С первого января 2021 года в России стал действовать налог на доходы физлиц к процентному доходу по банковским вкладам свыше 1 млн рублей, а также налог на купонный доход облигаций, в том числе облигации федерального займа (ОФЗ). В этой статье разберемся в том, кому именно придется платить налог на вклады, как его правильно рассчитывать, и каких ошибок следует избегать.
Что изменилось с введением нового закона
Еще в прошлом году налог по депозитам физическим лицам нужно было платить только в том случае, если ставка по их вкладу превысила ключевую ставку ЦБ плюс 5 процентных пунктов. В случае такого превышения налоговые резиденты России должны были заплатить налог в 35%, а нерезиденты – 30%. Теперь же ставка стала единой для всех (НДФЛ 13%), а правило пяти процентных пунктов отменили.
Вот как процесс начисления налога описали в налоговой службе:
«Налоговая база будет определяться как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных гражданином в течение года по всем вкладам и остаткам на счетах в банках РФ, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн руб. на ключевую ставку Банка России, действующую на первое число налогового периода».
Поскольку новый налог был введен начиная с 2021 года, доходы, полученные по вкладам в прошлом году, он не затрагивает. Платить физлицам, подпадающим под критерии налоговой службы, впервые придется в 2022 году.
Согласно данным Агентства по страхованию вкладов, общий объем вкладов жителей России на 1 октября 2020 года составлял 32,7 трлн руб. Вклады от 1 млн составили более 58% от этой суммы (около 19 трлн рублей).
Что все это значит: как рассчитать свой налог
Описания налоговой не выглядят очень простыми, поэтому для лучшего понимания механики работы нового налога стоит рассмотреть практический пример. Предположим, сумма вашего вклада составляет 2 млн при ставке в 5% годовых. В таком случае процентный доход за год составит 100 тыс. рублей.
Тогда при ключевой ставке ЦБ в 4.5% налоговый вычет составит 42,5 тыс (1 000 000 * 4,25%). После применения вычета налогооблагаемая сумма составит 57,5 тысяч рублей. С нее и нужно будет уплатить налог в 13%, то есть сумма к уплате - 7 475 рублей. Для удобства расчетов уже появились специализированные налоговые калькуляторы.
О чем следует помнить
Владельцам вкладов по правилам не придется подавать декларацию – за них это сделают банки. Финансовые организации сами передадут информацию о депозитах в налоговую, которая определит налоговую базу и проведет расчет налога, а затем в 2022 году пришлет налоговое уведомление. Оплатить налог нужно буде до 1 декабря 2022 года.
При этом обойти необходимость выплаты налога, «раздробив» вклады по разным банкам не выйдет – данные по вкладам все равно попадают в налоговую, а налог начисляют на основе всех депозитов в совокупности. Кроме того, некоторые эксперты советуют быть осторожным в попытках снизить объемы вкладов. Делать это нужно, исходя из ключевой ставки, а не из суммы в один миллион. Ведь если процентная ставка будет меньше, чем процент по депозиту, то налог нужно будет платить и с суммы меньше 1 млн.
ipswitch
Просто идиотизм. Почему бы банку не выступить налоговым агентом как это реализовано в Беларуси, на Украине или уже было даже в РФ чуть ранее по «Золотым» вкладам под 16..18% (были такие в своё время) и не удержать налог с процентов самостоятельно?
Нееет, давайте исчислим, передадим в ФНС, но удерживать не будем. Пусть униженный очередным тупым бременем вкладчик сам платит в ФНС, отрывая от сердца свои единственные капающие проценты на сбережения. Пусть тем, кто не платит, копятся пени и орудуют приставы. Человек должен знать своё место. Люди — это даже не новая нефть, в этой парадигме люди — это грязь.
Fahrain
Ага, а в соседней теме люди возмущаются, что налоги за них платят работодатели и очень хотят делать это сами. И тут внезапно государство идет вам навстречу — ан нет, опять плохо.
Я бы еще понял, если бы считать налог и подавать декларацию надо было вручную. Но судя по статье, за нас это всё налоговая сама сделает, останется только оплатить. Чем плохо-то?
powerman
Не уверен, что я правильно понял о какой соседней теме Вы говорите, но, насколько я помню, там смысл был вовсе не в том, чтобы налоги платить лично делая какие-то дополнительные телодвижения, а в том, чтобы люди осознали реальные суммы налогов и лично их достали из своего кошелька — с целью мотивировать людей быть более активными политически и начать требовать чего-то реального полезного для себя от государства за эти средства. Честно говоря, сильно сомневаюсь что это бы сработало именно таким образом, но в любом случае к копейкам налогов выплачиваемых с копеечных же процентов на банковские вклады данная мотивация явно не относится, поэтому действительно было бы удобнее, если бы банки сами платили этот налог.
Fahrain
Да, «соседняя тема» — это, скорее, образно было. Идея чтобы люди самостоятельно платили все налоги — очень популярная же. Так что любые телодвижения налоговой, которые не приводят к тому, что мне лично придется сидеть и что-то считать и куда-то подавать декларации — это полюбому хорошо.
Ну а почему это именно так сделали, вопрос, конечно, интересный — учитывая, что банки вообще-то давно уже умеют выступать в роли налоговых агентов. Но вдруг государство таки решило двигаться именно в сторону самостоятельной оплаты всех налогов — и это вот просто первая ласточка? Мечты, мечты…
OPet
Боюсь разочаровать, но я скорее допущу, что государство движется в сторону повышения собираемости налога и снижения затрат на его администрирование; что государство не желает полагаться на сознательность налогоплательщиков, которые могут утаить, забыть, исказить сведения о полученных доходах. Банки легче обязать предоставлять информацию — их банально гораздо меньше, механизмы сбора электронной отчетности с налоговых агентов отработаны достаточно давно.
