Стартап Engineer.ai заявил о том, что создал уникальную платформу на базе искусственного интеллекта, которая призвана создавать приложения практически без помощи разработчика (на 80%). Под такую благую цель им удалось привлечь $30 млн. инвестиций, в том числе от SoftBank. Но всё оказалось не так, как кажется. По факту с первого дня упоминание искусственного интеллекта было всего лишь маркетинговой уловкой, а «самостоятельно» разрабатывали приложения обычные люди - программисты-индусы (и, вероятно, наёмные программисты из других стран).
Компания Engineer.ai, базирующаяся в Лондоне и Лос-Анджелесе, в прошлом году привлекла 29,5 миллиона долларов от инвесторов, включая Deepcore Inc., дочернюю компанию SoftBank. Среди других инвесторов: базирующаяся в Цюрихе венчурная компания Lakestar - один из первых инвесторов Facebook Inc. и Airbnb Inc. и базирующаяся в Сингапуре Jungle Ventures.
Разоблачение опубликовала The Wall Street Journal. Источником разоблачения стали сами сотрудники, которые рассказали о том, что за автоматизацией разработки мобильных приложений стоят обычные люди. Расчёт бы на то, что заказчики-неспециалисты и инвесторы не могли за громкими словами об искусственном интеллекте понять, где же технология использовалась на самом деле.
Действительно, в ИТ-секторе стартапы, связанные с искусственным интеллектом, выглядят для венчурных инвесторов наиболее привлекательно, поэтому компании нередко используют ИИ как формат пиара ради привлечения инвестиций и коммерческих компаний.
Engineer.ai сообщает, что его «искусственный интеллект с участием человека» позволяет любому пользователю создавать мобильное приложение, кликая соответствующие разделы на сайте. Затем пользователи могут выбрать существующие приложения, похожие на то, что они планируют «закодить», например Uber или Facebook. В итоге Engineer.ai создает в автоматическом режиме приложение, которое нужно пользователю. Такой подход делает процесс дешевле и быстрее обычной разработки приложений.
«Мы создали программное обеспечение, в котором AI по имени Наташа позволяет любому спроектировать мобильное приложение так же просто, как заказать пиццу», - заявил основатель Engineer.ai Сачин Дев Дуггал (Sachin Dev Duggal) в Индии в прошлом году. По его словам, поскольку большая часть кода, лежащего в основе популярных приложений, одинакова, «искусственный интеллект с участием человека» может помочь в автоматической сборке новых приложений. Примерно 82% приложений, которые компания недавно разработала, «были созданы автономно, в первый час» с помощью технологии Engineer.ai, утверждал Дуггал.
Документы, рассмотренные The Wall Street Journal и несколькими людьми, знакомыми с деятельностью компании, включая нынешних и бывших сотрудников, предполагают, что Engineer.ai не использует ИИ для сборки кода для приложений, настолько, насколько он это утверждает. Эксперты указали, что компания полагается на множество инженеров-разработчиков в Индии и других странах, которые выполняют большую часть этой работы, и что ее заявления об искусственном интеллекте преувеличены даже для масштабов фальсификации, которая распространена среди технологических стартапов.
По словам бывшего сотрудника, Engineer.ai начал разрабатывать технологию, необходимую для автоматизации создания приложений, только в последние два месяца. Несколько нынешних и бывших сотрудников заявили, что большая часть работы в целом выполняется персоналом вручную. Эти люди сказали, что компании не хватает технологии обработки естественного языка, и что деревья решений, используемые в компании, не следует рассматривать как ИИ.
Также на фальсификацию указывает любопытный судебный процесс, в ходе которого бывший коммерческий директор Engineer.ai Роберт Холдхейм поставил под сомнение техническое мастерство компании. Согласно его жалобе на незаконное увольнение, поданной в феврале в Верховный суд Лос-Анджелеса, г-н Дуггал сказал г-ну Холдхейму: «Каждый технический стартап преувеличивает, чтобы получить финансирование - именно деньги позволяют нам развивать технологию». В жалобе г-на Холдхейма добавлялось, что г-н Дуггал «говорил инвесторам, что Engineer.ai на 80% закончил разработку продукта, который, по правде говоря, он даже не начал разрабатывать».
