Сегодня, я познакомлю вас с несколькими приложениями для стриминга видео в прямом эфире и расскажу, за счет чего им удается удерживать внимание огромной аудитории и успешно монетизировать ее.

Про культурный шок

Привыкший к простым и понятным интерфейсам, я не сразу понял что вообще происходит, стоило только открыть одно из этих приложений. Все свистело, пердело, переливалось цветами радуги, разрывалось салютами, мигало, прыгало, дрожало и что-то от меня хотело. А где-то под всем этим виднелась физиономия славянской девочки, которая несла какой-то бред о личном. Такое впечатление было при первом контакте с Bigo Live – самым популярным приложением для онлайн-стримов.

Было ощущение, что я снова оказался в Китае. Но нет, с экрана смотрели тысячи русскоязычных подростков, желая спеть песню в прямом эфире, покрутить бедрами или рассказать о том, как у них прошел день.

Likee, LiveMe, Mico, Hakuna и другие приложения недалеко ушли от Bigo Live, предлагая практически идентичный интерфейс и сценарии взаимодействия, при этом все также, имея огромную аудиторию и внушительные цифры дохода.

Как же так получилось, что эти китайские до мозга костей приложения так привлекательны? И за счет каких решений им удается привлекать, удерживать и, главное, монетизировать огромную аудиторию? Давайте разберемся.

Про аудиторию и контент

Многие из вас помнят популярные телевизионные шоу, где люди с разными талантами (а чаще – без) демонстрировали свои способности миру, купаясь в сиюминутных лучах славы.

Так вот, Bigo Live, Likee, LiveMe, Mico, Hakuna и подобные позволяют этим людям не только купаться в лучах славы 24/7, но еще и зарабатывать реальные деньги.

Дополняют эту когорту и те, кто просто хочет потрепаться ни о чем или заявить о себе миру самым простым способом.

Возможность запустить собственную живую трансляцию сразу же после установки приложения и моментально получить сотни, тысячи зрителей привлекает множество новых пользователей.

А зрителей в этих приложениях действительного много: в течение минуты после начала собственной трансляции в Bigo Live, просто транслируя потолок офиса я легко собирал более 100-200 зрителей. И многие из них продолжали смотреть в мой потолок в течение нескольких минут, ожидая что вот-вот что-то произойдет (привет дофамину).

Качество трансляций отличается от приложения к приложению, но в целом сводится к общим принципам: танцующие сотрясая сиськами девицы, школьники со своими переживаниями, мать-домохозяйка, активно продвигающая свое дитя и подменяющая ее в стримах пока дочь в школе, другие поющие, танцующие и просто говорящие персонажи. Но стримят не только подростки и матери-домохозяйки – однажды мне попалась трансляция бабульки, которая развлекая детей играми в математику, довольно профессионально зарабатывала цифровые подарки.

Естественно, эти приложения предлагают разные варианты трансляций: с видео или без, одиночные или групповые. Но особенно популярен формат PK (батлов). Это когда в рамках одной трансляции участвуют сразу два стримера, а сам батл сводится к тому, чтобы за ограниченное время получить как можно больше цифровых подарков. Кто получил больше – тот и выиграл.

Вы наверняка заметили, что я несколько раз упомянул про подарки. Для зрителей они стоят реальных денег, часть из которых получает стример.

Наиболее старательные стримеры могут получать еще и зарплату при выполнении плана по количеству/длительности трансляций и объему собранных подарков.

И как вы уже догадались, основные зрители всех этих трансляций – дети и подростки.

Про монетизацию

Естественно, приложения можно загрузить и использовать бесплатно без ограничений на потребление контента и проведение собственных стримов. Используя ряд интерфейсных и сценарных решений, приложения стараются сперва создать привычку регулярного потребления контента, а затем, с помощью целого арсенала мотивационных платежных триггеров, создают и привычку дарения подарков.

Вот основные из них:

  • бесплатные подарки – приложения позволяют дарить некоторые подарки бесплатно. Обычно, такая возможность появляется сразу после регистрации и, как вознаграждение, за регулярное взаимодействие с приложением. Возможность дарения бесплатных подарков в свою очередь формирует привычку их дарить и увеличивает касание с платными подарками.

  • интерфейсная мотивация – приглашение отправить подарок после определенного времени просмотра трансляции.

  • социальная мотивация – все пользователи трансляции видят, когда кто-то дарит подарок. Обычно, подарок отображается в виде крупной анимации прямо поверх трансляции так, чтобы быть замеченным всеми зрителями. В этой анимации указывается и логин дарителя. Обычно, стримеры активно и очень эмоционально реагируют на подарки, благодарят дарителя и оказывают ему всяческие знаки внимания, что также может мотивировать других зрителей, кто нуждается во внешнем поощрении. Постоянное наблюдение за тем, как кто-то дарит подарки формирует картину мира, в которой дарить подарки – нормально.

  • мотивация от ведущего трансляции – часто, сами стримеры активно просят отправлять им подарки, чтобы увеличить рейтинг трансляции, либо достичь какой-то цели и др.

  • батлы – трансляции, в которых участвуют два стримера, а сам батл сводится к тому, чтобы за ограниченное время получить как можно больше цифровых подарков. Кто получил больше – тот и выиграл. Соотвественно, каждый из стримеров активно мотивирует свою аудиторию отправлять ему больше и более дорогих подарков.

