Сегодня, я познакомлю вас с несколькими приложениями для стриминга видео в прямом эфире и расскажу, за счет чего им удается удерживать внимание огромной аудитории и успешно монетизировать ее.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a4d/fd5/b9a/a4dfd5b9a5445a33065246a56b4bf0bb.jpg)
Про культурный шок
Привыкший к простым и понятным интерфейсам, я не сразу понял что вообще происходит, стоило только открыть одно из этих приложений. Все свистело, пердело, переливалось цветами радуги, разрывалось салютами, мигало, прыгало, дрожало и что-то от меня хотело. А где-то под всем этим виднелась физиономия славянской девочки, которая несла какой-то бред о личном. Такое впечатление было при первом контакте с Bigo Live – самым популярным приложением для онлайн-стримов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0d1/113/981/0d1113981357f46df876a291a412555a.jpg)
Было ощущение, что я снова оказался в Китае. Но нет, с экрана смотрели тысячи русскоязычных подростков, желая спеть песню в прямом эфире, покрутить бедрами или рассказать о том, как у них прошел день.
Likee, LiveMe, Mico, Hakuna и другие приложения недалеко ушли от Bigo Live, предлагая практически идентичный интерфейс и сценарии взаимодействия, при этом все также, имея огромную аудиторию и внушительные цифры дохода.
Как же так получилось, что эти китайские до мозга костей приложения так привлекательны? И за счет каких решений им удается привлекать, удерживать и, главное, монетизировать огромную аудиторию? Давайте разберемся.
Про аудиторию и контент
Многие из вас помнят популярные телевизионные шоу, где люди с разными талантами (а чаще – без) демонстрировали свои способности миру, купаясь в сиюминутных лучах славы.
Так вот, Bigo Live, Likee, LiveMe, Mico, Hakuna и подобные позволяют этим людям не только купаться в лучах славы 24/7, но еще и зарабатывать реальные деньги.
Дополняют эту когорту и те, кто просто хочет потрепаться ни о чем или заявить о себе миру самым простым способом.
Возможность запустить собственную живую трансляцию сразу же после установки приложения и моментально получить сотни, тысячи зрителей привлекает множество новых пользователей.
А зрителей в этих приложениях действительного много: в течение минуты после начала собственной трансляции в Bigo Live, просто транслируя потолок офиса я легко собирал более 100-200 зрителей. И многие из них продолжали смотреть в мой потолок в течение нескольких минут, ожидая что вот-вот что-то произойдет (привет дофамину).
Качество трансляций отличается от приложения к приложению, но в целом сводится к общим принципам: танцующие сотрясая сиськами девицы, школьники со своими переживаниями, мать-домохозяйка, активно продвигающая свое дитя и подменяющая ее в стримах пока дочь в школе, другие поющие, танцующие и просто говорящие персонажи. Но стримят не только подростки и матери-домохозяйки – однажды мне попалась трансляция бабульки, которая развлекая детей играми в математику, довольно профессионально зарабатывала цифровые подарки.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2c2/c0f/4a5/2c2c0f4a56102cdb67be1cee7bdf55e0.jpg)
Естественно, эти приложения предлагают разные варианты трансляций: с видео или без, одиночные или групповые. Но особенно популярен формат PK (батлов). Это когда в рамках одной трансляции участвуют сразу два стримера, а сам батл сводится к тому, чтобы за ограниченное время получить как можно больше цифровых подарков. Кто получил больше – тот и выиграл.
Вы наверняка заметили, что я несколько раз упомянул про подарки. Для зрителей они стоят реальных денег, часть из которых получает стример.
Наиболее старательные стримеры могут получать еще и зарплату при выполнении плана по количеству/длительности трансляций и объему собранных подарков.
И как вы уже догадались, основные зрители всех этих трансляций – дети и подростки.
Про монетизацию
Естественно, приложения можно загрузить и использовать бесплатно без ограничений на потребление контента и проведение собственных стримов. Используя ряд интерфейсных и сценарных решений, приложения стараются сперва создать привычку регулярного потребления контента, а затем, с помощью целого арсенала мотивационных платежных триггеров, создают и привычку дарения подарков.
Вот основные из них:
бесплатные подарки – приложения позволяют дарить некоторые подарки бесплатно. Обычно, такая возможность появляется сразу после регистрации и, как вознаграждение, за регулярное взаимодействие с приложением. Возможность дарения бесплатных подарков в свою очередь формирует привычку их дарить и увеличивает касание с платными подарками.
интерфейсная мотивация – приглашение отправить подарок после определенного времени просмотра трансляции.
