Многие современные языки поддерживают сопоставление с образцом (pattern matching) на уровне языка.

Язык Java не является исключениям. И в Java 16 будет добавлено поддержка сопоставление с образцом для оператора instanceof, как финальной фичи.

В будущем надеемся, что сопоставление с образцом будем расширено и для других языковых конструкций.

Сопоставление с образцом раскрывают перед разработчиком возможность писать код более гибко и красивее, при этом оставляя его понятным.

Но что если нельзя перейти с тех или иных причин на новые версии Java. Благо используя возможности Java 8, можно реализовать некоторые возможности pattern matching в виде библиотеки.

Рассмотрим некоторые паттерны, и как их можно реализовать с помощью простенькой библиотеки.

Constant pattern позволяет проверить на равность с константами. В Java оператор switch позволяет проверить на равность числа, перечисления и строки. Но иногда хочется проверить на равность константы объектов используя метод equals().

switch (data) {
      case new Person("man")    -> System.out.println("man");
      case new Person("woman")  -> System.out.println("woman");
      case new Person("child") 	-> System.out.println("child");        
      case null                 -> System.out.println("Null value ");
      default                   -> System.out.println("Default value: " + data);
};

Подобный код можно написать следующим образом. При этом под капотом осуществляется сравнения значений и проверка их в операторе if. Можно использовать как форме утверждение так и как выражения.

Так же можно очень просто работать с диапазонами значений.

import static org.kl.jpml.pattern.ConstantPattern.*;

matches(data).as(
      new Person("man"),    () ->  System.out.println("man"),
      new Person("woman"),  () ->  System.out.println("woman"),
      new Person("child"),  () ->  System.out.println("child"),       
      Null.class,           () ->  System.out.println("Null value "),
      Else.class,           () ->  System.out.println("Default value: " + data)
);

matches(data).as(
      or(1, 2),    () ->  System.out.println("1 or 2"),
      in(3, 6),    () ->  System.out.println("between 3 and 6"),
      in(7),       () ->  System.out.println("7"),        
      Null.class,  () ->  System.out.println("Null value "),
      Else.class,  () ->  System.out.println("Default value: " + data)
);

Tuple pattern позволяет проверить на равность нескольких переменных с константами одновременно.

var (side, width) = border;

switch (side, width) {
      case ("top",    25) -> System.out.println("top");
      case ("bottom", 30) -> System.out.println("bottom");
      case ("left",   15) -> System.out.println("left");        
      case ("right",  15) -> System.out.println("right"); 
      case null         -> System.out.println("Null value ");
      default           -> System.out.println("Default value ");
};

for ((side, width) : listBorders) {
      System.out.println("border: " + [side + "," + width]); 	
}

При этом кроме использования в форме switch, можно разложить на сопоставляющие или пройти последовательно в цикле.

import static org.kl.jpml.pattern.TuplePattern.*;

let(border, (String side, int width) -> {
    System.out.println("border: " + side + "," + width);
});

matches(side, width).as(
      of("top",    25),  () -> System.out.println("top"),
      of("bottom", 30),  () -> System.out.println("bottom"),
      of("left",   15,  () -> System.out.println("left"),       
      of("right",  15),  () -> System.out.println("right"),         
      Null.class,    () -> System.out.println("Null value"),
      Else.class,    () -> System.out.println("Default value")
);

foreach(listBorders, (String side, int width) -> {
     System.out.println("border: " + side + "," + width); 	
}

Type test pattern позволяет одновременно сопоставить тип и извлечь значение переменной.

switch (data) {
      case Integer i  -> System.out.println(i * i);
      case Byte    b  -> System.out.println(b * b);
      case Long    l  -> System.out.println(l * l);        
      case String  s  -> System.out.println(s * s);
      case null       -> System.out.println("Null value ");
      default         -> System.out.println("Default value: " + data);
};

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу и потом присвоить новой переменной. С помощью такого паттерна код стает на много проще.

import static org.kl.jpml.pattern.VerifyPattern.matches;

matches(data).as(
      Integer.class, i  -> { System.out.println(i * i); },
      Byte.class,    b  -> { System.out.println(b * b); },
      Long.class,    l  -> { System.out.println(l * l); },
      String.class,  s  -> { System.out.println(s * s); },
      Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },
      Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); }
);

Guard pattern позволяет одновременно сопоставить тип и проверить на условия.

