Когда начали строить новый красивый бизнес-центр недалеко от главной улицы города, мы с подругой были выпускницами престижного вуза и поступали в аспирантуру. Она задрала голову на этажи из стекла, бетона и металла и спросила: «Хотела бы работать в таком здании, в огромной корпорации?» «Ага, может когда-то», — кивнула я, думая об одной лишь карьере учёного. Но у жизни на моё «ага» были свои планы: я прошла и через корпорации, и через науку, и через вуз — и в итоге оказалась в малом бизнесе. В самой комфортной точке на протяжении моей карьеры. Здание достроено, в нём — межгалактические корпорации, но я ни за что не пойду туда работать: у меня есть веские причины сделать такой выбор.
Я могу бесконечно говорить о трёх вещах: об удалённой работе (привет, 8 лет), о книгах и о своём прочтении работы в малом бизнесе. Ровно 2 года назад я уже писала подробную статью о «большой любви к малому бизнесу», но осталось много недосказанного, что-то изменилось и сверху всего этого пандемия размашисто внесла свои неповторимые штрихи (будь она неладна).
Итак, 7 важнейших уроков, которые я вынесла из работы в малом бизнесе, а точнее в ИТ-компании, которая успешно разрабатывает одну из самых функциональных CRM-систем российского рынка.
Урок 1. Свобода и ответственность без границ
Свобода в небольшой компании — не случайное пафосное слово. Это масштабная функция, которая может оказаться как глотком свежего воздуха и фактором роста сотрудника, так и лучшим орудием уничтожения карьеры. Всё зависит от того, кому в руки эта самая свобода попадёт и не спутает ли он её со вседозволенностью и вечной халявой. Работая в малом бизнесе, сотрудники могут влиять на каждый рабочий процесс, выбирать инструменты работы, средства разработки, предлагать изменения и самому же их реализовывать. Я это видела и в рекламном агентстве, и в производственной компании, но в IT-компании это заметно как нигде.
Однако вслед за свободой наступает ответственность и в малом бизнесе она особенно ощутима: у тебя нет шансов перекидывать задачу по кругу, пока она не затеряется в Jira, нет возможности валить на заболевшего или уволенного сотрудника. Каждый сотрудник небольшой компании не просто винтик в машине, а целый технологический и организационный узел, сбой в котором моментально выведет из строя часть значимых процессов в команде. Да, в небольших компаниях есть и лентяи, и факапщики, и любители пофилонить, но как правило это слабые звенья, которых либо держат ради каких-то рутинных задач (которые никто не хочет на себе тянуть), либо быстро замечают и исключают из общей цепи.
Соотношение свободы и ответственности — это ключевой момент, о котором стоит подумать, устраиваясь работать в компанию. Если вы человек большой команды и вам нужен буксир, откажитесь от идеи идти работать в малом бизнесе. В большой корпорации в этом смысле выжить и удержаться несравнимо проще.
Урок 2. Гибкость в любых условиях
У больших корпораций есть много денег на масштабирование, эксперименты, развороты на рынке и т.д. Но мало кто из них выбирает такой путь. И дело не в том, что корпорация не верит в сотрудников или в рынок, — дело в том, что в ней настолько огромные и неповоротливые бизнес-процессы, что проще создать экспериментальный стартап или купить компанию-спутник, чем что-то реально изменить. В малом бизнесе чаще всего ресурсов меньше, но при этом есть гибкость: небольшие связи в процессах и сами процессы можно оперативно отрефакторить, пересмотреть и запустить. Огромный плюс в том, что нет никаких согласований с головным офисом, тучи согласующих, жёсткой системы субординации (хотя некоторые компании умудряются это учинить в коллективе на 30 человек — но это скорее исключение).
Малым ИТ-компаниям проще отвечать на запросы клиентов и вызовы рынка, находиться всегда лицом к пользователю. Например, мы постоянно развиваем нашу CRM на основе откликов и требований клиентов, вводим те продукты, которые актуальные для наших клиентов прямо сейчас: так, в пандемию вышел облачный сервис отслеживания, предназначенный для управления удалёнными сотрудниками (перемещение объектов, грузов, курьеров) GeoMonitor, а до этого для небольших сервисных служб появился ZedLine Support, предназначенный для лёгкой и быстрой работы с обращениями клиентов в облаке.
Опять же, во время форс-мажора планетарного масштаба малый бизнес в ИТ координировался и группировался активнее остальных: удалённая работа, командное взаимодействие, удалённые установки и т.д., всё было развёрнуто в большинстве компаний за 1-2 дня. При этом каждый ставил цель не просто работать, но и сохранить сотрудников, сохранить темпы разработки и создания услуг. Да, нам, айтишникам, в основной массе повезло чуть больше остальных, но и усилия были приложены немалые.
