На днях, на другой небезызвестной вам площадке появился большой сравнительный анализ сервисов внешней аналитики маркетплейсов. Автор постарался разобраться в преимуществах и недостатках каждого и выдал свою оценку. Она, конечно, субъективная, поскольку у каждого продавца собственные ресурсы и требования к работе маркетплейсов. Но как основу для рассуждений материал взять можно - в нем сразилось 20 сервисов аналитики. Чтобы вы не убегали с Хабра и с позволения автора, мы разместим здесь выдержки из его обзора,. Вдруг вы найдете для себя что-то полезное или убедите других, что лучший сервис должен выглядеть чуть иначе.
Зачем нужны сервисы аналитики?
Пандемия сильно повлияла на российский сегмент e-commerce и пошатнула его в сторону стремительного развития. Чтобы не заниматься погрузкой из пустого в порожнее, продавцам пришлось изучать рынок и потребности покупателей. Одни были очевидны: например, антисептики весной 2020 года были топом продаж - для этого не нужно выстраивать сложные графики. Другие запросы покупателей не всегда ясны. Например, мы изучали топ продаж детских игрушек на OZON и обнаружили, что плюшевый Тоторо и кукла Гарри Поттера приносят продавцу по 15 миллионов рублей в неделю. Вот как бы вы догадались?
Чтобы это узнать нужно тонко разбираться в определенной сфере: например, знать, что Джоан Роулинг готовит к выходу новую книгу и фанаты скоро сорвутся с цепей. Другой вариант - использовать сервисы внешней аналитики маркетплейсов, которые наглядно показывают какие товары пользуются спросом. Они же помогают понять - взрывной ажиотаж - следствие начавшейся распродажи или новый тренд. И если поначалу существовала всего пара таких сервисов аналитики, то с ростом популярности маркетплейсов они просто заполонили рынок.
Как их оценивать?
Для анализа автор взял сразу 20 сервисов аналитики. Часть из них все еще находится на стадии тестирования, часть работает лишь по запросу или через телеграммной-бота. В любом случае, список получился внушительный.
HunterSales / LookFor.sale / MarketGuru / Mayak / MoneyPlace / MPStats / MScout / RetailTool / SellerFox/ Shopstat / Sloy / Stat4Market / WBExpert / WonderSell / MarketVision / Pi-Data / Whisla / MPHelp / Adapter / AYO
За каждый пункт в сравнении селлер решил выставлять баллы: по 10-бальной системе для наиболее важных характеристик и по 5-бальной системе для менее важных пунктов. Все результаты сведены в таблицы - увидите их в нужное время.
Часть сервисов на момент написания статьи находятся на бета-тестировании... поэтому такие сервисы я тоже включу в таблицу сравнения, для наглядности, но баллы выставлять не буду. Также сервис WonderSell имеет только лэндинг - основной функционал через телеграм-бота; Mayak имеет лэндинг, расширение браузера и телеграм-бота, но не имеет непосредственно сайта для работы с ним; AYO имеет только лэндинг - отчёты по товарам предоставляются по запросу в ручном режиме. По ним тоже не буду выставлять баллы.
Можно всё попробовать?
Критерий наличия полноценного тестового периода, автор анализа почему-то поставил на второе место. Не согласимся. Все-таки много важно разобраться в работе сервиса еще до оплаты. Он может не отвечать запросам селлера, сильно ограничивать временные рамки для поиска или анализировать данные ненужных площадок.
Мы ставим наличие тестового периода на первое место - для нас именно это важный шаг при выборе системы аналитики. А еще мы полностью согласны с автором материала - цитата ниже. Так что "тест" - всему голова.
...в каком-то из сервисов Вам может банально не понравиться интерфейс, а в другом скорость получения данных.
С тестовым периодом все оказалось просто. Самый долгий доступ (14 дней) готов предоставить сервис MarketVision. За ним следом встает MarketGuru, предоставляющий клиентам 7 демо-дней. У всех остальных конкурентов предложение ограничивается сроком от 1-3 дней. Еще 3 проекта находятся на тестировании и доступ к ним полностью бесплатный, но и вопросов к работе таких систем возникать не может - ошибки имеют место быть.
Лучший или дешёвый?
Стоимость подписки особенно важна начинающим продавцам и небольшим предпринимателям. Сначала хочется заработать, а после уже после тратить десятки тысяч на всякие сервисы. Сравнить стоимость подписки на разные сервисы - хорошее решение. При этом автор решил поставить всех участников в равные весовые категории и оценивать только стоимость 30-дневного тарифа. Для некоторых систем это потолок, у других продолжительность подписки может доходить до 1 года.