А ещё возьмем, к примеру, имущественные налоги. Там механизм налогового уведомления используется давно и в полный рост — есть базы ГИБДД, Росреестра, посчитали, разослали, кто забудет оплатить — с того можно взыскать. Так и тут будет, аналогия просматривается прямая.
Ну и то, что уплатить нужно будет аж в декабре следующего года, это только плюс для налогоплательщика. Деньги, условно говоря, целых 11 месяцев ещё могут приносить ему доход; если бы банк выступал в качестве полноценного налогового агента, то налог был бы перечислен в бюджет уже в январе.
atd
А я считаю что это отличное развитие событий. Более того, остальных агентов тоже надо отменить.
Когда люди будут сами уплачивать налог, может задумаются и будут соответственно спрашивать с власть придержащих, куда эти деньги уходят…
RomanVZ
Большинство не будет задумываться, для них претензии по налогам станут просто внезапным стихийным бедствием, с которым как-то придется разбираться в текущем режиме.
middle
Это в первый раз, ну, может, во второй-третий тоже. А в десятый?
RomanVZ
В начале осени в России всем гражданам приходит налог на имущество. Вы много знаете людей, у которых есть отдельный счет, на котором они понемногу копят в течении года нужную сумму для его уплаты? Хотя есть ведь удобные банковские приложения с такой возможностью, автоплатежи — очень удобно, все бы могли так копить на имущественные налоги. С остальными налогами будет так же: они будут сваливаться на людей как внезапная проблема, на решение которой надо будет откуда-то достать денег.
OPet
Кстати говоря, с 01.01.2019 действует механизм единого налогового платежа. Это такая добровольная штука, позволяющая налогоплательщику-физику в удобном ему режиме пополнять свой налоговый кошелёк, из которого 01.12.20ХХ производится списание сумм в счет исполнения обязанности по налогам (имущество, транспорт). Платить можно авансом, одной платежкой сразу всё — налоговая потом сама распределит на необходимые КБК, ОКТМО и т.д.
В принципе, если знать, что 01.12.20ХХ выскочит проблема с уплатой НДФЛ с процентов по вкладам, можно к исполнению этой обязанности подготовиться заранее, пополняя кошелёк в течение года дробными платежами.
Подробнее словами налоговой службы тут:
www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10130003
vervolk
Не лучше ли всё это время деньгам лежать на депозите или в другой форме приносящей доход?
OPet
Для налогоплательщика с экономической точки зрения — лучше, конечно. Можно, к примеру, откладывать на накопительном счете в банке, регулярно повышая неснижаемый остаток, приближая его к ожидаемой сумме налогового платежа, а в ноябре взять и оплатить.
В моём налоговом поведении появление механизма ЕНП не изменило ничего.
Впрочем, допускаю, что пользователи этого механизма всё-таки имеются. Кому-то удобнее в силу сезонности заработка отложить сумму, допустим, летом, а возиться с депозитом неохота. Кому-то удобнее в течение ноября сделать не два/шесть/десять* платежей, а один платеж на этот самый налоговый кошелёк — с тем, чтобы 01.12.20ХХ налоговая автоматически зачла в счёт уплаты. Впрочем, будь у меня имущество, разбросанное по 10 налоговым, я бы всё равно предпочёл платить за каждое отдельным документом в личном документе, карточкой. Легче потом доказывать, что действительно уплатил, если что-то пойдёт не так.
Насколько мне известно, сейчас разрабатывается законопроект, распространяющий действие механизма налогового кошелька и на юрлиц. Интересно будет потом посмотреть на статистику по этому механизму. Всё-таки представляется, что провести законодательные процедуры несколько сложнее, чем, условно говоря, кнопочку на сайте налоговой сделать.
* зависит, в частности, от количества муниципальных образований, в которых зарегистрировано имущество
ptica_filin
Да там суммы налогов не особо большие. Несколько сотен рублей за квартиру или за участок. Можно не копить.
Разве что транспортный налог с дорогой машины может потянуть и на несколько десятков тысяч. Ну обычно для владельца такой тачки не проблема просто взять и достать их из кармана, а не готовиться весь год :)
RomanVZ
Вот так люди и думают, что когда придет время, они достанут из кармана. А может и вообще не придется: есть ведь те, кто не платит, пока налоговая не начнет принудительно взыскивать через приставов.
OPet
Немного сравнительной налоговой арифметики.
Сумма транспортного налога на распространенный кроссовер в Москве составляет около 7 тысяч рублей.
Эта сумма соответствует НДФЛ по ставке 13% от налоговой базы в размере ~54 тысячи рублей в год. По новым правилам эти самые 54 тысячи составляют налогооблагаемую базу по процентам, полученным со вклада в размере 2,27 млн со ставкой 4,25%: вся сумма процентов составляет 96,5 тыс., из них 42,5 тыс. не облагаются.
В принципе, владельцу такого вклада не должно составлять большого труда в течение года сумму в размере 7 тыс. отложить для уплаты налога, не говоря уже о том, что и единомоментная уплата не представляется столь уж затруднительной. Обидно, что вообще приходится что-то платить, но это другой разговор.
