Многие из нас коллекционировали игры (и не только) на физических носителях, расставляя на полках картриджи, лицензионные диски и бонусные издания. Наверняка у кого-то красовались дома редкие коллекционные издания, случайно найденные пятнадцать лет назад на блошином рынке. Излишне говорить, что всё это добро занимало немало места в доме. Но с ростом скорости интернета и популярности цифровых платформ отпала необходимость в хранении физических носителей и цифровая дистрибуция захватила рынок.

В конце концов, многие геймеры продали большую часть своей коллекции, чтобы освободить место как для предметов первой необходимости, так и для других безделушек. Но чем больше мы оглядываемся назад, тем больше понимаем, что в 2025 году некоторые из игр уже нельзя найти и они полностью потеряны как медиа. Раньше у нас не было знаний или средств, чтобы «сохранить» их.

Тогда физические копии видеоигр были единственным способом познакомиться с новинками индустрии. Картриджи для Nintendo, компакт-диски для PlayStation, коробочные издания на ПК с внушительными мануалами – всё это было неотъемлемой частью игрового опыта. Сегодня преимущество у цифровых продаж, и всё чаще встаёт вопрос: действительно ли физические копии нужны как раньше, и если да — то кому и зачем?

❯ Современное положение дел: цифра побеждает

Пандемия хоть и не была причиной изменения рынка, но усугубила уже существующую проблему игровых компаний, предпочитающих релизы игр на физических носителях. Неудивительно, что во время карантина представители сферы развлечений боялись потерять деньги. Они посчитали, что геймеры скорее будут покупать напрямую со своей консоли, потому что это было проще и безопаснее, чем выходить из дома и идти покупать физические носители в местном магазине игр.

Но пандемия не прекратила продажи физических игр. Просто люди стали покупать их онлайн и заказывать доставку прямо к себе домой. Однако, если посмотреть на общую картину, именно с тех пор цифровые продажи полностью затмили физические.

Исследования показали, что за последние несколько лет все больше игр стали полностью цифровыми, причем в основном на Steam и itch.io. Согласно отчёту GamesIndustry.biz:

  • В США в 2024 году 94% всех продаж игр на консолях и ПК были цифровыми. Особенно в сегменте ПК.

  • В Японии, несмотря на цифровизацию, около 35% продаж игр на Switch всё ещё приходится на физические картриджи. Культурная приверженность к физическим форматам и коллекционированию играют здесь ключевую роль.

  • В Германии в 2023 году продано около 46% игр на физических носителях. Это самый высокий показатель в Европе, связанный с развитой системой торговли медиа-носителями и законодательными ограничениями на цифровой контент.

  • В Великобритании в 2024 году физические носители заняли только 13–15% рынка, и этот показатель продолжает снижаться ежегодно.

  • В странах с медленным интернетом (например, некоторые регионы Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Центральной Азии) продажи физических копий сохраняются. Игроки не могут позволить себе скачивать по 80–100 ГБ игры.

В России же физические носители занимают устойчивое место благодаря сочетанию инфраструктурных, культурных и экономических факторов. В условиях санкций, скачков курса и ограничений цифровой дистрибуции физика для многих игроков становится стратегическим запасом, доступным каналом и эталоном качества.

Артефакты из 2005 г.
Артефакты из 2005 г.

В 2022–2023 годах из‑за ухода западных издателей онлайн‑рынок рухнув на 80 %, начал постепенно восстанавливаться. Санкции вызвали сложности с оплатой: был период, когда Steam не принимал российские карты, что вызвало рост пиратства и обходных покупок через другие регионы. Проблемы с цифровыми платежами усилили спрос на физические копии, гарантирующие доступ к игре. Несмотря на доступность нелегальных копий, многие готовы платить за удобство и «честность», приобретая игры через Ozon и крупные магазины.

Производство игры на физическом носителе по той же цене, что и в цифре, в конечном итоге приносит гораздо меньше прибыли. И как бы ни нравилась идея, что люди делают игры по доброте своих сердец, большинство разработчиков, которые вкладывают свое время и труд, хотят получить за это деньги. Небольшие студии и инди-разработчики игр с малым бюджетом должны учитывать соотношение затрат и выгод от размещения своей игры на диске или картридже по сравнению с размещением её в цифровом магазине. И в большинстве случаев оно того не стоит.