Видно, что тут на первом месте оказался Stat4Market с ценой подписки всего в 870 рублей в месяц. На другой стороне, с 30-ти дневным тарифом за 7 900 рублей остановился HunterSales. Золотую середину заняли сразу два игрока - MoneyPlace и SellerFox. Тут месячная подписка обходится клиентам в 4 тысячи рублей. Разница между стоимостью сервисов всего 9 рублей.
Про сервисы, которые находятся на тестировании я уже говорил — ими Вы можете пользоваться бесплатно... В основном, тарифы растянуты на 1,3 и 6 месяцев. В некоторых сервисах они отличаются по возможностям анализа того или иного параметра и по количеству дней, за которое Вы можете получить информацию.
Что должен анализировать сервис?
Понятно, что информацию, удающуюся собраться с маркетплейсов. Но у каждого продавца своя задача. Например, кто-то торгует только на Wildberries и хочет анализировать конкурентов по площадке. С другой стороны, если у него будет возможность отслеживать статистику продаж того же OZON, он сможет спланировать своевременный выход на его склады.
В основном, как Вы видите, большинство сервисов анализируют только один маркетплейс — WildBerries, меньшая часть — 2 и более. AliExpress анализируют только 2 сервиса, Яндекс.Маркет и Lamoda — по одному.
Очевидно, что самыми интересными на рынке пока являются сервисы, которые анализируют данные сразу всех маркетплейсов. Если цена у таких сервисов приемлемая, то их покупка - хороший вклад в будущее.
Возможности для самоанализа
Внутренняя аналитика — это аналитика собственных продаж на маркетплейсах. Для этих целей существуют специализированные сервисы, но некоторые из нашего списка имеют внутри себя и такой функционал. Достаточно подключить магазин на маркетплейсе по API и проанализировать свои продажи. Бонус приятный.
7 сервисов из рассматриваемых нами имеют функционал для внутренней аналитики. В некоторых из них он откровенно слабый — для галочки. Еще 3 сервиса сообщают о том, что в скором времени такой функционал у них появится.
...остановился на промежуточном значении в баллах: за наличие внутренней аналитики выставлял 7 баллов, за информацию о её появлении в будущем — 2 балла.
Начало летоисчисления
Поскольку продавцы анализируют данные о продажах и выручке не только в разрезе 7 дней, важно, чтобы сервисы аналитики имели весомую базу информации. Автор сравнительного материала задался логичным вопросом - с какого периода сервисы собирают данные.
Зачем нам это? Существуют сезонные и трендовые товары, чьи популярность или спад продаж связаны с внешними факторами. Чтобы их отследить нужен большой период анализа.
На первом месте по данному показателю — MPStats, они собирают данные с января 2020 года, 10 баллов. Далее WBExpert — май 2020 и замыкает тройку SellerFox и MarketVision — июль 2020 года. Часть сервисов предоставляет данные за последние 30 дней — они получают по 2 балла, так как такие данные пригодятся не для всех случаев, а это основной функционал сервиса аналитики и парсинга. MPHelp даёт показывает информацию всего лишь за 7 дней, Pi-data в тестовом тарифе тоже за 7 дней, по основному тарифу на мой запрос ответа не поступило.
Мы только спросить
Для малого и среднего бизнеса анализ маркетплейсов - важная часть ведения бизнеса на первых этапах. Но для них же оплата дополнительных сервисов - дополнительная финансовая нагрузка. Именно поэтому многие продавцы просто не могут позволить себе покупку дорогих сервисов и модулей, а значит не могут и масштабироваться. Хорошее решение - тарифы, предоставляющие доступ к сервисам на короткий период. А значит - дешевые.
Показатель, наряду с ценой тоже очень важный, поэтому 10 баллов я поставил сервисам HunterSale и MPHelp. Они дают возможность оплатить 24 часовой доступ, пусть и достаточно дорогой. 7 баллов получил SellerFox за 3-х и 14-ти дневные доступы к сервису. А 5 баллов я поставил LookForSale за семидневный дневный доступ. У всех остальных есть возможность оплаты только 30-дневного периода, поэтому - 3 балла.
Поддержим молодых и неопытных
Служба поддержки сервиса — важный параметр в работе сервиса. Новички могут просто не разбираться в каких-то вещах, графики могут казаться им страшными и непонятными. Автор указал на важность этого параметра, но отменил, что он не является сервисообразующим, поэтому оценивал его по 5-бальной шкале.
Для оценки я пользовался следующими способами: либо смотрел историю вопросов пользователей и ответов на них службы поддержки у сервисов, которые имеют телеграммной-чаты и прикидывал примерное время ответа; либо писал в телеграм-боты поддержки, телеграм-аккаунты лиц, указанных на сайте как служба поддержки и в формы обратной связи, установленные на сайтах.