Ожидаю, что банки скоро могут подсуетиться и добавить к условиям вкладов возможность обособленного накопления части процентов для уплаты налога; если же условиями вклада предусмотрена, допустим, ежемесячная выплата процентов на карточку, то у вкладчика вообще никаких проблем с поиском средств на уплату налога быть не должно.
middle
Я лично не знаю ни одного, кому для уплаты налога на имущество нужно копить деньги. Мимо.
RomanVZ
Вы полагаете, что 13% НДФЛ будут существенной суммой, так что люди наконец задумаются? На неё же тоже сделают вычет для бедных, как и на имущественные налоги, так что принцип сохранится. Эти деньги обычному человеку придется где-то судорожно искать, а откладывать их с каждой зарплаты так и не станут.
middle
Ну не хотят копить — пусть судорожно ищут, в чём проблема-то? Взрослые люди сами несут ответственность за свои действия и бездействия.
Но вы с одной говорите, что сумма несущественна, с другой — что придётся бедняжкам как-то изворачиваться, чтобы её заплатить. Вы уж определитесь.
RomanVZ
Я к тому, что предположение, что если люди начнут сами платить все налоги, то станут задумываться, в наших условиях неверно. Сумма не будет так велика, чтобы на неё целенаправленно копить, но достаточно существенна, чтобы стать неожиданным стихийным бедствием.
middle
При чём тут копить-не копить?
13% налога — это доход почти за полтора месяца.
OPet
На самом деле даже больше, чем за полтора. Там получается 1,56 месяца, если точно (12мес * 13%).
В отказе от механизма налогового агентирования по НДФЛ я вижу, как минимум, две стороны медали, и обе они так себе.
Если физлицо должно будет самостоятельно уплатить налог по итогам налогового периода (то есть, за год), то, во-первых, к сроку уплаты нужно зарезервировать, как вы справедливо отметили, сумму полуторамесячного дохода и единоразово выдернуть её из личного бюджета, во-вторых, всё это время бюджеты, для которых НДФЛ является источником налоговых доходов, будут лишены этих средств. Для сравнения: в настоящее время налоговый агент удерживает из дохода физлица и перечисляет в бюджет сумму налога не позднее дня выплаты этого дохода (грубо говоря, ежемесячно, если речь идет об оплате труда работника). Тем самым сокращаются кассовые разрывы бюджетов.
Если же заставить физлицо уплачивать налог самостоятельно ежемесячно, как это сейчас за него делает налоговый агент, то по всей стране налогоплательщики-физлица просто взвоют, а за ними взвоют и проверяющие, да и банки заодно. Сейчас работодатель платит удержанный НДФЛ одной платежкой за всех своих работников, а так каждый работник будет давать поручение на перечисление налога… Ужас же. Не говоря уже о том, что если выплата дохода была в наличной форме, то эти наличные ещё и на счёт необходимо внести.
И это я ещё оставил за скобками вопрос деградации информационных процессов, дающих основу для налогового контроля. В настоящее время информация от налоговых агентов поступает в электронной форме, в то время как обязать всех физиков подключаться к ТКС — идея нереализуемая; контроль налоговых агентов обходится несоизмеримо дешевле, чем контроль «налоговой розницы».
rrrad
Думаю, для владельца миллионного вклада, не должно быть проблемой отстегнуть не такую большую сумму для оплаты налога. Могу себе представить только 2 ситуации, когда это могло бы стать проблемой:
По сути, ударить это может при определённых обстоятельствах только по экономическим безграмотной прослойке населения, которые умудрились накопить.
RomanVZ
Экономически безграмотно 80% взрослого населения, это едва ли прослойка.
rrrad
И какому проценту от этих 80% населения удалось накопить приличные суммы на банковских счетах (и при этом они сами зарабатывают довольно мало, чтобы иметь возможность за месяц-два отстегнуть налог)?
Maximuzz
Работал в банке видел часто таких. Такие люди обычно не прихотливы в жизни и целей и амбиций в жизни особо нет (купить бОльшую квартиру, лучше авто, дача и прочее) вот и копят всю жизнь, пенсионеры очень часто называют такие деньги «гробовыми». Дескать, хоть дети похоронят достойно. Вот и живет серый человечек, питаясь и одеваясь скромно, а на счетах могут быть миллионы.
Кстати, судя по компенсациям по вкладам до 20.06.91, таких скромных советских и состоятельных людей было 80%.
Очень было обидно за пенсионеров, когда расчитывал им эти компенсации. Раньше можно было автомобиль купить (без учета дефицита) а сейчас только за хлебушком сходить на эти деньги.
rrrad
Вот именно что было. Лет через 30 таких людей будет не особо много. Да и тогда смысла не было держать деньги не на сберкнижке: сбербанк ведь декларировал гарантию сохранения их стоимости (за что его потом и засудили, но что не помешало всё равно обмануть), сейчас никаких гарантий свыше страхуемой асв суммы нет, да и что такое инфляция, все знают. Поэтому не то, что 80%, даже 20% не наберётся тех, кто тупо всё в банке большие суммы держит, с учетом того, что большинство накопить не смогут особо.
Maximuzz
да не 30 а даже меньше, сейчас банки утратили былой смысл, ни сохранение и накопление. Со значимой суммы еще и налог. Покупка-продажа валюты тоже налоги. Недвижимость? по ощущениям тоже налоги введут скоро на «излишки»
tommyangelo27
В Советстком Союзе ситуация другая была. «Деньги» на карточках лежали потому, что их некуда было потратить.
