Голосовые интерфейсы и форматы общения сейчас переживают новый виток популярности благодаря активно развивающимся технологиям распознавания речи и обработки естественного языка (NLP). Ведущие технологические компании одна за другой выпускают голосовых ассистентов, системы безопасности оборудуются биометрическими компонентами, а рынок подкастов постоянно растет. Но обо всем по порядку. 

Автоматизация бизнес-процессов

Развитие технологий разговорного ИИ (Conversational AI) достигло такого уровня, что сегодня виртуальных агентов в колл-центрах уже почти невозможно отличить от живого человека – они способны точно имитировать различные интонации, делать паузы и адекватно распознавать намерения клиентов.

Все больше компаний берут на вооружение чат-боты и голосовые агенты, чтобы автоматизировать работу службы поддержки, отдела продаж, маркетинговые активности, найм сотрудников, коммуникации с клиентами и подрядчиками. И не без причины – искусственный интеллект позволяет значительно удешевить и упорядочить многие бизнес-процессы. 

Онлайн-знакомства

Голосовые технологии не обошли стороной и индустрию дейтинга. Помимо традиционных форматов общения, таких как аудиосообщения или звонки, появляются целые сервисы, созданные вокруг идеи знакомства по голосу. 

Например, в приложении Vox пользователи ищут интересного собеседника или партнера, ориентируясь исключительно на запись его или ее голоса, потому что это единственное, что доступно в профиле. Никаких фотографий и текстов, только небольшое аудиоприветствие, на основании которого пользователь решает, нравится ему человек или нет. А в случае, если симпатии совпадают, приложение открывает контакты для продолжения общения. 

Голосовые помощники

Кажется, голосовые ассистенты скоро будут у каждой уважающей себя IT-компании. Начиналось все c зарубежных Siri, Google Assistant, Alexa, затем появились Алиса от Яндекса, Олег от Тинькофф банка и Маруся от Mail.Ru Group. Некоторые помощники обретают физическую форму в виде колонки или станции, другие остаются только в виртуальном виде. 

Технологии распознавания и генерации речи постоянно совершенствуются, поэтому несмотря на то, что на заре своего существования голосовые ассистенты воспринимались скорее как игрушки, теперь они вполне способны выполнять множество полезных функций. 

Подкастинг

Рынок подкастов продолжает уверенный рост. По данным недавнего исследования, к 2026 году его размер достигнет $41,8 млрд. Аудиоконтент востребован как никогда – свои подкасты запускают крупные СМИ, IT-компании, банки, независимые эксперты и отдельные энтузиасты. Диапазон тематик широк: от развлекательных ток-шоу и обзоров новостей до образовательных и бизнес-программ.

Рекламодатели тоже не обошли индустрию подкастов стороной. Согласно прогнозам PwC, объем рекламного рынка подкастинга в России составит $133 млн к 2023 году.

Голосовая биометрия

Голосовая идентификация и аутентификация все более активно внедряется в различные системы безопасности – корпоративные, банковские, домашние. А все потому, что биометрические данные представляют собой один из наиболее надежных способов подтверждения личности. 

Конечно, существуют и противники сбора биометрической информации, но прогресс не стоит на месте и все больше организаций и частных лиц прибегают к распознаванию голоса как средству обеспечения безопасности. Работает это просто – система распознавания может попросить человека произнести какую-то фразу. Есть и варианты, когда клиент просто звонит в колл-центр и объясняет свой вопрос, а его идентификация проходит в фоновом режиме с помощью анализа заранее записанного семпла голоса.

***

А какие еще интересные и необычные голосовые инструменты и приложения знаете вы?