Эти уникальные проигрыватели винила выпускались почти 20 лет, а мы про них почти ничего не знаем. В 1930 году, в разгар царствования патефонных грампластинок из шеллака, немецкий инженер Карл Даниэль предложил использовать новый материал для записи звука- поливинилхлорид. Производители граммофонного оборудования и звукозаписывающие компании прохладно отнеслись к этой идее. (и так не плохо зарабатываем).
Так бы идея и заглохла, если бы у Карл не был владельцем собственной радио фабрики "TEFI". Почти 5 лет ушло на доработку идеи и начался выпуск совершенно нового носителя звука-виниловой ленты в кассете.
По сути использовалась та же технология грамзаписи: звуковая дорожка по спирали, игла для воспроизведения. Только звуковая дорожка была нарезана на гибкой закольцованной ленте и уложена в аккуратную бухту.
Карлу Даниэлю удается обойти грампластинки по качеству записи, по длительности (4 часа против 5 минут), по размеру, но рынок звукозаписи по прежнему равнодушен. Тогда Карл принимает решение продвигать технологию в одиночку. Его фирма "Tefi" выпускает проигрыватели и радиолы с устройством воспроизведения кассет "Тефифон", а реализация идет через сеть фирменных магазинов компании.
Маленькие кассеты-15 минут, средние-1 час, большие -4 часа.
У всех популярных исполнителей тех лет были долгосрочные контракты с звукозаписывающими компаниями. Карлу остается выпускать альбомы малоизвестных исполнителей и классическую музыку. Продажи идут неплохо, пока не появляются долгоиграющие виниловые пластинки со скоростью 33, 1/3 об/мин. в 1948 году.
Новый стандарт существенно улучшил качество воспроизведения, а самое главное увеличилось количество проигрывания диска без потери качества. Это было достигнуто благодаря резкому снижению давления иглы звукоснимателя на звуковую дорожку. Если у патефонов и тефифона давление иглы достигало до 100 грамм, то у долгоиграющих пластинок давление иглы было всего 1,5-5 грамм. Вот так выглядит игла на виниловой пластинке под микроскопом (увеличение в 1000 раз.)
кончик иглы затуплен. По мере износа стачиваются боковины , игла становится острой и начинает разрушать звуковую дорожку.
Звуковые дорожки разных стилей музыки выглядят по разному на пластинке
Пытаясь компенсировать падающий спрос на тефифоны, фирма начинает поиск зарубежных партнеров-дилеров.
В начале 60х начинаются поставки кассет и проигрывателей в США под маркой «Westrex» через Western Electric. Однако продажи в США тоже были очень скромными. В 1965 году производство кассет и проигрывателей тефифон прекратили.
Ушла эпоха, а с ним и технология, но идея продолжила жить и процветать переродившись в стандарт магнитофонных кассет TRACK 8. Первая кассета с магнитной лентой этого стандарта была представлена в 1964 году (на год позже компакт-кассеты). Вот сравните кассету TRACK 8 и Тефифон
Абсолютно одинаковый принцип, только виниловая лента заменена на магнитную. Кассеты TRACK 8 унаследовали от тефифона и главный недостаток-нельзя перематывать, не выдерживает нагрузку и рвется лента. Максимум можно ускоренное воспроизведение.
Стандарт аудио кассет формата TRACK 8 был очень популярен в Америке вплоть до 1982 года. Магнитофоны для кассет этого стандарта выпускали многие фирмы Японии и Европы. Даже в СССР выпускался магнитофон "Электроника АСС-1".
Что касается записи звука на ленте, то советский инженер Александр Фёдорович Шорин еще в 1927 году получил патент на механическое устройство записи звука на пленку. В качестве ленты он предлагал использовать стандартную 35 мм целлулоидную киноленту (другой в СССР и не было). При длине ленты 300 метров и более 50 дорожек, общее время записи составляло 8 часов. Аппараты "Шоринофон" промышленно начали выпускаться в 1932 году. Они и записывали и воспроизводили, поэтому использовались в качестве репортерского диктофона. Так же "Шоринофоны" использовали при съемках звуковых фильмов.
За это изобретение инженер Шорин получил Сталинскую премию Первой Степени.
Ранее статья публиковалась мной на канале Полезные Интересности.
HardWrMan
С первого взгляда — да. Но если присмотреться, то у тефифона есть потенциальная возможность перемотки: просто смещаем иглу поперёк ленты и всё. На магнитной ленте такой фокус, естественно, не прокатит. И, вроде как, тефифоны это могли. Это примерно как на обычной пластинке переставить иглу на другую песню. Просто принципиальное отличие в том, что тефи делает много полных кругов во время воспроизведения, а магнитный трэк 8 только один.
p_fox
"тефи делает много полных кругов во время воспроизведения, а магнитный трэк 8 только один"
С чего ты взял, что один?
"Трек 8" так называется, потому что там 8 дорожек. Точнее 4 стерео-дорожки.
А значит за одно воспроизведение лента делает 4 оборота.
HardWrMan
Да, верно. Только переключение механическое (автоматизация за счёт специальной металлизированной вставки для датчика), а значит это просто 4 независимых дорожек и неразрывную запись сделать невозможно. А у Тефифона дорожка непрерывная, как у пластинки.
Ну и по поводу перемотки, у Track 8 получается только 4 позиции, а у Тефифона можно теоретически попасть на любое кольцо, как у пластинки. А значит и смещение может быть точнее, чем 25% от общей длительности у Track 8 (12,5% для моноварианта, естественно).