По статистике, большинство предложений по продаже контрафактной продукции размещаются в соцсетях и онлайн-маркетплейсах. Количество продавцов, предлагающих контрафактный товар на этих площадках идет на тысячи, реклама и публикации с призывами покупать поддельный товар появляются там ежедневно. 

Я поговорил с Русланом Кривулиным, основателем компании по защите интеллектуальной собственности BrandSecurity о том, на каких сайтах чаще всего продают контрафакт, и какие ресурсы владельцам брендов стоит мониторить, чтобы получить шанс защитить свои права и коммерческие интересы, а покупателям не нарваться на подделку или вообще не потерять деньги.

Как искать контрафакт

Для того, чтобы найти факты нарушения интеллектуальной собственности и продажи подделок, не нужно предпринимать ничего сверхестественного. Достаточно использовать популярные поисковые системы «Яндекс» и Google, чтобы регулярно отслеживать появления контрафакта в продаже и принимать меры. Просто используйте в качестве поискового запроса название бренда плюс сайт, на котором продаж быть не должно, а если они есть – значит это точно подделки.

Также в зависимости от бренда и того, в каком сегменте он находится поисковые запросы для поиска контрафакта могут быть в формате: "БРЕНД купить реплику", "БРЕНД купить интернет-магазин". Хорошо работает и ввод конкретных данных, например модели (номера модели) продукта, иногда – всякие слова вроде «купить дешево + бренд», «скидки + бренд» – тут помогает сервис Wordstat.

С помощью поисковиков можно обнаружить даже уже удаленные страницы – это может быть нужно для последующих разбирательств с нарушителями интеллектуальной собственности. Для этого в поисковой строке «Яндекса» нужно вбить адрес нужной страницы, а затем открыть ее «Сохраненную копию». В Google используется формат

http:// webcache.googleusercontent.comsearch?q=cache:http://где«» название нужного сайта или страницы.

Но чтобы найти контрафакт через поисковик, нужно знать, какие сайты добавлять в соответствующие поисковые запросы. Список самых популярных из них – ниже.

Соцсети

Социальные сети в настоящий момент – это главный источник продаж контрафакта в Рунете. По нашим данным до половины продаж подделок и нарушений интеллектуальной собственности в онлайне приходятся именно на социальные сервисы. К примеру, в ходе проекта BrandSecurity по защите бренда Aviasales на них пришлось более 50% случаев незаконного использования торговой марки.

Среди соцсетей с самым большим объемом контрафакта и пиратства:

Как видно, в список попал и официально не являющийся соцсетью мессенджер Telegram – но его функциональность чатов и каналов позволяет пиратам вполне успешно вести продажи контрафакта.

Где искать контрафакт: главные площадки пиратов в России, Украине, Белоруссии и Казахстане

Месседж-борды, классифайды, маркетплейсы – формат работы площадок может быть различным, но их суть заключается в том, что они позволяют продавцам рекламировать свои товары и размещать объявления. Среди популярных у пиратов площадок:

  • Wildberries– крупнейший онлайн-магазин в России, «русский Amazon», где представлены десятки тысяч продавцов, от официальных дистрибьюторов до локальных бизнесов. Очень часто мелкие торговцы предлагают «копии» и «реплики» известных брендов, и с учетом колоссальной аудитории и удобного фулфилмента на Вайлберрис стремятся попасть и торговцы подделками.

  • Авито– на этом маркетплейсе можно купить и продать что угодно, в феврале 2021 года здесь разместили 72.5 млн объявлений. Эксперты BrandSecurity очень часто находят на Авито контрафакт, причем далеко не только подделки физических товаров, но и пиратский цифровой контент (продажа курсов, книг и т.п.)

Помимо них, в России контрафакт можно встретить на следующих сайтах: 

Не стоит забывать и о ресурсах и форумах для так называемых совместных покупок, торговцы подделками известных брендов продают свои товары и на таких сайтах:

В украинском сегменте интернета помимо русскоязычных соцсетей у пиратов пользуются популярностью такие маркетплейсы и классифайды:

В Белоруссии пираты используют сайты:

В Казахстане эксперты BrandSecurity фиксируют активность продавцов контрафакта на следующих маркетплейсах и классифайдах:

Как бороться с пиратами на этих сайтах

Простой скриншот экрана монитора, смартфона, планшета, ноутбука является доказательством в гражданском споре

(пункт 55 постановления Пленума ВС РФ №10 от 23 апреля 2019 г.)

Даже обычный скриншот может служить доказательством в суде, и тем более суды принимают заверенные скриншоты. В России для этого подходит сервис webjustice.ru – его онлайн-протоколы принимаются на судебных заседаниях в качестве доказательства факта нарушения.

После того, как вы обнаружили активность пиратов и зафиксировали ее, следующий шаг – обращение к администрации площадки, на которой ведется незаконная торговля. Сегодня многие соцсети и маркетплейсы предоставляют возможность отправить жалобу через специальную форму или по электронной почте. Ниже – ссылки и email-адреса для подачи жалоб в популярных в Рунете маркетплейсах и соцсетях: 

С высокой вероятностью после изучения приложенных к жалобе документов администрации этих ресурсов заблокирует нарушителей. После этого уже наступает этап предъявления претензий самим пиратам – о том как подготовить заявление в суд и получить судебный take down, читайте в наших следующих статьях.

Только комплексный подход к защите бренда приносит результат – площадок, на которых можно обнаружить контрафакт,  огромное количество, у каждой из них свои требования к оформлению запросов от правообладателей. Поэтому сегодня важно уметь находить нарушения оперативно и, что самое главное, быстро на них реагировать.