По словам людей и свидетельствам, содержащимся в документах, рассмотренных в журнале, в Engineer.ai не хватает команды старшего персонала со значительным опытом в области машинного обучения или искусственного интеллекта. Когда впервые попросили назвать старшего сотрудника с опытом работы в области ИИ, компания указала на одного из них. В последующем заявлении на своем веб-сайте Engineer.ai рассказал, что экспертов по ИИ было сложно найти и нанять, и что некоторые недавние сотрудники изучали машинное обучение и ИИ. В отдельном заявлении компания подробно описала имеющийся опыт трех членов команды в области науки о данных и других дисциплин, но не назвала их по именам.
Что касается инвесторов, то они стараются сохранить хорошую мину при плохой игре. Представитель компании Deepcore заявил, что полностью доверяет видению и команде г-на Дуггала. Представитель Jungle Ventures заявил, что они горды быть инвестором Engineer.ai и его технологий, добавив, что «ландшафт ИИ представляет собой разнообразный спектр» (действительно, это очень расплывчатое понятие). Представитель Lakestar заявила, что она также доверяет Engineer.ai и его команде, добавив, что «рост в области ИИ не происходит в одночасье». В нем говорится, что Engineer.ai очень осторожно представлял свои технологии Lakestar и другим инвесторам.
Согласно анализу 2830 технологических стартапов, проведенному лондонским инвестиционным фондом MMC Ventures, в Европе стартапы с упоминанием технологий искусственного интеллекта в описании привлекли на 15-50% больше средств, чем другие стартапы в области программного обеспечения. В нем говорится, что около 40% компаний, классифицируемых как стартапы в области ИИ, не показали никаких доказательств использования ИИ в своих продуктах на основе изучения описаний продуктов компаний. «Я думаю, что процент еще больше», - рассказал Василе Фока, управляющий партнер лондонской венчурной компании Talis Capital, которая поддерживает стартапы в области ИИ. «Вы получите в три-четыре раза [больше] процентов от венчурных капиталистов и инвесторов, если заявите, что у вас есть ИИ или ваше решение основано на ИИ», - сказал он.
Эксперты утверждают, что многие стартапы обычно обнаруживают, что создание ИИ сложнее, чем ожидалось в начале работы компании и на старте идеи продукта. Помимо прочего, на сбор данных для обучения алгоритмов машинного обучения, лежащих в основе такой технологии, могут уйти годы. Для обучения новых алгоритмов разработчику приложений, например Engineer.ai, потребуется собрать тысячи запросов от клиентов и объединить их с кодом, который инженеры создают по таким запросам. Этот же эксперт рассказал, что некоторые компании используют дешевый человеческий труд в качестве временной остановки для развертывания реальных алгоритмов машинного обучения. Он сказал, что один стартап, с которым он консультировался - который он отказался назвать, - сказал клиентам, что использует программное обеспечение ИИ для чтения квитанций, когда люди на самом деле выполняют эту работу.
Несколько человек, знакомых с деятельностью Engineer.ai, утверждают, что он не собрал необходимые данные. Представитель Engineer.ai сказал, что компания собрала более 600 миллионов записей, чтобы помочь построить свой ИИ на основе взаимодействия с клиентами.
Сейчас стартап называется Builder.ai, сайт продолжает работу. И да, а нет ли небольшой лазейки для самих себя в постоянно повторяющейся фразе «мы — это искусственный интеллект с участием человека»?
Новость написана по материалам The Wall Street Journal, август 2019
Строчка рекламы: CRM для малого и среднего бизнеса живёт здесь. Подписывайтесь на наш интересный Дзен.
OvO
«В какой-то момент ИИ научился аутсорсить, а на освободившихся мощностях начал майнить биткоины» — рассказал представитель Engineer.ai.