Т.е. деньги у вас есть, но пойти купить телевизор, стиральную машину, автомобиль и т.д. просто так нельзя, надо «доставать», а этим не каждый хотел и мог заниматься.
Поэтому проще было их копить, с надеждами потратить в будущем.
Bellerogrim
> таких скромных советских и состоятельных людей было 80%
В СССР некуда было тратить суммы средней величины. Больше тысячи, меньше десяти тысяч рублей. Купили телевизор, стенку, диван — всё, считай, крупные траты закончились. Ну конечно хрусталь, телевизор обновить, сапоги итальянские — это всё да, но это никак на тысячу в год не набиралось. Ну шубу разве что — но её на 10-15 лет покупали. На квартиру мало, на машину… ту машину купить едва ли не сложнее квартиры, и всё равно мало, НЯП. Вот и копили на книжке — детям подъёмные на свадьбу, или на кооп. квартиру, или ещё что.
Bellerogrim
Собственно и крупные суммы тратить более-менее легально некуда было. От чего ряд людей, обычно южного происхождения, сильно страдал. Но такие деньги на сберкнижках, конечно, не лежали.
welga
Многие пенсионеры имеют такие вклады. Конечно они их накопили, когда работал, для старости. Часто вижу этих пенсионеров, которые в банках ищут более выгодные вклады для сбережения.
Maximuzz
а им впаривают ИИС и прочие «накопительные страховки».
VIPDC
Думаю люди которые смогли создать накопления более 1 млн.руб. всё таки будут в теме, сделают всё вовремя, по крайне мере большинство.
ptica_filin
Сумма налогов написана в квиточке, который работодатель даёт каждый месяц. По крайней мере, обязан давать. Эту сумму и так все видят.
Также в феврале-марте в личном кабинете налогоплательщика появляется 2НДФЛ за прошлый год. Там тоже эта сумма есть.
Если человек в принципе склонен задумываться, этого более чем достаточно.
А вот Ваша идея, чтобы на уплату налогов я тратил своё личное время, очень вредная. Задумываться всё равно особо не будут, а лишней мороки прибавится.
middle
Будут-будут. Когда деньги вырывают у тебя из рук, совсем другой эффект получается. :)
ptica_filin
Да, эффект будет, но другой. Наверняка многие будут забывать подать декларацию и будут попадать на пени и штрафы.
И ещё раз, почему из-за чьих-то непонятных хотелок я должен сам тратить время и подавать какие-то декларации?
Да, я это умею, регулярно делаю для вычетов.
Но подумайте о тех массах, которые Вы хотите заставить "думать".
У многих нет личного кабинета на сайте налоговой. Придётся туда ходить лично. Там и сейчас толкучка, а по Вашей просьбе набегут ещё тысячи людей. Придётся расширять штат налоговой, строить новые здания. Понятно, за счёт бюджета.
Появятся формочки, которые за некую плату будут составлять и подавать декларации.
И всё ради чего?
middle
Все ваши аргументы сводятся к "Наши граждане — косорукие идиоты", с чем я категорически не согласен.
Да, некоторые попадут на пени и штрафы. Ну, скоро научатся не попадать. А кабинет можно и завести, не бином Ньютона. Банковские приложения давно все освоили, освоят и налоговые. Не могу себе представить столько людей, которые работают, но не имеют простенького смартфона. Только не надо заяснять про бабушек и дедушек — они не работают и налоги не платят, а те, кто ещё бегает, и всё осваивают.
geher
Тут у молодых не у всех смартфон есть, как оно ни странно выглядит, а у тех, у кого есть, это иногда такая древность, что приложения банков и налоговой не ставятся, а с сайтом налоговой невозожно работать. А вы — бабушки-дедушки.
middle
Где тут? И где я утверждал, что «у всех»?
EVolans
Если у молодого нет смартфона, врядли у него есть милионы на вкладах и собственное жилье или что либо еще за что надо уплачивать налог.
sumanai
Как связано наличие бесполезного устройства и число денег на вкладах?
vesper-bot
Ну вот у меня нет смартфона, и что вы хотите сказать? Your argument is invalid.
sumanai
А миллионы на счетах есть? Тогда мы идём к вам ©
EVolans
Могу сказать что в отличии от молодого у вас и дома и на работе есть доступ в интернет и вы можете всегда пользоваться банк клиентом через обычную звонилку, что у вашем кругу общения нет знакомых использующих вайбер/вацап или вы просто не пользуетесь в силу каких либо иных причин мессендежарми.
Что у вас сотовая связнь не yota потому что настройка тарифа осуществляется только через их приложение на телефоне.
Скорее всего вы передвигаетесь преимущественно в знакомых районах, потому что вам не нужен ни навигатор ни яндекс карты и посмотреть как далеко едете трамвай/автобус.
А может вы просто параноик в плане безопасности и сами ограничиваете себя в удобствах которые все же предоставляет смартфон помимо обычных звонков. Я например не готов от них оказаться в пользу обычной звонилки, да и не могу в виду своей раобты и контактов.
В общем то увидеть молодого человека без компьютера сейчас очень легко, а вот без смартфона это скорее исключение из правил, чем правило.
sumanai
Мда. Не быть мне их пользователем никогда.
Sinapsakson
Как раз более вероятнее и логичнее, что как раз у того у кого нет смартфона — может более вероятно быть миллион
ptica_filin
Третий раз прошу огласить плюсы. Реальные плюсы, кроме мечты, что кто-то там задумается и от этого волшебным образом что-то изменится.