switch (data) {
      case Integer i && i != 0     -> System.out.println(i * i);
      case Byte    b && b > -1     -> System.out.println(b * b);
      case Long    l && l < 5      -> System.out.println(l * l);
      case String  s && !s.empty() -> System.out.println(s * s);
      case null                    -> System.out.println("Null value ");
      default                      -> System.out.println("Default: " + data);
};

Подобную конструкцию можно реализовать следующим образом. Чтобы упростить написания условий, можно использовать следующее функции для сравнения: lessThan/lt, greaterThan/gt, lessThanOrEqual/le, greaterThanOrEqual/ge, equal/eq, notEqual/ne. А для того чтобы опустить условия можно пременить: always/yes, never/no.

import static org.kl.jpml.pattern.GuardPattern.matches;

matches(data).as(           
      Integer.class, i  -> i != 0,  i  -> { System.out.println(i * i); },
      Byte.class,    b  -> b > -1,  b  -> { System.out.println(b * b); },
      Long.class,    l  -> l == 5,  l  -> { System.out.println(l * l); },
      Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },
      Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); }
);

matches(data).as(           
      Integer.class, ne(0),  i  -> { System.out.println(i * i); },
      Byte.class,    gt(-1), b  -> { System.out.println(b * b); },
      Long.class,    eq(5),  l  -> { System.out.println(l * l); },
      Null.class,    () -> { System.out.println("Null value "); },
      Else.class,    () -> { System.out.println("Default value: " + data); }
);

Deconstruction pattern позволяет одновременно сопоставить тип и разложить объект на составляющие.

let (int w, int h) = figure;
 
switch (figure) {
      case Rectangle(int w, int h) -> out.println("square: " + (w * h));
      case Circle   (int r)        -> out.println("square: " + (2 * Math.PI * r));
      default                      -> out.println("Default square: " + 0);
};
   
for ((int w, int h) :  listFigures) {
      System.out.println("square: " + (w * h));
}

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу, присвоить новой переменной и только тогда через геттеры доступиться к полям класса.

import static org.kl.jpml.pattern.DeconstructPattern.*;

Figure figure = new Rectangle();

let(figure, (int w, int h) -> {
      System.out.println("border: " + w + " " + h));
});

matches(figure).as(
      Rectangle.class, (int w, int h) -> out.println("square: " + (w * h)),
      Circle.class,    (int r)        -> out.println("square: " + (2 * Math.PI * r)),
      Else.class,      ()             -> out.println("Default square: " + 0)
);
   
foreach(listRectangles, (int w, int h) -> {
      System.out.println("square: " + (w * h));
});

При этом чтобы получить составляющее, класс должен иметь один или несколько деконструирующих методов. Эти методы должны быть помечены аннотаций Extract.
Все параметры должны быть открытыми. Поскольку примитивы нельзя передать в метод по ссылке, нужно использовать обертки на примитивы IntRef, FloatRef и т.д.

Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и приемы с стандартным классом LambdaMetafactory.

@Extract
public void deconstruct(IntRef width, IntRef height) {
      width.set(this.width);
      height.set(this.height);
 }

Property pattern позволяет одновременно сопоставить тип и доступиться к полям класса по их именам.

let (w: int w, h:int h) = figure;
 
switch (figure) {
      case Rectangle(w: int w == 5,  h: int h == 10) -> out.println("sqr: " + (w * h));
      case Rectangle(w: int w == 10, h: int h == 15) -> out.println("sqr: " + (w * h));
      case Circle   (r: int r) -> out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r));
      default                  -> out.println("Default sqr: " + 0);
};
   
for ((w: int w, h: int h) :  listRectangles) {
      System.out.println("square: " + (w * h));
}

Это упрощенная форма деконструирующего паттерна, где нужны только конкретные поля класса разложить.

Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и приемы с стандартным классом LambdaMetafactory.

import static org.kl.jpml.pattern.PropertyPattern.*;  

Figure figure = new Rectangle();

let(figure, of("w", "h"), (int w, int h) -> {
      System.out.println("border: " + w + " " + h));
});

matches(figure).as(
      Rect.class,    of("w", 5,  "h", 10), (int w, int h) -> out.println("sqr: " + (w * h)),
      Rect.class,    of("w", 10, "h", 15), (int w, int h) -> out.println("sqr: " + (w * h)),
      Circle.class,  of("r"), (int r)  -> out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r)),
      Else.class,    ()                -> out.println("Default sqr: " + 0)
);
   
foreach(listRectangles, of("x", "y"), (int w, int h) -> {
      System.out.println("square: " + (w * h));
});

Также для упрощения именования полей можно использовать другой способ с ссылками на методы.

