Это может быть наставничество в компании, когда более опытный сотрудник берёт на себя помощь более молодому. Или наставничество студентов, как у нас в Практикуме.
В этом посте разберемся, что вообще такое наставничество, что делает наставник и почему наставничество полезно не только новичкам, но и опытным программистам.
Кто такой наставник в Практикуме
Наставник — это опытный специалист, задача которого — помочь студенту преодолеть сложности в обучении, стать увереннее в себе и своих силах. Да, человек может всему научиться сам, и среди нас есть такие примеры. Но есть и те, кому важно, чтобы рядом был профессионал с большим опытом, который подскажет и поможет.
В Практикуме студенты осваивают всю теорию в онлайн-тренажёре и выполняют самостоятельные работы, которые проверяют код-ревьюеры. Наставники же помогают студентам пройти путь в новую профессию быстрее и эффективнее. Они делятся опытом, помогают с мотивацией, поддерживают и вводят студента в профессиональный контекст.
Каждый наставник курирует группу из десятков студентов: общается в Slack, проводит групповые вебинары, помогает со сложностями. И так на протяжении всего обучения.
Все наставники проходят Школу наставников: мы обучаем их перед тем, как они начинают общаться со студентами, и снабжаем всеми материалами.
Часто думают, что наставники в Практикуме — это сотрудники самого Яндекса, но на самом деле у нас работают люди из множества других компаний: Сбербанка, MailRu Group, Huawei, Wildberries, Joom, АТОЛ, Хоум Кредит, Билайна.
Иногда к нам приходят наставники, открыто заявляя, что ищут себе джунов из числа студентов. И мы этому только рады, ведь это дополнительно помогает ребятам с трудоустройством.
Что делает наставник
Наставники часто заглядывают на выпускные студентов, и это всегда очень трогательный момент
1. Помогает идти к цели. С самого начала наставник помогает студенту определиться с целью и во время обучения ведет до неё оптимальным путём: где-то даёт конкретные знания, где-то помогает найти ответ на сложный вопрос, где-то поддерживает мотивацию.
Ключевая роль — быть опорой, но не делать всё за человека, а направлять. Маленький ребенок идёт сам, но мама всегда рядом. Так же и ученик ещё не понимает, куда идёт, а наставник в случае чего подставит плечо, поддержит, не даст больно упасть и совершить неприятные ошибки. Наставник — это связующее звено между теорией и реальной жизнью. Они рассказывают про кейсы на работе, личный опыт, проекты и задачи — то, что не прочитаешь в книжках.
Ирина Гольцман, наставник на курсе «Специалист по Data Science», руководит группой геолокации в Яндексе
2. Делится примерами из жизни. Общаясь со студентами, наставники рассказывают о своём профессиональном опыте, личных победах и фейлах. Такие истории важны, потому что они показывают студентам, что они не первые на этом пути и всем бывает нелегко.
3. Поддерживает. Наставник должен реагировать на эмоциональное состояние студента, потому что бывает, что студент не очень хорошо что-то усваивает или начинает выгорать. И в этот момент важно подключиться и помочь.
В большинстве российских компаний не очень принято хвалить людей за то, что они хорошо выполняют свою работу. В случае с обучением и первыми шагами хвалить студентов важно и нужно. Наставник обязательно даёт обратную связь и мотивирует студента.
Тут стоит сказать, чего наставник не делает: он не несёт ответственности за выбор и результаты студента. Наши студенты — взрослые люди, и их развитие — это их ответственность.
Тёмная сторона наставничества
Важно понимать, что наставничество — это дополнительная работа, и она требует времени. Надо почти каждый день быть на связи в Slack и готовиться к вебинарам.
Вебинары — это не основной канал обучения, а хорошее подспорье для наших онлайн-тренажёров и самостоятельных работ. На вебинарах наставники разбирают сложные темы и устраивают лайфкодинг. Темы вебинаров довольно серьёзные, нужно успеть нормально подготовиться и сделать презентацию, за которую не стыдно.
