Приветствую, Хаброзритель. В данной статье я хочу познакомить тебя с органайзером Notion, поделиться своим опытом использования. Также я дам несколько советов, идей, к которым я пришел со временем, учась планировать и использовать свое время, силы и мыслетоплево.
Некоторые мысли, конечно, не будут напрямую связаны с данной программой и не все советы я как-то выделил отдельно, не упусти их.
Надеюсь, что буду полезен и прошу под кат.
Что такое Notion?
Notion - это органайзер, который предлагает использование мощного функционала реляционных баз данных пользователю, не знакомому с данной технологией, в красивой обертке. Вы можете настраивать связи между различными таблицами, гибко фильтровать свои данные, создавать вложенность любой глубины. Также в Notion есть возможность отформатировать ваши данные в виде таблицы, календаря, доски agile, диаграммы Ганта и другими способами. Конечно имеется поддержка todo-list, нумерованных или маркированных списков, различных разделителей, блоков кода, есть вставка видео или аудио, даже существует поддержка LaTEX.
Огромное количество функционала и гибкости разработчики смогли спрятать за минималистичным и лаконичным интерфейсом. Лично я, от стадии "ааа… странно, что? где?", перешел к стадии полного понимания того, что и как можно сделать буквально за 10-20 минут. Мне хотелось иметь пространство "для всего", и когда команда Notion открыла бесплатную версию, я нашел его.
Почему может быть сложно начать его использовать?
На написание данной статьи меня натолкнул пост "Почему не Notion". Выводы данного поста и некоторых комментариев можно описать так: "На организацию рабочего пространства уходит времени больше, чем на саму деятельность" или метафорично(укороченная цитата из того поста) "Перед тем как создать записку, вам надо создать стол, стул, листок и ручку".
Я с этим не согласен, и в моей голове сразу промелькнула одна интересная мысль:
Не нужно использовать сразу всё, что предоставляет данная программа. Пусть ваше пространство в Notion растет итеративно. Со временем оно само идеально подстроится под ваши нужды.
На просторах интернета можно найти различных личностей, например Томас Франк, с красивыми, качественными, продуманными дашбордами. Увидев такое, может даже стать немного завидно.
Некоторые из тех, кто "пропагандирует" Notion, могут делиться своими шаблонами (заранее настроенными страницами), но:
Я не рекомендую качать готовые шаблоны, если только они полностью вам не подходят. Они вряд ли будут удобны, так как их создали не вы. Также, ИМХО, будет ощущение чего-то чужого. Notion должен стать продолжением вас самих, вашим вторым мозгом.
Мой путь Notion
В данном абзаце, я расскажу, какой путь прошел мой Notion и покажу небольшие уловки/мелочи, которые упрощают реализацию желания - "быть более продуктивным".
Первая таблица
Первой причиной, для чего я хотел попробовать Notion, было планирование. Мне не зашел ни один планировщик, который я когда либо пробовал. В одном удалялись старые задачи, в другом не было связей, третий был неудобен в плане UX, в другом не хватало полей. Я даже бросился писать свою версию, но на данный момент этот проект лежит в черном сером ящике.
Итак, первое, что я решил попробовать в Notion - создать таблицу с задачами и отталкиваться от этого.
Посмотрите, как это выглядело, и я немного поясню, в чем был кайф:
Изначально, мною была создана таблица, которую видно на первом скриншоте. Для меня это был абсолютно первый опыт и я был приятно удивлен тому, как создатели данного приложения подошли к функции добавления какого либо блока(календарь, таблица, галерея или просто текст и тд.). Начав новый абзац, вы просто нажимаете \
и выбираете нужный блок в выпадающем списке с помощью стрелок.
В данной таблице, на выбор есть различные типы полей[второй скриншот]. Вы можете легко добавлять теги, сортировать по ним. Можете добавлять напоминания. По началу было обидно, что вы не можете сделать повторяющиеся напоминания, но через некоторое время использования я понял, что это большой плюс. Повторяющиеся напоминания захламляют ваш мозг и отпугивают от приложения.
Следующую приятную эмоцию я испытал тогда, когда узнал, что в выпадающем списке, в левом верхнем углу, можно одним нажатием добавить дополнительную визуализацию.
После первого клика, у меня появилась возможность, открыв Notion, увидеть план в форме календаря на завтра, сегодня или любой другой день[скриншот 3].