социальная мотивация – все пользователи трансляции видят, когда кто-то дарит подарок. Обычно, подарок отображается в виде крупной анимации прямо поверх трансляции так, чтобы быть замеченным всеми зрителями. В этой анимации указывается и логин дарителя. Обычно, стримеры активно и очень эмоционально реагируют на подарки, благодарят дарителя и оказывают ему всяческие знаки внимания, что также может мотивировать других зрителей, кто нуждается во внешнем поощрении. Постоянное наблюдение за тем, как кто-то дарит подарки формирует картину мира, в которой дарить подарки – нормально.
мотивация от ведущего трансляции – часто, сами стримеры активно просят отправлять им подарки, чтобы увеличить рейтинг трансляции, либо достичь какой-то цели и др.
батлы – трансляции, в которых участвуют два стримера, а сам батл сводится к тому, чтобы за ограниченное время получить как можно больше цифровых подарков. Кто получил больше – тот и выиграл. Соотвественно, каждый из стримеров активно мотивирует свою аудиторию отправлять ему больше и более дорогих подарков.
рейтинги и розыгрыши призов – приложения активно продвигают и рекламируют турнирные таблицы самых активных дарителей подарков. Пользователи, которые дарят подарки, получают дополнительные улучшения для своего аккаунта: короны, эффекты входа и прочие временные улучшения профиля, повышающие социальный статус. Некоторые приложения разыгрывают реальные деньги или физические подарки среди самых активных дарителей.
социальный статус – активное дарение подарков растит социальный статус пользователя внутри приложения. Такие пользователи особенно выделяются на фоне обычных.
семьи и кланы – пользователи могут присоединяться к семьям и кланам. Это премиальные группы, которые дают дополнительный социальный статус среди других пользователей. Для вступления в семью/клан нужно соответствовать ряду требований, которые определяют управляющие семьей/кланов. Обычно, это социальный статус внутри приложения.
Цифровые подарки – основной, но не единственный способ монетизации. Многие приложения также предлагают покупку цифровых товаров (украшения профиля, эффекты входа) и особые VIP-статусы.
Все это можно купить за виртуальную валюту, которая в свою очередь покупается уже за реальные деньги внутри приложений.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ddb/537/47c/ddb53747c4d1d6f3ae47e0624cce2c48.jpg)
Про вовлечение
Мотивационные платежные триггеры не имели бы ни какого смысла, если бы пользователи подолгу не залипали в приложении. Чтобы удерживать пользователей в режиме потребления контента как можно дольше, в приложениях используется ряд соответствующих решений.
Автоматический запуск трансляций
Автоматически запускают случайные (из популярных) трансляции в первых нескольких сессиях пользователей, чтобы приучить взаимодействовать с ними и убрать любые возможные фрустрации выбора (это кстати одна из значительных проблем современного Youtube).
Барьеры при выходе из трансляции
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/319/7c8/b8e/3197c8b8ec8a91e0dfad4315b1fd2ef8.jpg)
При первых попытках выйти из трансляции не делают этого. Вместо закрытия трансляции, либо объясняют, что для перехода к другой трансляции достаточно свайпнуть вверх/вниз, либо предлагают сперва подписаться на ведущего или просто – продолжить просмотр.
Легкий переход к следующей трансляции
Позволяют пользователям переходить между трансляциями с помощью свайпа вверх-вниз. Это поведение очень похоже на привычный способ взаимодействия с телевизором и позволяет дольше удерживать пользователей в состоянии потребления контента.
Покупки без разрыва контекста
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91a/88c/c71/91a88cc71b1f6254d124644e96e64097.jpg)
Возможность совершения покупок внутри приложения без необходимости прерывать текущее взаимодействие и переходить в раздел пополнения счета. Интерфейс пополнения счета отображается прямо поверх трансляции в ответ на попытку подарить подарок при недостаточном балансе:
Про удержание и возврат пользователей
Но как бы долго пользователи не удерживались в рамках одной сессии, рано или поздно они все же выходят из зомби-режима. И тут появляется задача вернуть, а затем и сформировать привычку регулярного возвращения. Естественно, возможность отхватить быстрой славы, заработать денег, залипающий контент и развитое социальное коммьюнити играют в этих вопросах большую роль. Но кроме них, есть кое-что еще.