❯ Бизнес-модель

Несмотря на цифровой натиск, физические издания сохраняют свою нишу. Вот почему:

  1. Коллекционная ценность. Коллекционеры и фанаты охотно покупают физические издания ради красивых обложек, артбуков, фигурок и постеров. Некоторые игры выходят в лимитированных сериях, что придаёт им уникальную ценность. С развитием рынка ретро-игр старые картриджи и диски могут продаваться за сотни и тысячи долларов.

  2. Фактическое владение. Цифровая лицензия — это не ваша собственность, а лишь право на использование, которое может быть отозвано. Физическая копия — это объект, который можно продать или подарить. Вы можете взять физический носитель с собой куда-угодно.

  3. Независимость от сервиса. Многие старые игры, купленные в цифровых магазинах, больше не доступны из-за закрытия серверов. Физическая копия позволяет запускать игру, даже если издатель исчез с рынка. Это особенно важно для долгосрочного хранения культурного наследия.

  4. Ограниченное подключение к интернету. В странах с медленным интернетом или его отсутствием физические носители — по-прежнему необходимы.

  5. Лучшее качество. Из-за сжатия видео в цифровых потоковых сервисах вы получите худший аудиовизуальный опыт, чем на физических носителях.

Сегодня проблемы с отсутствием физической копии товара, который вы приобрели, становятся все более очевидными. Некоторые чувствовуют неловкость, осознавая, что вскоре все фильмы, сериалы, книги, игры и программное обеспечение будут по сути арендой на наших (спонсируемых рекламой) смарт-телевизорах, смартфонах, смарт-книгах и смарт-компьютерах/консолях во всё более пустых комнатах.

Идеальная комната холостяка
Идеальная комната холостяка

Удобство включения и отключения смарт-устройства без необходимости идти в магазин — заманчивая функция, с которой физические носители не могут конкурировать, однако можно утверждать, что физические носители дополняют потоковое вещание, как дополняли вещательное телевидение и кинотеатры в прошлом. Фактически, вещательное телевидение заменило цифровые сервисы, а не физические носители.

Цифровые сервисы будут только больше распространятся, поскольку у них много преимуществ. Особенно с точки зрения низких затрат на распространение, так как логистика физических носителей может быть довольно сложной. Игровые компании любят сокращать расходы, а дистрибуция физических носителей — это настоящая денежная яма. Прежде чем вы сможете купить игру, ее нужно изготовить и доставить через всю страну в ваш магазин. Все это стоит денег, и немаленьких. Конечно, есть также скрытые расходы, связанные с продажей цифровых игр, но трудно утверждать, что они больше.

Определить точную разбивку расходов практически невозможно, поскольку они значительно отличаются у разных компаний. И как правило, скрыты от общественности. Однако цифровые видеоигры принесят прибыль больше, чем игры на физических носителях, отчасти из-за производственных затрат и дополнительных акций в розничных магазинах. Это стимулирует компании отдавать приоритет цифровым продажам.

Уменьшение физических носителей также означает, что рынок б/у игр постепенно исчезнет. Производители игр не получают никакой дополнительной прибыли и даже теряют доход, когда люди торгуют между собой дисками/картриджами. Полностью избавляясь от физических носителей, компании избавляются от вторичной конкуренции — геймеры либо покупают игру в цифровом формате, и издатель получает долю от продажи, либо не покупают её вообще.

❯ Nintendo Switch 2: новое дыхание физическим носителям?

Запуск Nintendo Switch 2 весной 2025 года стал важным этапом для рынка — появились новые картриджи. Изменение не просто эстетическое (красные картриджи в отличии от серых оригинальной Switch), а то, что во многих случаях они вообще не будут содержать игру.

Несмотря на то, что все игры Nintendo на картриджах, другие издатели могут тоже выпускать свои игры для Switch 2 на «картах с кодом активации». На них нет фактических игровых данных, являясь вместо этого физической лицензией для доступа в цифровую версию игры. После помещения карты в консоль, игрокам будет предложено загрузить соответствующую игру. Для загрузки игры и любых онлайн-функций потребуется подключение к Интернету, но в остальном игры через карты с кодом активации будут доступны в автономном режиме.

Вероятно, самым большим плюсом таких карт-ключей является то, что они лучше, чем ничего. Картриджи Switch — это фирменный формат хранения, а это значит, что стоимость выпуска игр (за ГБ памяти) на них дороже, чем на массовых носителях. В результате некоторые издатели игр продают свои игры в формате «код в коробке» — совершенно пустые корпуса Switch с одноразовым цифровым кодом загрузки, который можно использовать в своем аккаунте Nintendo eShop.