Урок 3. Учиться быть заметным и самостоятельным
Когда я работала в большой корпорации, я к великим своим бедам стала заметной для всех и слишком поздно поняла, что это неправильно. Пока я бодалась за справедливость, честные штрафы и прозрачные KPI в партнёрской сети корпорации, бесила половину коллектива своим занудством и перфекционизмом, мои двое молчаливых и кивающих коллег не просто получили руководящие места, но даже были удостоены отраслевой награды. Для меня их работа была настоящей итальянской забастовкой, но высокие начальники видели спокойных «надёжных» подчинённых. Было очевидно, что самостоятельность была не в чести, а инициатива… имела инициатора.
В малом бизнесе ты заметен всегда — хочешь ты этого или нет. Больше того, согласование часто происходит на бегу и ты должен совершенно самостоятельно принимать рабочие решения, в том числе затрагивающие финансы и бюджетирование. И если тебя спросят, ты обязан мотивированно объяснить своё решение — не оправдаться, не отмолчаться, а показать, что именно сделано. Быть самостоятельным на работе сложно, быть самостоятельным в команде (а малый бизнес очень чувствителен к команде и процессам внутри неё) ещё сложнее, потому что куча прокачанных и единоличных юнитов должна работать сообща, координироваться, договариваться. Быть заметным в компании, быть профессионалом и самостоятельно принимать решения — трудная ежедневная работа. Но она даёт плоды: после такой компании вы всегда и уже в любой компании будете ощущать себя не винтиком и не маленьким человеком, а полноценным профи, фактически ИП внутри конторы :-) Кстати, многим это может быть не по нраву — иногда эффективнее, практичнее и выгоднее быть просто очень хорошим исполнителем. Кстати, в небольших компаниях такие люди высоко ценятся.
Урок 4. Руководитель — прежде всего человек
Малый бизнес — не сказка и не мир иллюзий, руководители в нём встречаются разные: и настоящие лидеры, и гении, и деспоты, и самодуры, и первые среди равных. Однако каким бы ни был руководитель небольшой компании, он не наёмник, не исполнительный директор, а значит он переживает всей душой за то что происходит в компании. Если сотрудники не будут учитывать эту особенность, им придётся нелегко: это как прийти в чужой дом и отнестись к нему максимальное неуважительно, небрежно.
Чаще всего руководитель в бизнесе это увлечённый и вовлечённый человек, который не просто выслушает вас и подискутирует, но и готов пойти на любые изменения и новации, но только в одном случае: если вы способны адекватно оценить затраты и выхлоп задуманного. Швыряться деньгами и жечь бюджеты в малом бизнесе не получится — привыкайте к словам «эффективность», «результат», «реальные затраты», «альтернативы», «а что нам это даст». Без ответов на такие вопросы лучше даже не инициировать общение. Кстати, это одна из причин, почему многие коммерсы, маркетологи, продажники, пиарщики из крупных корпораций не идут в малый бизнес — им не сподручно работать без концепций, пятичасовых совещаний, космических бюджетов и сторонних исполнителей.
Урок 5. Корпоративный перфекционизм
Малый бизнес в ИТ делает по-настоящему крутые вещи и как правило предоставляет профессиональные, качественные услуги. Это свойство просто объяснить: компактность компании определяет высокую концентрацию навыков и опыта внутри команды. Дополнительно выигрывают компании, где сотрудники работают подолгу (например, у нас в РегионСофт сотрудники работают по 8, 12,15 лет и больше): опыт аккумулируется, наполняется новыми смыслами, впитывает инновации и при этом остаётся внутри компании. Таким образом, заказчики и клиенты всегда могут рассчитывать на высокую квалификацию разработчиков, поддержки, коммерческого блока. Кстати, дополнительный стимул «держать марку» — это необходимость сохранить позитивную повестку и деловую репутацию. Слишком дорого обходятся репутационные риски, в них лучше не влезать.
Небольшие ИТ-компании максимально близки к клиенту, работают с ним персонально и знают практически о каждой боли заказчика на своём опыте. Например, мы создаём CRM-системы и программные продукты для автоматизации бизнеса и работаем в каждом из этих продуктов ежедневно, тестируя их не только по тест-кейсам и тест-планам, но и на реальных боевых сборках, Если нам что-то не нравится, мы непременно это исправим — сотрудникам наших клиентов должно быть комфортно работать с нашими системами.