Нужно быстро и качественно проверять работы. По таймингу наставник должен укладываться с проверкой задания в 30 минут. У меня получалось успевать далеко не всегда. Проверять домашние работы нужно в среднем раз в две недели. Кроме этого, есть ещё вебинары для группы, где участникам курса надо объяснить какую-то тему. В общей сложности на эту работу трачу по 8–10 часов в неделю.[Уточним, что наставники проверяют работы не везде, на курсах школы программирования это делают код-ревьюеры.]
Иван Черданцев, наставник на курсе «Специалист по Data Science», тимлид в компании Rubbles
Никто не застрахован от получения не самых лестных отзывов от студентов. Все люди разные, кто-то может считать, что ему уделяют недостаточно внимания, кто-то будет недоволен манерой конкретного наставника объяснять, кто-то просто начнёт стрессовать от обилия новых тем. Конечно, мы меняем наставника, если у ребят не получилось сработаться, но в целом это может демотивировать обе стороны процесса.
А если наставник очень болеет за своих студентов и искренне переживает за их неудачи, то это дополнительный стресс для него.
Что наставничество даёт самому наставнику
1. Дополнительную уверенность в себе и своих лидерских качествах
Наставник в условиях, приближенных к реальным, оттачивает менеджерские обязанности, понимает, что ему нужно подкрутить и поправить: давать полезную и развивающую обратную связь, работать с мотивацией, сохранять собственные границы, быть навигатором для новичков в новой сфере. После такого опыта вы не будете бояться управлять командами, а ещё это может стать удачной строчкой в резюме, если вы рассчитываете на управленческую позицию.
Моя руководительница перешла в другую команду, возник вопрос: искать нового руководителя или назначить кого-то из нас? Моя начальница предложила мне занять её место. С учетом того, что у меня был опыт наставничества, я этого не так испугалась — это был новый этап. Если бы у меня не было этого опыта, я бы не была уверена, что смогу.2. Развитие софт-скиллов
Ирина Гольцман
Наставничество — отличный инструмент для прокачки софт-скиллов. Вам придётся общаться с разными людьми, объяснять им сложные вещи и находить подход к каждому. Вы научитесь давать обратную связь и решать конфликтные ситуации.
С софт-скиллами и хорошим уровнем программирования шансов на успех в своём деле больше, чем с одним только хорошим уровнем программирования. Конечно, есть специалисты, которые отлично пишут код и не любят общаться с людьми, но чтобы развиваться и делать карьеру, им нужно писать код условно лучше всех. Если ты такого уровня обеспечить не можешь, то без софт-скиллов тебе будет тяжеловато.3. Умение передавать знания и делегировать
Иван Черданцев
Даже если в будущем вы не рассчитываете занять должность, которая будет основываться на этом умении, оно в любом случае пригодится. Чем доступнее вы что-то объясняете и делитесь знаниями, тем проще работать всем. Например, вам гораздо проще будет проводить онбординг новых команд или отдельных сотрудников.
Мне было сложно делегировать то, что я могу сделать сама, не потратив кучу времени на объяснение. У меня не было понимания, что наставничество — это не когда ты разжёвываешь и всё делаешь за человека, а когда помогаешь ему самому в чём-то разобраться. Раньше я не давала самому человеку потыкаться, ошибиться, а потом прийти ко мне. После того, как я глубже разобралась в том, как происходит наставничество, осознала, что не нужно всё делать за человека. Тут есть тонкий момент перехода от момента «я показываю — ты слушаешь» до «ты сам делаешь».4. Отчётливое понимание проблем новых сотрудников
Ирина Гольцман
Если вы давно работаете в компании или в конкретной команде, вы, скорее всего, забыли то самое чувство новичка. Из-за этого вы можете не заметить какие-то сложности, которые возникают у новых сотрудников во время испытательного срока или стажировки. Работая со студентами, вам придётся вспомнить о том, каково это — погружаться в новую тему, адаптироваться в коллективе. Это поможет лучше понимать новых сотрудников и находить им подходящее место в команде.