Хотя такие релизы якобы заполняют пробел на рынке, давая розничным магазинам продукт для размещения на полках или отправки покупателям — например, в том числе в качестве подарка, — они довольно странная категория. Коллекционеры обычно хотят настоящую игру на своих полках, а те, кого не беспокоит постоянная библиотека, будут просматривать только цифровую витрину магазина. В любом случае, как только код на носителе будет использован, покупатель останется с пустым пластиковым футляром без вторичной рыночной стоимости. Релизы с кодом в коробке в конечном итоге являются пустой тратой материалов.

Карты с кодом активации в некоторой степени решают эти проблемы. Для коллекционеров футляр сможет заполнить их полки, сделав коллекции осязаемыми. Картриджи не будут привязаны к учётным записям пользователей — любой, у кого есть картридж, сможет загрузить свою копию игры. Поскольку сам картридж является ключом, вы сможете одалживать, продавать или обменивать игровые ключи так же легко, как и картриджи для предыдущих поколений консолей.

Следует учитывать фактор удобства, так как вам нужно будет вставить этот картридж в свой Switch 2 в отличие от полностью цифровых покупок, но это более универсальный и удобный подход, чем одноразовые коды. У нас будет шанс увидеть, какой формат предпочтут игроки с первой волной игр для Switch 2, поскольку такие игры, как Split Fiction от EA, придерживаются подхода «код в коробке».

Картриджи Switch 2 могут вмещать максимум 64 ГБ данных — вдвое больше общей внутренней ёмкости оригинальной консоли Switch, но это довольно мало по сравнению с размерами современных игр. Некоторые студии применили тёмную магию сжатия — CD Projekt Red втиснула Cyberpunk 2077: Ultimate Edition, которая на ПК весит более 70 ГБ, всего до 56,8 ГБ, став одной из немногих игр с полными игровыми данными на карте.

Игры, превышающие ёмкость физических носителей, не являются уникальными для Nintendo. Doom: The Dark Ages от Bethesda также поставляется всего с 85 MБ данных на игровом диске, а PS5 Indiana Jones and the Great Circle весит 20 ГБ, но размер установленной игры превышает 120 ГБ.

Стоит помнить, что даже если данные игры находятся на диске или картридже это редко когда полная и окончательная версия игры. Даже для однопользовательских игр патчи, обновления, исправления ошибок и бонусные DLC могут кардинально изменить игру (что также поднимает философские вопросы для сторонников сохранения игр — какую итерацию вы сохраняете?) и требуют больше места для хранения. Поскольку требования к данным продолжают расти, мы, возможно, достигли предела физического хранилища для видеоигр, поэтому карты с кодом активации могут быть лучшим вариантом.

В этом свете, предоставление Nintendo любого материального релиза на самом деле является небольшой победой для поклонников физических носителей. И в нынешнем виде игровые ключи Nintendo могут оказаться последним.

❯ Пластмассовый мир проиграл

Любите ли вы их или ненавидите, потоковые сервисы, такие как Game Pass Ultimate и PlayStation Plus, пользуются огромной популярностью. По состоянию на февраль 2024 года Game Pass собрал более 34 миллионов подписчиков, а все уровни PlayStation Plus выросли до 47 миллионов. Став участником любого из сервисов, вы получаете доступ к растущему каталогу видеоигр, хотя технически не владея ни одной из игр. Как только истечёт срок подписки — ваш доступ к играм исчезнет.

Поскольку такие цифровые сервисы продолжают набирать обороты, это говорит о том, что люди готовы подписаться на платный сервис, вместо того чтобы совершать единовременную покупку.

Многие крупные релизы также появляются на этих платформах — Game Pass предоставил доступ к таким блокбастерам, как Indiana Jones and the Great Circle, Stalker 2 и Call of Duty: Black Ops 6, — что лишило смысла покупать собственные копии. В конце концов, если у вас уже есть доступ к игре, зачем вам покупать отдельную версию?

Возможно, мы свидетели последнего поколения физических носителей. Слишком много людей покупают только цифровые версии игр. Конечно, физические носители не исчезнут полностью, ​​но к 2030-м гг. станут нишевыми, когда поколение Alpha постепенно откажется от них.

