Нет ничего более постоянного, чем временное — удаленная работа, на которую перешли компании прошлой весной, стала для многих новой нормой жизни. А заодно — по прошествии года — выяснилось, что дистанционка совсем не такая, какой ее считала неподготовленная аудитория. Посмотрим, какие представления о ней оказались заблуждениями, и обсудим, что с этим делать, если возвращаться в офис в ближайшее время вы не планируете.

Ранее в блоге на Хабре мы поделились экспертизой спикеров «Актион 360» по теме увольнений за публикации в соцсетях и в силу определенного поведения на рабочем месте.

Фотография: Yasmina H. Источник: Unsplash.com
Фотография: Yasmina H. Источник: Unsplash.com

Есть ли жизнь вне офиса

Переход на «удаленку», начавшийся примерно в эти дни прошлого года, далеко не всем дался с легкостью, пусть и был полностью оправдан. В момент высокой неопределенности люди с готовностью терпели неудобства, надеясь, что помимо защищенности они наконец-то ощутят все преимущества работы из дома. СМИ и медиаплощадки подбадривали всех рассказами о том, сколько можно сэкономить, если исключить езду в офис, не тратить деньги на кофе и обеды. А еще писали об организации бизнес-процессов в формате дистанционки, объясняя, что выходить на связь можно откуда угодно — хоть с дачного участка в тапочках и шортах.

Летом многие действительно пользовались этими возможностями, а в ряде компаний и вовсе решили вывести из офиса большую часть сотрудников вне зависимости от того, как будет развиваться эпидемиологическая обстановка. Для бизнеса этот шаг стал частью антикризисных мер — помог срезать расходы на аренду и снять попутные траты на администрирование офисной жизни коллектива. Однако журналисты решили и далее нахваливать удаленку, предположив, что спрос на нее будет только увеличиваться.

Потом наступила осень, «вторая волна» и пик сокращений — существенная часть специалистов по тем или иным причинам не справилась с обязанностями, а кого-то уволили несправедливо. При этом люди поняли, что обустраивать быт и адаптироваться к новым условиям на основе «ванильных метрик» и советов бизнес-изданий получается плохо. Да и вопрос экономии средств и эффективности на этот раз приобрел совсем иной характер — личные расходы и конкуренция выросли, а существенного скачка уровня жизни и комфорта рабочей обстановки ждать не приходилось. Поэтому скептическое отношение к дистанционке у тех, кто ранее не был в полной мере знаком с подобным форматом работы, стало немного заметнее.

Работа из дома — не всегда продуктивнее…

Готовыми к домашней осаде оказались только те, кто был знаком с этим форматом и перешел на него задолго до начала 2020-го. Остальным пришлось осваиваться на ходу, и как бы ни пытались убедить всех в обратном евангелисты удаленки, местоположение влияло на работоспособность. К подобным выводам пришли и инженеры компании Okay Software, проанализировавшие более пятидесяти тысяч пулл-реквестов ИТ-компаний различной специализации и масштаба.

Они выяснили, что бездумное «размазывание» сотрудников по часовым поясам ведет к тому, что время, необходимое для изучения изменений в коде, увеличивается в разы: по их данным — с шестидесяти пяти минут до восьми с лишним часов. Проблемы с коммуникацией начинаются ровно в тот момент, когда речь заходит о более чем трехчасовой разнице — например, если сотрудник задерживается в командировке или отправляется в отдаленный от рабочего регион. Такие ситуации все мы наблюдали весной прошлого года: те, кто из-за ограничений или карантина выпадал из временного коридора, в котором трудились коллеги, тащил команду на дно, а потом «отваливался» сам, теряя работу в силу неорганизованности.

Фотография: Compare Fibre. Источник: Unsplash.com
Фотография: Compare Fibre. Источник: Unsplash.com

Предположения о том, что дистанционка избавляет от совещаний и позволяет с легкостью пересматривать график, тоже оказались не более чем очередным мифом как для новичков, так и для опытных «удаленщиков». Первые просто-напросто перенесли встречи из переговорок as-is в формат видеоконференций, при этом часто испытывали технические сложности и опаздывали на звонки. Как и в случае с часовыми поясами, они быстро «потянули» за собой всех остальных участников онлайн-митапов и тратили на планерки еще больше времени, чем в оффлайне.