  • рейтинги и розыгрыши призов – приложения активно продвигают и рекламируют турнирные таблицы самых активных дарителей подарков. Пользователи, которые дарят подарки, получают дополнительные улучшения для своего аккаунта: короны, эффекты входа и прочие временные улучшения профиля, повышающие социальный статус. Некоторые приложения разыгрывают реальные деньги или физические подарки среди самых активных дарителей.

  • социальный статус – активное дарение подарков растит социальный статус пользователя внутри приложения. Такие пользователи особенно выделяются на фоне обычных.

  • семьи и кланы – пользователи могут присоединяться к семьям и кланам. Это премиальные группы, которые дают дополнительный социальный статус среди других пользователей. Для вступления в семью/клан нужно соответствовать ряду требований, которые определяют управляющие семьей/кланов. Обычно, это социальный статус внутри приложения.

Цифровые подарки – основной, но не единственный способ монетизации. Многие приложения также предлагают покупку цифровых товаров (украшения профиля, эффекты входа) и особые VIP-статусы.

Все это можно купить за виртуальную валюту, которая в свою очередь покупается уже за реальные деньги внутри приложений.

Про вовлечение

Мотивационные платежные триггеры не имели бы ни какого смысла, если бы пользователи подолгу не залипали в приложении. Чтобы удерживать пользователей в режиме потребления контента как можно дольше, в приложениях используется ряд соответствующих решений.

Автоматический запуск трансляций

Автоматически запускают случайные (из популярных) трансляции в первых нескольких сессиях пользователей, чтобы приучить взаимодействовать с ними и убрать любые возможные фрустрации выбора (это кстати одна из значительных проблем современного Youtube).

Барьеры при выходе из трансляции

При первых попытках выйти из трансляции не делают этого. Вместо закрытия трансляции, либо объясняют, что для перехода к другой трансляции достаточно свайпнуть вверх/вниз, либо предлагают сперва подписаться на ведущего или просто – продолжить просмотр.

Легкий переход к следующей трансляции

Позволяют пользователям переходить между трансляциями с помощью свайпа вверх-вниз. Это поведение очень похоже на привычный способ взаимодействия с телевизором и позволяет дольше удерживать пользователей в состоянии потребления контента.

Покупки без разрыва контекста

Возможность совершения покупок внутри приложения без необходимости прерывать текущее взаимодействие и переходить в раздел пополнения счета. Интерфейс пополнения счета отображается прямо поверх трансляции в ответ на попытку подарить подарок при недостаточном балансе:

Про удержание и возврат пользователей

Но как бы долго пользователи не удерживались в рамках одной сессии, рано или поздно они все же выходят из зомби-режима. И тут появляется задача вернуть, а затем и сформировать привычку регулярного возвращения. Естественно, возможность отхватить быстрой славы, заработать денег, залипающий контент и развитое социальное коммьюнити играют в этих вопросах большую роль. Но кроме них, есть кое-что еще.

Чекины

Для создания привычки ежедневного взаимодействия используются чекины. Последовательные чекины каждый день позволяют получить больше подарков с каждым следующим днем.

Ежедневные задания

Разработчики некоторых приложений пошли чуть дальше чекинов и предлагают также выполнение ежедневных заданий в обмен на виртуальную валюту и другие подарки.

Игры

В самых топовых приложениях также предлагаются встроенные игры, где необходимо периодически возвращаться, чтобы выполнять какие-то действия/задания.

Уровень профиля

По мере взаимодействия растет уровень профиля пользователя. Чем выше уровень – тем больше возможностей и выше социальный статус внутри приложения. Соотвественно, многие пользователи стремятся прокачать свой профиль, улучшить его с помощью цифровых товаров и высокой активности. А далее, прокаченный профиль становится одним из значимых факторов привязанности к приложению.

Push-уведомления

Но один из самых главных инструментов возврата – пуши. Их, совершенно не стесняясь, отправляют сотнями в день по любому поводу и без. Пуши буквально летят каждую минуту.

Пуши играют важную роль в процессе формирования привычки потребления, поэтому стоит только запретить получение уведомлений, приложения сразу же усердно пытаются вернуть разрешение в том числе и с помощью вознаграждений.

Про деньги

Если вы все еще думаете, что это какая-то дичь, то я с вами соглашусь. Однако это не просто дичь, это золотая дичь. iOS и Android версии Bigo Live, самого главного игрока на этом рынке, только за январь принесли суммарно 27 млн долларов по данным Sensortower. Это на 12 млн долларов больше чем у Tik-Tok, аудитория которого значительно превосходит Bigo Live.

Остальные игроки только набирают обороты, но уже делают по 1-3 млн долларов ежемесячно.

И наблюдая общую тенденцию можно предположить, что эти цифры, как и количество игроков, будут только расти.

Постскриптум

Эта статья – очень сжатая выжимка из большого юзабилити исследования 13 популярных iOS-приложений, которое я провел несколькими месяцами ранее для одной продуктовой компании. Знакомство с этими приложениями было интересным открытием, которое безусловно расшило мою картину мира. Теперь, возможно, и вашу тоже.

Уже более 10 лет я помогаю разным бизнесам достигать большего за счет удобных пользовательских интерфейсов для любых цифровых продуктов. Если у вас есть какие-либо вопросы по UX – напишите мне в ЛС. С удовольствием помогу советом.