Спам - не результат аналитики
Сервисы аналитики любят практиковаться в рассылках существующим и потенциальным клиентам. Аудитория понятная - люди, увлеченные торговлей и продажами; посетители маркетплейсов и url-адресов, привязанных к личным кабинетам таких площадок. По словам авторам материала, который мы обсуждаем, большая часть сервисов аналитики продвигается через телеграм. Именно там они могут использовать серые методы продвижения, рассылая предложения участникам профильных каналов.
Так как этот показатель очень субъективный и многим легко спутать спам с рекламой, а также из-за того, что этот показатель никак не влияет на качество работы сервисов аналитики, то он проходит вне конкурса — за него я не выставлял баллы.
Заработать на своих
Реферальная программа - тренд современности. Приведи друга и получи пончик в подарок. Подключи приятеля и получи бонус на карту. Какие еще варианты вам знакомы? Можно, например, подключиться к реферальной программе сервисов внешней аналитики и заработать сверх того, что принесут вам данные графиков и диаграмм. Будем плюсовать в карму разработчикам, использующим такой подход?
Оценивался мною также по 5-бальной шкале. Если реферальная программа есть — 5 баллов, нет — 0 баллов. Конечно, можно было бы углубиться в этот параметр и рассмотреть в рамках него такие факторы как финансовые и временные условия, а также минимальная сумма вывода денег с баланса.
Выгружайте: сразу на склад или сначала данные?
Можно просто отгружать на склад тысячи товаров раз месяц, а можно делать это реже, но, буквально, предвидев свои перспективы. Не все клиенты сервисов используют их интерфейсы для анализа. Некоторые покупают доступ к сервисам для выгрузки данных по API, а кто-то просто скачивает результаты в excel, печатает и анализирует данные под светом настольной лампы. Поэтому возможность выгружать данные из сервисов аналитики - полезная фича.
Так как возможность выгрузки — дополнительная опция, то оценивал её тоже по 5-бальной шкале. Чем больше вариантов выгрузки — тем выше балл. Возможно, в каком-то из сервисов, я просто не нашёл кнопочки выгрузки. В этом случае, собственники сервисов, не нужно меня ругать, а перенесите эту кнопочку на более видное место.
Визуализируй это
Визуализация — наше всё. Кому как, но мне очень нравится работать с данными, представленными в визуальном виде — с помощью различных графиков и диаграмм. Поэтому ввёл и этот параметр для сравнения сервисов. Оценивал также по 5-бальной шкале. Без учёта проработанности самих графиков и диаграмм.
Автор отметил, что среди анализируемых сервисов, ему пришлось выделить MSCout и поставить по данному критерию баллов. Просто потому, что сам сервис не предоставляет пользователям тестового периода и получить данные для просмотра и анализа ему не удалось.
О, мой бот
Последнее на что обратил внимание автор - дополнительный функционал сервисов, позволяющий удобно управлять анализируемыми данными — в мобильном приложении, через телеграм-бота или прямо на сайте маркетплейса. Оказывается такой зверь встречается, но пока крайне редко.
Сводный анализ
По итогам сравнения сервисов, автор объединил данные в итоговую таблицу. Тут все наглядно. Если не верите в подсчеты, можете сами суммировать показатели.
Если вглядываться в цифры неудобно, сложим и прочитаем за вас. Итоговый топ сервисов по мнению одного селлера-аналитика получился таким:
1 место — SellerFox
2 место — MPStats
3 место — MoneyPlace
Я по максимуму, старался быть объективным, но у каждого из Вас может быть своё мнение по распределению баллов: кому-то важна цена, кто-то пользуется сервисом из-за наличия в нём внутренней аналитики. Для кого-то никакого значения не будут иметь диаграммы и графики, а кому-то не нужна реферальная программа. Поэтому и удельный вес каждого параметра у каждого может быть свой.
Для нас материал оказался полезным. И даже если не присматриваться к тройке сервисов-победителей, саму методику сравнения, которую создал автор мы плюсуем. Ему удалось рассмотреть огромное количество сервисов внешней аналитике в одном материале, а значит упростить жизнь селлерам, которые вряд ли найдут время на самостоятельно изучение каждого.
Даже если вы не согласны с результатами такого сравнения, нам кажется, что все используемые для него критерии - хороши. Попробуйте сами, используя и дополняя их, составить свой топ сервисов аналитики маркетплейсов. Очевидно, что у вас могут получить несколько иные результаты.
Если захотите задать вопросы автору всех этих таблиц и цифр - пишите. Мы передадим. А если у вас есть свои вопросы к сервисам аналитики и в материале упущены данные о суперкрутом сервисе или функции - пишите. Будем рады узнать еще больше.
Не самим же считать всё, в конце концов.
iiwabor
Доверять никому нельзя — надо семь раз проверить, прежде чем отдать кому-то свои деньги…