После второго, по диаграмме Ганта[скриншот 4], я смог видеть какие блоки времени заняты, какие свободны и использовать это. Ранее я планировал в основном "на листочке", часто использовал timeboxing (советую изучить эту идею, если слышите о ней впервые). Некоторые дни даже пробовал расписывать весь день от пробуждения до сна блоками по 25 минут. Получалось отлично, но я не готов так делать каждый день. Данная диаграмма[скриншот 4], позволяет применять данный подход в очень удобном виде и без особых усилий. Конечно, у вас есть возможность манипулировать блоками на данной диаграмме, что очень удобно.
Итак, третий клик, и мы имеем agile таблицу. Из за проф. деформации, такой подход, лично мне, очень удобен. Мозг перестает видеть что-то лишнее, он не отвлекается, вопрос "что делать?" встает редко, я сконцентрирован только на столбце InProgress. Столбцы это те-же теги, никто не мешает вам добавить или удалить что-либо.
Всё максимально гибко.
Каждая строка/ячейка/box это такая же страница. Вы можете "провалиться" в неё, добавить вложенности, текста, дополнительных полей. Почти всё, что может придумать ваша фантазия, можно реализовать. Я решил последовать первому совету, написанному выше, и не увлекаться.
Первый дашборд
Однажды мне посоветовали видео Стеллы Васильевой, о том, как она настроила свои пространства. Мне понравилась идея некого дашборда, централизованного места, главной страницы, и я решил сделать нечто похожее. Ранее, выбирать страницы из "дерева" слева, мне было попросту не удобно.
То, что у меня получилось, можно увидеть на следующем скриншоте:
Реализовав свою версию дашборда, я познакомился с тем, как можно приятно кастомизировать свое рабочее пространство. Я добавил изображение в header, научился добавлять иконки к страницам, узнал как разделить пространство на несколько столбцов.
На дашборде я решил разместить backlog/inbox справа, и небольшую agile таблицу, для отслеживания текущего дня.
Ранее я держал под рукой тетрадку, в которую можно было быстро записать то, что неожиданно вспомнил, дабы не засорять ОЗУ головы. Теперь этот список был в дашборде Notion.
В agile таблицу я вывел story-point, estimation time и некоторые дополнительные теги. Есть возможность перетянуть строку из таблицы сразу в agile-board. Все дополнительные поля (story-point, estimation time) сразу добавляются к странице, которая была перетянута.
Страница "Книги" на данном дашборде не представляет особого интереса, "Plan Legacy" был описан выше.
Также я добавил описание утренней рутины. Notion у меня всегда включен на отдельном рабочем столе MacOS, поэтому часто находился перед глазами. Как показывает практика, то что я вижу перед глазами, со временем "само" становится новой привычкой. Привычки же формируют ту личность, которой ты хочешь стать.
Советую попробовать наклеить стикеры, парой слов описывающие привычки, которые вы хотите получить. Стикер должен находиться перед глазами максимально большой процент дневного времени. Для меня это рабочий стол дома, зеркало в ванной, и самое главное - дверь холодильника, именно то место, за которое его открываешь. Недавно я добавил туда стикер "думать позитивно".
Эффект не заставил себя долго ждать.
Как я и говорил ранее, каждая ячейка, или строка таблицы - это такая же страница, с таким-же гибким функционалом.
Открыв любую задачу в agile-board, можно увидеть более подробное описание, прогресс, блоки кода:
Всё было бы хорошо, если бы не одно но.
Backlog очень быстро разрастается, начинает пугать, его становится невозможно разобрать.
Текущий дашборд
Итак, у меня была проблема постоянно растущего inbox. Одной из основных причин данной проблемы был постоянный поток идей. Конечно такой поток в сотни раз быстрее, чем возможность их исполнения. Для меня это действительно проблема: хватаешься за несколько проектов, по итогу ни один не доходит до конца, даже, казалось бы несложный проект о написании статьи на habr.
Решение пришло из workflow scrum. Создавать пользовательские истории, жестко ограничить их количество, и двигаться по ним.
Получившийся дашборд выглядел таким образом:
Как можно заметить из данного скриншота, я взял идею Стивена Кови из книги "7 навыков высокоэффективных людей" о том, что нужно развивать в себе 4 вида интеллекта: ментальный, физический, духовный, социальный. Когда существует гармония в развитии этих 4-х интеллектов, ты счастлив. Если развитие какого-либо интеллекта "проседает", ты можешь начать чувствовать упадок, что в свою очередь негативно влияет на развитие оставшихся.
