Еще 7 июля Минпромторг заявил, что Wildberries является одним из каналов сбыта контрафакта в России. Ведомство пояснило, что подобные выводы многократно подтверждены жалобами покупателей и продавцов и тогда де уточнило, что маркетплейс выразил готовность к борьбе с нелегальными товарами. В тот же день Wildberries зачем то заявил, что информация о продаже на маркетплейсе контрафактной продукции не соответствует действительности. То есть утвердил, что "левых" товаров на его полках нет. Тогда же, противореча себе, заявил, что разрабатывает систему автоматической борьбы с контрафактом на основе искусственного интеллекта. То есть утвердил, что "левые" товары есть и их нужно активно искать. А уже 8 июля Wildberries официально заявил о запуске в работы своей автоматизированной системы и стал подчищать товары продавцов. То есть контрафакт, которого "не было" все-таки нашли и стали удалять. Весь этот круговорот, конечно, взволновал селлеров. Они стали опасаться того, что автоматическая система может удалить даже легальные товары. Мы стали опасаться, что все опять делается лишь на словах и контрафакт никуда не исчезнет. А потом мы просто решили проверить, что произошло с товарами на полках Wildberries после запуска робота-поисковика. Стало ли товаров меньше, ушел ли контрафакт? Рассказываем.
Был ли контрафакт на Wildberries?
Писать текст о Wildberries и контрафактных товарах просто. Глубоко внутри эта тема точно не вызывает никакого диссонанса, ведь все знают, что купить реплики и копии товаров на маркетплейсе было можно всегда. Бренды и сами неоднократно намекали на это Wildberries, обращались в суд и пытались запретить площадке продажу левых товаров под их товарным знаком. Весной 2022 года в сети появилась информация о том, производитель посуды в который раз пытается запретить продажу своих копий на маркетплейсе. А совсем недавно все заговорили о том, что на Wildberries спокойно можно купить рецептурные лекарства и спирт. То есть контрафакт был и удаляли его неохотно, поэтому официальный ответ Wildberries в сторону Минпромторга звучит странно.
Совместно с Минпромторгом, ФАС и другими ведомствами мы противодействуем появлению сомнительной продукции на российском рынке. На Wildberries давно отлажена модель работы с брендами, мы эффективно отсеиваем некачественную продукцию. У нас прямые контракты с крупнейшими российскими и международными производителями, а также на онлайн-площадке представлен широкий ассортимент товаров от российского малого бизнеса
Для чистоты эксперимента, мы решили найти товары о которых писали ранее на полках Wildberries. Сейчас, когда пишется этот текст, система поиска контрафакта уже работает. То есть товары (если они и существовали до 8 июля) уже точно должны исчезнуть с полок. Запрещенные лекарственные препараты найти тут, правда, нельзя. Даже в товарных карточках под другим именем, а именно так после жалоб ранее прятали лекарства на виртуальной полке.
А вот с Zepter у маркетплейса явно не заладилось. Даже после судебных исков, жалоб и негативных комментариев самих покупателей посуда и техника под этим брендов все равно продается на Wildberries. Даже после запуска ИИ-робота. Таких товаров у самого Zepter никогда не было - об этом мы писали раньше. По факту речь идет о продаже на маркетплейсе непонятных позиций с прилепленным сверху логотипом уважаемого бренда. То есть товары не копируют, а вот бренд - незаконно используют. Возможно, проверка еще не дошла до этих позиций?
Что стало с контрафактом после 8 июля?
Перебрать все товары поименно нереально, поэтому четко понять ушел с полки весь контрафакт или нет - сложно. Однако, мы решили оценить общее изменение позиций на полках Wildberries: сравнить сколько брендов, продавцов и, главное, товаров пропало с витрины маркетплейса после введения системы поиска контрафакта.
Стоит отметить, что количество товаров, продавцов и брендов меняется постоянно. Товары могут заканчиваться и их снимают с продажи сами селлеры. Селлеры уходят из категории, потому что в ней просто не идут продажи. Но речь идет не о масштабных однодневных изменениях. Такое происходит по чуть-чуть постоянно. Мы же решили посмотреть на резкое изменение этих параметров - есть ли оно?
За основу для анализа мы взяли данные за две конкретные даты. Первая - 7 июля, когда Минпромторг указал Wildberries на проблему контрафакта. Вторая - 10 июля 2022 года, то есть через три дня после начала работы нового ИИ маркетплейса. Все данные в таблицах ниже не могут, напрямую, свидетельствовать о работе системы поиска. Но быть итогами ее работы могут. Смотрите и оценивайте сами.
Итак, лидерами по оттоку продавцов за 3 дня стали категории "Электроника", "Дом", "Сад и дача", "Аксессуары", "Здоровье", "Ювелирные изделия и обувь". Первенство забрала себе электроника. При этом среди вложенных в нее подкатегорий, отток продавцов больше всего наблюдался среди селлеров, торгующих ТВ, фото, видео и аудиотехникой и смартфонами.
В таблице с данными по оттоку товаров все куда краше. За пару дней с полок Wildberries пропали десятки тысяч товаров. При этом, интересно, что электроника не вошла в список лидеров по количеству потерь. Хотя, казалось бы, серых эйрподсов, смарт-часов или стилусов тут всегда было полным-полно.