Немаловажно, что в небольших ИТ-компаниях почти нет никакой бюрократии и клиент достаточно легко может выйти на руководителя компании и решить свои вопросы и разрулить проблемы напрямую. Кстати, неплохая мотивация для сотрудников и отсылка к той самой заметности и самостоятельности из пунктов выше — лучше сделать сразу хорошо, не ждать, когда придёт шеф и задаст вопрос с максимальной конкретностью.
Урок 6. Ты меняешься как профессионал — и это не остановить
Работа в небольшой компании — удивительно странная штука с позиций карьеры. Ты прокачиваешь опыт, растёшь, обрастаешь управленческими навыками буквально на любой должности, но при этом твоя компания может быть известна только в своём сегменте рынка. И здесь очень интересная ситуация с переходом в другие компании: если HR профессиональный и умный, вас оторвут с руками, если так себе и не особо вникает, то от вас будут хотеть услышать: «Да я к вам из самого Яндекса (Гугла, Майкрософта, Теслы, Газпрома и т.д.» — лишь бы звучало). Но мы за умных, поэтому продолжим.
Итак, в крупных компаниях могут вообще не знать, на что способен сотрудник — например, я видела, как человек лет 9 назад вёл великолепный личный блог на Хабре, но в компании об этом даже не спросили и их вновь созданный блог вели наёмные копирайтеры. Конечно, это было и тактической, и финансовой потерей. В небольшой ИТ-компании так практически не бывает: любой навык можно раскрыть и предоставить в пользование компании, а заодно выйти на новый уровень.
Тесная обратная связь между сотрудниками, сотрудником и руководителем, компанией и клиентом гарантированно проходит ко всем ключевым участникам бизнес-процесса и каждый сможет не только выполнить работу, но и скорректировать свои дальнейшие действия. Благодаря открытости всех процессов и тесному взаимодействию, особенно с ведущими специалистами и руководителем, почти у всех сотрудников есть видение происходящего, режим многозадачности, представление обо многих аспектах ведения бизнеса - во всяком случае, если сам сотрудник этого захочет. Это даёт много бонусов: от быстрого профессионального роста до взаимозаменяемости сотрудников компании на случай отсутствия или форс-мажора. В таких ИТ-компаниях каждый сотрудник точно знает, ради чего он приходит на работу. В малом бизнесе ты всегда играешь роль, даже если кажется, что нет.
С карьерным ростом — интересная история. В крупной компании есть система продвижения - это мотивация и HR-функция, если тебя ценят или ты выгоден, повышение раз в несколько лет гарантировано (иногда и чаще). В небольшой компании ты не старший разработчик, тимлид или директор по маркетингу — ты Дима, Ирина, Миша, который умеет и может. Хотя, конечно, никто не против написать в трудовой и на визитке должность, о которой вы так мечтали.
Кстати, забавный момент: очень многие сотрудники компаний малого бизнеса (не только в ИТ, а вообще в любой сфере) хотят завести своё дело, глядя на шефа - кажется, всё очень просто, буквально играючи. Обычно такие попытки заканчиваются провалом, редко — успехом, но это показательная отличительная черта малого бизнеса от остальных компаний.
Урок 7. Во всём есть мера
Как ни парадоксально, малый бизнес не имеет права быть расхлябанной демократией. Если это допустить, анархия придёт на удивление быстро, процессы рухнут...и свобода вас встретит радостно у входа, и трудовую отдадут. Ладно, кроме лирики, в ИТ-компаниях (да и во многих других) есть и KPI, и регламенты, и многочисленные нормы и правила. Но у них есть важное отличие от больших компаний: все метрики адекватны, измеримы, выполнимы. Потому что это не спущенная сверху формальность, а реальная оценка работы каждого. Поэтому не нужно удивляться, если вы встретите в компании кучу формальностей. Это важно для поддержания работоспособности компании — и при правильном применении никак не мешает оставаться людьми.
Сегодня, 6 июня 2021 года, нашей компании RegionSoft Developer Studio исполнилось 20 лет. 20 лет автоматизации, разработки, помощи малому и среднему бизнесу, релизов, деплоев, рефакторинга, доверия, дружбы, понимания и умения не соперничать, а перенимать лучшее и формировать себя внутри команды и компании. Видите, сколько всего я намешала в одном предложении? Да так оно и есть: без этих компонентов успешную ИТ-компанию не создать. Каждый из нас работает для компании, каждый из нас делает компанию для тех, кто пользуется нашими программами в оперативной работе каждый день: таких компаний больше 7000. Мы повзрослели, возвели профессионализм в абсолют, но сохранили умение слышать клиентов, понимать друг друга и быть готовыми к любым вызовам. Ну, третий десяток, не подведи.
BojackHorseman
tl;dr