Цифровой контент удобен, но он не дешевле покупки физических носителей, и вы можете потерять доступ к нему по прихоти студии или разработчика. К сожалению, современные издатели и разработчики при выпуске будут игры ориентироваться только на себя, и никак иначе. Хорошая новость заключается в том, что если игра, доступная только в цифровом формате, станет достаточно популярной, геймеры могут заявить, что хотят купить её на физическом носителе, и издатели (иногда) рассмотрят возможность сделать физический релиз.

Для видеоигр на ПК, по крайней мере, есть магазины, типа Good Old Games, которые запустили свою программу сохранения старых игр, делая их воспроизводимыми на современных системах. Игроки могут загрузить установщик для любой купленной ими игры и поместить его на любой желаемый физический носитель.

Такие компании, как Limited Run Games, перевыпускают физические копии старых игр, в том числе на своем оригинальном оборудовании. Другие компании выпускают консоли, которые воспроизводят старые картриджи. Хотя это и не новые игры, но они, по крайней мере, делают доступ к физическим носителям более простым и возможным в любое время. Но не у каждой студии разработки есть бюджет или возможность печатать копии своих игр — особенно инди-игр, созданных крошечными командами.

Кроме того, ретро-энтузиасты продолжают производить игры для устаревших платформ: NES, Sega Mega Drive, Game Boy. Игра 2023 года Dune: Spice Wars ради шутки вышла в коллекционном издании на 3,5-дюймовых и это вызвало ажиотаж.

Потребовалось всё фанатское сообщество полностью цифровой игры Scott Pilgrim vs. The World: The Game, которая была удалена с цифровых рынков по желанию Ubisoft, чтобы выпустить на носителе. В конце концов, несколько лет спустя, её переиздали и выпустили физический релиз.

В то же время есть такие группы, как Video Game History Foundation, которые ведут борьбу на стороне геймеров за будущее как ретро-, так и современных игр. Они собирают игровые консоли по частям, заменяя быстро изнашивающееся оборудование и системы.

И, если быть честными, иронично, что будущее сохранения игр на физических носителях — цифровое.

Также немаловажно то, что качественные проигрыватели становятся редкими. Например, аудиокассеты и пластинки всё чаще воспроизводятся на дешёвых аналогах, как клоны Tanashin, которые штампуются на заводах в Китае, поскольку Sony и другие покинули рынок. Оптические приводы сталкиваются с той же проблемой. В один прекрасный день подержанные физические медиаплееры и ридеры станут продаваться на Авито по непомерным ценам.

В конце концов, какая польза от физических носителей, если у вас нет возможности их воспроизвести?

❯ Новое поколение консолей

У следующего поколения консолей (PS6 и Nextbox) будут физические носители, но мы увидим резкое сокращение игр, выпускаемых на них, и это будет прогрессировать с каждым новым поколением. PS6 будет иметь дисковод, продаваемый отдельно для геймеров, у которых остались диски на PS4 и PS5. Некоторые игры для PS6 будут на дисках, но они не будут распространены, поскольку индустрия движется к цифровизации.

Раньше все консоли были оснащены каким-либо приводом для чтения физических носителей. Будь то картриджи для чтения Nintendo 64 или диски PlayStation 4. К текущему поколению консолей это уже не относится, поскольку и Sony, и Microsoft предлагают только цифровые версии.

Для Xbox — это Xbox Series S, которая не включает оптический привод и немного слабее по сравнению с Xbox Series X. Для PlayStation это PS5 Digital Edition, которая такая же мощная, как PS5, но может воспроизводить только цифровой контент.

Но что ещё больше расстраивает, так это PS5 Pro. Доступна только одна версия PS5 Pro, и в ней нет дисковода, поэтому, если вы хотите играть в физические копии игры на консоли, вам нужно купить дисковод отдельно (продается за 80 долларов).

Рынки подержанных игр/фильмов (и особенно пиратство) всегда будут существовать в той или иной форме благодаря комиссионным магазинам, гаражным распродажам, онлайн-рынкам соцсетей и т. д. Поэтому физические носители будут существовать, но подпольно. Современная экосистема игр создана так, чтобы у вас не было материального объекта, и вас это устраивало. Даже наличие физического диска ничего не значит, ведь игры можно просто запрограммировать так, чтобы они не работали, если серверы будут отключены или если так захотят разработчики.

