Подумать только: за какие то полвека мы были свидетелями зарождения, бешенной популярности и медленного забвения десятков стандартов записи музыки. Некоторые даже позабылись, давайте немного освежим память...
В начале 70х век патефонной записи уже закончился, но у многих в огромном количестве были пластинки и даже патефоны в рабочем состоянии. Грешен, много пластинок с друзьями перевели на "летающие тарелки".
Это было "золотое время" виниловых грампластинок. Причем на любой вкус и кошелек.
Массовая популярность винила в СССР держалась до середины 80х годов и была вытеснена кассетными магнитофонами. Однако винилу сохранили верность множество меломанов до сегодняшних дней. Стандарт имеет все шансы пережить вторую волну популярности.
Катушечные магнитофоны выпускались с 60х годов, но качество записи-воспроизведения было намного хуже грампластинок. Катушечники первого и высшего класса начали выпускать только в середине 70х, но для многих они были не по карману, поэтому шли на хитрость: записывали катушки на магнитофонах первого и высшего класса, а слушали на магнитофонах второго класса.
Популярность катушечных магнитофонов пошла на спад только в середине 90х. Однако есть ярые любители аналогового звука, которые до сих пор пользуются именно катушечными магнитофонами премиум класса, благо купить никаких проблем.
Хоть компакт-кассеты и придумали еще в 1963 году, но в СССР кассетные магнитофоны стали массовыми только в конце 70х. В первую очередь благодаря именно компактности и удобства использования в переносных магнитофонах. Популярность компакт кассет сохранялась до начала 2000х годов
В 1964 году появился формат кассеты (картриджа) на магнитофонной ленте 8 tracks (stereo 8). Благодаря более высокому качеству воспроизведения получил широкое распространение в Японии и США
Однако улучшение качества магнитных лент для компакт-кассет отобрало главный козырь этого стандарта и к середине 70х производство картриджей 8 tracks свернули.
В 1976 году фирма Sony выпустила новый формат аудиокассет: Elcaset. Широкая магнитная лента и скорость вдвое выше чем в компакт-кассете позволяло обеспечить качество на уровне лучших катушечных магнитофонов.
Естественно, размеры кассеты получились далеко не компактные. Стандарт немного опоздал-для компакт кассет освоили производство хромдиоксидной ленты, повысившие качество записи до приемлемого уровня. Массовому покупателю высший класс в обмен на удобство оказался не нужен. Через три года производство пришлось свернуть по причине низкого спроса.
В 1982 году появились компактные носители аудио в цифровом формате Compact Disc Digital Audio (CDDA), а по простому компакт-диски. Этой совместной разработке Philips и Sony пророчили роль убийцы всех форматов.
Формат действительно получил очень широкое распространение, но ему удалось "отжать" лишь часть рынка, да и то спустя почти десяток лет.
Следующей интересной совместной разработкой Philips и Sony стал формат записи DAT. В качестве носителя используется лента с обычной компакт-кассеты, а звук на него записывается в цифровом виде, да еще и наклонно-строчным способом. Лентопротяжный механизм практически мини видеомагнитофон
Формат задумывался как замена обычным аналоговым компакт-кассетам. Высокая стоимость и сложность конструкции не позволили формату достичь этой цели, хотя в сфере профессиональной звукозаписи использовался широко.
Для использования в быту, фирмы Philips и Matsushita, разработали упрощенный формат цифровой звукозаписи на магнитную ленту Digital Compact Cassette (DCC).
Размеры кассеты DCC были специально сделаны под размер аналоговых компакт-кассет. Это позволяло на магнитофонах воспроизводить и аналоговые и цифровые записи. Увы, покупателей вполне устраивало качество аналоговых кассет. Через 4 года выпуск свернули из-за низкого спроса.
Видя, что запись на магнитных лентах не сдает свои позиции, фирма Sony представила в 1992 году перезаписываемый формат звукозаписи: магнитооптический диск MD. Диск вмещал 80 минут записи и позволял быстро получить доступ к любому участку записи.
Стандарт не получил широкого распространения, хотя и производили довольно долго.
Феноменальный успех стандарта видеозаписи VHS не мог оставить равнодушным разработчиков аппаратуры звукозаписи. Были разработаны 6ти головочные видеомагнитофоны, где две головки отводились для звукозаписи Hi-Fi качества. Дальнейшим развитием стандарта стал формат S-VHS, на базе которого была разработан стандарт ADAT, который позволял записывать на видеокассету 8 аудиоканалов
На дальнейшее развитие индустрии звукозаписи кардинально повлияло выход на рынок стандарта сжатия звуковых данных MP3 и удешевление записывающих CD приводов. На стандартный CD диск стало вмещаться десятки часов музыки и уже мало кого волновало потеря качества при сжатии.
Видя такую популярность формата, подсуетились и производители, настала эра MP3 плееров
Интересной попыткой дать вторую жизнь компакт дискам было создание формата DataPlay. Перезаписываемый диск диаметром всего 32 мм. вмещал 500 мб информации.
Увы, успехи флеш-карт не оставили формату шансов.
Прогресс в производстве карт памяти превратил телефоны и смартфоны в музыкальный центр практически с неограниченной фонотекой.
Это мы рассмотрели только самые известные стандарты, а сколько еще было разработок, закончившихся мелкосерийным выпуском?
Это моя первая статья на Habr. Просьба ругать не сильно, но конструктивно. Буду рад советам и подсказкам.
igor-D
Всякие аудиофилы до сих пор слушают винил и считают это чем-то особенным. Они конечно еще провода слушают и прогревают, но это уже клиника)
ALF_Zetas
аудиофилы не в состоянии слушать Музыку — поэтому они слушают Звук ;)
aik
Тишину в паузах.