Я вижу только минусы и трату своего времени. Сейчас НДФЛ взимается очень удобным способом, прежде всего удобным для работника. Избавляет его от ненужного головняка. Обеспечивает хорошую собираемость налогов.
Я трачу полчаса-час в год на заполнение декларации для вычетов. Но это для того, чтобы вернуть деньги, а не для того, чтобы их заплатить. В этом есть мой шкурный интерес. А тратить своё время на уплату налогов неинтересно.
middle
Если вы объявляете что-то «мечтой» или «волшебным», оно от этого не становится ни «мечтой», ни «волшебным».
Upd: а время на заполнение декларации можно найти, меньше сидя на хабре.
OPet
А что, если вас обяжут делать это каждый месяц? И заполнять, и уплачивать?
Сейчас работодатель как налоговый агент платит налог за своих работников ежемесячно, и налоговые доходы регулярно поступают в соответствующие бюджеты. Предлагаете на 11 месяцев обескровить региональные и муниципальные бюджеты? Пусть берут кредиты на эти 11 месяцев (платные, между прочим)?
В РФ по данным ФНС по состоянию на 01.03.2021 зарегистрировано 3,4 млн действующих юрлиц. Ещё 3,5 млн — ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/). Эти значения включают в себя и «дремлющих» хозяйствующих субъектов, которые из ЕРГЮЛ/ЕГРИП ещё не исключены, но деятельность фактически не ведут.
И вы предлагаете, чтобы вместо 6,9 млн платежек в месяц банковская система столкнулась с валом платежек от каждого экономически активного физлица, получающего доход у того, кто сейчас признается налоговым агентом?
Ради чего?
Как это всё проверять? Даже тут, в комментариях к этому посту, некоторые прибыль от доходов отличить не могут, а вы предлагаете налоговой полагаться на сведения, которые о себе предоставит среднестатистическое физическое лицо?
imanushin
Если мы переходим на демагогию, то давайте уже заставлять людей каждый час заполнять и уплачивать.
А по факту, можно же взять практики из других стран и применить возможности науки и техники 2021 года:
Идеи выше — это не моя выдумка, я просто кратко переписал алгоритм общения с налоговой Великобритании. Там отчетность необходимо сдавать только если доход выше 100.000 фунтов в год (это около 1% населения) или еще в паре сложных случаев (когда человек работает как ИП, а значит хочет получить вычеты).
Не такая сложная система, так как компании не обязаны точно рассчитывать налог (ибо потом государство все пересчитает и вернет), большинство людей просто получает в конце года письмо, что есть переплата или наоборот.
OPet
Нет, на демагогию не переходим.
Весь тред вытекает из предложения: "Когда люди будут сами уплачивать налог"
Вот я и говорю, что им тогда самим придется уплачивать его ежемесячно. Почему именно ежемесячно — потому как нужно помнить, куда идёт НДФЛ. Сейчас по Бюджетному кодексу этот налог распределяется между бюджетом субъекта и муниципальными бюджетами (до федерального бюджета он вообще не доходит, несмотря на то, что НДФЛ в РФ является федеральным налогом). Для многих муниципальных бюджетов поступления по НДФЛ составляют более половины всех налоговых доходов; для них такой кассовый разрыв между доходами и расходами приведет либо к невозможности в принципе исполнить бюджет по расходам, либо к необходимости привлекать кредит (за отдельные деньги).
Теперь по Борщёву :)
Модель Великобритании, в конечном счете, также использует механизм налогового агентирования и даёт, укрупненно, примерно тот же результат, что и модель РФ: бюджет имеет ежемесячные поступления; 98% населения не вовлечены в активный фискальный процесс: не сдают отчетность, так как все было начислено и так корректно, или же у налоговой достаточно данных для подсчета, и не уплачивают налог; сведения для налогового контроля основной массы налоговых отчислений поступают из профессиональных источников в «цифре», а не из «розницы».
Поэтому Великобритания как принципиальный контрпример не подходит.
В описанной вами схеме на шаге №2 спотыкаемся точно так же, как могли бы споткнуться в РФ: конкретный банк смотрит на сумму выплаченных процентов, сравнивает с 42,5 тыс. и отпускает вкладчика с миром, ничего не удерживая. А налоговая по итогам года, собрав сведения из всех банков, всё равно уведомит вкладчика, что у того образовалась недоимка. Ну или начнет уведомлять его ещё раньше, если все банки отчитываются не раз в год, а, скажем, ежемесячно.
Ну и в российской модели большинство налогоплательщиков НДФЛ вообще не получают от налоговых органов какой-либо обязывающей информации в отношении этого налога. С учетом географии государства, полагаю, это скорее плюс, чем минус.
imanushin
Зачем? В чем смысл разных фондов и пр. для физических лиц? Почему не может быть единого федерального счета налоговой, куда для перевода достаточно просто ИНН плательщика? А далее налоговая пусть распределяет всё, на основе имеющихся данных (в пенсионный фонд, в федеральный бюджет, муниципальный и так далее). Более того, в ряде европейских стран так и сделано.
Так что не надо в 2021 году использовать схему, которая была эффективна в начале прошлого века.
Да, пусть привлекают кредит, как это сделано опять-таки во многих странах, в той же США, например. Но в реальности этого не требуется постоянно, как минимум по моей схеме выше.