Figure figure = new Rect();

let(figure, Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> {
      System.out.println("border: " + w + " " + h));
});

matches(figure).as(
      Rect.class,    Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> System.out.println("sqr: " + (w * h)),
      Circle.class,  Circle::r, (int r)  -> System.out.println("sqr: " + (2 * Math.PI * r)),
      Else.class,    ()                  -> System.out.println("Default sqr: " + 0)
);
   
foreach(listRectangles, Rect::w, Rect::h, (int w, int h) -> {
      System.out.println("square: " + (w * h));
});


Position pattern позволяет одновременно сопоставить тип и проверить значение полей в порядке объявления.

switch (data) {
      case Circle(5)   -> System.out.println("small circle");
      case Circle(15)  -> System.out.println("middle circle");
      case null        -> System.out.println("Null value ");
      default          -> System.out.println("Default value: " + data);
};

В Java для этого нам нужно сначала проверить тип, привести к типу, присвоить новой переменной и только тогда через геттеры доступиться к полям класса и проверить на равность.
Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования.

import static org.kl.jpml.pattern.PositionPattern.*;

matches(data).as(           
      Circle.class,  of(5),  () -> { System.out.println("small circle"); },
      Circle.class,  of(15), () -> { System.out.println("middle circle"); },
      Null.class,            () -> { System.out.println("Null value "); },
      Else.class,            () -> { System.out.println("Default value: " + data); }
);

Также если разработчик не хочет проверять некоторые поля, эти поля должны быть помечены аннотаций Exclude. Эти поля должны быть объявлены последними.

class Circle {
      private int radius;
      	  
      @Exclude
      private int temp;
 }

Static pattern позволяет одновременно сопоставить тип и деконструировать объект используя фабричные методы.

 
switch (some) {
      case Result.value(var v) -> System.out.println("value: " + v)
      case Result.error(var e) -> System.out.println("error: " + e)
      default                    -> System.out.println("Default value")
};

Подобный до деконструирующего паттерна, но имя деконструирующих методов, которые помеченные аннотаций Extract, должны быть указаны явно.

Чтобы уменьшить оверхед с использованием рефлексии, используется кеширования и приемы с стандартным классом LambdaMetafactory.

import static org.kl.jpml.pattern.StaticPattern.*;

matches(figure).as(
      Result.class, of("value"), (var v) -> System.out.println("value: " + v),
      Result.class, of("error"), (var e) -> System.out.println("error: " + e),
      Else.class, () -> System.out.println("Default value")
); 

Sequence pattern позволяет проще обрабатывать последовательности данных.

List<Integer> list = ...;
  
switch (list) {
      case empty()     -> System.out.println("Empty value")
      case head(var h) -> System.out.println("list head: " + h)
      case tail(var t) -> System.out.println("list tail: " + t)         
      default          -> System.out.println("Default value")
};

Используя библиотечные методы можно просто работать с последовательностями данных.

import static org.kl.jpml.pattern.SequencePattern.*;

List<Integer> list = List.of(1, 2, 3);

matches(figure).as(
      empty() ()      -> System.out.println("Empty value"),
      head(), (var h) -> System.out.println("list head: " + h),
      tail(), (var t) -> System.out.println("list tail: " + t),      
      Else.class, ()  -> System.out.println("Default value")
);   

Также для упрощения кода, можно использовать следующее функции, которые можно увидеть в современных языках как языковые фичи или функции.

import static org.kl.jpml.pattern.CommonPattern.*;

var rect = lazy(Rectangle::new);
var result = elvis(rect.get(), new Rectangle());
   
with(rect, it -> {
   it.setWidth(5);
   it.setHeight(10);
});
   
when(
    side == Side.LEFT,  () -> System.out.println("left  value"),
    side == Side.RIGHT, () -> System.out.println("right value")
);
   
repeat(3, () -> {
   System.out.println("three time");
)
   
int even = self(number).takeIf(it -> it % 2 == 0);
int odd  = self(number).takeUnless(it -> it % 2 == 0);

Как можно видеть pattern matching сильный инструмент, который намного упрощает написание кода. Используя возможности Java 8 можно сэмулировать возможности pattern matching самыми средствами языка.

Исходной код библиотеки можно посмотреть на github: link. Буду рад отзывам, предложениям по улучшению.