Пользовательские истории, в данном контексте, должны придерживаться нескольким несложным правилам:
Название. Как тот, кто играет определенную роль, пользователь(я) делаю определенную вещь, для того, чтобы развить определенную черту, важную для данной роли.
Должен быть четкий критерий окончания, даже если его очень сложно придумать.
Дедлайн. Если его нет, то мозг может посчитать, что задачу можно не делать еще оочень долго. Никогда.
Должно быть четкое понимание того, зачем нужна эта история.
Пример описания, одной из историй можно увидеть ниже:
На доске, для истории о чтении книг, я попробовал поле с типом "формула". Функционал формул минималистичен, но достаточен. Процедуры и функции хорошо задокументированы и, как мне кажется, даже если у вас нет опыта программирования, при должном желании, вам не составит труда в них разобраться. К примеру я сделал формулу, которая выводит прогресс чтения книги:
concat(
"Прочитано ",
slice(format(prop("Страница остановки #") /
prop("Последняя страница #") * 100), 0, 5),
"% книги."
)
В данном коде prop
- берет значение поля, format
- кастует любой тип данных в строку, slice
- обрезает, оставляя только первые 5 символов и concat
- конкатенирует/склеивает.
Так это выглядит:
Мне очень нравятся практики, которые Максим Дорофеев предлагает в своих книгах "Путь джедая" и "Джедайские техники". Одна из таких практик - писать первое действие, которое надо выполнить. Так проще обезьянке сиюминутного удовольствия. Во многих планировщиках это сделать можно только костылями.
В Notion можно добавить любое количество полей, и я начал это использовать в описаниях задач:
Когда я реализовал всё вышеописанное, я испугался. "Как следить за всеми этими историями?" Всё разложено по полочкам, но каждый раз лазать по полочкам не круто, не удобно, не эффективно. В тот раз я добавил графу "следующее действие" к истории. Хочу напомнить, что добавив поле на одну страницу, оно появляется на аналогичных. В данное поле я продублировал некоторые даты из задач внутри истории.
На следующее утро я был приятно удивлен. Уведомления на многие задачи стояли на 5 утра, и проснувшись я увидел небольшой инбокс на сегодня. Всё, что прилетело в этот инбокс, я легко перенес в agile-board для задач на сегодня, который заранее создал под галереей с историями.
Продуктивный день начался.
Также у меня наконец появилась страница с красиво оформленными блокнотам на различные темы.
Notion стал "всё в одном". Он стал тем, что я относительно давно искал.
Выводы
По моему мнению, Notion очень удобный, гибкий, настраиваемый под любые "хотелки" инструмент, который может быть полезен каждому. Итеративно, он становится идеальным именно для вас. Облако очень быстро синхронизирует все ваши таблицы с телефоном. Также вы можете использовать его для командной работы, аналогично Jira/Confluence, но я данный функционал не пробовал.
Это однозначно тот инструмент, который я не мог не посоветовать, особенно учитывая то, что бесплатной версии может быть более чем достаточно.
Приятного опыта использования.
MaM
Close source органайзер в 2021, удачи и хорошего настроения
welovelain
Назовите хоть один дотягивающий по функционалу open-source? Желательно, чтобы не хранил файлы на сервере.
DrPass
Когда я вижу подобные высказывания, кажется, что мир сошёл с ума. Какая вам, блин, разница от инструмента, открытые у него исходники или нет, если он делает то, что вам нужно? Вы его что, дописывать собрались? Или открытые исходники как-то вам дают качество и безопасность, что ли?
MaM
А завтра перестает делать потому, что Дядя Сэм так сказал или откуда я знаю, что он делает только то что нужно. Ну а без скатывания в параною, я пользуюсь 5-6 иструментами, и да нет ничего такого, что бы пойти и поправить/почитать то что тебе нужно.
Есть такое понятие здоровая адекватность, купить какой нибудь инженерный проприетарный софт типа Altium Designer, AbsInt CompCert. А покупать пачку React UI с реквестами, не то что бы не целесообразно, а как то странно в 2021. Органайзер это простая софтина
DrPass
Почему «перестанет делать»? Кто-то залезет к вам на компьютер и всё сломает? Ну не ставьте новую версию, если она не делает то, что вам нужно. А если авторы опенсурса перестанут развивать его в том направлении, которое вам подходит? Вы что, форк побежите делать под себя? Или точно так же просто перестанете ставить новые версии?
