Когда деревья были большими, компания Amazon.com Inc. продавала только книги, Apple Inc. продавал компьютеры, а Google был просто поисковиком. Те времена давно прошли, и каждая из этих компаний, а ещё Microsoft и Facebook в придачу, стала технологическим гигантом.
Критики Big Tech заявляют, что гиганты отрасли обладают слишком большой властью над жизнями и судьбами пользователей Интернета. Компании парируют, что они сталкиваются с огромной конкуренцией, часто между собой, и им необходимо продолжать внедрять инновации, чтобы оставаться актуальными в этой технологической круговерти.
Реальность, как показывают диаграммы на КДПВ, представляет собой симбиоз сотрудничества и конкуренции, который помогает определять масштабы и характер влияния крупных технологий. И этот симбиоз развивается и расширяется, поскольку компании не снижают накала конкурентной борьбы и всё чаще вторгаются на территорию друг друга, чтобы строить и защищать свои технологические империи. Технологические гиганты, располагая значительными ресурсами и имея впечатляющий масштаб, приобретают небольшие перспективные компании и стартапы, хантят самых талантливых специалистов и тем самым защищают себя от конкурентных угроз и открывают новые поля межкорпоративных сражений.
От переводчика
Недавно в рамках контент-плана нашей RegionSoft CRM пришлось погрузиться в пару ИТ-решений для бизнеса и внезапно обнаружились интересные корпоративные связи. Действительно, в последнее время связность технологических гигантов становится шире и интереснее, в то время как некоторые из них наоборот стараются не интегрироваться, а быть полностью независимым, в своей экосистеме. Поиск дошёл до «а как у них» и интересной статьи связей в Wall Street Journal. Ну а всё хорошее нужно тащить на Хабр.
Важное примечание
В подписи к картинкам есть слово «Frenemies». Это дихотомическое слово friend + enemy и в русском языке встречаются такие понятия как «заклятые друзья» и «закадычные враги». Есть и такое определение понятия Frenemies: отдельные дихотомические отношения, в которых вовлеченные стороны взаимодействуют иногда как лучшие друзья, а в других случаях как худшие враги в постоянном, вечном цикле. Этот термин используется для описания личных, геополитических и коммерческих отношений как между отдельными лицами, так и группами или учреждениями. Этот термин также описывает конкурентную дружбу. То что нам надо.
Хотя такой рост помог им стать менее зависимыми от технологических партнеров, меняющийся ландшафт продолжает порождать ожесточенное соперничество. Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг и генеральный директор Apple Тим Кук раскритиковали друг друга в заявлениях по самым разным вопросам, от конфиденциальности данных до тарифов за размещение приложений в маркетплейсах и сторах. Руководители Google и Microsoft недавно обменялись колкостями из-за практики размещения новостного контента и платежей издателям.
Однако связи между пятью компаниями разорваны не полностью: они продолжают консолидировать усилия в работе надо всем, от разработки программного обеспечения до защиты интересов отрасли. Помимо продвижения своих приложений и продуктов на платформах друг у друга, перечисленные компании в некоторых случаях связали и запутали свои бизнесы таким образом, что это даже привлекло внимание регулирующих органов.
Облачные вычисления
В то время как Amazon Web Services (AWS) продолжает оставаться крупнейшим игроком в области облачных вычислений, Microsoft и Google пытаются захватить его долю рынка. Facebook и Apple не предлагают услуги веб-хостинга другим компаниям, но, например, Apple размещает некоторые данные из своего облачного хранилища iCloud как в инфраструктуре AWS, так и на Google Cloud.
Онлайн реклама
Google и Facebook играют доминирующую роль в цифровой онлайн рекламе, Amazon, Microsoft и Apple также вкладываются в рост этого сегмента. Даже Amazon, имея свои конкурирующие цифровые рекламные сети, покупает рекламу на поиске Google по определенным ключевым словам, а Google является ведущим рефералом веб-трафика для значительной части сторонних продавцов Amazon. А вот отдельные соглашения об онлайн-рекламе между Facebook и Google, а также между Google и Apple подвергаются тщательной проверке в ходе судебных процессов в США.
Ранее Google отказывался комментировать конкретные условия своих сделок с Facebook и Apple.
Недавно Google заявил, что жалоба, поданная генеральным прокурором в 2020 году, искажает его соглашение с Facebook. Компания отдельно раскритиковала иск Министерства юстиции, охарактеризовав свое партнерство с Apple как ничем не отличающееся от других компаний соглашение по распространению программного обеспечения. Facebook о своем партнерстве с Google заявил, что такие отраслевые партнерства являются обычным явлением и что любые утверждения о том, что они мешают здоровой конкуренции, безосновательны. Компания Apple ранее отказывалась комментировать свое партнерство с Google.
Агрегирование новостей
Интернет-платформы давно интересовались новостями как способом привлечь пользователей. Это в дополнение к правовому давлению побудило компании платить издателям новостей за распространение их новостного контента. Microsoft и Google ведут словесную перепалку из-за своего отношения к производителям новостей, а Facebook и Google независимо друг от друга объявили о планах потратить на новостной контент $1 миллиард в течение трех лет. Apple с помощью службы Apple News + предлагает новостной агрегатор по платной подписке, в то время как у Microsoft есть доступ к новостному продукту через браузеры и приложения.