5. Новые знания
Да-да, наставничество — это тоже своего рода обучение. Как бы вы ни разбирались в теме, всегда может найтись студент, который со своим свежим взглядом задаст неожиданный вопрос, и для ответа на него придётся порыться в учебниках или мануалах, попутно узнавая новое.
6. Возможность побороть синдром самозванца
Наставничество и опыт объяснения сложных терминов очень хорошо помогают справиться с этим синдромом. Вы передаёте знания, вас слушают, задают вопросы, вы прокачиваетесь вместе с аудиторией — вы не самозванец.
7. Любовь и благодарность
Наставники получают от студентов много любви и благодарности. Представьте себе: вы девять месяцев ведёте человека, а он бац — и устраивается в Intel или в ivi. Или в менее известную компанию, но всё равно добивается своей цели — получает новую работу. И вы ему в этом помогли. И это огромный кайф.
Школа наставников
Для желающих работать со студентами в Практикуме создали Школу наставников. Это двухнедельный интенсив о том, как взаимодействовать со студентами и передавать знания. В него входит пять вебинаров по 2,5 часа и небольшие домашние задания, рассчитанные на 30–60 минут.
В школе рассказывают про здоровую коммуникацию и мотивацию, учат объяснять сложные вещи простыми словами, отрабатывать конфликтные ситуации и проводить ёмкие и понятные воркшопы. Обучение будущих наставников бесплатное. Ближайший набор стартует в марте.
Если вам интересно узнать про школу подробнее, дайте знать об этом в комментариях, и мы подготовим об этом отдельный пост.
Что посмотреть
Доклад руководителя факультета backend-разработки Сони Техажевой «Наставничество, или как вернуть огонь в свои отношения с программированием» (смотрите с 4:15:00).
Что почитать
Книги, которые рекомендуют наши наставники.
- «Ненасильственное общение», Маршалл Розенберг — про суть процесса ненасильственного общения: множество примеров, где, когда и как им пользоваться.
- «Джедайские техники», Максим Дорофеев — про то, как оперативно и с пользой для себя и окружающих очистить папку «Входящие», создать работающий список задач и добиваться результатов.
- «Rework: бизнес без предрассудков», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — про то, как начать свой бизнес параллельно с основной работой.
- «Remote: офис не обязателен», Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон — про продуктивную совместную работу удаленно, в любом помещении, в любом регионе, когда угодно и где угодно.
- «Кто. Решите вашу проблему номер 1», Джефф Смарт и Рэнди Стрит — про решение «главной проблемы бизнеса сегодня» по версии The Economist — неэффективного найма.
Будем рады, если напишете в комментариях своё отношение к наставничеству, как со стороны ученика, так и наставника: плюсы, минусы и болевые точки, которых хотелось бы избежать.
А если вы увидели в себе будущего наставника — смело подавайте заявку в Яндекс.Практикум и станьте героем, который ведёт своих учеников к поставленным целям.
slavik83sunday
Наставники реально очень отзывчивы в практикуме. Не было каких-то проблем с недопониманием ни разу.
Bruce_Robertson
Обожаю когда в комменты к публикации Яндекса набигают сотрудники Яндекса и хвалят родную галеру. Какой молодец, держи бонусик.
Более непредвзято, о том как на самом деле работает ЯшкинПрактикум — описано вот в этом посте: Что вас ждет на курсе Алгоритмов в Яндекс.Практикуме (спойлер: ничего хорошего)
Вангую, что мои комменты под этим постом яшкинцы заминусят вхлам, с тем же рвением, с каким бегут сюда ставить плюсики.
slavik83sunday
Если я прошел курс будучи сотрудником, это мне как-то запрещает высказать свое мнение?)
Bruce_Robertson
Нет не запрещает, но «всяк кулик своё болото хвалит». :-)
sharaev
Чисто в теории, можете ли вы себе позволить критиковать продукт яндекса если вдруг он вам не понравился как пользователю? Можете ли вы делать это публично и в блоге яндекса?
slavik83sunday
Я вам больше скажу, о тех вещах, которые мне не нравятся в Яндексе, я пишу сразу тем людям, которые отвечают за данный продукт)