Ничего такого, но эта фича лежит в самом низу хитпарада полезных фич продукта, и безболезненно может пойти лесом, если у более удобной софтины исходники будут закрыты. Тем более что у подавляющего большинства людей нет ни времени, ни желания копаться в исходниках каждой утилитки, которая попадает к ним на компьютер.
Просто посчитайте стоимость своего времени, чтобы сделать себе простой органайзер под себя, или адаптировать что-то опенсурсное. И сравните со стоимостью готового решения, и получите настоящий ответ, странно это или не странно.
gecube
Это работает только с оффлайн софтом.
Последний пример. Пользовались wunderlist. Даже платный заказали. Чтобы шарить тудулисты. Его купил мелкософт. И приковал продукт. Обещали миграцию, но в процессе конвертации в новое решение все потерялось.
Вот так.
Или РКН сойдёт с ума и поблочит облачные сервисы…
Не знаю — есть 100500 причин со скепсисом относиться к «облаку» и к софту из гуглплей или яббл стора
MaM
Дайте подумать, ну наверное минут 10 открыть github.com/topics/task-manager да выбрать что то типа.
github.com/ajaxray/geek-life
github.com/alainm23/planner
github.com/tgrosinger/slated-obsidian
github.com/CamprGmbH/campr
У меня ушло 4-5 на найти ну пусть на скачать установить еше 5.
Люди когда то написали ось и компиляторы, что бы не зависеть от Дяди Сэма, а вы предлагаете за 15 минут в кабалу себя подписать. Давайте считать по другому, человек пользуется это приблудой года 3-4, ведет 25 проектов, ну плюс свою жизнь менеджит, аналитику делает по таскам, апи удобное пару плагинов сделал. Завтра наступает тазик, потому, что вы устроили белого вместо черного, не так посмотрели на кого-то, не то сказали, MS решил купить и закапать, в стране с серверами война, да хоть что. Сколько стоит стрес в течении недели, работа по переезду, и ваши данные за три года?
DrPass
Вы только что привели показательный пример, в чём проблема, если у вас в обязательных критериях есть «выбирать только опенсурс». Первые три выглядят как лютая дичь. Как выглядит четвёртый, неизвестно, но зато для его установки локально надо докер поднимать.
MaM
Это еше почему?
DrPass
Хм. Ну давайте посмотрим хотя бы на первый из них. Вот этот красавец:
Я сейчас не про текстовый UI, в конце-концов, это «планировщик для гиков», стилизованный под консоль. Типа авторская задумка.
Давайте на функционал глянем:
1. Задачи разбиты по проектам, ок
2. Есть ли невыполненные задачи по проектам, и тем более сколько их там — хз, не откроешь — не узнаешь
3. Статусов задач нет, есть только «выполнена/не выполнена» а всякие не актуальна, просрочена — нет.
4. Приоритетов задач нет.
5. В роадмапе в качестве фич к реализации стоит «редактирование проекта», ну т.е. название ему поменять.
Вот вам и «готовое опенсурсное решение». И ещё 187 звёзд у него стоит.
MaM
Всеравно это вполне себе и лучше чем писать с нуля, еше этот надо выкинуть github.com/tgrosinger/slated-obsidian, потому как form opensorse а обсидиан close.
Это не отменяет, что есть еще github.com/alainm23/planner, github.com/CamprGmbH/campr.
Хотя по мне и с нуля можно написать, это задача для джуниора, студенты в вузах такое пишут. Понятно дело, что это далеко до продакта. Но складывается впечатление, что оно не просто так не едеет, может оно просто никому не надо?
DrPass
Как минимум, это хуже, чем взять качественную проприетарщину. Писать с нуля шедулер — вы совершенно правы, это задача для джуниора. Это просто скучно и бесполезно. Не, как вариант убивания времени подойдёт, но опять же таки, занятие очень уж на любителя.