Видеоигры
Все пять компаний совокупно вложили миллиарды долларов в индустрию видеоигр, от публикаций сторонних приложений в сторах до разработки оборудования и игровых аксессуаров. Сегодня каждая компания предоставляет игровой сервис бесплатно или по подписке. Apple, которая управляет Apple Arcade, расстроила Facebook, Microsoft и Google ограничениями на облачные игровые сервисы в своем App Store. Некоторые сервисы также используют каналы распространения конкурентов для охвата потребителей: в Google Stadia можно играть на телевизоре Amazon Fire, а цифровой контроллер для Amazon Luna можно загрузить в Google Play.
Социальные сети и прямые трансляции
Facebook владеет одними из крупнейших социальных сетей в мире, но многослойность таких функций, как электронная коммерция и потоковая передача в реальном времени, переопределила конкурентные отношения компаний. YouTube от Google и Twitch от Amazon борются за сегмент прямых трансляций, но обе компании получают выгоду от того, что их приложения распространяются на торговых площадках друг друга. Принадлежащий Microsoft LinkedIn конкурирует с другими платформами в нише социальных сетей, но также борется с Facebook и Google за получение дохода от публикации вакансий.
Маркетплейсы приложений
Платформы для размещения приложений (они же маркетплейсы, сторы, магазины) - важнейшие шлюзы для доступа людей к программному обеспечению через Интернет. Естественно, что они всё чаще становятся предметом споров и дележа власти крупных технологических компаний. Apple и Google управляют крупнейшими торговыми площадками для мобильных приложений, но также распространяют свои собственные приложения через платформы друг друга. Facebook и Microsoft, которая управляет магазинами приложений для устройств Windows и консолью Xbox для видеоигр, ожесточённо спорили с Apple по поводу правил торговой площадки.
Пакеты корпоративного программного обеспечения
Рынок программного обеспечения для предприятий резко вырос за последние два десятилетия, и крупные технологические компании, в том числе такие, как Facebook, стали его поставщиками. Google и Microsoft активно и успешно борются за право предоставлять бизнесу ряд продуктов, включая электронную почту, календари и создание текстовых документов.
Обмен сообщениями (мессенджеры)
Компании предлагают конкурирующие продукты обмена сообщениями для частных потребителей и компаний, но в то же время полагаются на то, что их продвижение через платформы конкурентов дойдёт до целевых клиентов. Марк Цукерберг, глава Facebook, который предоставляет услуги обмена сообщениями через WhatsApp и Messenger, назвал Apple конкурентом в области обмена сообщениями и растущей угрозой конкуренции на других фронтах.
Ноутбуки и планшеты
Microsoft и Google входят в число компаний, которые начали стирать границу между продуктовыми линейками планшетов и ноутбуков. Amazon не производит ноутбуки (несмотря на то, что продает их на своей платформе электронной коммерции), хотя его планшет Fire конкурирует с продуктами Apple, Microsoft и Google и при этом устройство работает на базе операционной системы Android от Google.
Умные колонки и видеодисплеи
Умные колонки и видеодисплеи помогли внедрить технологию цифрового помощника на миллионы устройств по всему миру. Apple, Amazon и Google ведут жесткую конкуренцию в продаже своих умных колонок и дисплеев с поддержкой голосового управления. Portal от Facebook также конкурирует с устройствами в этой категории, имея на борту встроенные возможности Amazon Alexa. Amazon в свою очередь продает оборудование Portal на своей платформе электронной коммерции.
Умные часы и фитнес-трекеры
Покупка Google Fitbit привела к активизации продаж умных часов и фитнес-трекеров - категории, в которой Apple занимает значительную долю рынка, а Amazon привлекает покупателей своим продуктом Halo. Покупка Fitbit также включает элементы сотрудничества с Amazon: продукты Fitbit продаются в интернет-магазине Amazon, приложение для поддержки продукта доступно в магазине приложений Amazon, а Alexa интегрирована в некоторые устройства Fitbit. Facebook заявила, что работает над разработкой устройства для ношения на запястье, которое в конечном итоге могло бы синхронизироваться с разрабатываемыми компанией умными очками.
Смартфоны
В то время как все пять компаний производят программное обеспечение для смартфонов, сами телефоны производят только три компании. Apple — очевидный старожил компаний, производящих мобильные телефоны (конечно, среди пятёрки гигантов). Amazon не занимается смартфонами после безвременной кончины телефона Fire, но продает Pixel от Google и iPhone от Apple в своём интернет-магазине. Microsoft также вышла из бизнеса смартфонов несколько лет назад, а в последнее время вновь вошла в него со своим комбинированным телефоном-планшетом (складным планшетом) и планшетом Surface Duo.
В заключение хочется процитировать один из комментариев под исходной статьей: «Это не битва, это здоровая конкуренция в рамках постоянно меняющегося технологического ландшафта». Да, наверное, это и есть сам движок технологической эволюции: от такой гонки польза и самим гигантам, и их партнёрам, и, конечно, оконечным пользователям..
Минутка рекламы
RegionSoft — полностью самостоятельная российская компания, внутри которой есть целая линейка корпоративного ПО: универсальная десктопная RegionSoft CRM для малого и среднего бизнеса, геолокационный сервис RegionSoft GeoMonitor для отслеживания объектов на местности, RegionSoft CRM Media для телерадиохолдингов и операторов наружной рекламы, ZEDLine Support — простой и удобный облачный сервис для обработки обращений клиентов.
А, ещё у нас есть Дзен - мы упорно его ведём и там тоже уникальный авторский контент.
v1000
При этом Эппл почему-то любит расшатывать устоявшиеся устои, за что их сначала критикуют, а затем начинают копировать. Тут даже больше не про мотивацию, а про то, что крупная компания вообще поднимает некоторые вопросы, например, с приватностью, про которые в корпоративнй среде вообще забыли.