Представьте, что есть функция, которая на вход принимает детали плательщика (где и сколько жил, где сколько работал и так далее), а на выход выдает распределение денег по фондам (сколько в пенсионный и так далее). Никто не мешает налоговой в конце рабочего дня применять её ко всем резидентам и делать необходимые переводы в бюджете. Ведь хотя бы раз в месяц компании платят своих сотрудников, а налоговая может к вечеру перераспределять деньги в бюджеты.
Да, иногда будет необходимость вернуть деньги обратно, например, когда пришла новая информация (человек сообщил, что месяц назад переехал), так что в реальности на короткое время небольшой муниципалитет может оказаться должен налоговой. Но это не страшно, так как налоговая для таких случаях всегда может брать овердрафт от ЦБ.
В большинстве случаев у человека не более одной работы, так что начисления чаще всего будут корректными, ну а значит на 90% бюджет будет пополняться инкрементально на протяжении всего года.
Почему? Что конкретно сложно реализовать в реалиях РФ, с учетом технологий 2021 года? Уведомления по почте/госуслугам/email? Или постоянный переподсчет данных (то есть реактивное программирование и реконсиляция)?
Это неправда. Как мне казалось, большинству приходят бумаги про налог на недвижимость и автомобили. Только за налоговыми вычетами обратилось 4.6 млн россиян за первое полугодие 2018 года.
В общем, я не вижу вообще никаких трудностей в реализации более эффективных налоговых сборов, учитывая современные возможности IT. Пусть физики отправляют все на единый счет, юрики будут отправлять деньги по старой схеме (плюс/минус), а муниципальным организациям не надо будет общаться лишний раз с гражданами (то есть экономия ресурсов и автоматизация).
Более того, в предложенной схеме выше можно каждому выдавать структуру трат налогов в режиме реального времени.
Как география влияет на отсылку email'а? И как география влияет на отправку ручной декларации из МФЦ далекого города в Москву (а точнее — прикрепление скана к CRM)?
В моей схеме выше двусторонняя связь потребуется для малого населения, как и сейчас для вычетов.
OPet
Напомню, исходный оспариваемый тезис был такой: «Когда люди будут сами уплачивать налог». В предыдущем комментарии я на него даже ссылку приводил.
Соответственно, понимать нужно не физику-налогоплательщику и не работодателю-налоговому агенту, а нам с вами — для обоснования аргументов, используемых в ходе дискуссии. Всю эту кухню с распределением налогов между бюджетами я привел лишь к тому, чтобы показать, что раз в год платить нельзя: найдутся бюджеты, которые 11 месяцев будут пустые.
Сейчас в РФ межбюджетные отношения по вопросам распределения регулирующих налогов инкапсулированы: удержанный НДФЛ платится налоговым агентом одной платежкой на единый счет областного УФК по месту осуществления деятельности за всех своих налогоплательщиков. Кому сколько из этого платежа должно достаться (в смысле бюджетов, в которые он зачисляется), не волнует ни налогового агента, ни налогоплательщика. «Под капотом» механизм межбюджетных отношений работает так, что НДФЛ распределяется между несколькими бюджетами автоматически — у казначейства есть соответствующий софт.
Я нигде не говорил, что физик обязан будет лично платить один налог в несколько бюджетов. Достаточно того, что ему придется платить налог 12 раз в год.
И увеличат расходы на банковский процент или перенесут расходы на будущий год. Можете представить, сколько будет стоить такой кредит с учётом финансового состояния типового муниципального бюджета? И, главное, ради чего всё? Должны быть плюсы (в первую очередь — экономические), перекрывающие этот минус.
Я в предыдущем комменатрии описал, почему. Повторюсь: что в РФ, что в Великобритании в той или иной форме используется механизм налогового агентирования, в то время как обсуждаемый тезис состоит в отказе от этого механизма вовсе.
Перечитайте внимательнее моё предложение. Обязывающая информация в отношении этого налога. Другие налоги не в счёт. То есть, речь о налоговых уведомлениях о задолженности/переплате именно по НДФЛ, а не в целом о налоговых обязанностях (по имуществу, транспорту, etc.)
В чем конкретно великобританская эффективнее российской? Про минусы в виде необходимости примерно каждому доплатить или получить возврат, даже если нет прав на вычет, я уже понял (вероятность предугадать доходы с нулевой погрешностью видится крайне низкой). Необходимость осуществлять какие-то действия, если есть право на вычет, тоже никуда не уходит. В чем профит-то?
Вы не поверите, но механизм налогового кошелька в РФ для налогоплательщиков-физлиц уже имеется, действует с 2019 года, я о нём даже здесь уже писал. Собираются также распространить его и на юрлиц.
В некоторых районах нашей страны холодное водоснабжение осуществляется путем выпиливания ледяных брусков из реки Лена. Думаю, там не до «email в каждый дом».
Меня не покидает ощущение, что мы с вами говорим о разных вещах и/или на разных языках. Думаю, без конкретного перечня недостатков российского механизма исчисления и уплаты НДФЛ продолжать дискуссию нет смысла.
mig126
Там же вроде только 13% указываются. Остальные выплаты за работников идут сверх з.п.
saege5b
Есть ФондОплатыТруда.
Работодателю вообще до лампочки, в принципе, ему проще выплатить работнику всё сразу и пусть у работника у самого голова болит, и бухгалтерия у работодателя сократится немного.
ptica_filin
Я так понял, сия гениальная идея касается только самостоятельной уплаты НДФЛ. НДФЛ в расчётном листке есть.