❯ Заключение

Физические носители не исчезнут полностью, но их роль изменится — от массового продукта к символу принадлежности, ностальгии и культуры владения. Они станут премиум-продуктом для энтузиастов и коллекционеров, как виниловые пластинки в музыкальной индустрии. Цифра будет господствовать в повседневной практике, но физика останется как символ ценности и аутентичности.

Технически возможны и гибридные решения: картриджи с флеш-памятью, куда можно закачивать обновления, или карты с NFC-метками, хранящие код активации к игре, но оформленные как коллекционные предметы.

Как бы вас это не расстраивало или злило, цифровое будущее игр — единственная альтернатива. Потеря физических игр будет проигрышом на нескольких уровнях, включая проблемы с сохранением и меньший выбор для потребителей. Но так как подавляющее большинство геймеров предпочитает покупать цифровые версии, а издатели хотят больше прибыли, то, похоже, исчезновения дисков и картриджей это лишь вопрос времени

Физические носители уйдут с фронта продаж, но не с поля битвы. И пока существуют коллекционеры, энтузиасты и просто игроки, для которых важна «реальная» игра — физический формат будет жить.


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале 

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (11)


  1. impwx
    17.08.2025 08:37

    Под первый Switch был смысл собирать коллекцию физических картриджей: они компактные, бесшумные, игра стартует моментально, можно меняться с друзьями или продать, классно смотрится на полке, не боится отключения магазина и т.д. - масса преимуществ.

    Под PS4/5 же проще было покупать в цифре, поскольку с дисками есть несколько существенных проблем: игра с диска требует установки (и копируется медленнее, чем скачивание онлайн), диск гудит во время игры, царапается со временем. К тому же в цифре бывали ощутимые скидки на распродажах.

    Со вторым Switch из-за картриджей-пустышек ситуация непонятная, видимо тоже особого смысла в них не будет.


    1. Areso
      17.08.2025 08:37

      и копируется медленнее, чем скачивание онлайн

      Cильно зависит от вашего интернета. У меня сейчас скорость 10 Мбит/c, например.


    1. ponikrf
      17.08.2025 08:37

      Увы и ах switch 1 стал последней настоящей консолью.


  1. IgnatF
    17.08.2025 08:37

    Производители игр чего только не придумают, чтобы дополнительный доллар с игрока снять. Убрали упаковку и носители, теперь по соусом ностальгии добавят ее. Ждем ограниченные серии ГТА, думаю и такие выйдут в следующем году.


  1. VadimProfii
    17.08.2025 08:37

    Понятно это все было уже давно. Полочка с дисками в шкафу безальтернативна, особливо после известных событий...


  1. 15432
    17.08.2025 08:37

    Отсутствие возможности купить цифровую копию игры в некоторых регионах мира тоже является отдельной темой для обсуждения...


  1. Sazonov
    17.08.2025 08:37

    Про сжатие аудио-видео информации какая-то ерунда написана. Траффик конечно экономят; но не на столько. Про обладание и отзыв лицензий - тоже ерунда. Это не зависит от способа дистрибьюции. Если игра не поддерживает оффлайн режим, то пофиг как вы её купили, на физическом носителе или скачали образ.

    Но у меня главный вопрос: а как доставлять апдейты и багфиксы? Помню, у меня был старкрафт на диске. И отдельно, скачанные из интернета, патчи, которые надо было последовательно применять.


    1. Areso
      17.08.2025 08:37

      а как доставлять апдейты и багфиксы

      Во-первых, за исключением современных разработчиков, которые даже патч первого дня выкатывают на половину игру, обычно багфиксы - небольшие. Апдейты - если крупные, то на диске, если нет - можно с сайта. Наконец, я застал то время, когда на диске с журналом шли десятки апдейтов и багфиксов + карты(уровни) к играм + новые демки + и так далее. Всё это приходило на 1 диске с журналом за скромные деньги, и позволяло даже полностью оффлайн но получать-таки обновления.


      1. Sazonov
        17.08.2025 08:37

        Ну это было актуально во времена диалапа и дорогого траффика. А что сейчас мешает распространять дистрибутивы онлайн?


  1. Moog_Prodigy
    17.08.2025 08:37

    Консольщики должны страдать, это красной канвой прописано в истории приставок начиная еще с 70 годов.


  1. tormozedison
    17.08.2025 08:37

    Настолку считать физическим носителем? Вот формат, вымирать не собирающийся.

    Бывают ещё комбинированные комплекты из настолки и той или иной электронной примочки, например:

    https://rw6ase.narod.ru/index1/igry/wolk_i_zajac.html