Зато список лидеров по оттоку товаров уверенно возглавила категория "Мебель". За 3 дня она успела лишиться почти 25 000 товаров. Звучит странно. Возможно, Wildberries успел подкосить сотни селлеров, которые выбросили на полку товары из IKEA. Возможно, товары в этой категории не хранились на складах сотнями, а были штучными и просто успели разойтись между клиентами. Возможно, продавцы сами стали снимать товары с продажи, поскольку категория показалась им невостребованной.
Кроме мебели, как видите, потери понесли канцелярские товары, аксессуары, товары для сада и дачи, обувь, ювелирка и позиции premium-сегмента.
А есть ли контрафакт сейчас?
Самый простой способ проверить - поискать подобные товары на маркетплейсе. Даже без аналитики, всего лишь введя в поисковую строку нужные запросы. Посуду от Zepter мы уже нашли - поглядите на нее парой абзацев выше. Мы задали всего пару запросов со словами "Копия" и "Airpods" (потому что китайские копии наушников встречали на WB постоянно. Речь, кстати, не о дешевых китайских моделях, а именно о тех, которые выдают себя за оригинальную яблочную продукцию. Что мы нашли - смотрите сами.
Не исключено, что отток товаров и продавцов с маркетплейса, который нам удалось обнаружить вовсе не связан с работой системы поиска контрафакта. Причин для этого может быть масса: вплоть до того, что селлеры решили покинуть площадку сами из-за начисления чужих долгов или невозможностью торговать "серыми" товарами.
Главное, что нам удалось заметить - низкая эффективность работы искусственного интеллекта. Контрафакт на Wildberries все еще продается. И продается прямо сейчас, вопреки словам маркетплейса о том, что такая информация не соответствует действительности. Из-за этого можно предположить, что вся автоматизированная система работает "не очень" и легко может задеть продавцов легальных товаров, закинуть их в бан и приостановить продажи.
Получилось как всегда. Возможно, "как лучше" и не хотели.
Комментарии (11)
DenisPantushev
18.07.2022 14:03+10Лупить по Wildberry за контрафакт - это все-равно, что наказывать директора колхозного рынка. Наказывать надо продавцов. И наказывать не удалением товарок с полок, а уголовными делами. И минпромторг не собачиться должен с Дикой Ягодой, а дружить с ней и целовать ее в попу, и с ее помощью штамповать уголовные дела пачками и сажать ворье.
svob
18.07.2022 21:28Наезд ради наезда. От тех же людей, что так рьяно гнали с рынка всякие икеи с сефорами и орут голосами хоровых "групп информационной поддержки", что без буржуев оно даже лучше. Парфюмерный контрафакт (хоть через ВБ, хоть где) продается стабильно с сертификатами - кто их выдает? Сефора была, как по мне, единственным надежным местом покупки люксового парфюма, и обеспечивалась эта странность никак не российскими органами, а неправильным буржуинским контролем.
yarkovoy
19.07.2022 04:09А кто-нибудь из WB может пояснить увеличение доставки до 400р. Сначала они ввели 200р доставку, недавно опять стала бесплатна, а с этого воскресенья стала 400р. Или лавры Тинькофф не дают покоя?
Didimus
21.07.2022 07:07А зачем пользоваться вб, когда есть озон? У них там какой-то эксклюзив?
yarkovoy
21.07.2022 10:41Ну если коротко то это как местный алиэкспресс. С бесплатной доставкой. Сейчас посмотрел на озоне тот товар что я брал на WB. Он сам дороже + доставка от 99 руб.
Didimus
21.07.2022 10:52У меня рядом оба пункта выдачи. Но ВБ с сильно подмоченной репутацией со своими скандалами и темными паттернами. Озон хоть честно и предсказуемо пытается обмануть, а ВБ по-подлому
yarkovoy
21.07.2022 10:58Я никогда не считал WB лучшим. Но в некоторых ситуациях он оказывается удобнее. Кстати до них OZON вообще какие-то дикие цены за доставку брал в наш регион.
bromium
Сложно представить мощь ИИ, который должен по картинке определить, что там используется незаконно логотип другого бренда (как в примере с Zepter), а по описани определить, что такой продукции в каталоге Zepter не бывает.
Да и в условиях разрешенного параллельного импорта что теперь считать контрафактом и как его определять?
Насколько знаю, ВБ требует сертификат на продукцию. Но также знаю, что это успешно обходят всякие посредники за деньги (не знаю, как).
Вообще, все это "пчелы против меда" - ВБ плевать, кто, чем и как торгует. Они ж маркетплейс, любой вэлкам, лишь бы бабки приносил.
Простому покупателю вообще не достучаться оперативно, коснись чего: раньше был телефон - его убрали, в месенджерах, по-моему, тоже пропала поддержка, все через приложение/сайт (то есть не понятно, когда ждать ответа и он стандартный).
Сейчас смотрю, пропали процессоры AMD по брендом noname или еще каким - видимо, так обходили продажу брендовых вещей.
Кстати, а формально, что с геймпадом не так на скриншоте? они что, пишут что это оригинал от Sony? нет. они пишут, что подходят под PS, Windows и т. п.
У нас, как обычно, нет четкости, двойные стандарты и разночтения. А это повод для к... сами знаете, чего.
ash_lm
Ну контрафакт это не только продажа оригинальных товаров с нарушением прав. Проблема у WB (и не только) в том, что продают подделки низкого качества выдавая его за оригинал. Если человек заказывает, к примеру, кроссовки за 20.000, то он, я полагаю, хочет получить именно оригинальную продукцию, а не низкокачественную копию за эти деньги. И если посмотрть youtube, почитать отзывы, то как раз это является проблемой, а не незаконно ввезенный товар.