MaM
А занятие лить чувствительные данные в проприетарную дичь значит лучше? Индустрия не так чувствительна, там и стандарты есть и интересы свои пролобировать могут и в суд подать, и просто нанять кодеров да сделать аналог. А пользователю потом что делать если тазик? Не вижу ни одной причины почему нельзя сделать, практика показывает, что оно скорей тут никому не надо, чем никто не смог.
DrPass
Если проприетарная дичь имеет более продуманный интерфейс, однозначно лучше. Но занятие лить чувствительные данные в чужое облако без гарантий — вообще дело так себе. С другой стороны, в такой софтине как шедулер «чувствительные данные» вообще отсутствуют как класс.
gecube
Могут быть. Люди достаточно бестолковые и я видел, например, логины пароля в трепло на открытых досках
DrPass
Ну, в этом случае любые попытки решения проблемы программным способом вообще бессильны :)
gecube
Согласен с коллегой. Мы все подсаживаемся на облачные сервисы, потом что-то происходит… и привет, сосед!
Мне вот, например, гугол написал, что Гугл плей музыка закрывается. Естественно, сами они не ударили и пальцем о палец, чтобы сохранить меня как клиента — это моя забота сконвертировать все данные и позаботиться об их сохранности.
А с notion — штука действительно крутая, но кто знает, что случится дальше — может сделают только платные и сильно платные тарифы.
Вопросы безопасности тоже, кстати, стоят… сколько уже утечек из «облаков» было.
DrPass
Наш спор лежит же в ортогональной плоскости, опенсурс vs проприетарщина, а не облако vs он-премис. Опенсурс-то прекрасно живёт в облаках и перенимает все их недостатки.
gecube
в случае closed source облака, очевидно, что клиент еще более сильно подвязан на сервис, чем в случае closed source offline app или в случае opensource облака… Проблема в том, что вся индустрия движется именно к первому — SaaS во всей его дистиллированной форме
DrPass
А какая разница, насколько сильно клиент подвязан на сервис в теории, если в обоих случаях, и в случае опенсурса, и в случае клозедсурса результат совершенно одинаков — если дохнет облако с данными, приложение тоже дохнет?
tmin10
Эм, если сервер опенсурс, то он разворачивается на своём сервере и выживёте дальше. А закрытый после смерти сервиса уже не вернуть.
DrPass
Хм. Я прошу прощения, но зачем? Если вы выбираете облачный сервис, то очевидно же, это делается для того, чтобы вам предоставили услугу по хранению, резервированию ваших данных, и обеспечили синхронизацию между вашими устройствами. Если маячит перспектива, что вам когда-либо потребуется ещё и у себя его захостить, то может ну его сразу в задницу, ещё на этапе выбора приложения?
VolCh
Перспектива такая всегда может быть, ни один облачный сервис не даёт гарантий вечного существования.
tmin10
Хм, я вот в gmail даже не уверен на 100%, что гугл однажды его не прикроет (или не забанит меня по ошибке) и регулярно скачиваю бэкапы. А пользуюсь, потому, что это удобно, конечно. Но в случае чего я буду готов к переезду и не потеряю данные.
DrPass
Бэкапы, это же другое дело. Вы же все равно не будете у себя почтовик хостить, если гмайл увалится? Просто начнёте с чистого листа у нового почтового провайдера, разве что импортнёте туда адресную книгу.
tmin10
На самом деле планирую, но всё откладываю сесть и настроить это дело :) В идеале отказаться от облачных версий в сторону self-hosted решений.
fenrir1121
Справедливости ради, даже если notion перестанет работать из него можно выгрузить свои данные и настроить бэкап на регулярной основе.
Некоторые уникальные для notion вещи конечно работать не будут, но сами данные прекрасно открываются всем, что умеет читать .md
Anrikigai
Не знаю насчет notion, но, к примеру, YouTrack с довольно похожим, на мой взгляд, функционалом, вполне можно гонять на своем сервере:
docker run -it --name youtrack-server-instance \
-v :/opt/youtrack/data \
-v :/opt/youtrack/conf \
-v :/opt/youtrack/logs \
-v :/opt/youtrack/backups \
-p :8080 \
jetbrains/youtrack:
Или как обычный standalone.
Ну и какая разница, что к нему исходников нет?
gecube
он будет бесплатно норм работать? Или это недофункциональная триалка?
Anrikigai
Вполне полноценное решение.
До 10 пользователей бесплатно, больше — за деньги.
Но работает на личных мощностях (если inCloud не устраивает)