Или Вы хотите сделать её ещё гениальней, чтобы работник сам за себя ещё оплачивал взносы в ФСС, пенсионный фонд и за ОМС? :)
sumanai
Мечтаю не платить за ОМС. Траты как на нормальную службу, а за получением услуг даже идти не хочется, так всё плохо.
Catslinger
В четырёх НПО работал — нигде квиточки не давали: кому надо, идут за ними в бухгалтерию. В двух случаях бухгалтерия находилась в другом городе.
ptica_filin
Значит, в этих НПО нарушали статью 136 ТК РФ:
Catslinger
А в какой статье описано, что такое «извещать в письменной форме», особенно сотрудника выносного офиса в другом городе и удалёнщика? Я же говорю: зайдёшь в бухгалтерию — выдадут без разговоров.
ptica_filin
Ну там же в 136-й и написано, что форма этого листка утверждается работодателем с учётом мнения представителей коллектива. Должно быть в колдоговоре прописано, или в договоре с работником.
Если выдают без разговоров, то о чём тут спорить? Выдают и хорошо, ничего не скрывают :)
Кому надо задумываться о сумме налогов, возьмёт и задумается.
salnicoff
Чем больше гражданину напоминают, что он платит налоги, тем больше он начинает думать: ради чего он это делает.
OPet
Нееет, давайте исчислим, передадим в ФНС, но удерживать не будем.
Ну вот, допустим, у «физика» есть три вклада в разных банках, каждый из этих вкладов дает за год сумму процентов меньше 42500. Ни один из банков в своем периметре не видит оснований удерживать налог. И как быть налоговой? Надеяться, что сознательный налогоплательщик сам сложит доходы от трёх вкладов, сравнит с 42500, с суммы превышения заплатит налог? Ну так то же самое получим (вкладчик сам платит в ФНС), только в бизнес-процесс встраивается ненадежный розничный элемент, до сих пор не в полной мере охваченный цифровизацией (далеко не у всех «физиков» есть доступы к личному кабинету налогоплательщика).
ipswitch
именно поэтому эти поборы — мерзость. при таких процентах, такой инфляции и таком страховом лимите агентства по страхованию вкладов, собирать эти налоги и не давать дробить по банкам — просто мерзко и низменно. вот это буквально «последнюю копеечку» у бабушки-рантье отобрать. воротилы на депозит не кладут.
OPet
К сожалению, я не вполне понимаю, что именно вы имеете в виду под поборами. Сам факт обложения налогом или механизм его взымания?
Сам факт обложения у меня не вызывает восторга. Мне не представляется экономически обоснованным взымание налога с суммы дохода, позволяющей компенсировать падение реальной покупательной способности денег во вкладе. По-бытовому говоря, проценты в пределах инфляции облагать налогом несправедливо.
Следует, впрочем, отметить, что изменения налогообложения процентов по вкладам идут вногу с преобразованием плоской шкалы по НДФЛ в прогрессивную (15% вместо 13% по доходам, превышающим 5 млн). Считается, что и то, и другое изменение по незащищенным слоям не ударят, а защищенные слои частью доходов могут и поделиться. «Ну как-то вот так...»
А вот почему не дают дробить — вполне объяснимо. Почему налплат, вложивший в один банк 1,4 млн, должен оказаться в худшем положении по сравнению с другим, вложившим в два банка по 0,7 млн?
А какие претензии к механизму страхования вкладов? Дробитесь и защищайтесь, проблем нет. Я лично не слышал о делах, когда АСВ в случае краха конкретного банка отказывало в выплате по причине того, что вкладчик раздробил свои деньжищи по куче банков, вложив в каждый в пределах 1,4 млн вместо того, чтобы весь мешок положить в один банк.
Дело в том, что с суммы вклада в пределах 1,4 млн банк отчисляет страховой платеж в АСВ. Поэтому для АСВ с точки зрения формирования страхового резерва нет разницы в том, вот эти, условно, 10 вкладов в 10 разных банках принадлежат одному вкладчику или десяти.
Получается, что в случае дробления вкладов между банками АСВ получает свою страховую премию в большем размере.
Ситуации, когда АСВ обращалось с исками к вкладчикам, получившим возмещение, насколько мне известно, состояли в другом. Вкладчик с условными 10 млн в одном банке, получив информацию от друзей в банке, что вот-вот придет временная администрация, срочно приводил свата/брата/Тузика/Жучку, «на бумаге» снимал свой вклад и оформлял вклады на имена приведенных, раздробив исходный вклад на суммы в пределах максимального страхового возмещения. Банк, хотя по закону и обязанный уплатить в АСВ страховой взнос по этим новым вкладам, фактически уже не мог этого сделать в виду своей неплатежеспособности, соответственно, АСВ по таким вкладам вообще ничего не получало, но выплатить по ним возмещение всё же было обязано. Такие иски были направлены на пресечение злоупотребления правом, короче говоря.
Pavel1114
Государство с радостью скрыло бы от вас этот налог как оно успешно это делает с большинством других. Благодаря таким вычетам и НДС в зашитом в цену люди не задумываются сколько налогов они платят. Но в данном случае пришлось сделать по другому — иначе не понятно как искать кулоков с 2 и более небольшими вкладами.
sysmetic
как правильно злесь уже написали — отдельный банк не может выступить налоговым агентом, потому что закон сформулирован так: налог платится с суммы процентов всех вкладов во всех банках в РФ (а указанный в статье 1 миллион — это вычет из этой суммы всех вкладов), таким образом отдельно взятый банк, в отличие от ФНС, не может правильно рассчитать этот налог, так как не имеет информации о вкладах вкладчика в иных банках.