Чекины
Для создания привычки ежедневного взаимодействия используются чекины. Последовательные чекины каждый день позволяют получить больше подарков с каждым следующим днем.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/03b/08a/e7b/03b08ae7b46c1b422bd7649fbd92eb1f.jpg)
Ежедневные задания
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/413/985/e1d/413985e1d439978fcbcdb2a4693626c0.jpg)
Разработчики некоторых приложений пошли чуть дальше чекинов и предлагают также выполнение ежедневных заданий в обмен на виртуальную валюту и другие подарки.
Игры
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/46c/ced/f38/46ccedf380b6875065a151c2a92c7c11.jpg)
В самых топовых приложениях также предлагаются встроенные игры, где необходимо периодически возвращаться, чтобы выполнять какие-то действия/задания.
Уровень профиля
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c33/a91/643/c33a91643761810ee7558f7833381b5a.jpg)
По мере взаимодействия растет уровень профиля пользователя. Чем выше уровень – тем больше возможностей и выше социальный статус внутри приложения. Соотвественно, многие пользователи стремятся прокачать свой профиль, улучшить его с помощью цифровых товаров и высокой активности. А далее, прокаченный профиль становится одним из значимых факторов привязанности к приложению.
Push-уведомления
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b2d/c09/a33/b2dc09a33160bc6dc3c8734e89eab178.jpg)
Но один из самых главных инструментов возврата – пуши. Их, совершенно не стесняясь, отправляют сотнями в день по любому поводу и без. Пуши буквально летят каждую минуту.
Пуши играют важную роль в процессе формирования привычки потребления, поэтому стоит только запретить получение уведомлений, приложения сразу же усердно пытаются вернуть разрешение в том числе и с помощью вознаграждений.
Про деньги
Если вы все еще думаете, что это какая-то дичь, то я с вами соглашусь. Однако это не просто дичь, это золотая дичь. iOS и Android версии Bigo Live, самого главного игрока на этом рынке, только за январь принесли суммарно 27 млн долларов по данным Sensortower. Это на 12 млн долларов больше чем у Tik-Tok, аудитория которого значительно превосходит Bigo Live.
Остальные игроки только набирают обороты, но уже делают по 1-3 млн долларов ежемесячно.
И наблюдая общую тенденцию можно предположить, что эти цифры, как и количество игроков, будут только расти.
Постскриптум
Эта статья – очень сжатая выжимка из большого юзабилити исследования 13 популярных iOS-приложений, которое я провел несколькими месяцами ранее для одной продуктовой компании. Знакомство с этими приложениями было интересным открытием, которое безусловно расшило мою картину мира. Теперь, возможно, и вашу тоже.
Уже более 10 лет я помогаю разным бизнесам достигать большего за счет удобных пользовательских интерфейсов для любых цифровых продуктов. Если у вас есть какие-либо вопросы по UX – напишите мне в ЛС. С удовольствием помогу советом.
zahmTOD
Что реально помогает зарабатывать этим сервисам. Dark-UX так сказать )
1. Практически все такие социальные приложения построены на обмане.
Это даже не всё боты, а так, цифры. Абсолютно виртуальная величина.
2. Подарки от этих ботов. Для привязки к сервису и раскрутки «движухи». Да, вы сможете вывести и эти 5 центов. Но вывод только от $100 ;)
3. Буст от модераторов — вывод в топ и прокачка потенциальных стримеров, или просто самих «затипованных» стримов.
4. Запутанная, дикая система правил и штрафов. Не дать стримеру вывести все «заработанные» деньги.
5. Принуждение стримеров тратить виртуальную валюту на том же сервисе. Тоже всякие бусты, прочие виртуальные украшалки, подписки и т.п.
6. Обещание золотых гор, свои иконы и евангелисты.
И конечно, если кто-то захочет зайти на этот сегмент рынка с подобным приложением, то влить в него придется очень много, а доход, ну средний, и не долго. Главное конкурентный параметр — процент вывода. Т.е. сколько получает стример с подарков. И он постоянно растет. Плюс ко всему у этих проектов есть четкий срок жизни. Туда сразу закладывается инфляция «коинов» и искусственное деградирование проекта с параллельным открытием следующего. Некоторые даже модераторов умудряются
ная… обманывать.А еще эти китайцы там хорошо отмывают деньги.
hekcfy Автор
Класс! Спасибо за очень подробный комментарий и приоткрытие кулис. Как-то связаны с этой темой?
zahmTOD
Был.
По факту это очень старые приемы. Но современные технологии позволяют делать их все эффективнее и вообще ставить на конвейер. Можно купить даже готовое решение — собрал команду, купил пачку серверов и понеслась.
Возможно, в скором будущем, появятся какие-то ограничения для таких приложений. А пока они отваливают комиссии эплу и гуглу и нет шумихи, будут жить.