вопросы, на которые невозможно ответить красивой графикой на экране или высоким бюджетом.

Их странность где-то пугает, где-то сбивает с толку, но чаще всего заставляет думать и почувствовать.

Вы можете не полюбить каждую из них. Но хотя бы одна, возможно, останется с вами навсегда — как яркий сон, как обрывок стиха, как кадр фильма, который невозможно развидеть. И, быть может, именно она и станет для вас самой настоящей ролевой игрой.



Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале



Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (9)


  1. DaneSoul
    14.06.2025 08:48

    Не увидел в списке игру "Don't Starve".
    Очень аутентичная как по стилю, так и по геймплею.


  1. ivef
    14.06.2025 08:48

    Не хватает rain world в списке. Тоже игра с филосрфской концепцией, отсутствием стандартных рпг механик и странным миром игры


  1. Jijiki
    14.06.2025 08:48

    есть еще Final_Fantasy_(игра) и первые версии Ультимы ) наверняка еще что-то есть но я могу не знать просто)


  1. Bedal
    14.06.2025 08:48

    Стиль мне напомнил статьи о русских рокерах. Какие они возвышенные, почти потусторонние, живущие музыкой и творящие её.... Просто восторг - ну, пока не послушаешь этих самых рокеров.

    Не претензия ни к статье, ни к играм - просто "музыкой навеяло".


  1. VitalyZaborov
    14.06.2025 08:48

    Можно было бы упомянуть Planescape: Torment. Хоть его действие и происходит в той же вселенной, что и, например, Baldur's Gate, по сеттингу, сюжету, персонажам и поднимаемых вопросам - это крайне необычная игра

    Если понимать под RPG любую игру про принятие решений, то стоит добавить и The Last Express.


  1. seya_red
    14.06.2025 08:48

    Нет Winter Voices. Гораздо более странная игра, чем любая из списка.


  1. MAGOMEDOV_STUDIO
    14.06.2025 08:48

    Что из этого посоветуете в первую очередь?


    1. TilekSamiev Автор
      14.06.2025 08:48

      Keep Driving


  1. Sirion
    14.06.2025 08:48

    Поймал себя на мысли что вся эта мета-мета и глубокая глубина глубокости как-то... Надоели. Например, я с удовольствием прошёл Undertale, но при этом не чувствую желания покупать сиквел. То ли я постарел, то ли деградировал, то ли ещё что-то.

    Я люблю удивляться, но не хочу, чтобы меня усиленно пытались удивить. Это как-то... мета-скучно?