Radish
каждый должен видеть, куда и сколько он реально платит. Так что сама идея облагать эти доходы налогом полная херота, с этих денег уже неоднократно взимались налоги, но прозрачность этого платежа (что тебя ещё раз обокрали) должна сыграть в правильном направлении. Если кто-то задумается, сколько он реально платит государству, это уже хорошо. Больше будет знать-больше будет за свои бабки спрашивать.
OPet
Заходите в ЛК в ФНС, там видите справки 2-НДФЛ и налоговые уведомления, сформированные на основе имеющихся у налоговой сведений о вашем имуществе. Это позволяет увидеть в одном месте, сколько личных налогов вы уплачиваете и куда (коды ОКТМО там указаны, оттуда видно, в бюджет какого субъекта и муниципального образования поступают уплаченные вами налоги).
Есть, правда, некоторые сложности с регулирующими налогами — это когда налог уплачивается по единым реквизитам регионального УФК, а зачисляется, допустим, на счет бюджета субъекта в доле 70% и на счет бюджета муниципального образования в доле 30%. Тут уже надо подгружать модуль «Бюджетный кодекс» и смотреть, какие соотношения установлены на очередной год.
Произведенные на вас пенсионные отчисления можете посмотреть на госуслугах.
Прямое соотношение между налогами, поступившими от конкретного налогоплательщика, и осуществленными бюджетом расходами, увы, установить невозможно: по действующему законодательству налог не является целевым платежом. Поэтому только косвенным методом: в структуре доходов бюджета налоговые поступления от налога на имущество составили столько-то процентов, из этих поступлений условные 2000 руб. приходятся на Петрова (это Петров сам про себя знает, см. выше про налоговые уведомления). Расходов бюджета было столько-то, столько-то процентов из них было покрыто средствами, привлеченными для финансирования дефицита бюджета (если таковой был), остальное было покрыто доходами, на столько-то процентов состоящими из налога на имущество. Дальше последовательным перемножением можете получить, что 25 копеек Петрова в 2020 году ушли на расходы на образование.
anonymous
Раньше налог на вклад не зависел от того, есть ли ещё вклады в других банках у человека.
Например есть вклады по 1 миллиону в 2 банках. Какой из банков будет налоговым агентом?
А ещё, если человек решит закрыть вклады например в середине года, чтобы купить квартиру или инвестировать куда-то ещё, то налога не будет совсем, так как сумма процентов будет ниже 1миллион умножить на ставку ЦБ
Чтобы честно не платить НДФЛ можно оформить вычет по ИИС (и сэконосить суммы куда большие, чем налоги со вклада).
Anrikigai
Насколько понял, два вклада по 1 милн руб в двух разных банках только налоговая может свести вместе и исчислить налог.
Было бы странно, если бы потом она этот дополнительный налог обратно банкам рассылала, причем пропорционально начисленным именно в этом банке процентам…
Так что тут совершенно логично собрать всю информацию из разных источников в единой точке и начислить целиком за все.
При этом есть моменты, которые я не доконца понимаю:
а) как исчисляется сумма вкладов в валюте?
По курсу на какое число? Особенно это актуально, когда краткосрочные «всплески» приводят к уплате налога, а «среднегодовой курс» нет.
При этом пофиг, что из-за низких ставок на вклдаы в валюте проценты с «долларового вклада, превыщающего лимит» могут быть существенно ниже «рублевого, не дотягивающего до лимита»
Я сейчас не про одного человека, у которого все просуммируется, а про двоих — у одного вклад в валюте примено на 1млн 200 тыс, он под 1% получит процентов 12 тыс руб и должен будет заплатить налог
А у другого 900 тыс именно рублей под 5% годовых. Он получит процентов 45 тыс руб, но платить дополнительный налог не должен.
б) Купонный доход с облигаций также суммируется для определения превышения 1 млн руб. А дивиденды уже нет?
в) На зарплату же тоже прогрессивная шкала вводится.
Не будут ли прибавляться проценты по вкладам и купонный доход для вычисления превышения и начислению НДФЛ по более высокой ставке?
P.S.
Это я писал исходя из текста статьи: «налог на доходы физлиц к процентному доходу по банковским вкладам свыше 1 млн рублей»
Однако ниже есть другая формулировка: «Я прекрасно помню, как ВВП заявил, что облагаться будут проценты по вкладам свыше 1 млн, но форму закона получила другая конструкция: проценты с суммы в 1 млн представляют собой своего рода вычет, все полученные проценты свыше этой суммы включаются в базу. Даже если они образовались от суммы вклада меньше 1 млн, но за счёт высокой ставки по вкладу.»
juliv
а) Скорее всего по курсу ЦБ на день выплаты процентов.
б) Купоны — это всё-таки регулярные выплаты, а дивиденды — нет.
RTFM13
При наличии вычета не удобно. Предположим у вас 3 вклада в 3х банках. 1 млн, 2 млн и 3 млн. Сколько какой банк платить будет? Ответ не очевиден. Особенно, если сумма вклада менялась в течение года. Банкам, как минимум, надо будет обменяться информацией.
Было бы логично если бы банки отчитывались в налоговую, а та выставляла счет налогоплательщику. Как сей час работает с недвижимостью и транспортом.