Согласно отчету Национального бюро экономических исследований США, изучившего опыт трех миллионов ста сорока трех тысяч специалистов, трудящихся в шестнадцати городах Северной Америки, Европы и на Ближнем Востоке, на встречи в общей сложности уходило на одиннадцать процентов больше времени, чем в доковидный период, а длительность рабочего дня в среднем увеличилась на целых 48 минут.

…и не всегда комфортнее

Еще одно заблуждение заключалось в том, что большинству офисных сотрудников не составит труда обустроить рабочее место дома. Однако мало кто мог предположить, что сделать это придется всем взрослым в семье и практически единовременно. Весенняя ситуация как раз была такой и показала, что трудиться люди, конечно же, будут, но только не за удобным столом в домашнем кабинете. Даже когда обстановка стабилизировалась, бывшие офисные работники продолжили сидеть с ноутбуками прямо в постели — зачастую по «привлекательности» ей уступал даже кухонный стол. На этом фоне обсуждение правильного положения рук при работе с клавиатурой и другие нюансы быстро отошли на второй план. Люди начали страдать не только от неустроенности пространства, болезненных ощущений в спине, шее и даже травм, но и от недосыпа и хронической усталости. «Гигиена сна» оказалась полностью нарушена, и — как снежный ком — за ней следовала дезорганизация и спад в работоспособности.

Получается, что атмосфера офиса с ее гомоном, кофе-брейками и внезапными просьбами что-нибудь распечатать, настроить или помочь по личным делам коллег, не идет ни в какое сравнение с отвлекающими факторами в домашней обстановке. Опытные дистанционщики годами пытаются их обуздать: договариваются с близкими о распорядке дня, выделяют комнату, ее часть или даже балкон под рабочий кабинет и выстраивают коммуникацию с контрагентами.

Фотография: Dillon Shook. Источник: Unsplash.com
Фотография: Dillon Shook. Источник: Unsplash.com

Добиться идеальной комбинации этих элементов сложно даже за пару месяцев, чего уж тут говорить о кризисной ситуации, когда еще и дети были вынуждены учиться, не выходя из дома. В такой обстановке можно было на длительное время забыть о настоящем погружении в работу.

Что со всем этим делать

Большая часть «универсальных» преимуществ удаленки — для неподготовленной аудитории — оказались не более чем мифами. Однако это — не повод полностью отказываться от дистанционного формата работы. Вот несколько советов о том, как скорректировать ситуацию:

  • Если вы — руководитель, постарайтесь формировать команды, учитывая территориальное распределение сотрудников. Избегайте ситуаций, когда повторяющиеся процессы «завязаны» на людях, живущих в сильно отстоящих друг от друга часовых поясах.

  • Попробуйте воссоздать рабочую обстановку дома. Подумайте о том, как улучшать ее постепенно, чтобы не ломать себя и плавно трансформировать привычки.

  • При планировании онлайн-встреч будьте пунктуальны, даже если назначаете звонки в нерабочее время — у ваших коллег оно еще может быть вполне рабочим. Раньше езда в офис и обратно задавала ритм работы и отдыха, однако продолжительная удаленка все-таки не повод полностью отказаться от пресловутого work-life balance — и точно не повод заставлять других подстраиваться под ваш личный «скользящий график».

  • То, что дома все отвлекает от работы — не секрет. Иногда не спасает даже собственный кабинет или выделенное место. В этом случае обратите внимание на наш материал о скуке. Возможно, мелочи (вроде работающего в другой комнате телевизора), на которые вы привыкли не обращать внимание, — на самом деле бьют по вашей продуктивности сильнее всего. Если это так, улучшить ситуацию скорее всего получится без каких-либо усилий.


Другие материалы на Хабре на основе экспертизы «Актион 360»: